Составные вещества | Плазма крови | Первичная моча | Вторичная моча |
Белки, жиры | 7–9 | Отсутствует | Отсутствует |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 | Отсутствует |
Натрий (в составе солей) | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
Хлор (в составе солей) | 0,37 | 0,37 | 0,7 |
Калий (в составе солей) | 0,02 | 0,02 | 0,15 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0 |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 |
1. Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2. Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
1. Задание 1 № 1446. Что из перечисленного изучает наука «цитология»?
1) систематику хордовых животных
2) строение клеток растений
3) химические реакции дыхания
4) морфологию передних конечностей животных
2. Задание 2 № 1218. Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции
?
3. Задание 3 № 323. Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?
2) регулярное проветривание
3) облучение ультрафиолетовыми лучами
4) мытье полов горячей водой
4. Задание 4 № 1481. К какому отделу растений относится маршанция?
5. Задание 5 № 1418. Какое из перечисленных семейств относится к однодольным?
6. Задание 6 № 1660. У каких животных впервые в ходе эволюции появилась полость тела?
7. Задание 7 № 1661. У представителей какого класса хордовых газообмен происходит не только в лёгких?
8. Задание 8 № 296. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?
3) головной и спинной мозг
4) замкнутая кровеносная система
9. Задание 9 № 1422. Какой цифрой на рисунке обозначен тимус?
10. Задание 10 № 1968. Соединение частей скелета обеспечивают
11. Задание 11 № 2002. Введение в кровь препарата ослабленных возбудителей заболевания приводит к формированию иммунитета
1) искусственного активного
2) искусственного пассивного
3) естественного врождённого
4) естественного приобретённого
12. Задание 12 № 1970. В чём проявляется сходство в строении лимфатических сосудов и вен?
1) имеют полулунные клапаны
2) стенка образована одним слоем клеток
3) содержат створчатые клапаны
4) стенка образована развитым мышечным слоем
13. Задание 13 № 1907. Какую функцию выполняют ворсинки мерцательного эпителия трахей?
1) удаление пыли из лёгких
3) осушение поступающего воздуха
4) обогрев поступающего воздуха
14. Задание 14 № 1039. Что происходит в организме человека при нахождении в течение нескольких часов на холоде?
2) усиление энергетического обмена
4) расширение кровеносных сосудов
15. Задание 15 № 1200. Что расположено в средней части уха?
16. Задание 16 № 625. На рисунках под буквами А–Г изображены стадии образования условного рефлекса у собаки. На каком из рисунков демонстрируется безусловный слюноотделительный рефлекс?
17. Задание 17 № 402. В целях профилактики цинги следует употреблять продукты c большим
18. Задание 18 № 212. Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?
19. Задание 19 № 181. Выберите правильно составленную пищевую цепь.
1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб
2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб
3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж
4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб
20. Задание 20 № 310. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси x отложена температура организма (в °С), а по оси y — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).
Какое из приведённых ниже описаний скорости химической реакции наиболее точно отражает данную зависимость? Скорость химической реакции в живом организме
1) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего плавно опускается
2) на всём протяжении медленно растёт
3) плавно колеблется около средних показателей
4) резко снижается, достигая своего минимального показателя, после чего резко растёт
21. Задание 21 № 1979. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
. | бесполое размножение |
яйцеклетка | половое размножение |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
22. Задание 22 № 984. Верны ли следующие суждения о свойствах нервной ткани человека?
А. Основные свойства нервной ткани – это возбудимость и проводимость.
Б. По аксону нервные импульсы поступают к телу другой нервной клетки.
23. Задание 23 № 1081. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
24. Задание 24 № 569. Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
2) строительный материал — глюкоза
25. Задание 25 № 346. Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЕ | СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ |
A) рожь | 1) насекомыми |
Б) мак | 2) ветром |
В) ландыш | |
Г) орешник | |
Д) дуб |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
26. Задание 26 № 1051. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
5) гусеница непарного шелкопряда
27. Задание 27 № 476. Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 2415 . Нарушение авторских прав
источник
Составные вещества | Плазма крови | Первичная моча | Вторичная моча |
Белки, жиры, гликоген | 7–9 | Отсутствуют | Отсутствуют |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 | Отсутствует |
Натрий (в составе солей) | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
Хлор (в составе солей) | 0,37 | 0,37 | 0,7 |
Калий (в составе солей) | 0,02 | 0,02 | 0,15 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0 |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 |
1) Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
40.Ученица одной из московских школ изучала зависимость активности фотосинтеза от степени освещённости. Она отрезала корень у элодеи и поместила её вверх ногами в раствор. Стакан с элодеей освещался лампочкой, которую ученица отодвигала на разное расстояние. Измерялось количество пузырьков, поднимающихся от среза стебля к поверхности стакана, за 3 минуты. Результаты своих измерений ученица занесла в таблицу.
Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.
1. Каково влияние освещённости на активность протекания фотосинтеза?
2. На каком расстоянии от источника света фотосинтез идёт наиболее активно?
3. Как Вы думаете, как можно было бы достичь большей точности эксперимента?
