Меню Рубрики

Почему ницше пил мочу из сапога

Эдгар Аллан По 1809–1849, американский писатель, поэт

Диагноз. «Душевное расстройство», точный диагноз не установлен.

Симптомы. Страх темноты, провалы в памяти, мания преследования, неадекватное поведение, галлюцинации.

В статье Хулио Кортасара «Жизнь Эдгара По» имеется берущее за душу описание одного из приступов болезни писателя: «Где-то в июле 1842 года, впав в полубезумное состояние, он совершил путешествие из Филадельфии в Нью-Йорк, куда его вдруг повлекли воспоминания о Мэри Деверо, той самой девушке, дядю которой Эдгар когда-то отстегал хлыстом. Мэри была замужем, и Эдгаром овладело абсурдное желание дознаться, любит ли она своего мужа. Ему пришлось несколько раз туда-сюда переправиться через реку на пароме, спрашивая у всех встречных адрес Мэри. Но он все же добрался до ее дома и устроил там безобразную сцену. Потом остался пить чай (легко вообразить себе лица Мэри и ее сестры, которым против воли пришлось терпеть его, так как он проник в дом в их отсутствие). Наконец гость удалился, но прежде искрошил ножом несколько редисок и потребовал, чтобы Мэри спела его любимую песню. Только несколько дней спустя сбившейся с ног миссис Клемм удалось с помощью отзывчивых соседей отыс­кать Эдгара, который в полном помрачении рассудка бродил по окрестным лесам».

История болезни: Уже с конца 1830-х годов Эдгар По страдал частыми депрессиями. Кроме того, он зло­употреблял алкоголем, что сказывалось на его психике не лучшим образом: под действием выпитого писатель порой впадал в состояние буйного помешательства. К алкоголю вскоре прибавился опий.

Существенно ухудшила душевное состояние По тяжелая болезнь его юной супруги (свою кузину Вирджинию он взял в жены тринадцатилетней; через семь лет брака, в 1842 году, она заболела туберкулезом, еще через пять лет умерла).

После смерти Вирджинии — за оставшиеся ему самому два года жизни — Эдгар По еще несколько раз влюб­лялся и предпринял две попытки жениться. Первая провалилась из-за отказа избранницы, напуганной очередным его «срывом», вторая — из-за неявки жениха: незадолго до свадьбы По сильно напился и впал в невменяемое состояние. Он был найден в дешевом балтиморском трактире пять дней спустя (человек, вызвавший к нему доктора, охарактеризовал По как «джентльмена, весьма скверно одетого»). Писателя поместили в клинику, где он и скончался еще через пять дней, страдая от жутких галлюцинаций. Один из главных кошмаров По — смерть в одиночестве, — вопреки всем его «предосторожностям», сбылся: много с кого он брал обещание «быть с ним в последний час», однако же в три часа ночи 7 октября 1849 года никого из близких при нем не было. Перед смертью По отчаянно призывал к себе Джереми Рейнолдса, исследователя Северного полюса.

Чем он нас заразил. Двумя популярнейшими современными литературными жанрами.

Первый — роман (или рассказ) ужасов. Большое влияние на Эдгара По оказал Гофман, однако же гофмановский мрачный романтизм По впервые сгустил до консистенции подлинного кошмара — вязкого, безвыходного и весьма изощренного («Сердце-обличитель», «Падение дома Эшеров»).

Второй жанр — детектив. Именно мсье Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»), стал предтечей конан-дойлевского Шерлока Холмса с его дедуктивным методом.

Фридрих Вильгельм Ницше 1844–1900, немецкий философ

Диагноз. Ядерная «мозаичная» шизофрения (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, — одержимость), возможно, на фоне сифилиса.

Симптомы. Мания величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его квартира — «храм»); помрачение рассудка (обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению); сильные головные боли; неадекватное поведение. В медицинской карте Ницше, в частности, говорилось, что больной пил из сапога свою мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое плечо.

История болезни. Ницше перенес несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее значимые его произведения — к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в психиат­рических клиниках, дома о нем заботилась мать. Состояние его постоянно ухудшалось — под конец жизни философ мог составлять лишь простейшие фразы, к примеру: «Я мертвый, потому что я глупый» или же «Я глупый, потому что я мертвый».

Чем он нас заразил. Идеей сверхчеловека (как ни парадоксально, именно этот прыгавший по-козлиному и выпячивавший левое плечо человек ассоциируется у нас со свободной, надморальной, совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личностью).

Идеей новой морали («мораль господ» взамен «морали рабов»): здоровая мораль должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна.

Идеологией фашизма: больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие — победить («Падающего толкни!»).

Эрнест Миллер Хемингуэй 1899–1961, американский писатель

Диагноз. Острая депрессия, умственное расстройство.

Симптомы. Суицидальные наклонности, мания преследования, нервные срывы.

История болезни В 1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в США. Его мучили частые депрессии, чувство страха и неуверенности, он практически не мог писать — а потому добровольно согласился пройти лечение в психиат­рической клинике. Хемингуэй перенес 20 сеансов электрошока, об этих процедурах он отозвался так: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают… Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли». По выходе из клиники Хемингуэй убедился в том, что по-прежнему не может писать, и предпринял первую попытку самоубийства, однако близкие сумели ему помешать. По просьбе жены он прошел повторный курс лечения, но намерений своих не изменил. Через несколько дней после выписки он выстрелил себе в голову из любимой двустволки, зарядив предварительно оба ствола.

Чем он нас заразил. Болезнью «потерянного поколения». Хемингуэй, как и его товарищ по эпохе Ремарк, имел в виду конкретное поколение, перемолотое жерновами конкретной войны, однако термин оказался уж больно соблазнительным и удобным — с тех пор каждое поколение находит причины для того, чтобы считать себя потерянным.

Новым литературным приемом, «методом айсберга», — когда скупой, сжатый, бесцветный текст подразумевает щедрый, душераздирающий подтекст.

«Мачизмом» нового образца, воплощенным и в творчестве, и в жизни. Герой Хемингуэя — суровый и немногословный борец, который понимает, что борьба бесполезна, но борется до конца. Самым бескомпромиссным хемингуэевским мачо стаэёл, пожалуй, рыбак Сантьяго («Старик и море»), в уста которого Великий Хэм вложил фразу: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Сам Хемингуэй — охотник, солдат, спортсмен, моряк, рыболов, путешественник, нобелевский лауреат, чье тело сплошь покрывали шрамы, — к огромному разочарованию многих, «до конца» бороться не стал. Впрочем, своим идеалам писатель не изменил. «Мужчина не имеет права умирать в постели, — говаривал он. — Либо в бою, либо пуля в лоб».

Джон Форбс Нэш род. в 1928 американский математик, лауреат Нобелевской премии. Широкой публике известен по фильму Рона Ховарда «Игры разума»

Диагноз. Параноидальная шизофрения.

Симптомы. Мания преследования, навязчивые идеи, бред, трудности самоидентификации, разговоры с несуществующими собеседниками.

История болезни. В 1958 году журнал Fortune назвал Нэша восходящей звездой Америки в «новой математике». В том же году у него проявились первые симптомы заболевания. В 1959-м Нэш был уволен с работы и помещен в психиатрическую клинику в пригороде Бостона (McLean Hospital) для принудительного лечения. После курса химиотерапии состояние его несколько улучшилось, он был выписан из больницы и вместе с женой Алисией Лард уехал в Европу, где пытался обосноваться в статусе «политического беженца». Нэшу отказали в политическом убежище, через некоторое время он был депортирован из Франции в США. Семья поселилась в Принстоне. Джон Нэш не работал; болезнь его быстро прогрессировала.

В 1961-м он был помещен в Trenton State Hospital в Нью-Джерси, где прошел курс инсулиновой терапии. Однако после выписки Нэш снова сбежал в Европу, оставив жену и ребенка (в 1962-м Алисия оформила развод, но продолжала помогать бывшему мужу).

По возвращении в США Нэш стал регулярно принимать антипсихотические средства, и состояние его улучшилось настолько, что коллеги устроили его на работу в Принстонский университет. Однако через некоторое время он отказался от лечения, опасаясь, что лекарства могут повредить его умственным способностям и научной работе, — случилось очередное обострение.

На протяжении многих лет Нэш наносил визиты в Принстон, записывая на досках непонятные формулы и беседуя с «голосами»… Студенты и профессора уже привыкли к нему, как к безобидному привидению, когда в середине 80-х Нэш, ко всеобщему удивлению, пришел в себя и снова занялся математикой.

