Меню Рубрики

Могильные муки из за мочи

Все наши хорошие и плохие деяния записываются ангелами, которые уполномочены на это Всевышним. Следовательно, мы непременно будем держать отчет за все эти деяния и в Судный день. Также наши деяния повлияют на пребывание в могиле. То есть нас ждёт воздаяние за хорошие деяния во время пребывания в могиле, а также могильные муки в качестве наказания за плохие деяния.

В книге «Фатх аль-аллям» пишется:

«Некоторые достойные люди говорили: «Кто желает спастись от могильных мук, должен придерживаться четырёх вещей и отказаться от других четырёх вещей.

Он должен придерживаться: своевременного совершения обязательного пятикратного намаза; милостыни (садака); чтения Корана; частого произношения «Тасбиха».

Эти все четыре деяния озаряют могилу и расширяют её.

Деяния, от которых он должен отказаться: ложь; обман; сплетни; брызги мочи;

Больше всего могильных мук бывает за пренебрежение к брызгам мочи».

Деяния, которых человек должен придерживаться:

1. Своевременное совершение обязательного пятикратного намаза

Намаз является одним из столпов Ислама и самым достойным действием, совершаемым человеком (телом). Намаз смывает грехи человека, очищает от прегрешений, оберегает от зла, ведёт к Раю.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«أَوَّلُ مَا يُحَاسَبُ بِهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ الصَّلَاةُ، فَإِنْ صَلَحَتْ صَلَحَ لَهُ سَائِرُ عَمَلِهِ، وَإِنْ فَسَدَتْ فَسَدَ سَائِرُ عَمَلِهِ»

«Первое, за что будут отчитывать раба в Судный день, – намаз. Если намаз будет исправным, исправными окажутся и остальные его деяния, а если нет, то и остальные деяния будут оцениваться соответствующе». (Табарани)

2. Милостыня (садака)

Передаётся со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَا نَقَصَتْ صَدَقَةٌ مِنْ مَالٍ

«Садака никак не уменьшает богатства. ». (Муслим)

То есть человек, оказывающий помощь неимущим, получит благословение свыше, и его затраты будут так или иначе компенсированы уже в этой жизни, или же он получит за это награду Всевышнего Аллаха в мире вечном.

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

اقْرَؤُا القُرْآنَ فإِنَّهُ يَأْتي يَوْم القيامةِ شَفِيعاً لأصْحابِهِ

«Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскресения он явится как заступник за тех, кто его читал». (Муслим)

4. Частое произношение «Тасбиха»

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«كَلِمَتَانِ خَفِيفَتَانِ عَلَى اللِّسَانِ، ثَقِيلَتَانِ فِي المِيزَانِ، حَبِيبَتَانِ إِلَى الرَّحْمانِ: سُبْحَانَ اللهِ وَبِحَمْدِهِ، سُبْحَانَ اللهِ العظيمِ»

«Есть два слова, которые любит Милостивый Аллах, и они легки для языка, а на Весах будут тяжелы:

((Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-’Азым))

«Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому!» (Бухари; Муслим)

Передаётся со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إنَّ الصِّدْقَ يهْدِي إِلَى الْبِرِّ وَإنَّ البرِّ يهْدِي إِلَى الجنَّةِ، وإنَّ الرَّجُل ليَصْدُقُ حتَّى يُكتَبَ عِنْدَ اللَّهِ صِدّيقاً، وإنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الفُجُورِ وإنَّ الفُجُورَ يهْدِي إِلَى النارِ، وَإِنَّ الرجلَ ليكذبَ حَتى يُكْتبَ عنْدَ اللَّهِ كَذَّاباً

«Поистине, правдивость ведёт к благочестию, а благочестие приводит к Раю, и, поистине, человек будет (постоянно) говорить правду, пока не запишут его пред Аллахом как правдивейшего. И поистине, ложь ведёт к греховному, а греховное ведёт к Огню, и поистине, человек будет (постоянно) лгать, пока не запишут его пред Аллахом как отъявленного лжеца». (Бухари; Муслим)

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса (да будет доволен ими обоими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَرْبعٌ منْ كُنَّ فِيهِ، كَانَ مُنافِقاً خالِصاً، ومنْ كَانتْ فيهِ خَصْلَةٌ مِنْهُنَّ، كَانتْ فِيهِ خَصْلةٌ مِنْ نِفاقٍ حتَّى يَدعَهَا: إِذَا اؤتُمِنَ خَانَ، وَإذا حدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا عاهَدَ غَدَرَ، وَإِذَا خَاصمَ فجَرَ

«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре свойства, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Тот, кто предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-либо), поступает вероломно (обманывает), когда заключает договор, и грешит (даёт ложные клятвы и выдвигает ложные обвинения), когда враждует (с кем-либо.) (Бухари; Муслим)

От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) переда`тся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يَدْخُلُ الجَنَّةَ نمامٌ

«Сплетник не войдёт в рай». (Бухари; Муслим)

4. Брызги мочи

Больше всего могильных мук бывает за пренебрежение к брызгам мочи.

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что (однажды) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), проходивший мимо двух могил, сказал:

إنَّهُما يُعذبان، ومَا يُعَذَّبانِ في كَبير

«Поистине, их (тех, кто лежит в этих могилах) подвергают мучениям не за большой грех».

То есть это грех, которому ни тот, ни другой не придавали никакого значения, а перед Всевышним Аллахом это является серьезным грехом.

В той версии хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

بلى إنَّه كبيرٌ؛ أمَّا أحدهُما فَكانَ يَمْشِي بالنَّمِيمَةِ، وأما الآخَرُ فَكانَ لا يستترُ مِنْ بولهِ

«Но всё же грех каждого из них является тяжким. Что касается одного из них, то он распространял сплетни, что же касается другого, то он не остерегался собственной мочи». (Бухари; Муслим)

То есть он либо не очищался от мочи, попадавшей на тело и одежду, либо не стеснялся удовлетворять свои естественные потребности на глазах у людей.

Поэтому человеку следует делать первые четыре деяния и стараться не пропускать ни одного из них; и, конечно же, он должен отказаться от других четырех деяний, ибо только тогда он может спастись от могильных мук.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

источник

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Умершие испытывают могильные мучения и это слышат животные». К неверным приползают 99 больших змей и мучают их до Судного дня.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы остерегайтесь от попадания мочи на тело и одежду, в основном могильные мучения бывают из-за этого». Могильные мучения бывают за три вида греха:

1. За хулу и поклёп (гибат). 2. За сплетни. 3. За мочу.

Проходя мимо одной могилы и услышав мучения покойника, Пророк (мир ему и благословение) сказал, что тот человек, из могилы которого слышались стоны, был сплетником. Пророк (мир ему и благословение) попросил, чтобы ему принесли свежую зелёную ветку и, воткнув её в землю могилы, сказал: «Надеюсь, что пока эта ветка не высохнет, его не будут мучить».