41.Осмос – это явление, при котором молекулы воды поступают через полупроницаемую мембрану из области низкой концентрации растворённого вещества в область повышенной концентрации. Например, при погружении кожицы лука в концентрированный раствор соли наблюдается отслаивание цитоплазмы клетки от оболочки (плазмолиз) из-за того, что вода из цитоплазмы уходит в раствор.
Ученики одной из московских школ решили использовать явление осмоса для определения концентрации сахарозы в клубнях картофеля. Они поместили кусочки картофеля известной массы в пробирки с разной концентрацией ахарозы, выдержали там эти кусочки двое суток, после чего снова измерили их массу. Если концентрация сахарозы в картофеле выше, чем в растворе, то вода должна поступать в картофель и его масса должна увеличиваться. Если же концентрация в картофеле ниже, то, наоборот, его масса будет снижаться. По результатам своей работы ученики составили следующую таблицу.
Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.
1. Какова, по Вашему мнению, концентрация сахарозы в изучаемом картофеле, использованном для эксперимента? Ответ поясните.
2. Каждый ученик выполнял эксперимент при одной из приведённых выше концентраций сахарозы. Все ли ученики добросовестно записали свои результаты? Ответ поясните.
42. Пользуясь таблицей «Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян», ответьте на следующие вопросы.
1) У представителей какого рода обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела?
2) Какие приматы лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей.
3) Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?
43.Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?
2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?
3) Каково назначение устьиц в дыхании растений?
44.Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.
1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца I группа, а у матери IV?
2) Если у ребёнка II группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов ответа.)
3) Ребёнок с какой группой крови является универсальным реципиентом?
45. Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.
1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?
2) Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)
3) Человек с какой группой крови является универсальным донором?
46.Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.
1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
3) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 1480 | Нарушение авторских прав
источник
Составные вещества | Плазма крови | Первичная моча | Вторичная моча |
Белки, жиры | 7–9 | Отсутствует | Отсутствует |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 | Отсутствует |
Натрий (в составе солей) | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
Хлор (в составе солей) | 0,37 | 0,37 | 0,7 |
Калий (в составе солей) | 0,02 | 0,02 | 0,15 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0 |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 |
1) Концентрация какого вещества максимально возрастает по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какие вещества и почему отсутствуют в составе первичной мочи здорового человека?
ОГЭ по биологии Вариант 3323
Задание 1. Система наиболее общих знаний в определённой области науки — это
Задание 2. Сколько хромосом будет содержаться в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках содержится 46 хромосом?
Задание 3. Возбудители дифтерии являются
Задание 4 . Какой из изображённых органов является видоизменённым побегом?
Задание 5. Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, — особенности строения
Задание 6. Как называют процесс, при котором происходит восстановление утраченных частей тела организма?
Задание 7. На каком из рисунков изображён головной мозг млекопитающего?
Задание 8. Какой признак отличает представителей негроидной расы человека от всех остальных?
4) желтовато-смуглый цвет кожи
Задание 9. Нервные импульсы поступают непосредственно к железам по
1) аксонам двигательных нейронов
2) аксонам вставочных нейронов
3) серому веществу спинного мозга
4) белому веществу спинного мозга
Задание 10. Какую кость НЕ относят к скелету нижней конечности?
Задание 11. Тромб, закупоривающий повреждённое место сосуда, образуется из сети нитей
4) разрушающихся тромбоцитов
Задание 12. Количество сокращений сердца можно определить, измеряя
1) количество дыхательных движений
2) скорость движения крови
Задание 13. Просветы главных бронхов не сужаются вследствие того, что имеют
1) утолщения соединительнотканной оболочки
3) кольца из хряща и плотной соединительной ткани
4) участки, образованные многослойным эпителием
Задание 14. Какой цифрой на рисунке обозначена потовая железа?
Задание 15. Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные
клетки?
Задание 16. Какой рефлекс у человека является
1) отдёргивать руку от лезвия ножа
2) проглатывать пережёванную пищу
3) ходить по определённому маршруту в школу
4) закрывать глаза, когда в лицо направляют свет
Задание 17. При обморожении нижних конечностей необходимо
1) растереть обмороженный участок кожи пострадавшего снегом
2) втереть масло, жир в кожу поражённого участка
3) наложить согревающую повязку-компресс, дать горячее питьё
4) обработать повреждённый участок кожи спиртом
Задание 18. К биотическим факторам среды относят влияние
1) состава воздуха на рост и развитие корней растений
2) органических веществ почвы на жизнедеятельность растений
3) структуры почвы на сохранение в ней влаги
4) личинок колорадских жуков на рост и развитие паслёновых растений
Задание 19. Как получают энергию редуценты (разрушители)?
1) Они потребляют воду из почвы.
2) Они питаются растущими растениями.
3) Они используют энергию солнца.
4) Они питаются органическими веществами мёртвых организмов.
Задание 20. Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет (по оси х отложен возраст человека (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)).
Чему будет равна масса тела восьмилетнего ребёнка?
Задание 21. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Майский жук | Трахеи |
Гадюка обыкновенная | . |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
Задание 22. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
А. К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.
Б. У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья.
Задание 23. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт
3) насыщенная углекислым газом
Задание 24. Какие органические вещества в организме человека могут выполнять энергетическую функцию? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Задание 25. Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | СЛОЙ КОЖИ |
A) расположены рецепторы | 1) эпидермис |
Б) расположены сальные и потовые железы | 2) дерма |
В) при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин | |
Г) клетки постоянно слущиваются и обновляются | |
Д) слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 26. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.