В 1994 году 66-летний Джон Нэш (совместно с Райнхардом Зелтеном и Джоном Харсани) получил Нобелевскую премию по экономике «за анализ равновесия в теории некооперативных игр».

В 2001-м Нэш снова женился на Алисии Лард.

Чем он нас заразил. Новым научным подходом к экономической теории игр и так называемой математике конкуренции: Нэш отказался от стандартного сценария «победитель — проигравший» и сконструировал математическую модель, при которой обе конкурирующие стороны лишь проигрывают от продолжения соперничества. Этот сценарий получил условное название «равновесие по Нэшу»: игроки сохраняют равновесие, ибо любое изменение может ухудшить их позиции. Исследования Нэша в области теории игр активно использовались американцами в период «холодной войны».

Джонатан Свифт 1667–1745 ирландский писатель

Диагноз. Болезнь Пика либо болезнь Альцгеймера — специалисты спорят.

Симптомы. Головокружение, дезориентация в пространстве, потеря памяти, неспособность узнавать людей и окружающие предметы, улавливать смысл человеческой речи.

История болезни. Постепенное нарастание симптомов вплоть до полного слабоумия в конце жизни.

Чем он нас заразил. Новой формой политической сатиры. «Путешествия Гулливера», безусловно, не первый саркастический взгляд просвещенного интеллектуала на окружающую действительность, однако новаторство здесь не во взгляде, а в оптике. В то время как другие насмешники смотрели на жизнь сквозь увеличительное стекло или в телескоп, декан собора св. Патрика смастерил для этого линзу с очень кривым стек­лышком. Впоследствии этой линзой с удовольствием пользовались Николай Гоголь и Салтыков-Щедрин.

Жан-Жак Руссо 1712–1778 французский писатель и философ

Диагноз. Паранойя.

Симптомы. Мания преследования.

История болезни. В результате конфликта писателя с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры, он вел жизнь скитальца и нигде не задерживался надолго, полагая, что все его друзья и знакомые злоумышляют против него либо в чем-то его подозревают (так, Руссо однажды решил, что обитатели замка, в котором он гостил, считают его отравителем умершего слуги, и потребовал вскрытия покойника).

Чем он нас заразил. Педагогической реформой. Современные пособия по воспитанию детей по многим пунктам повторяют «Эмиля…»: 1) взамен «репрессивному» методу воспитания Руссо предлагал метод поощрения и ласки; 2) он полагал, что ребенка следует освободить от механического затверживания сухих фактов, а объяснять все на живых примерах, и лишь тогда, когда ребенок будет психически готов к восприятию новой информации; 3) задачей педагогики Руссо считал развитие заложенных природой талантов, а не корректировку личности; 4) наказание, по Руссо, должно быть естественным следствием поведения ребенка, а не проявлением власти сильного над слабым; 5) матерям Руссо советовал самостоятельно вскармливать своих детей, а не доверять их кормилицам (сегодняшняя педиатрия полагает, что только материнское молоко положительно сказывается на здоровье ребенка); 6) Руссо высказывался даже против пеленания, ограничи­вающего свободу движений младенца.

Новым типом литературного героя и новыми литературными направлениями. Порожденное фантазией Руссо прекраснодушное создание — слезливый «дикарь», руководствующийся не разумом, но чувством (однако чувством высоконравственным), — дальше развивалось, росло и старилось в рамках сентиментализма и романтизма.

Идеей правового демократического государства (прямо вытекающей из сочинения «Об общественном договоре»).

Революцией (именно «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер).

Николай Васильевич Гоголь 1809–1852 русский писатель

Диагноз. Шизофрения, периодический психоз.

Симптомы. Зрительные и слуховые галлюцинации; периоды апатии и заторможенности (вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители), сменяющиеся приступами возбуждения; депрессивные состояния; ипохондрия в острой форме (великий писатель был убежден, что все органы в его теле несколько смещены, а желудок располагается «вверх дном»); клаустрофобия.

История болезни. Те или иные проявления шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, однако в последний год болезнь заметно прогрессировала. 26 января 1852 года от брюшного тифа умерла сестра его близкого друга (Екатерина Михайловна Хомякова), и эта смерть вызвала у писателя сильнейший приступ ипохондрии («На меня нашел страх смерти», — жаловался он). Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказался от пищи, жаловался на слабость и недомогание и утверждал, что смертельно болен, хотя врачи никакой болезни, кроме небольшого желудочно-кишечного расстройства, у него не диаг­ностировали. В ночь с 11 на 12 февраля писатель сжег свои рукописи (на следующее утро он объяснил этот поступок происками лукавого), далее состояние его постоянно ухудшалось. Лечение (не слишком, впрочем, профессиональное: пиявки в ноздрях, обертывание холодными простынями и окунание головы в ледяную воду) положительных результатов не дало. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Истинные причины его смерти так и остались неясны, существуют различные гипотезы — от отравления ртутью до выполнения контрактных обязательств по отношению к врагу рода человеческого. Однако же, вероятнее всего, Гоголь попросту довел себя до полного нервного и физического истощения — не исключено, что своевременная помощь психиатра могла бы спасти ему жизнь.

Чем он нас заразил. Специфической любовью к маленькому человеку (обывателю), состоящей наполовину из отвращения и наполовину из жалости.

Целым букетом удивительно точно найденных русских типажей. Гоголь разработал несколько «ролевых моделей» (наиболее яркие — модели «Башмачкин» и «Чичиков»), которые вполне актуальны до сих пор.

Ги де Мопассан 1850–1893 французский писатель

Диагноз. Прогрессивный паралич мозга.

Симптомы. Ипохондрия, суицидальные наклонности, припадки буйства, бред, галлюцинации.

История болезни. Всю жизнь Ги де Мопассан страдал ипохондрией: он очень боялся сойти с ума. С 1884 года у Мопассана начались частые нервные припадки и галлюцинации. В состоянии крайнего нервного возбуждения он дважды пытался покончить с собой (один раз при помощи револьвера, второй — при помощи ножа для бумаг, оба раза неудачно). В 1891-м писатель был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси — там он и прожил, в полусознательном состоянии, до самой смерти.

Чем он нас заразил. Физиологизмом и натурализмом (в том числе эротическим) в литературе.

Потребностью неустанно бороться с бездуховным обществом потребления (своеобразных клонов «Милого друга» усердно воссоздают ныне здравствующие французские писатели Мишель Уэльбек и Фредерик Бегбедер, старается не отставать и наш Сергей Минаев).

Винсент Виллем ван Гог 1853–1890 голландский художник

Диагноз. Шизофрения.

Симптомы. Зрительные и слуховые галлюцинации, бред, приступы мрачности и агрессии, сменяющиеся немотивированным радостным возбуждением, суицидальные наклонности.

История болезни. В последние три года жизни болезнь художника сильно прогрессировала, приступы ее участились. Во время одного из таких приступов художник произвел знаменитую хирургическую операцию: отрезал себе левую мочку и нижнюю часть ушной раковины (отрезанный фрагмент он упаковал в конверт и отправил возлюбленной в качестве сувенира на память). Ван Гог был помещен в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз. Свою болезнь художник осознавал («Я должен без уверток приспособиться к роли помешанного», — сказано в одном из его писем). До самой смерти он продолжал работать, несмотря на полное отсутствие интереса к его произведениям со стороны покупателей, вел нищенский образ жизни, голодал (по некоторым свидетельствам, во время работы он иногда ел свои краски). Именно в период «помрачения» созданы картины «Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле», «Дорога с кипарисами и звездами», «Пейзаж в Овере после дождя»… 27 июля 1890 года Ван Гог смертельно ранил себя выстрелом из пистолета.

Чем он нас заразил. Анимацией. Творческая манера Ван Гога (яркие краски, динамичные сюжеты, гротескно искаженная реальность, атмосфера кошмарного или, напротив, счастливого детского сна) легла в основу многих работ современных художников-мультипликаторов.

Пониманием того, что художественная ценность любого произведения — вещь весьма относительная: нищий безумец, малевавший кривые подсолнухи и прихлебывавший абсент, посмертно стал рекордсменом аукционных продаж.

Сергей Александрович Есенин 1895–1925, русский поэт

Диагноз. Маниакально-депрессивный психоз (МДП).

Читайте также:  Нитриты в моче при беременности повышен

Симптомы. Мания преследования, внезапные вспышки ярости, неадекватное поведение (поэт прилюдно крушил мебель, бил зеркала и посуду, выкрикивал оскорбления).