Когда похоронили Сааду, сына Муаза, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Никто не спасётся от сжатия могилой, а если бы спасся, то это был бы Сааду. Сначала его сжали до размера зёрнышка, а потом, по моей просьбе, Аллах его оставил. Сжимали его за пренебрежение к моче».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ещё сказал: «Могила будет сжимать всех, даже моих сыновей Касыма и Ибрагима, кроме Фатимы, матери Али Асхаба». Айша (да будет доволен ею Аллах) заплакала, когда увидела маленького ребёнка, которого несли хоронить. Когда её спросили, почему она плачет, она сказала: «Я плачу оттого, что могила будет сжимать его». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Пророку (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха, мне нет никакого спокойствия и наслаждения от мирского после того, как услышала о сжимании могилой». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О, Айша, голоса Мункара и Накира бывают в ушах верующих, как сурьма на глазах: им нет никакой опасности от этого, поскольку сжимание могилой для них будет как сжимание больной головы ребёнка матерью. От этого у него не будет трудностей. Но, Айша, тому, у кого возникают сомнения в вере, будет очень плохо, и могила будет сжимать его, как яйцо, попавшее между двумя скалами. Ведь земля является матерью, так как человек создан из неё. Поскольку человек до смерти отдалён от земли, она будет сжимать его, как мать после долгой разлуки прижимает к своей груди желанного сына. Богобоязненного человека могила сжимает с милостью. А непослушного сжимает сердито, безжалостно. Человека сжимают настолько, насколько он грешен. Сааду сжимали потому, что у него бывали оплошности с мочой».

Пророкам такие мучения не бывают, потому что они безгрешны.

Фатима, дочь Асада (мать Али Асхаба), спаслась от этого, потому, что Пророк (мир ему и благословение) очень любил и уважал её за то, что она сильно уважала его, когда Пророк (мир ему и благословение) находился на попечительстве у Абуталиба, её мужа. Когда она умерла, Пророк (мир ему и благословение) лег в её могилу и попросил Аллаха, чтобы Он избавил её от могильных мучений.

Об этом один из имамов рассказал следующее.

После смерти, до попадания в Рай или Ад человека держат в двух местах:

1. В могиле: там его допрашивают, а потом, если верующий — его душа попадает в Иллиюн, а если неверующий — в Сижжин.

2. На Махшаре (место сбора людей в день Суда) проводят ревизию его деяний. Если хорошие деяния превосходят плохие, то его отправляют в Рай, если плохие превосходят хорошие — в Ад. Некоторые говорят, что допрос Мункар-Накира бывает только для нашей уммы, а некоторые говорят, что для всех людей, так как их пророки оставляли неверных и им не было повеления от Аллаха бороться с ними, а Всевышний Аллах посылал им мучения на этом свете. Когда послали нашего Пророка (мир ему и благословение), наказание за неповиновение Аллах отсрочил до Судного дня, благодаря уважению к нашему Пророку (мир ему и благословение). Поэтому Аллах отправляет ангелов в могилу допрашивать с целью отделения верующих от лицемеров.

источник

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, мир ему и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам!

Смерть – это неопровержимая истина, в которой нет никакого сомнения. Кто может опровергнуть смерть? Могильные мучения станут воздаянием за совершённые грехи. Да убережёт нас Всевышнийот них!

Какие же поступки приведут к могильным мучениям? Всевышний и Его Посланник (мир ему и благословение) оповестили нас о том, что станет причиной могильных мук:

1. Неверие в Создателя, отрицание существования Творца. Как известно неверие является одной их главных причин всех грехов. Любой грех прощается при искреннем раскаянии, кроме неверия (смысл):

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, прощает другие грехи, кому пожелает» (Коран, 4:116).

В хадисе Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), говорится: «Мы были с Пророком (мир ему и благословение) у ограды владения племени ан-Наджар, когда проходили мы возле шести (пяти или четырёх) могил, мул Пророка (мир ему и благословение) вздрогнул так, что чуть не скинул его с себя. Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Кто знает тех, кто тут похоронен?». Ему ответил мужчина: «Я». Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Как они умерли?», тот ответил: « Они умерли в многобожии». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, община будет испытана в могилах, и если бы это, не должно было быть скрыто от вас, то я попросил бы Аллаха, чтоб Он позволил вам услышать то, что слышу я из могильных мучений. ». Затем он повернулся к нам лицом и сказал: « Просите защиты у Аллаха от мучений огня», и мы попросили защиты, затем он сказал: «Просите защиты у Аллаха от мучений в могиле. » (имам Муслим).

Посмотрите, как испугалось животное, на котором сидел Пророк (мир ему и благословение), почувствовав наказание людей, находящихся в могиле?

2. Лицемерие. Всевышний говорит о лицемерах:

«Среди бедуинов, живущих в окрестностях Медины, есть лицемеры, которые не уверовали, но скрывают это и притворяются верующими. И среди жителей Медины также есть лицемеры, которые так искусно скрывают своё лицемерие, что и ты (о Пророк!) их не распознаешь, но Аллах знает, какие они на самом деле, и Он их накажет дважды в земном мире: один раз Он поможет вам одержать победу над вашими врагами, которая лишит их покоя, и второй раз, когда Он разоблачит лицемерие этих людей. Затем они будут возвращены в последней жизни к великому наказанию в адском мучительном огне». (Коран,9:101).

3. Пренебрежительное отношение к очищению от мочи и сплетни. В хадисе, рассказанном со слов Ибн Аббаса, сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение) проходил мимо двух могил и сказал: «Сейчас эти двое получают наказание, и наказывают их не за то, что было обременительным. Один из них не пытался уберечься от брызг мочи, а второй разносил сплетни». Затем он взял сочную пальмовую ветвь, разделил её пополам и воткнул по половинке в каждую могилу. Люди спросили его: «О, Посланник Аллаха, зачем ты поступил так?» Он ответил: «Может быть, их страдания облегчатся, пока эти веточки не высохнут» (приводится в книге « سنن أبي داود »). Халатное отношение к попаданию мочи на тело или одежду, может привести к тому, что намаз таких людей будет не принят, что влечёт за собой наказание в могиле. Намеренное распространение сплетен с целью поссорить людей приносит огромный вред, так как доверие в обществе начинает исчезать. Сколько родственных уз было разорвано из-за сплетен, сколько семей распалось по причине сплетен.

4. Другой серьёзной причиной для могильного наказания является поклёп, хула, т.е. обсуждение людей и их недостатков за их спинами, унижение их достоинства, чести, репутации и т.д. Коран запрещает подобного рода действия:

«…не злословьте за спиной друг друга. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение» (Коран,49:12).

5. К грехам, являющимся причиной могильных мук, учёные отнесли невыплату закята, имея на то возможность. Закят – это один из пяти обязательных столпов Ислама, поэтому и наказание за его невыполнение также будет суровым. В хадисе, который передают имамы аль-Бухари и аль-Муслим, говорится:

«На того хозяина золота и серебра, который не выплачивал с них то, что положено (то есть закят), в Судный день будут наложены пластины из огня, которые будут нагреваться в огне адском и будут жечь бок его, лоб и спину; всякий раз, как будут они остывать, будут восстанавливаться, в день, величина которого пятьдесят тысяч лет, пока не совершится суд над рабами, и будет видна дорога его или в рай, или в огонь адский».