2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.
3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.
4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.
5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.
Задание 27. Вставьте в текст «Пищеварение у плоских червей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
источник
Выделительная функция почек. Механизм клубочковой фильтрации, факторы, влияющие на уровень эффективного фильтрационного давления. Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи.
Выделение – часть обмена веществ, осуществляемая путем выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и излишних веществ для обеспечения оптимального состава внутренней среды и нормальной жизнедеятельности. Процессы выделения являются неотъемлемым признаком жизни, поэтому их нарушение неизбежно приводит к нарушениям гомеостазиса, обмена веществ и функций организма, вплоть до его гибели. Выделение неразрывно связано с обменом воды, поскольку основная часть предназначенных для выведения из организма веществ выделяется растворенными в воде. Основным органом выделения являются почки, образующие и выделяющие мочу и вместе с ней подлежащие удалению из организма вещества. Почки являются также основным органом обеспечения вводно-солевого обмена.
В паренхиме почек выделяется корковое и мозговое вещество. Структурной единицей почек является нефрон. В каждой почке около миллиона нефронов. Каждый нефрон состоит из сосудистого клубочка, находящегося в капсуле Шумлянского-Боумена, и почечного канальца. К капиллярам клубочка подходит приносящая артериола, а от него отходит выносящая. Диаметр приносящей больше, чем выносящей. Клубочки, расположенные в корковом слое относятся к корковым, а в глубине почек – юкстамедуллярными. От капсулы Шумлянского-Боумена отходит проксимальный извитой каналец, переходящий в петлю Генле. В свою очередь она переходит в дистальный извитой мочевой каналец, который открывается в собирательную трубочку. Образование мочи происходит с помощью нескольких механизмов: Клубочковой и Канальцевой фильтрации.
Почки удаляют из организма избыток воды, неорганических и органических веществ, продукты азотистого обмена и чужеродные вещества; мочевину, мочевую кислоту, креатинин, аммиак, лекарственные препараты.
Клубочховая фильтрация Фильтрация воды и низкомолекулярных компонентов из плазмы крови в полость капсулы происходит через клубочковый,или гломерулярный, фильтр. Гломерулярный фильтр имеет 3слоя; эидотелиальные клетки капилляров, базальную мембрану и эпителий висцерального листка капсулы, или подоциты. Эндотелий капилляров имеет поры диаметром 50 -100 нм, что ограничивает прохождение форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов). Основным барьером для фильтрации является базальная мембрана. Поры в базальной мембране составляют 3 — 7,5 нм. Эти поры изнутри содержат отрицательно заряженные молекулы (анионные локусы), что препятствует проникновению отрицательно заряженных частиц, в том числе белков. Третий слой фильтра образован отростками подоцитов, между которыми имеются щелевые диафрагмы, которые ограничивают прохождение альбуминов и других молекул с большой молекулярной массой. Эта часть фильтра также несет отрицательный заряд. Легко фильтроваться могут вещества с молекулярной массой не более 5500, абсолютным пределом для прохождения частиц через фильтр в норме является молекулярная масса 80 000. Таким образом состав первичной мочу обусловлен свойствами гломерулярного фильтра. В норме вместе с водой фильтруются все низкомолекулярные вещества, за исключением большей части белков и форменных элементов крови. В остальном состав ультрафильтрата близок к плазме крови. При нефропатиях, нефритах поры теряют отрицательный заряд, что приводит к прохождению через них многих белков. Такие вещества, как гепарин, способствуют восстановлению анионных локусов, а антибиотики, наоборот, уменьшают их наличие. Основным фактором, способствующим процессу фильтрации, является давление крови (гидростатическое) в капиллярах клубочков. К силам, препятствующим фильтрации, относится онкотическое давление белков плазмы крови и давление жидкости в полости капсулы клубочка, т.е. первичной мочи. Следовательно, эффективное фильтрационное давление представляет собой разность между гидростатическим давлением крови в капиллярах и суммой онкотического давления плазмы крови и внутрипочечного давления.Количественной характеристикой процесса фильтрации является скорость клубочковой фильтрации, которая определяется путем сравнения концентрации определенного вещества в плазме крови и моче. Для этого используются вещества, которые являются физиологически инертными, нетоксичными, не связывающиеся с белками в плазме крови, не реабсорбирующиеся в почечных канальцах и выделяющиеся с мочой только путем фильтрации, Таким веществом является полимер фруктозы инулин. В организме человека инулин не образуется, поэтому для измерения скорости клубочковой фильтрации его вводят внутривенно, и меренная с помощью инулина скорость клубочковой фильтрации называется также коэффициентом, очищения от инулина, или клиренсом инулина.
В клинике для определения скорости клубочковой фильтрации обычно используют эндогенный метаболит креатшин, концентрация которого в крови довольно стабильна. Креатинин удаляется из крови в основном путем клубочковой фильтрации, но в очень малых количествах он секретируется, поэтому его клиренс — менее точный показатель, чем клиренс инулина. Тем не менее он широко используется в клинике, так как для его измерения не требуется внутривенное введение.