Несколько случаев есенинского помрачения не без смака описал в своих воспоминаниях Анатолий Мариенгоф. Вот один из них: «У меня в комнате, на стене, украинский ковер с большими красными и желтыми цветами. Есенин остановил на них взгляд. Зловеще ползли секунды и еще зловещее расползались есенинские зрачки, пожирая радужную оболочку. Узенькие кольца белков налились кровью. А черные дыры зрачков — страшным, голым безумием. Есенин привстал с кресла, скомкал салфетку и, подавая ее мне, прохрипел на ухо:

— Сережа, это ковер… ковер… а это цветы…

Черные дыры сверкнули ненавистью:

Он схватил пустую бутылку и заскрипел челюстями:

— Размозжу… в кровь… носы… в кровь… размозжу…

Я взял салфетку и стал водить ею по ковру — вытирая красные и желтые рожи, сморкая бредовые носы. Есенин хрипел. У меня холодело сердце…»

История болезни. Из-за часто повторявшихся приступов МДП, провоцировавшихся, как правило, чрезмерным употреблением спиртного, Есенин несколько раз про­ходил лечение в психоневрологических клиниках — во Франции и в России. Лечение, к сожалению, не оказало на пациента благотворного действия: через месяц после выписки из клиники профессора Ганнушкина Есенин покончил с собой, повесившись на трубе парового отопления в ленинградской гостинице «Англетер» (в 1970-е годы возникла также версия об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства; доказана эта версия не была).

Чем он нас заразил. Новыми интонациями. Есенин сделал стилистической нормой истероидную, со слезой и всхлипами, любовь к деревне и деревенскому жителю (прямые его последователи не в стилистическом, но в идеологическом смысле — «деревенщики»).

Есенин, много работавший в жанре городского хулиганского романса, по сути, задал канон современного русского шансона.

источник

Уже в детстве высокоодаренный ребенок выказывал наклонность к чудачествам. Когда однажды, сразу после уроков, внезапно хлынул дождь, все ученики с визгом помчались домой. И только маленький Ницше невозмутимо шагал под ливнем, прикрыв картузик грифельной доской. «Видишь ли, мама, — сказал вымокший до нитки сын растерянной родительнице, — в школьных правилах записано, что мальчики, покидая школу, должны спокойно, как подобает воспитанным детям, разойтись по домам».

Творец самого жестокого и циничного афоризма в истории европейской мысли – «Падающего – толкни» – в жизни был необыкновенно любезным и вежливым человеком. Многие рыночные торговки овощами не брали с него денег, настолько их очаровывало его обращение.
Однако, когда речь шла о его личной свободе, Ницше мог поступать с людьми весьма жестоко. Так, желая отвадить одну молодую поклонницу, он преподнес ей подарок – жабу, завернутую в окровавленный носовой платок.

По своим пищевым привычкам Ницше был вегетарианец. Растительная пища, по его мнению, улучшает самочувствие и избавляет от болей, вызываемых геморроем. Ну, а немецкая кухня – суп перед обедом, вареное мясо, кислая капуста, жирно и мучнисто приготовленные овощи – все это вкупе с алкоголем, согласно ироническому замечанию философа, есть не что иное, как отрицание «воли к жизни». Сытный обед, считал он, переваривается легче небольшого обеда. Никаких ужинов, никакого кофе, чай только крепкий (слабый чай делает человека неработоспособным на весь день) – таковы его диетические рекомендации. И как можно меньше сидеть.

Самая шокирующая сторона жизни великого философа – его отношения с женщинами. В своей знаменитой книге «Моя сестра и я» он рассказал о сексуальной связи с собственной сестрой Элизабет. Все началось с того, что она забралась к нему в постель в ту ночь, когда умер их младший брат. Он всю жизнь не мог забыть ее «чудесные пальцы», которыми она удовлетворяла его. Их любовные игры продолжались несколько лет.
Ницше признавался: «В моей жизни было всего четыре женщины. Те двое из них, которые сделали меня хоть немного счастливее, были проститутками. Элизабет была достаточно умна (и даже чересчур умна иногда), но отказалась выйти за меня замуж».
Следует добавить, что вместе со счастьем проститутки наградили Ницше сифилисом.

Когда Ницше было 38 лет, его друг философ Пауль Ре познакомил его с Лу Андреас-Саломе – двадцатилетней девушкой русского происхождения, увлекавшейся литературой и философией. Она не была красавицей, но на мужчин-интеллектуалов безотказно действовало ее женское обаяние вкупе с незаурядным умом и независимостью в суждениях и поступках. Молодые люди решили организовать группу единомышленников для изучения философских идей Ницше. Конечно, вскоре в их интеллектуальные занятия вскоре вмешалось чувство: Ницше и Ре страстно влюбились в Лу. Но проявление любовных чувств считалось в их кружке недопустимым. По-сути живя втроем и находясь в достаточно интимных отношениях, они так никогда и не переступили последней черты.

Лу Саломе стала самой большой любовью в жизни Ницше. И однако же им пришлось расстаться. После разрыва с Лу Саломе Ницше погрузился в полное одиночество. Ночами он бродил по горам, окаймляющим Генуэзский залив, и, разжигая гигантские костры из листьев и веток, глядел, как их пожирает огонь – действо, которое и спустя полвека зачаровывало Альбера Камю.

Всю жизнь Ницше одолевали болезни. По его словам, невыносимые припадки заставляли его 270 дней в году прятать подальше револьвер, чтобы в отчаянии не спустить курок.
Последние 20 лет своей жизни он страдал психическим расстройством. В медицинской карте Ницше отмечены его новые привычки: пить из сапога свою мочу и беседовать с Бисмарком (за которого Ницше принимал больничного сторожа). Философ, заявивший: «Бог умер!» теперь сам возомнил себя богом – Дионисом, раздевался донага и прыгал по-козлиному.

Под конец жизни Ницше мог составлять лишь простейшие фразы, вроде: «Я мертвый, потому что я глупый», или же «Я глупый, потому что я мертвый».
И это вовсе не так глупо, друзья, не так глупо…

источник

Выбрать в качестве профессии писательство может только человек особенный, который сознательно подвергает себя на серьезные физические и душевные мучения. Достоевский говорил, что единожды издав поэму или роман, у автора есть только два пути: писать или застрелиться.

Психологи уверяют, что талант к «придумыванию» можно заметить у ребенка еще в детстве. Будущие Толстые и Гюго много читают, мечтают, фантазируют, думают и им комфортно наедине с собой. Чаще всего, это изгои по физическим показателям, или по моральному протесту. Ни для кого не секрет, что многие известные романисты страдали серьезными заболеваниями, о которых детям не говорят в школах. Похоже, пришло время открыть вторую сторону медали их успеха.

Николай Гоголь: шизофрения

Современники уверены: душевно здоровый человек не мог придумать «Вия» и «Мертвые души». Благодаря тем крупицам, которые остались в виде воспоминаний в дневниках приближенных к Николаю Васильевичу, признаки маниакального психоза и шизофрении были уже ярко выражены в молодом возрасте гения. Он часто видел то, что другие не могли разглядеть, также его мучили звуковые галлюцинации. В 1852 году Гоголь сжег все свои рукописи, потому что, по его словам, ему так сказал сделать дьявол.

Переломным моментом стал стресс, который Николай Гоголь пережил после смерти сестры Екатерины Хомяковой. Он был уверен, что все его внутренние органы расположены не как у нормального человека, а желудок перевернут на 180 градусов. Он даже пытался сам себе сделать операцию, чтобы удостовериться, что все так, как он говорит. Врачи же обнаружили у писателя только кишечную палочку. Заторможенность, отказ от еды, попытки наложить на себя руки чередовались с проблесками, во время которых рождались лучшие его работы.

Сергей Есенин: наследственный алкоголизм

Если вы не знали, что в мире существует такое заболевание, то теперь стоит внимательнее изучить семейное генеалогическое древо. У легендарного русского поэта до момента его рождения пили все, начиная от прабабушек, и заканчивая самыми близкими кровными родственниками. Ген, который отвечает за быстрое привыкание организма к алкогольной зависимости, у Есенина был развит также хорошо, как талант к писательству.

Любовница, а позже супруга мастера Айседора Дункан в своих личных записях утверждала, что стала невольной свидетельницей развития маниакально-депрессивного психоза у Есенина, который прицепился на фоне постоянных алкогольных запоев. Будучи в состоянии опьянения, Есенин бил, крушил, ломал все кругом, даже если это все – были живые люди. Умом он понимал, что дальше так нельзя, но физически жить без очередной дозы допинга просто не мог.