6. Неоказание помощи притеснённому.

В хадисе, переданным от ибн Мас’уда говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Один из рабов Всевышнего был наказан в могиле сотней ударов плети, он не переставал просить о помощи, пока не остался последний удар. После нанесения этого удара, его могилу наполнили огнём. После того, как огонь был устранён, он спросил: «За что меня наказали ударами плети?». Ему ответили: «Ты совершал намаз без омовения и оставил без помощи притеснённого» (приводят ат-Тахави в книге « مشكل الآثار », Хафиз ибн Ахмад аль-Хаки в « معارج القبول بشرح سلم الوصول إلى علم الأصول »). Имам аль-Касталани отмечал: «Если положение непомогающего притеснённому таково, что же будет с притеснителем?»

Читайте также:  Цилиндры в моче у младенца

7. Гордость и высокомерие.

«Опусти своё крыло перед верующими, которые следует за тобой (будь добр и милосерден к ним)» (Коран,26:215).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, у кого на душе капля высокомерия, не сможет войти в Рай». Из сподвижников Пророка Малик ибн Мирара говорил: «О, Пророк! Человек хочет, чтобы его платья и обувь были красивыми». В ответ на это Пророк повелел: «Аллах красивый и любит красоту. Высокомерие – это не признавать истину и смотреть на людей свысока».

О степени греховности лжи, говорит тот факт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упомянул ложь вслед за двумя большими видами греха: «Разве я не сообщал вам, какие грехи самые тяжкие? Это придание Аллаху сотоварищей и непослушание родителей, а также ложное слово и лжесвидетельство».

9. Оставление Корана после его изучения, и сон, из-за которого пропускается обязательная молитва.

В этом же хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: «… мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем (в руках) стоял другой человек, бросавший этот камень на голову (лежавшего) и разбивавший её. И (после того, как он наносил ему удар) камень откатывался в сторону, а (этот человек) шёл за камнем и (снова) брал его, и ещё до того, как он возвращался, голова (первого снова становилась такой как прежде), после чего он (снова подходил) к нему и делал с ним то же, что и в первый раз.

Я сказал им: «Субханаллах! Кто эти двое?». В конце этого хадиса приводится ответ: «Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это человек, который учил Коран, а потом забывал его, и он спал, упустив обязательную молитву» (имам Аль-Бухари).

Ибну Хабирата говорил: «Отвержение Корана после заучивания его, – великое преступление, … когда он отверг почётнейшее из вещей, – подвергся наказанию в почётнейшей из его частей тела, то есть в голове».

10. Ростовщичество также является грехом, за которое человек понесёт суровое наказание, в том числе и в могиле:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну» (Коран, 2:278-279).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах проклял того, кто отдавал (деньги в долг) под проценты, брал (деньги в долг) под проценты, кто являлся посредником между ними, и того, кто был свидетелем этой сделки!»

11. Прелюбодеяние. Всевышний Аллах запретил не только само прелюбодеяние, но и действия, которые приближают к этому ужасному греху:

«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (Коран,17:32).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В то время, когда (верующий) раб совершает прелюбодеяние, то его иман (вера) выходит из него и висит над ним как тень, а когда он заканчивает, то иман возвращается в него».

12. Призыв к совершению благих поступков и несоблюдение того, к чему призываешь.

О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? (Коран, 61:2)

Разве подобает верующим поступать таким образом? Кто может быть более ненавистным Аллаху, чем тот, кто провозглашает то, чего не выполняет сам? Всякий, кто учит людей добру, должен быть в числе первых, кто совершает его. А тот, кто предостерегает других от зла, должен в первую очередь сам избегать его.

Приводится у хафиза Байхаки: «В ночь вознесения, я подошёл к народу, которому отрезали губы огненными ножницами . я спросил, кто они? Мне ответили: «Это проповедники из твоей уммы, которые говорят то, что сами не делают, читают Книгу Аллаха, но не руководствуются ею»».

13. Несоблюдение поста в месяц Рамадан. В хадисе, рассказанном ибн Аббасом, сказано: «Три основы Ислама взаимосвязаны: свидетельство о том, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, намаз, пост в месяце Рамадан. Кто, отрицая оставит хоть одну из них, тот – кяфир (неверный)».

В хадисе сказано: «Кто не соблюдает пост один день в месяце Рамадан без уважительной причины (узр), тот не восполнит упущенное вознаграждение, даже если будет держать уразу ради Аллаха всю жизнь».

источник

Комментарий имама Акмалюддина аль-Бабирти к «Завещанию» («аль-Васыйя») имама Абу Ханифы: Урок 34. Вера в могильные муки

Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:


Д
опрос Мункара и Накира – это истина, согласно хадисам.

Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:

Общее правило, касающееся вопросов «ас-самꞌият» таково: во все, что пришло в Шариате и рационально допустимо само по себе, обязательно верить.

«Ас-самꞌият» (или «аль-гайбият» – то, что скрыто от нас, невидимо нами) это третий раздел науки акыда после «иляхият» – тем, связанных с Всевышним Аллахом – и «нубувват» – вопросов, касающихся пророков, мир им. «Самꞌият» – это все вопросы, знание о которых невозможно получить иным способом, кроме как из Корана и сунны, то есть разумом мы не способны прийти к знанию о них. Это вера в ангелов, джиннов, существование души, Судный день, рай, ад и т.п.

И нет сомнения в рациональной допустимости этих вещей, и сообщения о них имеют степень «таватур». Среди этих тем – обязательность веры в могильные муки, которые постигнут кафиров и некоторых мусульман-грешников. В мертвые тела будет возвращена жизнь, но мы не можем уверенно говорить, будет ли им возвращена душа. Есть мнение, что это будут муки для души, согласно другому мнению, муки будут телесные, а согласно третьему, для тела и души вместе. Поэтому неправильно углубляться в вопрос о способе могильных мук.

И основа в этом – слова Всевышнего Аллаха о народе Нуха, мир ему:

И частица «фа» указывает на последовательность без отсрочки во времени. Это все случится с ними в этой жизни, поскольку они были потоплены в этой жизни, значит, и ввергнуты в огонь они будут тоже в этой жизни.

Также основа – слова Аллаха о слугах Фараона:

Также – слова Аллаха, который передает слова кафиров:

«(Они скажут): «Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы, и дважды Ты оживил нас»» (сура «Гафир», аят 11).

Этот аят указывает на то, что в могиле их ожидает новая жизнь и новая смерть.

Также – слова Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует:

«Очищайтесь от мочи. Поистине, большая часть могильных мук от этого».

