Меню Рубрики

Превращение плазмы крови во вторичную мочу

Со­став­ные ве­ще­ства Плаз­ма крови Пер­вич­ная моча Вто­рич­ная моча
Белки, жиры 7–9 От­сут­ству­ет От­сут­ству­ет
Глю­ко­за 0,1 0,1 От­сут­ству­ет
На­трий (в со­ста­ве солей) 0,3 0,3 0,4
Хлор (в со­ста­ве солей) 0,37 0,37 0,7
Калий (в со­ста­ве солей) 0,02 0,02 0,15
Мо­че­ви­на 0,03 0,03 2,0
Мо­че­вая кис­ло­та 0,004 0,004 0,05

1. Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства прак­ти­че­ски остаётся не­из­мен­ной по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2. Какое ве­ще­ство и по­че­му от­сут­ству­ет в со­ста­ве вто­рич­ной мочи по срав­не­нию с пер­вич­ной?

1. За­да­ние 1 № 1446. Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «ци­то­ло­гия»?

1) си­сте­ма­ти­ку хор­до­вых жи­вот­ных

2) стро­е­ние кле­ток рас­те­ний

3) хи­ми­че­ские ре­ак­ции ды­ха­ния

4) мор­фо­ло­гию пе­ред­них ко­неч­но­стей жи­вот­ных

2. За­да­ние 2 № 1218. Фор­му­лу ка­ко­го ве­ще­ства сле­ду­ет впи­сать на месте про­пус­ка в схеме хи­ми­че­ской ре­ак­ции

?

3. За­да­ние 3 № 323. Какой из приёмов борь­бы с бо­лез­не­твор­ны­ми бак­те­ри­я­ми наи­бо­лее эф­фек­ти­вен в опе­ра­ци­он­ном блоке?

2) ре­гу­ляр­ное про­вет­ри­ва­ние

3) об­лу­че­ние уль­тра­фи­о­ле­то­вы­ми лу­ча­ми

4) мытье полов го­ря­чей водой

4. За­да­ние 4 № 1481. К ка­ко­му от­де­лу рас­те­ний от­но­сит­ся мар­шан­ция?

5. За­да­ние 5 № 1418. Какое из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся к од­но­доль­ным?

6. За­да­ние 6 № 1660. У каких жи­вот­ных впер­вые в ходе эво­лю­ции по­яви­лась по­лость тела?

7. За­да­ние 7 № 1661. У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го клас­са хор­до­вых га­зо­об­мен про­ис­хо­дит не толь­ко в лёгких?

8. За­да­ние 8 № 296. Какой при­знак клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие свой­ствен че­ло­ве­ку?

3) го­лов­ной и спин­ной мозг

4) за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

9. За­да­ние 9 № 1422. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен тимус?

10. За­да­ние 10 № 1968. Со­еди­не­ние ча­стей ске­ле­та обес­пе­чи­ва­ют

11. За­да­ние 11 № 2002. Вве­де­ние в кровь пре­па­ра­та ослаб­лен­ных воз­бу­ди­те­лей за­бо­ле­ва­ния при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию им­му­ни­те­та

1) ис­кус­ствен­но­го ак­тив­но­го

2) ис­кус­ствен­но­го пас­сив­но­го

3) есте­ствен­но­го врождённого

4) есте­ствен­но­го при­об­ретённого

12. За­да­ние 12 № 1970. В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в стро­е­нии лим­фа­ти­че­ских со­су­дов и вен?

1) имеют по­лу­лун­ные кла­па­ны

2) стен­ка об­ра­зо­ва­на одним слоем кле­ток

3) со­дер­жат створ­ча­тые кла­па­ны

4) стен­ка об­ра­зо­ва­на раз­ви­тым мы­шеч­ным слоем

13. За­да­ние 13 № 1907. Какую функ­цию вы­пол­ня­ют вор­син­ки мер­ца­тель­но­го эпи­те­лия тра­хей?

1) уда­ле­ние пыли из лёгких

3) осу­ше­ние по­сту­па­ю­ще­го воз­ду­ха

4) обо­грев по­сту­па­ю­ще­го воз­ду­ха

14. За­да­ние 14 № 1039. Что про­ис­хо­дит в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка при на­хож­де­нии в те­че­ние не­сколь­ких часов на хо­ло­де?