В норме у мужчин скорость клубочковой фильтрации составляет 125 мл/мин, а у женщин — 110 мл/мин.
Процесс образования мочи проходит в два этапа. Первый проходит в капсулах наружного слоя почек (почечном клубочке). Вся жидкая часть крови, которая поступает в клубочки почек, фильтруется и попадает в капсулы. Так образуется первичная моча, которая представляет собой практически плазму крови.
В первичной моче содержатся наряду с продуктами диссимиляции и аминокислоты, и глюкоза, и многие другие соединения, необходимые организму. Нет в первичной моче только белков из кровяной плазмы. Это и понятно: ведь белки не фильтруются.
Второй этап образования мочи заключается в том, что первичная моча проходит по сложной системе канальцев, где последовательно всасываются нужные для организма вещества и вода. Все вредное для жизнедеятельности организма остается в канальцах и в виде мочи выводится из почек по мочеточникам в мочевой пузырь. Эта конечная моча и называется вторичной.
73. Желчеобразовательная функция печени. Условия и механизмы выхода желчи в кишечник. Роль желчи в пищеварении. Регуляция желчеобpазования и желчевыделение.
Желчь образуется в печени, и ее участие в пищеварении многообразно. Желчь эмульгирует жиры, увеличивая поверхность, на которой осуществляется их гидролиз липазой; растворяет продукты гидролиза липидов, способствует их всасыванию и ресинтезу триглицеридов в энтероцитах; повышает активность ферментов поджелудочной железы и кишечных ферментов, особенно липазы. При выключении желчи из пищеварения нарушается процесс переваривания и всасывания жиров и других веществ липидной природы. Желчь усиливает гидролиз и всасывание белков и углеводов.
Желчь выполняет и регуляторную роль, являясь стимулятором желчеобразования, желчевыделения, моторной и секреторной деятельности тонкой кишки, пролиферации и слущивания эпителиоцитов (энтероцитов). Желчь способна прекращать действие желудочного сока, не только снижая кислотность желудочного содержимого, поступившего в двенадцатиперстную кишку, но и путем инактивации пепсина. Желчь обладает бактериостатическими свойствами. Немаловажной является ее роль во всасывании из кишечника жирорастворимых витаминов, холестерина, аминокислот и солей кальция.
У человека за сутки образуется 1000—1800 мл желчи (около 15 мл на 1 кг массы тела). Процесс образования желчи — желчеотделение (холерез) — осуществляется непрерывно, а поступление желчи в двенадцатиперстную кишку — желчевыделение (холекинез) — периодически, в основном в связи с приемом пищи. Натощак в кишечник желчь почти не поступает, она направляется в желчный пузырь, где при депонировании концентрируется и несколько изменяет свой состав, поэтому принято говорить о двух видах желчи — печеночной и пузырной (табл. 9.5).
Состав и образование желчи. Желчь является не только секретом, но и экскретом. В ее составе выводятся различные эндогенные и экзогенные вещества. Это определяет сложность состава желчи. В желчи содержатся белки, аминокислоты, витамины и другие вещества. Желчь обладает небольшой ферментативной активностью; рН печеночной желчи 7,3—8,0. При прохождении по желчевыводящим путям и нахождении в желчном пузыре жидкая и прозрачная золотисто-желтого цвета печеночная желчь (относительная плотность 1,008—1,015) концентрируется (всасываются вода и минеральные соли), к ней добавляется муцин желчных путей и пузыря, и желчь становится темной, тягучей, увеличивается ее относительная плотность (1,026—1,048) и снижается рН (6,0—7,0) за счет образования солей желчных кислот и всасывания гидрокарбонатов.
Основное количество желчных кислот и их солей содержится в желчи в виде соединений с гликоколом и таурином. Желчь человека содержит гликохолевых кислот около 80 % и таурохолевых — около 20 %. Прием пищи, богатой углеводами, увеличивает содержание гликохолевых кислот, в случае преобладания в диете белков увеличивается содержание таурохолевых кислот. Желчные кислоты и их соли определяют основные свойства желчи как пищеварительного секрета.
Желчные пигменты являются экскретируемыми печенью продуктами распада гемоглобина и других производных порфиринов. Основным желчным пигментом человека является билирубин — пигмент красно-желтого цвета, придающий печеночной желчи характерную окраску. Другой пигмент — биливердин (зеленого цвета) — в желчи человека содержится в следовых количествах, а появление его в кишечнике обусловлено окислением билирубина.
В желчи содержится комплексное липопротеиновое соединение, в состав которого входят фосфолипиды, желчные кислоты, холестерин, белок и билирубин. Это соединение играет важную роль в транспорте липидов в кишечник и принимает участие в печеночно-кишечном кругообороте и общем метаболизме организма.
Желчь состоит из трех фракций. Две из них образуются ге-патоцитами, третья — эпителиальными клетками желчных протоков. От общего объема желчи у человека на первые две фракции приходится 75 %, на долю третьей — 25%. Образование первой фракции связано, а второй — не связано напрямую с образованием желчных кислот. Образование третьей фракции желчи определяется способностью эпителиальных клеток протоков секретировать жидкость с достаточно высоким содержанием гидрокарбонатов и хлора, осуществлять реабсорбцию воды и электролитов из канальцевой желчи.