Размышления на тему своего поведения наиболее красочно отображены в его творчестве. Интересное наблюдение: в 340 произведениях поэта есть 400 разных упоминаний о смерти. Именно поэтому его кончина через повешение на трубе отопления в гостинице, большинством была принята как самоубийство, а не убийство. Нынче эта ситуация до конца не открыта, но на фоне его сложного заболевания стоит ли искать истинного виновника произошедшего?

Михаил Лермонтов: шизоидная психопатия

Наиболее распиаренными кутейниками и балагурами в российской литературе, без сомнения, есть Есенин и Маяковский. Про Лермонтова мало вспоминают. А все из-за того, что при жизни он настолько «наболел» людям, что про него даже в мемуарах предпочитали не писать.

Михаил Юрьевич родился с двумя ярко выраженными талантами: к писательству и к саморазрушению. Мальчик с детства страдал рахитом, переболел сложной формой золотухи и получил в наследство от матери многочисленные неврозы. Привлекательной внешностью в молодые годы он не отличался, поэтому дамы обделяли его вниманием, в то время как сам он был невероятно влюбчив. Не умея ничего изменить, это взращивало непомерную злость в душе парня. Эмоции он выливал в своих произведениях.

Попытки покончить с собой, как его отец, Лермонтов предпринимал регулярно. Он злился на себя за то, что ему никак не удается довести дело до конца. С возрастом у него стало доброй традицией высмеивать и остро оскорблять всех, кто находится рядом, таким образом доказывая хоть где-то свои преимущества. Общество просто ненавидело «уродливого самодура», как называли писателя. Позже, когда лучшая жизнь помогла Михаилу Юрьевичу немного «похорошеть», изменить мнение публики было уже невозможно. Смерть поэта и прозаика пришла с пулей абсолютной доброты человека, который был доведен до исступления издевательствами, клеветой и насмешками Лермонтова.

Фридрих Ницше: ядерная шизофрения, сифилис

Медицинские сводки говорят, что философ, писатель, мыслитель страдал «ядерной» шизофренией, которая развивалась на фоне сложной формы сифилиса и эпилепсии. Одержимость собой, идеей сверхчеловека, превратилась в легендарное произведение «Так говорил Заратустра», который Ницше сумел чудом написать в период острого протекания указанных заболеваний.

Ученые утверждают, что писал свои лучшие работы Фридрих в состоянии абсолютно затуманенного рассудка. Он говорил, что скоро его огласят первым человеком на земле, мог в центре города остановить повозку и целовать лошадь, называть своего медбрата Бисмарком, пить из собственного сапога мочу и спать на полу у кровати, потому как на его постели лежит мертвый Бог.

История болезни Ницше может стать отличным сценарием для драматического блокбастера. 20 лет писатель скитался по психбольницам и был сложной обузой для родной матери, благодаря которой он, в принципе, столько времени и прожил. Парадокс, но этот чрезвычайно болезненный и реально психически нездоровый человек, сумел на века вперед повлиять на выздоравливание наций. Он сумел четко описать разницу между мышлением рабов и господ, научить избавляться от больных, ради выживания сильных. «Падающего нужно подтолкнуть» — считал он, не смотря на то, что падал он всю свою жизнь.

Джонатан Свифт: болезнь Альцгеймера

Родитель тетралогии «Путешествия Гулливера» имел сразу две неизлечимые болезни: Альцгеймера и болезнь Пика. На фоне сложных заболеваний, развивалась паранойя, склероз, психоз. Каким образом у писателя получалось творить в состоянии обострений – было загадкой для врачей. Иногда он настолько уходил в себя, что мог долгое время ни с кем не разговаривать. После одного из особенных случаев, когда Свифту показалось, что его глаз заражен, он попытался самолично его вынуть. Врачи сумели остановить пациента, но в следующий раз он заговорил только спустя год.

На закате жизни у Свифта было зафиксировано полное слабоумие. Он не понимал человеческую речь, не узнавал людей и не способен был самостоятельно ориентироваться в пространстве.

источник

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

За эту мысль Ницше уцепились идеологи национал-социализма, попытавшиеся воспроизвести модель «идеального» общества Ницше.

1) Все человеческие ценности, в том числе и моральные – биологически обусловлены.

2) Генетически обусловленная мораль действует на подсознательном уровне, причем для каждого она индивидуальна в зависимости от принадлежности человека к числу сильных от природы, либо слабых.

3) Сильные («хозяева») ценят личное достоинство, решительность, самоуверенность, настойчивость в достижении поставленной цели.

4) Слабые («рабы») ценят мягкосердие, сострадательность, альтруизм и потому их мораль отличается от морали «господ».

5) То, что является справедливым для одного — не является справедливым и моральным для другого.

6) Справедливость в том виде, как ее воспринимает господствующая мораль, есть ложь.

Идея Ницше о воспитании людей высшей расы и создания общества, разделенного на «хозяев» и «рабов» по признаку наличия жизненной силы волновала умы германских националистов более шестидесяти лет после издания им главного произведения всей его жизни: «Так говорил Заратустра».

Заратустра Ницше к историческому Заратуштре никакого отношения не имеет, а созданный им образ провозвестника идеи торжества расы «высших» людей над «низшими» – не более чем плод его больного воображения.

Сумасшедший философ отвернулся от Бога, за что поплатился многолетней болезнью и ранней смертью. Жизненный путь самого Ницше весьма показателен, но не менее выразительна судьба его последователей (в числе которых и Адольф Гитлер, так же как и Ницше закончивший жизнь в полном безумии в возрасте 56 лет).

Отказ от общечеловеческих ценностей, на которых базируется истинное учение Заратуштры, и попытка учреждения культа силы оказалась плачевной.

На ущербной философии «сверхчеловека» – полуслепого инвалида, разбитого болезнями и к 45 годам окончательно выжившего из ума, нельзя строить государственную идеологию. Нацистская Германия взяла на вооружение идею «сверхчеловека», рожденную в воспаленном воображении психически больного человека, который и немцем-то был лишь по матери. Ницки – польская фамилия.
Можно смело ставить знак тождества между Ницки и «Низкий», Ницше и «Низший». Вся философия Ницше представляют собой яркий пример протеста маленького человека, неудовлетворенного своим рабским положением и мечтающего о всемирном господстве.

Ницше пробуждает низшие качества человеческой природы, проповедуя культ силы, биологического превосходства, практически низводя отношения между людьми до уровня отношений животных. Себя он называл смелым, агрессивным и даже милитаристическим животным, будучи, тем временем, крайне слабым в физическом смысле человеком.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с душевной болезнью, состоявшей в неадекватном и беспорядочном поведении, мании величия и утрате способности к умственной работе. С тех пор Ницше проживал в Германии, где о нём заботились мать и сестра.

Диагноз. Ядерная «мозаичная» шизофрения (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, — одержимость), возможно, на фоне сифилиса.

Симптомы. Мания величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его квартира — «храм»); помрачение рассудка (обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению); сильные головные боли; неадекватное поведение.

В медицинской карте Ницше, в частности, говорилось, что больной пил из сапога свою мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое плечо.

История болезни. Ницше перенес несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее значимые его произведения — к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в психиатрических клиниках, дома о нем заботилась мать. Состояние его постоянно ухудшалось — под конец жизни философ мог составлять лишь простейшие фразы, к примеру: «Я мертвый, потому что я глупый» или же «Я глупый, потому что я мертвый».
Скончался в психиатрической лечебнице в Веймаре 25 августа 1900 года в 55. Популярность пришла к нему лишь после смерти.

Химерический замысел переписать «Заратустру» заново — не удался, Наверняка было бы еще страшнее прежнего.
Будучи одержим грехом, не имеющем прощения в зороастризме, философ вещал от имени самого пророка Заратуштры. В Видевдате («Закон против бесов») – зороастрийском сочинении, принадлежащем к Младшей Авесте, гомосексуализм назван грехом номер 1, а сами гомосексуалисты – «дэвами», то есть бесами. В этом религиозном тексте Ахурамазда – творец мира, отвечая на вопросы Заратуштры, доходчиво объясняет, чем гомосексуализм опасен для человечества. Согласно этому древнему тексту, гомосексуальный акт сеет в мире семя зла, поскольку педерасты уподобляются самому нечестивому Ахриману – виновнику всех мирских бед, который породил зло, страдания и болезни, вступив в гомосексуальную связь с самим собой.
Все, что противоречит естественному ходу биологических и физиологических процессов, способствует укоренению и увеличению зла в материальном мире. Эта религиозная концепция является одной из ключевых в морально-нравственном учении Заратуштры. Бог создал мир целостным и гармоничным. Нарушение гармонии ведет к появлению зла.