То есть от небрежности к очищению от мочи. Хадис привел ад-Даракутни в «Сунан» (459 и 466), ат-Тахави в «Шарх мушкиль аль-асар» (5194), ат-Табарани в «аль-Кабир» (11120), Ахмад (2/326, 388, 389), а также Ибн Маджа (348) в форме: «Большая часть могильных мук из-за мочи» с достоверным иснадом.

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о Саꞌде ибн Муꞌазе:

«Земля давила на него, так что его ребра вошли друг в друга».

В других версиях хадиса говорится, что затем Аллах помиловал его. Хадис привели аль-Куртуби в «ат-Тазкира» (т. 1, с. 154) и аль-Манави в «Файд аль-Кадир» (т. 5, с. 424).

Кроме того, передается, что он, да благословит его Аллах и приветствует, однажды вышел после захода солнца и, услышав звук, сказал: «Это иудеи мучаются в своих могилах».

Передал аль-Бухари (1375) и Муслим (2869).

Хадисов о могильных муках так много, что и не счесть.

Отрицавшие могильные муки приводили как довод слова Аллаха об обитателях рая:

Смысл: «Они там не вкусят смерти после первой смерти» (сура «ад-Духан», аят 65).

Они (отрицавшие могильные муки) считали, что этот аят свидетельствует, что обитатели рая испытали только одну смерть, и, если в могиле была бы еще одна жизнь и еще одна смерть, то они испытали бы две смерти, а это очевидно противоречит ясному аяту.

Также как довод они приводили слова Аллаха:

Смысл: «И ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (сура «аль-Фатыр», аят 22).

Этот аят означает (по их мнению), что нельзя заставить слышать тех, кто находится в могиле, и, если бы похороненный в ней был жив, то можно было бы заставить его слышать, а это противоречит аяту.

Мы ответим на первое (сомнение): смысл аята в том, что блаженство рая не прекратится подобно тому, как прекратилось блаженство земной жизни.

А на второе (сомнение): невозможность заставить услышать тех, кто в могиле, не означает, что похороненные вообще лишены способности к восприятию.

Что касается допроса Мункара и Накира, то его отрицали джахмиты и некоторые муꞌтазилиты, поскольку они считали, что допрашивать тех, в ком нет жизни – абсурд.

Мы (ахлю-с-сунна) на это отвечаем, что это возможно, если душа вернется в тело.

Но как было сказано выше, мы не можем однозначно утверждать, как именно это происходит.

Или же это возможно при создании (Аллахом) жизни в мертвом без возвращения души, так чтобы он мог понять вопрос и ответить на него.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда мертвого похоронят, к нему придут два иссиня-черных ангела, одного из них зовут Мункар, а другого – Накир. Они спросят: «Что ты говорил об этом человеке?» Он ответит: «Это раб Аллаха и Его посланник. Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник». Они ему ответят: «Мы знали, что ты скажешь так». Затем расшириться могила его на 70 локтей в длину и ширину. И будет освещена его могила, и скажут ему: «Спи». Однако он ответит: «Я вернусь к семье своей и оповещу их». Они же скажут в ответ: «Спи, подобно тому, как спит невеста, которую не разбудит никто, кроме ее любимого». И так будет, пока Аллах не воскресит его из этой постели. А если он был мунафиком, то ответит: «Я слышал, что говорили люди, и я, не понимая, повторял их слова». Они скажут: «Мы знали, что ты скажешь это». И будет приказано земле: «Мучай его». И земля станет мучать его, и ребра его войдут друг в друга. Его будут наказывать так, пока Аллах не воскресит его из могилы».

Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

P.S. Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz.

Прежде всего, мы просим мусульман отнестись с уважением к чужому труду и принять материалы, публикуемые на данном сайте, как аманат.

источник

Мучениям подвергнутся и душа, и тело человека в единстве

Есть ли мучения в могиле? Что служит для этого доказательством?

Когда говорят о мучениях в могиле, то имеют в виду те мучения, которым Аллах Тааля намерен подвергнуть своих рабов. Человек может быть похоронен в могиле, или же не быть похороненным, затонув в море, или же сгореть и превратиться в пепел, может быть съеден хищными зверями или проглочен огромной рыбой, в любом случае, нет никакого сомнения в том, что он испытает мучения, если это ему суждено. По мнению ахли-Сунны, этим мучениям подвергнутся и душа, и тело человека в единстве. То есть испытывать мучения будет не только человеческая душа. Напротив, будет мучиться и тело. Это произойдет так: душа будет возвращена в тело и месте с телом будет испытывать мучения, установленные волей Аллаха. Независимо от того, принадлежал человек к умме Мухаммада или нет, эти мучения коснутся всех грешных мусульман, неверующих и лицемеров-мунафиков. Для некоторых из них эти мучения будут непрерывными, то есть продолжатся вплоть до Судного дня. А для мусульман, совершивших мало грехов, они будут прерывистыми и легкими. И не будут длиться до киямата. Благодаря молитвам-ду’а с пожеланием добра и совершенным благодеяниям, носящим характер непрерывной милостыни, эти мучения могут быть остановлены или облегчены.

В наших книгах имеется множество доводов, свидетельствующих о мучениях в могиле. Некоторые наши грамотеи с модерновой головой утверждают об отсутствии мучений в могиле, но все используемые ими доводы уже когда-то выдвигались сектой мутазилитов. И ответом для них будут данные мутазилитам ответы ахли-Сунны. Кемаль ибн Абу Шариф (ум. в 906 г. хиджры) в своем труде под названием “Аль-Мусамара” писал о том, что хадис-шарифы по этой теме достигают уровня “мутаватир аль ма’нави”.

Всевышний Аллах благоволит:

«Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!»

Ибн Аббас (р.а.) передал, что однажды проходя мимо двух могил, Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Они оба испытывают мучения. Однако их мучения не по причине больших грехов. Один из них не предохранялся от (попадания) мочи, а другой распространял сплетни».

Досточтимая Аиша передала, что однажды к ней зашла одна иудейка. Говоря о мучениях в могиле, она сказала: «Пусть Аллах защитит тебя от мучений в могиле!»

Аиша (да будет Аллах ею доволен) также спросила у нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о мучениях в могиле, на что он ответил: «Да, мучения в могиле истинны». В продолжении своего рассказа досточтимая Аиша говорит: «После этого я ни разу не видела, чтобы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал намаз, сразу после него не попросив у Аллаха защиты от мучений в могиле».

Когда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился вместе с нами в одном саду, принадлежащем Бани Наджару, внезапно мул, на котором он сидел, испугался чего-то и закачался, еще бы немного, и он скинул бы нашего Господина. Смотрим: перед нами пять или шесть могил.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто-нибудь знает тех, кто лежит в этих могилах?» Когда один человек сказал: «Я знаю», он еще раз спросил: «Давно ли они умерли?» Человек ответил: «В эпоху многобожия». После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: «Эта община будет подвергнута мучениям в могиле. Если бы я не боялся, что после этого вы не станете хоронить друг друга, то помолился бы Аллаху, чтобы дал вам услышать мучения в могиле, как я слышу их сам».