Основной компонент желчи — желчные кислоты — синтезируются в гепатоцитах. Из тонкой кишки всасывается в кровь около 85—90 % желчных кислот, выделившихся в кишку в составе желчи. Всосавшиеся желчные кислоты с кровью по воротной вене транспортируются в печень и включаются в состав желчи. Остальные 10—15 % желчных кислот выводятся из организма в основном в составе кала. Эта потеря желчных кислот восполняется их синтезом в гепатоцитах.
В целом образование желчи происходит путем активного и пассивного транспорта веществ из крови через клетки и межклеточные контакты (вода, глюкоза, креатинин, электролиты, витамины, гормоны и др.), активной секреции компонентов желчи (желчные кислоты) гепатоцитами и обратного всасывания воды и ряда веществ из желчных капилляров, протоков и желчного пузыря. Ведущая роль в образовании желчи принадлежит секреции.
Регуляция желчеобразования. Желчеобразование осуществляется непрерывно, но интенсивность его изменяется за счет регуляторных влияний. Усиливают желчеобразование акт еды, принятая пища. Рефлекторно изменяется желчеобразование при раздражении интероцепторов пищеварительного тракта, других внутренних органов и условнорефлекторном воздействии.
Парасимпатические холинергические нервные волокна (воздействия) усиливают, а симпатические адренергические — снижают желчеобразование. Имеются экспериментальные данные об усилении желчеобразования под влиянием симпатической стимуляции.
К числу гуморальных стимуляторов желчеобразования (холеретиков) относится сама желчь. Чем больше желчных кислот поступает из тонкой кишки в кровоток воротной вены (портальный кровоток) тем больше их выделяется в составе желчи, но меньше желчных кислот синтезируется гепатоцитами. Если поступление в портальный кровоток желчных кислот уменьшается, то дефицит их восполняется усилением синтеза желчных кислот в печени. Секретин усиливает секрецию желчи, выделение в ее составе воды и электролитов (гидрокарбонатов). Слабее стимулируют желчеобразование глюкагон, гастрин, ХЦК, простагландины.
Действие различных стимуляторов желчеобразования различно. Например, под влиянием секретина увеличивается в основном объем желчи, под влиянием блуждающих нервов, желчных кислот повышаются ее объем и выделение органических компонентов, высокое содержание в пище полноценных белков увеличивает выделение и концентрацию этих веществ в составе желчи. Желчеобразование усиливают многие продукты животного и растительного происхождения. Соматостатин уменьшает желчеобразование.
Желчевыделение. Движение желчи в желчевыделительном аппарате обусловлено разностью давления в его частях и в двенадцатиперстной кишке, состоянием сфинктеров внепеченочных желчных путей. В них выделяют следующие сфинктеры: в месте слияния пузырного и общего печеночного протока (сфинктер Мирисси), в шейке желчного пузыря (сфинктер Люткенса) и концевом отделе общего желчного протока и сфинктер ампулы, или Одди. Тонус мышц этих сфинктеров определяет направление движения желчи. Давление в желчевыделительном аппарате создается секреторным давлением желчеобразования и сокращениями гладких мышц протоков и желчного пузыря. Эти сокращения согласованы с тонусом сфинктеров и регулируются нервными и гуморальными механизмами. Давление в общем желчном протоке колеблется от 4 до 300 мм вод. ст., а в желчном пузыре вне пищеварения составляет 60—185 мм вод. ст., во время пищеварения за счет сокращения пузыря поднимается до 200—300 мм вод. ст., обеспечивая выход желчи в двенадцатиперстную кишку через открывающийся сфинктер Одди.
Вид, запах пищи, подготовка к ее приему и собственно прием пищи вызывают сложное и неодинаковое у разных лиц изменение деятельности желчевыделительного аппарата, при этом желчный пузырь сначала расслабляется, а затем сокращается. Небольшое количество желчи через сфинктер Одди выходит в две-надцатиперстную кишку. Этот период первичной реакции желчевыделительного аппарата длится 7—10 мин. На смену ему приходит основной эвакуаторный период (или период опорожнения желчного пузыря), во время которого сокращение желчного пузыря чередуется с расслаблением и в двенадцатиперстную кишку через открытый сфинктер Одди переходит желчь, сначала из общего желчного протока, затем пузырная, а в последующем — печеночная.
Длительность латентного и эвакуаторного периодов, количество выделенной желчи зависят от вида принятой пищи. Сильными стимуляторами желчевыделения являются яичные желтки, молоко, мясо и жиры.
Рефлекторная стимуляция желчевыделительного аппарата и холекинеза осуществляется условно- и безусловно-рефлекторно при раздражении рецепторов рта, желудка и двенадцатиперстной кишки с участием блуждающих нервов.
Наиболее мощным стимулятором желчевыделения является ХЦК, вызывающий сильное сокращение желчного пузыря; гастрин, секретин, бомбезин (через эндогенный ХЦК) вызывают слабые сокращения, а глюкагон, кальцитонин, антихолецистокинин, ВИП, ПП тормозят сокращение желчного пузыря.
3. Запись сокращений сердца, выполненная каким-либо инструментальным способом, называется кардиограммой.