Читайте также:  Если в моче мало оксалатов

источник

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ

Шизофрения — самое известное в истории психическое заболевание. Ей страдает 1% взрослого населения. Причем, среди известных людей этот процент гораздо выше – те или иные признаки есть у 9% современных лидеров в области политики, науки и искусства.

Одновременно это одна из самых первых болезней, выделенными лекарями древности. Впервые ее симптомы описали еще древние египтяне в «папирусе Эберса» — своеобразной медицинской энциклопедии. Вавилонские врачи лечили психические расстройства, которым приписывалось демоническое происхождение, магически-религиозными методами и травяными таблетками. В Древней Греции и Риме так же описывали симптомы шизофрении, но не выделяли ее как отдельную болезнь. И прописывали умеренную физическую нагрузку, а так же кровопускания и слабительные средства.

Арабский врач Авиценна одним из первых описал бред и, по сути дела, предложил психотерапевтический метод его лечения. Болезнь называли «тяжелым безумием», и под это определение подходили все психические расстройства.

В Средние века врачи перестали видеть в психических расстройствах естественные причины, а стали видеть лишь религиозные. Поэтому часто душевнобольных объявляли слугами дьявола, ведьмами и колдунами. В качестве лечения использовали трепанацию черепа, окунание в холодную воду, публичные избиения. В Лондонском Бедламе больных «лечили» цепями, клизмами и безовощной диетой. Деньги, выделяемые больнице, часто расхищались, а окрестные жители приходили в больницу справить нужду.

Лишь в восемнадцатом веке в Испании с больных сняли цепи. Веком позже в душевных заболеваниях стали искать в первую очередь физические причины – в больном желудке и кишечнике.

В первой половине и в меньшей степени во второй половине ХIХ столетия психические расстройства пытались лечить с помощью гомеопатических средств. Так же использовали опиум, дигиталис, хлороформ, белладонну, рвотные и слабительные препараты.

Современная концепция этой болезни была выведена лишь на грани двадцатого века, психологом Эмилем Крепелиным. Он отделил шизофрению от других психических расстройств подобного характера. Швейцарский врач Эйген Блейлер выделил некоторые критерии шизофрении, которые носят название «четыре A» а именно: аффективность; аутизм; нарушение ассоциативного ряда человека; амбивалентность. Он же и придумал название для болезни – в буквальном переводе слово означает «раскалывающий рассудок». Кроме того, благодаря работам Блейлера, шизоподобные болезни связывают с наличием определенного «нарушения единства» психики больного.

В 1921 году доктор Якоб Клейси, директор клиники в Цюрихе, предложил лечить шизофрению сном – при помощи барбитуратов. Впрочем, это привело к большому количеству смертей от передозировки лекарств – около 5% пациентов умерло. Препараты стали заменять на более безопасные, но сама терапия барбитуратами применялась еще около полувека.

К середине прошлого столетия популярность приобрело шоковая терапия шизофрении. Манфред Сакель предложил использовать инсулиновый шок. Шизофреники получали такую дозу инсулина, что они на несколько дней впадали в диабетическую кому.

Владислав фон Медуна предложил другой метод для лечения шизофрении — вызывание судорог посредством инъекций камфоры, которую в дальнейшем заменили на пентиленэтразол или кордиазол. Иногда судороги были такими сильными, что хрустели кости. Лусио Бини предложил для использования судорог использовать электричество. Сотни тысяч больных шизофренией были стерилизованы, а немецкие нацисты вовсе уничтожали таких больных.

Существует информация, что в 1940-х и 50-х годах популярна была процедура лоботомии – в мозг пациентов помещали кусочки льда. К 1952 году в США провели более 20000 процедур лоботомии.

Лишь в 1952 году для лечения этого заболевания стали применять нейролептики. Наиболее популярен был препарат хлорпромазин (аминазин). Ранее его использовали как транквилизатор для лошадей, а потом догадались использовать и для людей. Механизм действия нейролептиков позволял блокировать дофаминовые рецепторы и уменьшать выраженность галлюцинаторно-бредовой симптоматики. Сейчас нейролептики остаются наиболее распространенным методом лечения недуга.

ДИАГНОЗ ШИЗОФРЕНИЯ: ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ, СИМПТОМЫ

Основные признаки и симптомы шизофрении и ей подобных заболеваний включают в себя:

— галлюцинации, а также прочую продуктивную симптоматику психических отклонений;

— снижение энергетического потенциала,

— общее снижение жизненного тонуса,

— снижение интереса к жизни, во всех её социальных и реальных проявлениях;

— полное или частичное разрушение когнитивной сферы индивидуума, включающие в себя расстройства внимания, мышления и прочие когнитивные расстройства.

Главная особенность шизофрении — её способность развиться и проявиться в абсолютно любом возрасте, начиная от младенчества и заканчивая глубокой старостью. Это справедливо как для мужчин, так и для женщин. Однако у женщин вероятность полного или частичного выздоровления выше, чем у мужчин. Так же у пациентов, заболевших во взрослом возрасте, лучше купируются симптомы. Часто болезнь поражает творческих людей: 25 % известных поэтов и 30 % выдающихся художников имеют галлюцинации, 30% великих композиторов имеют звуковые галлюцинации.

Разновидностей шизофрении очень много. Наиболее часто встречаются:

Параноидная шизофрения – в ней доминируют подозрительность, галлюцинации и бред. При этом может сохраняться интеллект.

Кататоническая шизофрения – преобладают психомоторные расстройства в виде чередования кататонического ступора и периода возбуждения. Во время ступора наблюдается «восковая гибкость» или симптом «воздушной подушки» — если насильно поднять голову пациента над подушкой, она останется именно в таком положении долгое время.

Дезорганизованная или гебефреническая шизофрения – наблюдаются расстройства мышления и дурашливость. Пациент возвращается на уровень пятилетнего ребенка.

Простая шизофрения («детский тип») – постепенно проявляются утрата нормальных черт характера, эмоциональная тупость, бедность лексикона и потеря возможности получать удовольствие. Эта разновидность характерна для подросткового и юношеского возраста с нередким последующим переходом в другие типы.

В зависимости от характера проявления и течения симптомов, шизофрению разделяют на несколько видов: непрерывнотекущую, злокачественную, среднепроградиентную, вялотекущую, периодическую, приступообразную (шубообразную).

ГЕНИАЛЬНЫЕ БОЛЬНЫЕ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Исаак Ньютон

Недуг Исаака Ньютона имел, по всей видимости, наследственные причины. Его отца описывали как «слабого, странного, диковатого человека». Родился сам физик недоношенным и был «таким маленьким, что, как говорят, мог поместиться в банке емкостью в одну кварту», в связи с чем он долгое время вынужден был ходить в корсете, чтобы поддерживать большую и тяжелую голову. С двух лет он проявлял странности в поведении: болезненную ранимость, страсть к механике, боязнь критики и полную невосприимчивость к ней, подозрительность, привычку сжигать свои и чужие письма и бумаги, отвращение к женскому обществу. Единственным его увлечением была работа. С 1691 года ему стало казаться, что его хотят убить, хотят разграбить его лабораторию, украсть его труды. Друзья заперли его дома и лечили, пока он не начала понимать свои же «Начала».

На следующий год он впал в апатию, решил покончить с философией и заняться производством сидра. Периоды апатии у него перемежались с бурной перепиской на религиозные темы. Он проявлял: бессвязность мыслей, неестественную подозрительность, необычайную хандру и враждебность к людям, ничего дурного ему не сделавшим. После 50-летнего возраста у ученого развивается психоз с бессвязностью речи, депрессией, параноидными чертами и идеями преследования. Исследователи предполагают, что у Ньютона было шизоаффективное расстройство. Однако есть предположения, что расстройства ученого – плод интоксикации. Не так давно была исследована прядь волос Ньютона, и анализ подтвердил наличие в волосах. высокой концентрации свинца, сурьмы, мышьяка, ртути.

Жан-Жак Руссо

По мнению исследователей, Руссо страдал параноидальной шизофренией. Подозрительный он был с детства, но конфликт с государством и церковью, возникший после публикации книги «Эмиль, или о воспитании», только усилила эту подозрительность. Он везде подозревал заговоры, стал вести жизнь скитальца, стараясь нигде не задерживаться надолго. Ведь по его представлениям все его друзья и знакомые что-то против него замышляли.