Читайте также:  Кровь в моче при пороке сердца

А затем он велел: «Просите у Аллаха защиты от мучений в могиле!» Находящиеся там сказали: «Просим у Аллаха защиты от мучений в могиле!» Алейхиссаляту вассалям снова сказал: «Просите у Аллаха защиты от мучений в Геенне!» Все повторили: «Просим у Аллаха защиты от мучений в Геенне!» «От всякой фитны, открытой и сокрытой, просите у Аллаха защиты!» ‒ сказал, и все за ним повторили: «От всякой фитны, открытой и сокрытой, просим у Аллаха защиты!» И велел им снова: «От фитны Даджаля ищите прибежища у Аллаха!» И каждый сказал: «От фитны Даджаля ищем прибежища у Аллаха!»

Передают, что хазрати Али (да будет Аллах им доволен) говорил: «До ниспослания этого аята мы сомневались в существовании мучений в могиле: «Страсть к приумножению увлекает вас, пока вы не посетите могилы. Но нет! Скоро вы узнаете! Еще раз нет! Скоро вы узнаете!» (Сура «Такасур», 102:1-4).

Имама Тахави (ум. В 321 г. хиджры) приводит данный риваят, а затем говорит: «Этот хадис является доказательством мучений в могиле. Хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относительно того, что он искал прибежища у Аллаха от мучений в могиле, достигают уровня мутаватир».

Как видим, отрицание истинности мучений в могиле равносильно отрицанию множества хадис-шарифов, достигших уровня мутаватир. По мнению некоторых ученых, такое отрицание влечет за собой неверие. В таком случае, какое отношение к религиозным знаниям могут иметь утверждения некоторых людей, которые действуют подобно мутазилитам и говорят, что по данной теме нет ясных аятов, а имеющиеся хадис-шарифы они словно не замечают?

Господь наш! Просим Твоей защиты от зла этих людей и от мучений в могиле.

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями, сделайте репост на Facebook!

источник

Грехи, за которые совершающий их будет подвержен мучениям в могиле.

Вопрос номер 46068: За совершение, каких грехов, человек будет подвержен могильным мучениям?

Ответ : Хвала Аллаху.
Ранее уже упоминались эти причины, в ответе на вопрос номер 45325, здесь мы так же постараемся упомянуть эти прегрешения.

1- Придавание Аллаху сотоварищей (Ширк) и неверие в Него.

Сказал Аллах Всевышний о семье Фараона: « Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» сура Гафир 46 аят.

А так же Аллах сказал: «Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями» . Сура А`нам 93 аят.

Когда приходит к неверующему человеку предсмертная агония, ангелы возвещают ему о его наказании, об оковах и железных ошейниках для него, о цепях и огне, о Гневе Аллаха над ним, и тогда душа этого неверующего, начинает рассеиваться по телу и ослушаться ангелов, отказываясь выходить. И тогда ангелы начинают бить, пока не выйдет его душа из тела, говоря: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями» . Сура А`нам 93 аят.
Указанием на то, что многобожие (ширк), одно из причин наказания в могиле, является хадис Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), рассказавшего: » Были мы однажды с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) у ограды владения (сада) племени бану Наджар, и вдруг, когда проходили мы возле шести (пяти или четырёх) могил, встрепенулся мул Пророка, да так, что чуть не скинул его с себя. Спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто знает похороненных здесь людей?», ответил ему один мужчина: «Я». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: » Когда умерли они?», тот ответил: » Умерли в многобожии «. Далее сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, эта умма будет испытана в могилах, и если бы не то, что это, должно быть скрыто от вас, то я попросил бы Аллаха, чтоб Он позволил вам услышать то, что слышу я из могильных мучений. «. Затем он повернулся к нам лицом и сказал: » Прибегайте к Аллаху от мучений огня «, и мы прибегнули к Аллаху от этого, затем он сказал: » Прибегайте к Аллаху от мучений в могиле... Приводит Имам Муслим 2867.

Слова: » Умерли в многобожии «,- это доказательство того, что за этот великий грех, люди будут подвержены могильным мучениям.

2 — Лицемерие.

Лицемерие, — это так же одна из причин могильных мучений.
Лицемеры, являются наиболее заслуживающими могильных мучений из людей, а как же может быть по другому, ведь они обитатели самого нижнего (уровня) Ада.
Сказал Аллах Всевышний: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения». сура Тоуба 101 аят.
Сказал Катада и Рабиа ибн Анас о Слове Всевышнего: «. и подвергнем их мучениям дважды. » Одно из них в этом мире, а другое мучение в могиле.
Так же в известном хадисе о вопросе двух ангелов (Мункара и Накира) и могильных испытаний, ясно пришло слово «лицемер», как в хадисе у Имама Бухари 1374, от Анаса: «. а неверующему и лицемеру скажут. «.

3 — Измерение Шариата Всевышнего Аллаха, запрещением того, что Он дозволил и дозволением того, что Он запретил.

Доказательством на то, что это отклонение от Шариата является причиной могильных мучений, слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я видел Амру ибн `Амира аль- Хузаи, волочащим свои кишки в огне, он был первым из тех, кто отстранялся (считая его священным) от своего домашнего животного«. Приводит Бухари 4623.
Под «домашним животным» имелись в виду верблюдицы и коровы, которых не седлали и не употребляли в пищу (считая их запрещенными для этого).

А некоторые из многобожников, давали обеты, клялись своим имуществом, в последствии делали его неприкосновенным (запретным для них).
Сказал Шейх Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах): » Арабы из потомков Исмаила и другие, которые жили по соседству с Каабой построенной Ибрагимом и Исмаилом (мир им), были единобожниками, на религии Ибрагима до тех пор, пока не изменил её один из вождей племени аль-Хуза`а, и это Амру ибн Лухай, он первый кто изменил религию Ибрагима (мир ему) внеся идолопоклонничество, и запрещение того, что не запрещал Аллах, и поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:»Я видел Амру ибн Лухая аль-Хузаи..«. Из книги «Тонкости Тафсира» 2/71.

4 — Не очищение от мочи и распространение среди людей клеветы.
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший мимо одной из стен (за этой стеной находится сад) Медины, услышал голоса двух людей, подвергавшихся мучениям в своих могилах, и, услышав их, он, да пребудут над ним благословения и мир, сказал: «Они подвергаются мучениям и подвергаются им только за тяжкие грехи»- а немного погодя, он продолжил: «Да, один из них не укрывался от собственной мочи, а другой занимался распространением клеветы...«. Этот хадис приводит Бухари.

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк (мир и благословления Аллаха да прибудут нам ним) сказал: «Поистине большинство наказания в могиле из-за мочи, так очищайте же от неё«. Приводит Даракутни, Шейх Албани об этом хадисе в книге «Тархиб таргиб» 1/152, сказал, что хадис достоверный.

5 — Сплетни (хула).