При сокращении сердце изменяет свое положение в грудной клетке. Оно несколько поворачивается вокруг своей оси слева направо, плотнее прижимаясь изнутри к грудной стенке. Запись сердечного толчка называется механокардиограммой (апекс-кардиограммой) и находит некоторое, хотя и весьма ограниченное, использование на практике.
Более широкое применение в клинике и, в меньшей степени, в научных исследованиях находят различные модификации электрокардиографии. Последняя представляет собой метод исследования сердца, основанный на регистрации и анализе электрических потенциалов, возникающих при деятельности сердца.
В норме возбуждение охватывает все отделы сердца последовательно и поэтому на его поверхности возникает разность потенциалов между возбуждениями и еще не возбужденными участками, достигающая 100 мВ. Благодаря электропроводности тканей организма, эти процессы можно регистрировать и при помощи электродов на поверхности тела, где разность потенциалов составляет 1-3 мВ и образуется, благодаря асимметрии в расположении сердца.
Были предложены три так называемые двуполюсные отведения:
I. Правая рука – левая рука
II. Правая рука – левая нога
III. Левая рука – левая нога
В настоящее время они используются под названием стандартные отведения. В дополнение к ним обычно регистрирую 6 грудных отведений, для чего один электрод размещают в определенных точках грудной клетки, а другой на правой руке. Такие отведения, фиксирующие биоэлектрические процессы строго в точке наложения грудного электрода, называются однополюсными или униполярными.
При графической записи электрокардиограммы в любом отведении в каждом цикле отмечается совокупность характерных зубцов, которые принято обозначать буквами P, Q, R, S, T.
P: отражает процессы деполяризации в области предсердия.
P-Q: характеризует процесс распространения возбуждения в предсердиях.
QPS: процесс деполяризации в желудочках.
S-T и Т: процессы реполяризации в желудочках.
QRST: характеризует распространение электрических процессов в миокарде или электрическую систолу.
Важное диагностическое значение имеют временные и амплитудные характеристики составляющих электрокардиограммы.
Каждый сердечный цикл сопровождается несколькими раздельными звуками – тонами сердца. Их можно зарегистрировать, приложив стетоскоп, фонендоскоп или микрофон к поверхности грудной клетки.
· Первый тон – систолический (0,12с) : низкий и протяженный, возникает в области атривентрикулярных клапанов одновременно с началом систолы желудочков. Основное значение в возникновение этого тона имеют значение сокращение мускулатуры желудочков, предсердий и вибрация атриовентрикулярного клапана.
· Второй тон – диастолический (0,08с) : высокий и короткий. Его возникновение связано с захлопывапнием полулунных клапанов и наступающей при этом вибрации их стенок. При недостаточности аортального клапана часть крови просачивается во время диастолы возвращается в сердце, что приводит к появлению диастолического шума.
Графическая запись тонов сердца называется фонокардиограммой. С ее помощью можно выявить менее интенсивные, чем первый и второй, и поэтому неслышные при обычной аускультации тоны сердца.
· Третий тон: отражает вибрацию стенок желудочков вследствие быстрого поступления крови в начале фазы наполнения.
· Четвертый тон: возникает во время систолы предсердий и продолжается до начала их расслабления.
21.Эндокринная функция поджелудочной железы. Значение гормонов поджелудочной железы в регуляции обмена веществ. Симптомы недостаточности эндокринной функции поджелудочной железы.
Поджелудочная железа относится к железам со смешанной функцией. Эндокринная функция осуществляется за счет продукции гормонов панкреатическими островками (островками
Лангерганса). Островки расположены преимущественно в хвостовой части железы, и небольшое их количество находится в головном отделе. В островках имеется несколько типов клеток:
а-Клетки вырабатывают глюкоган, в-клетки продуцируют инсулин, d-клетки синтезируют соматостатин, который угнетает секрецию инсулина и глюкагона. G-клетки вырабатывают гастрин, в ПП-клетках происходит выработка небольшого количества панкреатического полипептида, являющегося антагонистом холецистокинина. Основную массу составляют в-клетки, вырабаывающие инсулин. Инсулин влияет на все виды обмена веществ, но прежде всего
на углеводный. Под воздействием инсулина происходит уменьшение концентрации глюкозы в плазме крови (гипогликемия). Это связано с тем, что инсулин способствует превращении: глюкозы в гликоген в печени и мышцах (гликогенез) Он активирует ферменты, участвующие в превращении глюкозы в гликоген печени, и ингибирует ферменты, расщепляющие гликоген Инсулин также повышает проницаемость клеточной мембраны для глюкозы, что усиливает ее утилизацию. Кроме того,инсулин угнетает активность ферментов, обеспечивающих глюконеогенез, за счет чего тормозится образование глюкозы из аминокислот. Инсулин стимулирует синтез белка из аминокислот и уютшает катаболизм белка Инсулин регулирует жировой обмен усиливая процессы липогенеза; способствует образованию да™£
из продуктов углеводного обмена, тормозит мобилизацию жира из жировой ткани и способствует отложению жира в жировых депо.
Блуждающий нерв и ацетилхолин усиливают продукцию инсулина, симпатические нервы и норадреналин подавляют секрецию инсулина, антагонистами инсулина по характеру действия на углеводный обмен являются глюкагон, АКТГ, соматотропин, глюкокортикоиды, адреналин, тироксин. Введение этих гормонов вызывает гипергликемию.