«Он начал воображать, что Пруссия, Англия, Франция, короли, духовенство, женщины, вообще весь род людской, оскорбленный некоторыми местами его сочинений, объявил ему ожесточенную войну, последствиями которой и объясняются испытываемые им душевные страдания. Самое большое проявление злобы этих коварных мучителей Руссо видит в том, что они осыпают его похвалами и благодеяниями. По его мнению, «им удалось подкупить даже продавцов зелени, чтобы они отдавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, — наверное, враги сделали это с целью показать его низость и свою доброту» — описывали его состояние друзья.

Иногда он сбегал, бросив все вещи, для того чтобы скрыться от преследователей. А так же считал, что его считают отравителем. «Если я читаю газету, то говорят, что я замышляю заговор, если понюхаю розу, подозревают, что я занимаюсь исследованием ядов с целью отравить моих преследователей. ». Однажды, в замке, в котором гостил Руссо, умер слуга и Жан-Жак потребовал его вскрытия, так как полагал, что в нем все видят отравителя.

Винсент Ван Гог

Ван Гог предположительно страдал от приступообразной шизофрении. Во время приступов он творил сутки напролет, и многие полагают, что все шедевры он создавал как раз во время приступов. С бритвой он набрасывался на Гогена, а потом той же бритвой он отрезал себе ухо, чтобы послать его бывшей возлюбленной.

В последние годы жизни приступы случались с ним все чаще, и он оказался в больнице в Арле, откуда его перевели в клинику для душевнобольных в Сан-Реми, а оттуда в Овер-сюр-Уаз. Врачи констатировали «острую манию со зрительными и слуховыми галлюцинациями». В больнице он непрерывно работал, пока не совершил самоубийство, выстрелив себе в живот. Предположительно, до самоубийства его довел непрекращающийся звон в ушах.

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше был болен ядерной мозаичной шизофренией. Это редкое расстройство, симптомы которого: мания величия, помутнение рассудка, сильные головные боли. Странности в его поведении начали замечать еще в детстве – к примеру, он не побежал от дождя, как все дети, потому «в школьных правилах записано, что мальчики, покидая школу, должны спокойно, как подобает воспитанным детям, разойтись по домам». Так же он признавался, что имел сексуальную связь с собственной сестрой Элизабет, но «она отказалась выйти за него замуж». Чтобы отвадить одну из молодых поклонниц, он подарил ей жабу, завернутую в окровавленный платок. Проститутки заразили его сифилисом, а любовь к Лу Андреас-Саломе, юной девушке, вступившей в кружок по изучению философских идей Ницше, так и осталась неразделенной.

В последние 20 лет жизни Ницше все время страдал психическими расстройствами – он считал свою квартиру храмом, обнимался с лошадью на улице. Дома о нем заботилась мать, а последние 11 лет он провел в клиниках. Оттуда он рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле». В медицинской карте Ницше, отмечено, что он пил из сапога свою мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, голым прыгал по-козлиному, считая себя Дионисом, гримасничал и выпячивал левое плечо.

Николай Гоголь

Исследователи полагают, что Гоголь страдал шизофренией вперемешку с периодическими приступами психоза. Гоголя посещали звуковые и зрительные галлюцинации, периоды апатии и крайней заторможенности (вплоть до отсутствия реакции на внешние раздражители) сменялись приступами крайней активности и возбуждения, а так же клаустрофобии. В последний год жизни писатель жаловался на страх смерти, отказался от еды, жалуясь на недомогания и слабость. Он считал, что он смертельно болен и что органы в его теле смещены и расположены «верх дном».

Врачи не находили у него ничего, кроме легкого кишечного расстройства. Ему ставили пиявки в ноздри, обертывали холодными простынями и окунали голову в ледяную воду. Сам писатель погрузился в постоянные молитвы и сжег все рукописи, объяснив это затем происками нечистой силы. Через 10 дней он умер, по всей видимости, доведя себя до полного физического и психического истощения.

Александр Скрябин

Александр Николаевич был человеком мнительным и крайне религиозным, с резкими сменами настроения. Он считал себя мессией в музыке и «общался с богом напрямую». Именно он создал цветомузыку. По мнению исследователей, он страдал раздвоение личности и параноидальной шизофренией.

Михаил Булгаков

Относительно того, был ли Булгаков шизофреником или это дезинформация, распространенная НКВД, до сих пор нет единой версии. Впрочем, он достоверно был наркоманом. Морфий ему прописали в военном госпитале, где он работал во время Первой мировой войны. Прописали в связи с поставленным диагнозом «гипертонический нефросклероз», развившимся в результате перенесенной дифтерии. По свидетельству близких, иногда он вскакивал с постели и гонялся за призраками.

Филип К. Дик

Именно легкой форме шизофрении приписывается своеобразие романов Филипа К. Дика: «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (по книге сняли фильм «Бегущий по лезвию бритвы»), и «Воспоминания оптом и в розницу», (экранизирован как «Вспомнить все»). В романе «Сдвиг времени по-марсиански», включенном критиками в сотню лучших научно-фанастических книг, двое из десятка главных действующих лиц больны шизофренией, а один из них, благодаря своему заболеванию, может видеть будущее и управлять временем, перемещаясь в прошлое. Именно в период написания этого романа писатель испытывал симптомы заболевания и таким образом поделился с читателями собственными ощущениями.

Джон Нэш

Джон Форбс Нэш-младший – один из самых известных гениальных шизофреников нашего времени благодаря фильму «Игры разума». Этот известный американский математик, который работал в области теории игр, а также дифференциальной геометрии, ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике 1994 года, страдал от галлюцинаций и бреда. Первые симптомы шизофрении у Нэша, начались к 30-м годам прошлого века. Он считался восходящей звездой математики, но был отправлен на принудительное лечение. Из клиники он выбрался менее чем через два месяца благодаря усилиям адвоката, и после этого искал политического убежища. Власти США были против его эмиграции и сумели заставить его остаться. К этому моменту болезнь была крайне запущена – он говорил о себе в третьем лице, а также вслух размышлял о нумерологии и политике.

Однако Нэш научился «не обращать внимания» на свою болезнь, и творить, игнорируя галлюцинации. Сын Нэша унаследовал его болезнь.

источник

Всем давно известно о существовании взаимосвязи между безумием и талантом. Ниже будет рассказано о том, как некоторые «пациенты» своими талантами смогли повлиять на все остальное здоровое человечество. В списке не найти политиков, ведь они всего лишь исполнители, а речь пойдет именно о творцах. Конечно же, этой десяткой число знаменитостей «не в себе» не исчерпывается, их число во много больше. Так что можно отнестись к данной коллекции, как к субъективному выбору, дополнив ее по своему вкусу.

Эдгар Алан По (1809-1849). Открывает список этот американский поэт и писатель. Отмечается его подверженность «душевным расстройствам», хотя точный диагноз так и не был установлен. По страдал провалами в памяти, манией преследования, порой он неадекватно себя вел, его преследовали галлюцинации и боязнь темноты. В статье «Жизнь Эдгара По» Хулио Кортасар описывает один из приступов болезни писателя. Летом 1842 года Эдгар вдруг вспомнил о Мэри Деверо, дядю которой он некогда отстегал хлыстом. Полубезумное состояние стало причиной путешествия из Филадельфии в Нью-Йорк.

Хотя женщина была замужем, писатель стремился непременно узнать, любит ли она своего мужа. Несколько раз По пересекал реку на пароме, спрашивая адрес Мэри у прохожих. Добравшись до своей цели, Эдгар устроил скандал, после чего решил остаться там на чаепитие. У домочадцев это вызвало крайнее удивление, к тому же писатель проник в дом без их согласия. Удалился незваный гость лишь после того, как ножом искрошил несколько редисок и потребовал, чтобы Мэри спела его любимую песню. Нашли писателя лишь спустя несколько дней — потеряв рассудок, он бродил по окрестным лесам.

Частые депрессии начались у Эдгара По еще с конца 1830-х годов. На психику сказались и злоупотребления алкоголем, под его воздействием писатель впадал в буйное помешательство. Вскоре к спиртному добавился и опий. Душевное состояние писателя ухудшилось после тяжелой болезни его юной супруги. В 1842 году двадцатилетняя Вирджиния, приходившаяся к тому же По кузиной, заболела туберкулезом, умерев через 5 лет. Эдгар пережил жену всего на два года, но за это время он несколько раз пытался влюбляться и даже пару раз делал предложения. Если первая помолвка не состоялась, так как эксцентричный жених попросту отпугнул избранницу, то во втором случае жених сам пропал.