2) уси­ле­ние энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на

4) рас­ши­ре­ние кро­ве­нос­ных со­су­дов

15. За­да­ние 15 № 1200. Что рас­по­ло­же­но в сред­ней части уха?

16. За­да­ние 16 № 625. На ри­сун­ках под бук­ва­ми А–Г изоб­ра­же­ны ста­дии об­ра­зо­ва­ния услов­но­го ре­флек­са у со­ба­ки. На каком из ри­сун­ков де­мон­стри­ру­ет­ся без­услов­ный слю­но­от­де­ли­тель­ный ре­флекс?

17. За­да­ние 17 № 402. В целях про­фи­лак­ти­ки цинги сле­ду­ет упо­треб­лять про­дук­ты c боль­шим

18. За­да­ние 18 № 212. Какие био­ти­че­ские связи су­ще­ству­ют между ку­ку­шон­ком и дру­ги­ми птен­ца­ми в гнез­де?

19. За­да­ние 19 № 181. Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пи­ще­вую цепь.

1) ли­стья укро­па → зем­ле­рой­ка → обык­но­вен­ный ёж → яст­реб

2) ли­стья укро­па → обык­но­вен­ный ёж → яст­реб

3) ли­стья укро­па → ли­чин­ка май­ско­го жука → зем­ле­рой­ка → обык­но­вен­ный ёж

4) ли­стья укро­па → гу­се­ни­ца ба­боч­ки ма­ха­он → боль­шая си­ни­ца → яст­реб

20. За­да­ние 20 № 310. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси x от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси y — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)).

Какое из при­ведённых ниже опи­са­ний ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость? Ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме

1) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го зна­че­ния, после чего плав­но опус­ка­ет­ся

2) на всём про­тя­же­нии мед­лен­но растёт

3) плав­но ко­леб­лет­ся около сред­них по­ка­за­те­лей

4) резко сни­жа­ет­ся, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го по­ка­за­те­ля, после чего резко растёт

21. За­да­ние 21 № 1979. В при­ведённой ниже таб­ли­це между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­ца име­ет­ся вза­и­мо­связь.

Объ­ект Про­цесс
. бес­по­лое раз­мно­же­ние
яй­це­клет­ка по­ло­вое раз­мно­же­ние

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

22. За­да­ние 22 № 984. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о свой­ствах нерв­ной ткани че­ло­ве­ка?

А. Ос­нов­ные свой­ства нерв­ной ткани – это воз­бу­ди­мость и про­во­ди­мость.

Б. По ак­со­ну нерв­ные им­пуль­сы по­сту­па­ют к телу дру­гой нерв­ной клет­ки.

23. За­да­ние 23 № 1081. Какие струк­ту­ры от­но­сят к фор­мен­ным эле­мен­там крови че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

24. За­да­ние 24 № 569. Что из пе­ре­чис­лен­но­го не­об­хо­ди­мо для сбор­ки мо­ле­кул белка в клет­ке? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

2) стро­и­тель­ный ма­те­ри­ал — глю­ко­за

25. За­да­ние 25 № 346. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между рас­те­ни­ем и спо­со­бом опы­ле­ния его цвет­ков. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

РАС­ТЕ­НИЕ СПО­СОБ ОПЫ­ЛЕ­НИЯ ЦВЕТ­КОВ
A) рожь 1) на­се­ко­мы­ми
Б) мак 2) вет­ром
В) лан­дыш
Г) ореш­ник
Д) дуб

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

26. За­да­ние 26 № 1051. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в цепи пи­та­ния, на­чи­ная с ор­га­низ­ма, по­гло­ща­ю­ще­го сол­неч­ный свет. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

5) гу­се­ни­ца не­пар­но­го шел­ко­пря­да

27. За­да­ние 27 № 476. Вставь­те в текст «От­ли­чие рас­ти­тель­ной клет­ки от жи­вот­ной» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 2415 . Нарушение авторских прав

источник

Со­став­ные ве­ще­ства Плаз­ма крови Пер­вич­ная моча Вто­рич­ная моча
Белки, жиры, гли­ко­ген 7–9 От­сут­ству­ют От­сут­ству­ют
Глю­ко­за 0,1 0,1 От­сут­ству­ет
На­трий (в со­ста­ве солей) 0,3 0,3 0,4
Хлор (в со­ста­ве солей) 0,37 0,37 0,7
Калий (в со­ста­ве солей) 0,02 0,02 0,15
Мо­че­ви­на 0,03 0,03 2,0
Мо­че­вая кис­ло­та 0,004 0,004 0,05

1) Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства прак­ти­че­ски остаётся не­из­мен­ной по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какое ве­ще­ство и по­че­му от­сут­ству­ет в со­ста­ве вто­рич­ной мочи по срав­не­нию с пер­вич­ной?