Недостаточная секреция инсулина приводит к заболеванию,которое получило название сахарного диабета. Основными симптомами этого заболевания являются гипергликемия, глюкозурия, полиурия, полидипсия. У больных сахарным диабетом нарушается не только углеводный, но и белковый и жировой обмен. Усиливается липолиз с образованием большого количества несвязанных жирных кислот, происходит синтез кетоновых тел.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
источник
1) Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
40.Ученица одной из московских школ изучала зависимость активности фотосинтеза от степени освещённости. Она отрезала корень у элодеи и поместила её вверх ногами в раствор. Стакан с элодеей освещался лампочкой, которую ученица отодвигала на разное расстояние. Измерялось количество пузырьков, поднимающихся от среза стебля к поверхности стакана, за 3 минуты. Результаты своих измерений ученица занесла в таблицу.
Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.
1. Каково влияние освещённости на активность протекания фотосинтеза?
2. На каком расстоянии от источника света фотосинтез идёт наиболее активно?
3. Как Вы думаете, как можно было бы достичь большей точности эксперимента?
41.Осмос – это явление, при котором молекулы воды поступают через полупроницаемую мембрану из области низкой концентрации растворённого вещества в область повышенной концентрации. Например, при погружении кожицы лука в концентрированный раствор соли наблюдается отслаивание цитоплазмы клетки от оболочки (плазмолиз) из-за того, что вода из цитоплазмы уходит в раствор.
Ученики одной из московских школ решили использовать явление осмоса для определения концентрации сахарозы в клубнях картофеля. Они поместили кусочки картофеля известной массы в пробирки с разной концентрацией ахарозы, выдержали там эти кусочки двое суток, после чего снова измерили их массу. Если концентрация сахарозы в картофеле выше, чем в растворе, то вода должна поступать в картофель и его масса должна увеличиваться. Если же концентрация в картофеле ниже, то, наоборот, его масса будет снижаться. По результатам своей работы ученики составили следующую таблицу.
Изучите таблицу и ответьте на следующие вопросы.
1. Какова, по Вашему мнению, концентрация сахарозы в изучаемом картофеле, использованном для эксперимента? Ответ поясните.
2. Каждый ученик выполнял эксперимент при одной из приведённых выше концентраций сахарозы. Все ли ученики добросовестно записали свои результаты? Ответ поясните.
42. Пользуясь таблицей «Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян», ответьте на следующие вопросы.
1) У представителей какого рода обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела?
2) Какие приматы лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей.
3) Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?
43.Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?
2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, представленных в таблице?
3) Каково назначение устьиц в дыхании растений?
44.Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.
1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца I группа, а у матери IV?
2) Если у ребёнка II группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов ответа.)
3) Ребёнок с какой группой крови является универсальным реципиентом?
45. Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.
1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?
2) Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)
3) Человек с какой группой крови является универсальным донором?
46.Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.
1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
3) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
1. Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2. Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
1. Задание 1 № 1446. Что из перечисленного изучает наука «цитология»?
1) систематику хордовых животных
2) строение клеток растений
3) химические реакции дыхания
4) морфологию передних конечностей животных
2. Задание 2 № 1218. Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции
?
3. Задание 3 № 323. Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?
2) регулярное проветривание
3) облучение ультрафиолетовыми лучами
4) мытье полов горячей водой
4. Задание 4 № 1481. К какому отделу растений относится маршанция?
5. Задание 5 № 1418. Какое из перечисленных семейств относится к однодольным?
6. Задание 6 № 1660. У каких животных впервые в ходе эволюции появилась полость тела?
7. Задание 7 № 1661. У представителей какого класса хордовых газообмен происходит не только в лёгких?
8. Задание 8 № 296. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?
3) головной и спинной мозг
4) замкнутая кровеносная система
9. Задание 9 № 1422. Какой цифрой на рисунке обозначен тимус?
10. Задание 10 № 1968. Соединение частей скелета обеспечивают
11. Задание 11 № 2002. Введение в кровь препарата ослабленных возбудителей заболевания приводит к формированию иммунитета
1) искусственного активного
2) искусственного пассивного
3) естественного врождённого
4) естественного приобретённого
12. Задание 12 № 1970. В чём проявляется сходство в строении лимфатических сосудов и вен?
1) имеют полулунные клапаны
2) стенка образована одним слоем клеток
3) содержат створчатые клапаны
4) стенка образована развитым мышечным слоем
13. Задание 13 № 1907. Какую функцию выполняют ворсинки мерцательного эпителия трахей?
1) удаление пыли из лёгких
3) осушение поступающего воздуха
4) обогрев поступающего воздуха
14. Задание 14 № 1039. Что происходит в организме человека при нахождении в течение нескольких часов на холоде?
2) усиление энергетического обмена
4) расширение кровеносных сосудов
15. Задание 15 № 1200. Что расположено в средней части уха?
16. Задание 16 № 625. На рисунках под буквами А–Г изображены стадии образования условного рефлекса у собаки. На каком из рисунков демонстрируется безусловный слюноотделительный рефлекс?