По этому поводу Имам Бухари говорит в главе «Похороны»: «Могильные мучения от сплетен и мочи».
Затем он приводит выше приведенный хадис о двух могилах, однако в хадисе у Бухари не пришло слово «сплетни «, но Имам так обычно поступал, когда хотел указать, что есть другие риваяты, с подразумеваемым словом. Как один из риваятов этого хадиса: «…а что по поводу другого, то он наказывается за сплетни«. Приводит Имам Ахмад 5/35, Шейх Албани сказал об этом хадисе в книге «Тархиб ва Таргиб» 1/66, что он достоверный.

Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал им:
“…и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к лежавшему навзничь человеку, над которым с железным крюком (в руках) стоял другой (человек), вонзавший этот крюк в угол его рта, и его ноздрю и его глаз с одной стороны и раздиравший их до затылка, после чего он переходил к другой стороне (лица) и делал с ней то же, что делал с первой, и ещё до того, как он заканчивал (разрывать одну сторону, другая сторона (снова) становилась такой же, как прежде, а потом он снова возвращался к ней и делал то же, что и в первый раз.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:
И я сказал: «Преславен Аллах! (Субхана-Ллахи!) Кто эти двое?»

В конце хадиса Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поведал: » тот, которому углы рта, ноздри и глаза раздирали до (самого) затылка, то (вина его состояла в том, что) по утрам он выходил из своего дома и повсюду распространял ложь«. Приводит Бухари 7074.

7 — Оставление Корана после его изучения, и сон во время предписанной молитвы.

В этом же хадисе Пророк да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
”. мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем (в руках) стоял другой человек, бросавший этот камень на голову (лежавшего) и разбивавший ее. И (после того, как он наносил ему удар,) камень откатывался в сторону, а (этот человек) шёл за камнем и (снова) брал его, и ещё до того, как он возвращался, голова (первого снова становилась такой как прежде), после чего он (снова подходил) к нему и делал с ним то же, что и в первый раз.
Я сказал им: «Преславен Аллах! Кто эти двое?».
Здесь же: «Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это — человек, которого научил Аллах Корану, а он спал по ночам не читая его, а днём не руководствовался им
«.
Есть так же следующий риваят этого хадиса: «Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это — человек, (сначала) бравший Коран, а (потом) отвергавший его, и он просыпал обязательную молитву «. Приводит Бухари 7076.
Сказал Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах), что этот риваят яснее чем первый, потому что внешнее указание первого является то, что он будет наказываться за оставление чтения Корана ночью, а второй риваят указывает на то, что он будет наказан за свой сон во время обязательной, предписанной молитвы.
Так же он сказал: Что вероятно, мучение может постигнуть его и за оба вместе взятых этих дела, оставление чтения (Корана) и оставления дела (молитвы).

Сказал Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах): » Сказал Ибн Хайра: «Отвержение Корана после заучивания его,- великое преступление, потому что он (человек) вообразил себе, что нашёл в нём (Коране) то, что обязывает отвержение его (Корана). А тогда когда он отвергнул почётнейшее из вещей,- это Коран, Аллах подверг его наказанию в почётнейшем из его частей тела,- это голова» . Фатхуль-Бари 3/251.

8 — Ростовщичество.

В хадисе от Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, передаётся от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «. и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к (какой-то) реке.
И я думаю, что (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
. (вода которой была) красной как кровь. В этой реке плавал (какой-то) человек ( в то время как) на берегу её стоял другой, перед которым лежала целая груда собранных им камней. Плававший (человек) плавал (некоторое время), потом приходил собравший рядом с собой камни, и (тогда находившийся в реке) открывал для него рот, а (стоявший на берегу) бросал в него камень, после чего тот (снова начинал) плавать. А потом он возвращался к нему, и каждый раз, как он возвращался, (человек, плававший в реке), открывал для него рот, а он попадал в него камнем. Я спросил их: «Кто эти двое?
».
До тех пор, как сказал: «Что касается плававшего в реке человека, мимо которого ты проходил и которому набивали рот камнями, то он занимался ростовщичеством…».

9 — Прелюбодеяние.

В хадисе от Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, передаётся от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «. и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к чему-то наподобие печи.
(Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
Оттуда доносились шум и крики. Мы заглянули туда, и оказалось, что там находятся обнажённые мужчины и женщины, к которым снизу подступал огонь, и когда он подбирался к ним (совсем близко), они поднимали крик. И я спросил: «Кто эти (люди)?
»».
До тех пор,как сказал: «. Что касается нагих мужчин и женщин, которые находятся в некоем подобии печи, то, поистине, они — прелюбодеи и прелюбодейки».

10 — Приказывание людям одобряемого, и забывание о себе.

Передаётся от Анаса ибн Малика да будет доволен им Аллах, что сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): » В ночь, когда я был вознесён на Небеса, я видел мужчин, которым вырезали из губы огненными ножницами, я спросил: » О Джибриль, кто они такие?», он мне ответил: » Это призывающие (проповедники) из твоей уммы, которые призывали верующих к благому, а сами не делали этого. А они читают Книгу, так неужели они не разумеют?!» Приводит Имам Ахмад 1/120. Шейх Албани, говорил о его достоверности в «Сильсилят Сахиха» 291.

Приводится у Байхаки: » В ночь вознесения, я подошёл к народу, которому отрезали губы огненными ножницами . я спросил, кто они? Мне ответили: «Это проповедники из твоей уммы, которые говорят то, что сами не делают, читают Книгу Аллаха, но не руководствуются ею «. В книге «Шааб аль-Иман», Шейх Албани в книге «Сахих Джами`а» (128) назвал этот хадис хорошим.

Читайте также:  Суточное количество и состав мочи

11 — Употребление пищи во время месяца Рамадан, без уважительной причины.

От Умамы аль-Бахили да будет доволен им Аллах, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я спал, и тут ко мне пришли двое мужчин, они взяли меня за мою одежду и привели меня к горе, сказав: «Поднимись». Я ответил: «Я не смогу этого сделать.» Они сказали: «Мы поможем тебе». Я поднялся на самую вершину горы, и вдруг услышав сильных звук, спросил их, что это за звук? Они сказали: «Это вой обитателей огня». Потом они пошли со мною, и я увидел людей, подвешенных за их сухожилия, с разорванными ртами из которых текла кровь. Я спросил: «Кто они?», мне ответили: «Это те, которые употребляли пищу, прежде чем закончился их пост (сиям)«. Приводит Ибн Хибан и Хаким (210. 1/290). Шейх Албани сказал в книге «Сильсилята Сохиха»(3951), хадис достоверный.

12 — Брать из трофеев, до того как их разделили.

Указывает на это, хадис Аби Хурейры да будет доволен им Аллах, о мужчине, который взял кусок материи, во время одного из газаватов. Сказал о нём Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): » Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, поистине этот кусок материи, который он взял в день Хайбара из трофеев, до того как они были поделены, разжигает для него огонь«. Приводит Имам Бухари 4234, и Муслим 115.