Читайте также:  Катетеризация мочевого пузыря при недержании мочи

Незадолго до свадьбы По впал в невменяемое состояние, сильно напившись. В результате его нашли в одном из дешевых трактиров Балтимора спустя 5 дней. Эдгара поместили в клинику, в которой он и скончался через несколько дней, страдая от сильных галлюцинаций. Одним из самых сильных кошмаров По была смерть в одиночестве, как он не старался избежать его, он сбылся. Хотя многие его друзья и обещали быть с ним в последнюю минуту, но ночью 7 октября 1849 года рядом с Эдгаром никого из близких не оказалось. Последним, кого позвал к себе По, был Джереми Рейнолдс, знаменитый полярный исследователь.

По сумел заразить публику двумя популярными жанрами. Первый из них — роман ужасов, созданный под влиянием мрачного романтизма Гофмана. Однако именно По сумел создать подлинную атмосферу страха и кошмара, вязкого и изощренного. Это проявилось в романах «Сердце-обличитель» и «Падение дома Эшеров». Вторым жанром, в котором По себя проявил, стал детектив. Месье Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» стал прообразом Шерлока Холмса с его дедуктивными методиками.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). Немецкий философ обладал пугающим диагнозом «ядерная мозаичная шизофрения». В его биографии принято называть это явление проще — одержимость, которая протекала, возможно, на фоне сифилиса. Самым ярким симптомом стала мания величия. Философ рассылал записки, в которых объявлял о своем скором господстве на Земле, он требовал снять со стен квартиры картины, так как это его храм.

О помрачнении рассудка свидетельствовали случаи, наподобие объятий с лошадью на городской площади. У философа были частые головные боли, его поведение не отличалось адекватностью. Медицинская карта писателя свидетельствует, что он порой пил свою мочу из сапога, мог нечленораздельно кричать, больничного сторожа принимать за Бисмарка. Ницше как-то пытался забаррикадировать свою дверь осколками стакана, он спал на полу рядом с расстеленной постелью, прыгал, как животное, делал гримасы и выпячивал левое плечо.

Причиной заболевания стали несколько апоплексических ударов, в результате последние 20 лет своей жизни философ страдал психическими расстройствами. Но именно в этот период и увидели свет его самые значимые произведения, к примеру «Так говорил Заратустра». Половину этого периода Ницше провел в специализированных клиниках, доме же не мог обойтись без ухода матери. Состояние писателя постоянно ухудшалось, в результате под конец своей жизни он обходился лишь простейшими фразами: «Я мертвый, потому что я глупый» или «Я глупый, потому что я мертвый».

Общество получило от Ницше идею сверхчеловека. Пусть и покажется парадоксом, что этот больной человек, прыгавший по-козлиному, ассоциируется ныне со свободной личностью, стоящей превыше морали и существующей над понятиями добра и зла. Ницше дал новую мораль, «мораль господ» должна была прийти на смену «морали рабов». Он считал, что здоровая мораль должна прославлять естественное устремление любого человека к власти, а всякая иная мораль является по своей сути болезненной и упадочной. В итоге идеи Ницше легли в основу идеологии фашизма: «Больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие — победить», «Падающего толкни!». Философ прославился и своим допущением «Бог мертв».

Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961). Этот американский писатель страдал острыми приступами депрессии, которые привели к умственному расстройству. Симптомами выступили суицидальные наклонности писателя, мания преследования и частые нервные срывы. Когда в 1960 году Хемингуэй вернулся в Америку с Кубы, то он сразу же сам согласился на лечение в психиатрической клинике — его мучили частые депрессии, чувство неуверенности и постоянный страх. Все это мешало его работе.

Двадцать сеансов электрошока результата не принесли, писатель так отзывался об этом: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают. Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли».

Выйдя из клиники, Хемингуэй понял, что писать не может по-прежнему, тогда-то и случилась его первая попытка суицида, прерванная близкими. Жена писателя уговорила его пройти повторный курс лечения, однако намерения покончить с собой у него остались. Спустя пару дней после выписки Хемингуэй выстрелил себе в голову из любимого ружья.

Хемингуэй заразил нас болезнью «потерянного» поколения. Как и его товарищ, Ремарк, он писал о конкретном пласте судеб, которые пострадали из-за мировой войны. Однако сам термин оказался настолько емким, что сегодня чуть ли не каждое поколение стремится примерить это определение к себе. Благодаря писателю родился новый литературный прием, «метод айсберга» — за скупым и сжатым текстом кроется щедрый и эмоциональный подтекст. Хемингуэй породил новый «мачизм» не только своим творчеством, но и жизнью. Его герои — суровые борцы, которые предпочитают не разбрасываться словами. Они понимают, что их борьба, пожалуй, не имеет смысла, но все равно борются до конца.

Ярким примером такого персонажа стал рыбак Сантьяго из «Старика и море». Именно его устами автор говорит: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». К великому сожалению многих, сам писатель — солдат, охотник, моряк и путешественник, чье тело покрывали бесчисленные шрамы, бороться за свою жизнь не стал. Но следует заметить, что и смерть его стала следствием приверженности идеалам. Хемингуэй писал: «Мужчина не имеет права умирать в постели, либо в бою, либо пуля в лоб».

Джон Форбс Нэш (родился в 1928 году). Этот американский математик, ставший лауреатом Нобелевской премии, широкой публике стал известен после выхода фильма Рона Ховарда «Игры разума». Диагноз Нэша — параноидальная шизофрения. Ее симптомами выступают мания преследования, бред с навязчивыми идеями, разговоры с несуществующими собеседниками и проблемы с самоидентификацией.

Еще в 1958 году журнал «Fortune» назвал Нэша восходящей американской звездой в области математики. Однако тогда же появились и первые признаки заболевания. В 1959-м году Нэш был уволен с работы и помещен в психиатрическую клинику в пригороде Бостона для прохождения принудительного лечения. Состояние ученого улучшилось лишь после курса химиотерапии, вместе со своей женой Алисией Лард Нэш переехал в Европу. Там он пытался получиться статус политического беженца. Однако в просьбе ученому было отказано и власти Франции депортировали его обратно в США. В итоге семья больного гения поселилась в Принстоне, сам Нэш не работал, ведь его болезнь быстро развивалась. В 1961 году ученый был вынужден пройти курс инсулиновой терапии в госпитале Нью-Джерси, но после выписки оттуда он сбежал в Европу, покинув жену и детей. В 1962 году Алисия оформила развод, правда продолжала оказывать бывшему мужу помощь.

Вернувшись вскоре в США, ученый путем постоянного приема антипсихотических средств настолько улучшил свое состояние, что смог начать работать в Принстонском университете. Однако Нэш вдруг решил, что лекарства могут повредить его умственным способностям и работе, как результат — очередное ухудшение. Многие годы Нэш появлялся в Принстоне, записывая на досках малопонятные формулы и беседуя с голосами. Обитатели университета перестали удивляться, воспринимая ученого, как безобидное привидение. В седине же 80-х Нэш пришел в себя и снова занялся математикой. В 1994 году 66-летний Джон Нэш получил Нобелевскую премию по экономике, за анализ равновесия в теории некооперативных игр. Основные открытия были сделаны еще в 50-х, до начала болезни. В 2001 году ученый вновь воссоединился со своей бывшей женой.

Благодаря Нэшу возник новый научный подход к экономической теории игр и к математике конкуренции. Ученый отбросил стандартный сценарий, в котором присутствует победитель и побежденный и создал модель, в которой обе конкурирующие стороны при длительном соперничестве лишь проигрывают. Такой сценарий получил название «равновесие по Нэшу», обе стороны находятся в равновесии, так как любое изменение может только ухудшить их позиции. Исследования Нэша в области теории игр также активно использовались американскими военными в эпоху холодной войны.

Джонатан Свифт (1667-1745). Специалисты до сих пор спорят о том, какой же диагноз поставить этому ирландскому писателю — болезнь Пика или Альцгеймера. Известно, что Свифт страдал головокружениями, потерей памяти, терял ориентацию в пространстве и часто не узнавал людей и окружающие его предметы, плохо улавливал смысл речи собеседника. Эти симптомы постоянно нарастали, приведя писателя в конце жизни к полному слабоумию.

Свифт подарил обществу новую форму политической сатиры. Его «Путешествия Гулливера» пусть и не стали первым саркастическим взглядом просвещенного интеллектуала на окружающую действительность, но новизна проявилась в том, как именно она рассматривалась. Если в то время принято было высмеивать жизнь с помощью литературных «увеличительных стекол», то Свифт, служивший деканом собора святого Патрика, использовал линзу с кривым стеклом. Впоследствии его прием подхватили Салтыков-Щедрин и Гоголь.