17. Задание 17 № 402. В целях профилактики цинги следует употреблять продукты c большим
18. Задание 18 № 212. Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?
19. Задание 19 № 181. Выберите правильно составленную пищевую цепь.
1) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб
2) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб
3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж
4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб
20. Задание 20 № 310. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси x отложена температура организма (в °С), а по оси y — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).
Какое из приведённых ниже описаний скорости химической реакции наиболее точно отражает данную зависимость? Скорость химической реакции в живом организме
1) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего плавно опускается
2) на всём протяжении медленно растёт
3) плавно колеблется около средних показателей
4) резко снижается, достигая своего минимального показателя, после чего резко растёт
21. Задание 21 № 1979. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
По материалам studopedia.info
При проверке заданий части 2 используется система оценивания, ориентированная на поэлементный анализ письменных ответов учащихся. К каждому такому заданию прилагается инструкция с примерным вариантом ответа и критериями оценивания. Она помогает эксперту соотнести ответ экзаменуемого с предлагаемыми критериями и содействует объективной оценке выполнения задания. При этом учитывается правильность ответа (наличие или отсутствие биологических ошибок) и полнота. Эксперту необходимо, анализируя каждое задание второй части работы и предложенные критерии его оценивания, выявить оцениваемые элементы ответа, проанализировать ответ конкретного экзаменуемого на предмет наличия оцениваемых элементов и их качества, наличия биологических ошибок и неточностей в формулировках и выводах выпускника.
Приведем примеры конкретных заданий второй части экзаменационной работы и критерии их оценивания.
Задания №29 и №30 предполагают краткие ответы на поставленные вопросы и оцениваются в 3 балла. Максимальный балл в этом задании выставляется только в том случае, если экзаменуемый воспроизвел все необходимые для ответа элементы, выявленные непосредственно из предложенного естественнонаучного текста или нашел связи между статистическими данными, представленными в табличной форме.
Задание 31 предполагает краткий ответ и оценивается в 3 балла. Максимальный балл ставится только в том случае, если экзаменуемый учел все необходимые требования, сформулированные в условии задания.
Задание 32 предполагает развернутый аргументированный ответ и оценивается максимально в 2 балла при отсутствии биологических ошибок. При правильном выполнении всех заданий части 2 учащийся может набрать 11 баллов, что составляет 24% от всего количества набранных баллов.
3. Примеры оценивания ответов по каждому типу заданий с развернутым ответом с комментариями
Прочитайте текст «Развитие бычьего цепня» и выполните задания
В кишечнике человека часто паразитирует бычий цепень. Он состоит из головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются четыре круглые мускулистые присоски, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишки. Тело червя может достигать 4–10 м, состоит из многочисленных члеников. Рост червя и увеличение количества члеников продолжается всю жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Червь всасывает пищу всей поверхностью тела, органы пищеварения у него отсутствуют.
Размножение бычьего цепня происходит в организме основного хозяина – человека. Как и большинство других плоских червей, цепень – гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу. За сутки червь производит около 175 000 яиц. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке промежуточного хозяина из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками.
С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючные личинки растут и превращаются в финну. Финна – это пузырёк размером с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.
29. Пользуясь текстом «Развитие бычьего цепня» и собственными знаниями, опишите возможный путь паразита от больного животного, через торговую сеть, до места в теле человека, где взрослый червь может прожить до 15 лет
Содержание полного верного ответа и критерии оценивания представлены в таблице.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1) Финна очень мелкая, и при плохом санитарном осмотре возможно попадание заражённого мяса в торговую сеть.
2) Купленное зараженное, плохо прожаренное мясо содержит живые финны.
3) Финна попадает в желудок, а далее проникает в тонкий кишечник, где превращается во взрослого червя
Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
ИЛИ Ответ включает в себя названные выше элементы, но содержит биологические ошибки
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
ИЛИ Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
Отбор текстов для задания 29 осуществлен с учетом доступности, актуальности и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе, а также познавательного интереса учащихся.
Учитывались и возможности объективной проверки конкретных знаний, умений и видов деятельности, удовлетворяющих требованиям уровня подготовки экзаменуемых.
Введение в экзаменационные материалы небольших по объему (около 1500 знаков) и разных по тематике биологических текстов позволяет объективно проверить не только предметные, но и общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
– находить нужную информацию, представленную в явном или в скрытом виде;
– проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;
– отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тексте информацию;
– соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.
Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)
БИ — БИ-9_ДЕМО_2016. Программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (огэ)
Для ответов на задания 29–32 используйте отдельный лист. Запишите
сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы
записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задание 29.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от
пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало
этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения»,
положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал
предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого
самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря
и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре
другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил
их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта
или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через
некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах
появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер,
предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с
воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим
на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на
спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная
пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие
горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое
колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко
(учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким
образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится
извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.
Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших
аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что
воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает
возникновение живого из неживого.
Демонстрационный вариант 2016 г. — 17 / 27
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на
1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?
2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?
Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и
вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса
биологии, ответьте на следующие вопросы.
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи
Первичная моча Вторичная моча
1) Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере
превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по
Демонстрационный вариант 2016 г. — 18 / 27
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задания 31 и 32.
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
источник