13 — Самодовольно волочить за собой длинную одежду.

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(Шёл) один человек, волоча за собой (по земле) из кичливости свой изар, (как вдруг) разверзлась под ним земля, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения».
Приводит Имам Бухари 3485.

14 — Воровство у паломников во время Хаджа.

Указал на это, хадис Джабира (да будет доволен им Аллах) о молитве «Кусуф». в нём пришли слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): » Мне был явлен огонь, и это тогда когда вы заметили, что я припозднился, из-за того, что боялся что он меня обожжет. И в нём я увидел, владельца посоха с искривлённой верхушкой, он волочил свои внутренности в огне. Он промышлял воровством у паломников с помощью своего крючкообразного посоха. Если замечали пропажу, он начинал оправдываться говоря:»Это просто зацепилось за мой посох», а если люди не замечали пропажу, то он уходил вместе с ней.» Приводит Имам Муслим 904.

15 — Издевательства над животными.

Указал на это, хадис Джабира (да будет доволен им Аллах) о молитве «Кусуф». в нём пришли слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «. и я увидел в нём владелицу кошки, которую она привязывала за шею и не кормила, а так же не отпускала её покормиться самой, до тех пор, пока та не умерла от голода«. Приводит Имам Муслим 904.
Сказал Байхаки в своей книге «Подтверждение мучения в могилах» на странице 97: » И видел он во время молитвы «Кусуф» того, кто волочил свои внутренности в огне, и того, кто был наказан за воровство, а так же женщину, которую наказывали за кошку. Для людей его времени, они стали прахом в своих могилах, но, однако они не видели во время молитвы, того, чего видел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)» .

Поистине долги, которые лежат на человеке, приносят ему вред в его могиле. Передаётся от Саида ибн Атваля, он рассказывает: «Умер мой брат, и остались после него, его малолетний сын и 300 динаров. Я захотел расходовать эти деньги на него, но посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине твой брат, заключенный по причине своих долгов, иди и отдай за него долги». Я пошёл и вернул долги своего брата, потом вернулся к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Я вернул всё за своего брата, но осталась только одна женщина, которая претендует на два динара, но нет у неё твёрдых на это доказательств». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: » Дай ей, поистине она правдива в своих словах«. Приводит Имам Ахмад 16776, а так же Ибн Маджа 2/82. Шейх Албани сказал в книге «Сахих Джамиа» 1550, хадис достоверный.

источник


После похорон скончавшегося, для него начинается период, называемый жизнью в могиле или жизнь в «Барзах». Ангелы спускаются в могилу и задают вопросы относительно основ религии. Из могилы человека, верно ответившего на вопросы, в Рай открывается окно и до самого Судного дня он чувствует аромат Рая. А из могилы человека, неверно ответившего на вопросы, открывается окно в Ад, и душа усопшего чувствует вонь, жар Ада, с ужасом ожидая день (то есть Судный день), когда отправится туда. С учетом этого Имам Али (а) сказал: «Могила – это или один из садов Рая, или же одна из ям Ада» («Бихаруль-анвар», VI, 218).

В хадисах святых личностей ислама говорится, что большинство людей подвергнутся мукам в могиле. Муки кяфиров и мунафигов в могиле будут длиться до Судного дня. Но и большинство муминов, хоть и временно, но познают могильные муки. Это будет искуплением некоторых грехов, которые они совершили при жизни. Пророк Ислама сказал: «Порою муминов, которые погубили благости, в качестве искупления ожидают муки в могиле» («Бихаруль-анвар», VI, 221).
Могильные муки будут проявляться также в виде одиночества, тьмы, страха, тесноты могилы, даже сужения могилы и оказания давления на тело мертвого, съедания тела различными насекомыми.

Из хадисов становится ясно, что деяния человека оказывают влияние на его участь в могиле. То есть первые плоды своих деяний человек пожинает уже в могиле. Некоторые грехи усиливают муки в могиле, а некоторые благие деяния облегчают.

Согласно преданиям, совершенные мумином намазы, посты, закяты и паломничества в хадж принимают определенное обличие и входят в его могилу, они оказывают помощь человеку, когда приходят ангелы с вопросами и не допускают причинения ему мук. Кроме того, если усопший любил Ахли-бейт, эта любовь также находится рядом в могиле в виде яркого света, помогая правильно ответить на вопросы ангелов.

Имам Мухаммад Багир (а) сказал, что в могиле не будет знать страха тот, кто в совершенстве совершает поясной поклон во время намазов («Бихаруль-анвар», VI, 244).
Согласно преданию от Ибн Аббаса, треть мук человека в могиле ожидают его за совершенные злословия («Бихаруль-анвар», VI, 245).
Имам Али (а) сказал, что муки в могиле ожидают за сплетни, за пользование туалетом в порядке, противоречащем условиям шариата и за отдаление от семьи («Бихаруль-анвар», VI, 222). Хотелось бы на третьем остановиться более подробно. Здесь под отдалением от семьи подразумевается отсутствие заботы о семье, грубость и т.д.

Когда скончался знаменитый сподвижник Его Светлости Мухаммада (с) Сад ибн Маз, Пророк (с) активно участвовал в его похоронах, собственноручно опустил его тело в могилу, был одним из тех, кто засыпал могилу землей. Однако когда мать Сада сказала «О, Сад! Покойся благополучно в Раю!», Пророк (с) возразил ей: «Не спеши пророчить сыну Рай! Потому что его ждут муки в могиле!». Когда похороны закончились, сподвижники спросили у Его Светлости (с): «Вы так активно участвовали в похоронах Сада и проявляли к нему такое уважение, почему же говорите, что его ждут муки в могиле?». Пророк (с) ответил: «Потому что он плохо обращался со своей женой» («Бихаруль-анвар», VI, 220).

Порою причиной облегчения мук в могиле или же их совершенного прекращения могут стать богоугодные дела, совершаемые близкими покойного. Например, если потомки усопшего, его родственники или же друзья будут совершать добрые деяния, а благостью одаривать умершего, Аллах может облегчить его муки в могиле. Особенно будет полезно, если добрые деяния будут совершаться за счет оставленного им наследства. Пророк Иса (а), проходя мимо одной из могил, пророческими способностями почувствовал, что покоящемуся там причиняются муки. Однако спустя год, вновь проходя там, он понял, что муки прекратились. Удивленному пророку снизошло откровение от Аллаха: «О, посланник! Этому усопшему помог его праведный сын. За прошедший год он проложил дорогу, оказал покровительство сироте. Благодаря добрым деяниям сына, Аллах простил покоящегося в этой могиле» («Бихаруль-анвар», VI, 220).
Если в первую ночь после похорон близкие покойного после намаза иша совершат по нему намаз вахшат, возможно, что муки в могиле будут облегчены. Намаз вахшат совершается в два раката. В первом ракате после суры «Фатиха» читается «айатуль-курси», а во втором ракате после «Фатихы» 10 раз читается сура «Гадр». Намаз завершается следующей молитвой: «Аллахумма салли ала Мухаммадин ва али Мухаммад. Вабас савабаха ила габри фулан» (О, мой Аллах, пошли свой Салават Мухаммаду и его потомкам. Благость этого намаза направь в могилу такого-то (называется имя покойного)).