Жан-Жак Руссо (1712-1778). Французский писатель и философ страдал паранойей, которая выражалась в мании преследования. В начале 1760-х годов свет увидела книга Руссо «Эмиль, или о воспитании», которая породила его конфликт с государством и церковью. Со временем это только усилило у Руссо его врожденную подозрительность, порождая болезненные формы. Философ везде подозревал заговоры, он стал вести жизнь скитальца, стараясь нигде не задерживаться надолго. Ведь по его представлениям все его друзья и знакомые что-то против него замышляют или как минимум подозревают. Однажды, в замке, в котором гостил Руссо, умер слуга и Жан-Жак потребовал его вскрытия, так как полагал, что в нем все видят отравителя.

Зато благодаря Руссо мир увидел педагогическую реформу. Нынешние методики воспитания детей во многом основываются на «Эмиле. » Руссо. Так, взамен репрессивному методу воспитания ребенка Руссо еще тогда предложил применять ласки и поощрения. Философ учил, что нельзя заставлять ребенка механически заучивать сухие факты, гораздо проще будет объяснять ему на живых примерах, что даст возможность восприятия новых знаний. Руссо считал, что главная цель педагогики не исправление личности под существующие общественные нормы, а развитие имеющихся у человека талантов.

Француз считал, что наказание должно иметь место, но являться следствием поведения ребенка, а не тупым инструментом демонстрации воли сильного над слабым. Руссо советовал матерям вскармливать своих детей самостоятельно, а не перепоручать кормилицам. Сегодня педиатрия полностью поддерживает такого мнение, доказано, что только молоко матери может положительно воздействовать на здоровье ребенка. Да и к вопросу пеленания Руссо относился скептично, так как это ограничивает свободу движения ребенка.

Благодаря Руссо родился новый тип литературного героя и новые направления в литературе. Фантазия философа породила прекраснодушное создание — дикарь, который руководствуется не разумом, а высоконравственными чувствами. В рамках романтизма и сентиментализма оно развивалось, росло и старилось. Философ выдвинул идею правового демократического государства, что получило отражение в его труде «Об общественном договоре». Считается, что именно это произведение вдохновило французов на «Великую революцию», однако сам Руссо радикальных мер, применяемых в ее ходе, никогда не придерживался.

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Знаменитый русский писатель страдал шизофренией, вперемешку с периодическими приступами психоза. Гоголя посещали звуковые и зрительные галлюцинации, периоды апатии и крайней заторможенности (вплоть до отсутствия реакции на внешние раздражители) сменялись приступами крайней активности и возбуждения. Писатель часто погружался в депрессивные состояния, испытывал острую ипохондрию. Известно, что Гоголь считал, что органы в его теле несколько смещены, а желудок так и вовсе располагаются «вверх дном», преследовала его и клаустрофобия.

Различные проявления шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, но наибольший прогресс наступил в последний год его жизни. В январе 1852 года от тифа умерла сестра близкого друга писателя, Екатерина Хомякова, что вызвала у Гоголя сильнейший приступ ипохондрии. Он жаловался на страх смерти, погрузившись в постоянные молитвы. Писатель отказался от еды, жалуясь на недомогания и слабость, считая, что смертельно болен. Врачи, конечно же, никакой болезни у него не нашли, кроме небольшого кишечного расстройства.

В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь сжег свои рукописи, объяснив это затем происками нечистой силы, состояние автора стало резко ухудшаться. Да и лечение велось отнюдь не профессионально — ставили пиявки в ноздри, обертывали холодными простынями и окунали голову в ледяную воду. В итоге 21 февраля 1852 года Гоголь умер. Истинные причины его смерти так и остались неясными. Выдвигаются разные гипотезы — от отравления ртутью, до самоубийства и выполнения контракта перед дьяволом. Но скорее всего писатель попросту довел себя до полного нервного и физического истощения. Возможно, сегодняшние психиатры смогли бы решить его проблемы и спасти жизнь.

Благодаря Гоголю в наше общество вошла специфическая любовь к маленькому человеку, обывателю. Чувство это наполовину состоит из жалости, а наполовину из отвращения. Писатель смог создать целое созвездие точных русских типажей. Именно Гоголь создал несколько «ролевых моделей», которые действительны и по сегодняшний день. Достаточно лишь вспомнить Чичикова и Башмачкина.

Ги де Мопассан (1850-1893). Известный французский писатель страдал прогрессивным параличом мозга. Симптомами заболевания выступили суицидальные наклонности, ипохондрия, галлюцинации и бред, буйные припадки. Ипохондрия сопровождала Мопассана всю его жизнь — он очень боялся сойти с ума. С 1884 года у писателя стали наблюдаться частые нервные припадки, сопровождаемые галлюцинациями. Он даже пытался покончить с собой дважды, будучи крайне возбужденным. Но обе попытки, с пистолетом и ножом для бумаги, оказались неудачными. В 1891 году писатель был помещен в клинику Бланша, где и находился в полусознательном состоянии до самой смерти.

Мопассан привнес в литературу физиологизм и натурализм, его произведения часто принизаны эротикой, что стало новинкой. Писатель испытывал потребность постоянно бороться с бездуховностью общества, которое зациклилось лишь на потреблении. Сегодня произведения-клоны «Милого друга» создают французские авторы Мишель Уэльбек и Фредерик Бегбедер, в России преемником Мопассана можно считать Сергея Минаева.

Винсент Виллем ван Гог (1853-1890). Знаменитый голландский живописец страдал шизофренией. Его посещали звуковые и слуховые галлюцинации, приступы бреда. Агрессия и мрачность могли быстро смениться радостным возбуждением. Посещали Ван Гога и суицидальные мысли.

Болезнь заметно прогрессировала в последние 3 года жизни художника, приступы участились. Во время одного из них и состоялась знаменитая хирургическая операция. Ван Гог отрезал себе мочку и нижнюю часть левого уха. Этот фрагмент он отослал в конверте своей возлюбленной как сувенир на память. Неудивительно, что Ван Гог был помещен в больницу в Арле для душевнобольных. Затем были госпитали в Сан-Реми и в Овер-сюр-Уаз. Сам художник осознавал, что он глубоко болен. В одном из своих писем он писал: «Я должен без уверток приспособиться к роли помешанного».

До самой своей смерти Ван Гог продолжал творить, хотя со стороны покупателей к его картинам интереса ни у кого не возникало. Художник вел буквально нищенский образ жизни, часто голодая. Современники вспоминают, что в такие периоды он даже иногда ел свои краски. Но именно в периоды помутнения сознания и родились шедевры мировой живописи: «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя», «Красные виноградники в Арле», «Дорога с кипарисами и звездами». Однако находиться в затуманенном состоянии Ван Гог больше не мог — 27 июля 1890 года он смертельно ранил себя пистолетным выстрелом.

Благодаря Ван Гогу в наш мир пришла анимация. Ведь его творческая манера, в которой динамичные сюжеты реализовывались яркими красками, реальность гротескно искажалась и создавалась атмосфера сна (ужасного или, наоборот, счастливого детского) послужила основой для многих работ нынешних художников-мультипликаторов. Сегодня благодаря безумному нищему художнику мы стали понимать, что художественная ценность любого произведения — вещь относительная. Ведь Ван Гог, рисовавший незатейливые подсолнухи, попивая абсент, уже посмертно стал рекордсменом аукционных продаж.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925). Знаменитый русский поэт страдал маниакально-депрессивным психозом. Его сопровождала мания преследования, внезапные вспышки ярости и неадекватное поведения. Вспоминают, как Есенин неоднократно крушил мебель, бил посуду и зеркала, оскорбляя окружающих.

Приступы психоза часто провоцировались любовью поэта к спиртному. В итоге Есенин неоднократно проходил лечение в специализированных клиниках не только России, но и во Франции. Но лечение, увы, так и не дало результатов. Так, выписавшись из клиники профессора Ганнушкина, уже через месяц поэт покончил с собой — он повесился на трубе парового отопления в ленинградской гостинице Англетер. Хотя в 70-е годы и возникла версия об убийстве с последующей инсценировкой суицида, но доказано она не была.

Благодаря Есенину русская литература получила новые интонации. Поэт сделал нормой любовь к природе, деревне и местному жителю, сопровождая это грустью, трогательной нежностью и слезами. Появились даже прямые последователи поэта в идеологическом аспекте — «деревенщики». Многие произведения Есенина созданы в стиле городского хулиганского романса, что заложило основы нынешнего русского шансона.

источник