40.Уче­ни­ца одной из мос­ков­ских школ изу­ча­ла за­ви­си­мость ак­тив­но­сти фо­то­син­те­за от сте­пе­ни освещённо­сти. Она от­ре­за­ла ко­рень у эло­деи и по­ме­сти­ла её вверх но­га­ми в рас­твор. Ста­кан с эло­де­ей осве­щал­ся лам­поч­кой, ко­то­рую уче­ни­ца ото­дви­га­ла на раз­ное рас­сто­я­ние. Из­ме­ря­лось ко­ли­че­ство пу­зырь­ков, под­ни­ма­ю­щих­ся от среза стеб­ля к по­верх­но­сти ста­ка­на, за 3 ми­ну­ты. Ре­зуль­та­ты своих из­ме­ре­ний уче­ни­ца за­нес­ла в таб­ли­цу.

Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1. Ка­ко­во вли­я­ние освещённо­сти на ак­тив­ность про­те­ка­ния фо­то­син­те­за?

2. На каком рас­сто­я­нии от ис­точ­ни­ка света фо­то­син­тез идёт наи­бо­лее ак­тив­но?

3. Как Вы ду­ма­е­те, как можно было бы до­стичь боль­шей точ­но­сти экс­пе­ри­мен­та?

41.Осмос – это яв­ле­ние, при ко­то­ром мо­ле­ку­лы воды по­сту­па­ют через по­лу­про­ни­ца­е­мую мем­бра­ну из об­ла­сти низ­кой кон­цен­тра­ции рас­творённого ве­ще­ства в об­ласть по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции. На­при­мер, при по­гру­же­нии ко­жи­цы лука в кон­цен­три­ро­ван­ный рас­твор соли на­блю­да­ет­ся от­сла­и­ва­ние ци­то­плаз­мы клет­ки от обо­лоч­ки (плаз­мо­лиз) из-за того, что вода из ци­то­плаз­мы ухо­дит в рас­твор.

Уче­ни­ки одной из мос­ков­ских школ ре­ши­ли ис­поль­зо­вать яв­ле­ние ос­мо­са для опре­де­ле­ния кон­цен­тра­ции са­ха­ро­зы в клуб­нях кар­то­фе­ля. Они по­ме­сти­ли ку­соч­ки кар­то­фе­ля из­вест­ной массы в про­бир­ки с раз­ной кон­цен­тра­ци­ей аха­ро­зы, вы­дер­жа­ли там эти ку­соч­ки двое суток, после чего снова из­ме­ри­ли их массу. Если кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в кар­то­фе­ле выше, чем в рас­тво­ре, то вода долж­на по­сту­пать в кар­то­фель и его масса долж­на уве­ли­чи­вать­ся. Если же кон­цен­тра­ция в кар­то­фе­ле ниже, то, на­о­бо­рот, его масса будет сни­жать­ся. По ре­зуль­та­там своей ра­бо­ты уче­ни­ки со­ста­ви­ли сле­ду­ю­щую таб­ли­цу.

Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1. Ка­ко­ва, по Ва­ше­му мне­нию, кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в изу­ча­е­мом кар­то­фе­ле, ис­поль­зо­ван­ном для экс­пе­ри­мен­та? Ответ по­яс­ни­те.

2. Каж­дый уче­ник вы­пол­нял экс­пе­ри­мент при одной из при­ведённых выше кон­цен­тра­ций са­ха­ро­зы. Все ли уче­ни­ки доб­ро­со­вест­но за­пи­са­ли свои ре­зуль­та­ты? Ответ по­яс­ни­те.

42. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Не­ко­то­рые ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти че­ло­ве­ка и че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го рода обе­зьян самый вы­со­кий по­ка­за­тель от­но­ше­ния массы мозга к массе тела?