Среди деяний, облегчающих могильные муки – любовь к Пророку Мухаммаду (с) и Ахли-бейту. Пророк (с) сказал: «Любовь ко мне и Ахли-бейиту поможет человеку в семи крайне тяжелых ситуациях: в смертный час, в могиле, при воскрешении в Судный день, при вручении книги деяний, в момент спроса по деяниям, при оценке благих деяний и грехов и при переходе через мост Сырат» («Бихаруль-анвар», VII, 248). Опять же Пророк (с) сказал: «Послание мне салаватов будет способствовать осветлению могилы человека, освещению пути во время перехода через мост Сырат и окутыванию ярким светом в Раю» («Бихаруль-анвар», 94, 70-71).

Некоторые женщины, совершившие благие деяния, также спасутся от могильных мук. Его Светлость Мухаммад (с) сказал, что следующие три группы женщин не подвергнутся мукам в могиле и в Судный день прибудут на Страшный суд вместе с Ее Светлостью Фатимеи-Захрой (с.а): терпящая бедность мужа, терпящая скверный характер мужа и подарившая свое мехрийе мужу (М.Гираати. «Маад», стр.193).

В некоторых хадисах говорится, что мумин, скончавшийся в период между полуднем четверга до полудня пятницы, а также в течение пятницы, спасется от могильных мук («Бихаруль-анвар», VI, 221 və 230).

Кроме того, утверждается, что нижеследующие деяния также оберегают человека от мук в могиле: посетить могилу Имама Хусейна (а), обрадовать мумина, подарить одежду нуждающемуся в этом мумину, чтение аятуль-курси, сур «Зарийат» и «Зухруф», чтение каждую пятницу суры «Ниса», ежедневно 100 раз произносит зикр «Ля иляха илляллахуль-маликуль-хаггуль-мубин» (Нет божества кроме Аллаха, обладающего всем сущим, истинного и вносящего ясность во все вопросы), учиться или обучать добрым деяниям (например, научные вопросы, религиозные знания, Коран) и т.д.

источник

Могильные муки
по-арабски عذاب القبر
категория смерть, эсхатология
в Коране 6:93; 8:50; 9:101; 32:21; 40:11; 47:27; 52:47
синонимы азаб аль-кабр
см. также смерть, ангелы, эсхатология

Моги́льные му́ки (ар. عذاب القبر [‘аз̱а̄б аль-к̣абр]‎) — испытание, которым подвергается человек после смерти во время пребывания в барзахе.

Идея могильных мук основана на концепции, согласно которой мёртвые имеют продолжительное и своего рода сознательное существование в своей могиле. Так возникло учение о двух судах, которое включает наказание или блаженство в могиле и последующий Суд в День воскресения. Могильные мучения также называются «малым судом». Существуют различные представления о том, что происходит между смертью и воскрешением:

  1. Могила — это райский сад или адская пропасть. Ангелы милосердия приходят за душами верующих, а ангелы наказания — неверующих. Души верующих находятся внутри зелёных птиц на райских деревьях до тех пор, пока Аллах не вернёт их в свои тела в День воскресе­нья . Мученики сразу попадают в рай.
  2. Мертвых (особенно нечестивых) мучает плач скорбящих; они слышат шаги скорбящих, когда они уходят. Верующий находит свою могилу просторной, размерами 70 на 70 локтей (ок. 1220 м 2 ), в то время как неверующий сдавливается своей могилой до тех пор, пока его рёбра не переплетутся . Ангелы спросят мёртвого о его религии. Грешника могут мучить змеи (тин­нин), которые будет кусать и царапать его до Дня суда .
  3. Два ангела, Мункар и Накир, чёрные с голубыми глазами, заставляют мёртвого сидеть и задают ему три вопроса: «Кто твой Бог? Какая твоя религия? Кто твой пророк?». Верующий отвечает «твёрдым словом» [14:27], и ему показывают место в Аду, от которого он ос­во­бож­дён, и предназначенное для него место в Раю. В могиле он остается один до Дня Воскресения. Неверующий не может ответить, поэтому ангелы избивают его железными кнутами, вызывающими пламя, удары которых слышны всем творением, кроме людей и джиннов. Согласно преданию, мучения будут испытывать не души, а тела грешников. Наказание длится до тех пор, пока оно будет угодно Аллаху, по некоторым данным, ежедневно до Дня Воскресения, кроме пятницы. Муки могут быть облегчены до тех пор, пока над могилой есть незасохшие ве­тки . Ангелы легко выводят души из тел верующих [79:2], а у не­ве­рую­щих приходится вырывать души, вызывая сильную боль [79:1]. Допрос верующих длится семь дней, а неверующих — сорок .

В некоторых источниках проводится различие между наказанием и давлением (дагта) в могиле. Правоверные освобождаются от пер­во­го, а не от последнего, в то время как неверующие и грешники подвергаются наказанию и давлению . Участи быть раз­дав­лен­ны­ми, возможно, избежали пророки .

Идея малого суда и наказания в могиле прямо не выражена в Коране, хотя толкователи сходятся во мнении, что доказательством из Корана служат, например, аяты, в которых говорится о двух наказаниях [6:93; 8:50 …] . Могильные мучения часто упоминается в Предании, но часто, без упоминания ангелов. Имена ангелов Мункар и Накир упоминаются только в сборнике хадисов ат-Тирмизи . В некоторых хадисах упоминается только один анонимный ангел, как ангел, который допрашивает и наказывает умерших .

В VIII—IX веках вопрос о реальности ‘азаб аль-кабр был предметом полемики между ортодоксальными мусульманами с одной сто­ро­ны и хариджитами, му‘тазилитами и крайними ши‘итами. Некоторые му‘тазилиты объясняли слово Мункар как бормотание не­ве­рую­ще­го, когда он спотыкается в ответе, а Накир — как насилие, совершённое над ним. Другие говорили, что рациональнее было бы счи­тать Мункара и Накира не индивидумами, а двумя классами ангелов, так как люди умирают каждую минуту во всех частях света, и два индивидуума не могли физически быть одновременно повсюду. Каррамиты счи­та­ли Мункара и Накира двумя ангелами-хра­ни­те­ля­ми, которые сопровождают человека . Аль-Газали считал, что все эсхатологические идеи являются реальностью, которая происходит в малякуте .

Происхождение имён Мункар и Накир является неопределённым. Идея допроса и наказания умерших в их могилах встречаются среди различных народов . Информация, которую можно найти в еврейских источниках (хиббук хак-кебер), поразительно совпадает с му­суль­ман­ским источникам. Однако, еврейская идея могильных мук довольно поздняя, что, по-видимому, говорит о её исламском про­ис­хож­де­нии .

источник