2) Какие при­ма­ты лучше всех при­спо­со­би­лись к жизни в кро­нах де­ре­вьев? На­зо­ви­те двух пред­ста­ви­те­лей.

3) Какой при­знак из числа при­ведённых может слу­жить до­ка­за­тель­ством при­над­леж­но­сти всех при­ма­тов к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие?

43.Поль­зу­ясь таб­ли­цей 1 «Не­ко­то­рые ха­рак­те­ри­сти­ки ли­сто­вых пла­сти­нок цвет­ко­вых рас­те­ний», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Для ка­ко­го рас­те­ния из числа при­ведённых ха­рак­тер­на наи­боль­шая ли­сто­вая пла­стин­ка?

2) Какие осо­бен­но­сти рас­по­ло­же­ния устьиц на листе ха­рак­тер­ны для од­но­доль­ных рас­те­ний, пред­став­лен­ных в таб­ли­це?

3) Ка­ко­во на­зна­че­ние устьиц в ды­ха­нии рас­те­ний?

44.Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние групп крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца I груп­па, а у ма­те­ри IV?

2) Если у ребёнка II груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов от­ве­та.)

3) Ребёнок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным ре­ци­пи­ен­том?

45. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние груп­пы крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца и ма­те­ри III груп­па?

2) Если у ребёнка IV груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов.)

3) Че­ло­век с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным до­но­ром?

46.Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Пи­ще­вая цен­ность не­ко­то­рых рыб», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся наи­боль­шая доля бел­ков по срав­не­нию с осталь­ны­ми ры­ба­ми?

2) У каких двух рыб наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ный со­став бел­ков и жиров?

3) Каких рыб и по­че­му Вы вклю­чи­ли бы в меню че­ло­ве­ка, ко­то­рый решил ху­деть и ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 1480 | Нарушение авторских прав

источник

Со­став­ные ве­ще­ства Плаз­ма крови Пер­вич­ная моча Вто­рич­ная моча
Белки, жиры 7–9 От­сут­ству­ет От­сут­ству­ет
Глю­ко­за 0,1 0,1 От­сут­ству­ет
На­трий (в со­ста­ве солей) 0,3 0,3 0,4
Хлор (в со­ста­ве солей) 0,37 0,37 0,7
Калий (в со­ста­ве солей) 0,02 0,02 0,15
Мо­че­ви­на 0,03 0,03 2,0
Мо­че­вая кис­ло­та 0,004 0,004 0,05

1) Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства мак­си­маль­но воз­рас­та­ет по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какие ве­ще­ства и по­че­му от­сут­ству­ют в со­ста­ве пер­вич­ной мочи здо­ро­во­го че­ло­ве­ка?

ОГЭ по биологии Вариант 3323

За­да­ние 1. Си­сте­ма наи­бо­лее общих зна­ний в опре­делённой об­ла­сти науки — это

За­да­ние 2. Сколь­ко хро­мо­сом будет со­дер­жать­ся в лей­ко­ци­тах крови у внука, если у его де­душ­ки в этих клет­ках со­дер­жит­ся 46 хро­мо­сом?

За­да­ние 3. Воз­бу­ди­те­ли диф­те­рии яв­ля­ют­ся

За­да­ние 4 . Какой из изоб­ражённых ор­га­нов яв­ля­ет­ся ви­до­из­менённым по­бе­гом?

За­да­ние 5. Глав­ный при­знак, по ко­то­ро­му по­кры­то­се­мен­ные рас­те­ния объ­еди­ня­ют в се­мей­ства, — осо­бен­но­сти стро­е­ния

За­да­ние 6. Как на­зы­ва­ют про­цесс, при ко­то­ром про­ис­хо­дит вос­ста­нов­ле­ние утра­чен­ных ча­стей тела ор­га­низ­ма?

За­да­ние 7. На каком из ри­сун­ков изоб­ражён го­лов­ной мозг мле­ко­пи­та­ю­ще­го?

За­да­ние 8. Какой при­знак от­ли­ча­ет пред­ста­ви­те­лей не­гро­ид­ной расы че­ло­ве­ка от всех осталь­ных?

4) жел­то­ва­то-смуг­лый цвет кожи

За­да­ние 9. Нерв­ные им­пуль­сы по­сту­па­ют не­по­сред­ствен­но к же­ле­зам по

1) ак­со­нам дви­га­тель­ных ней­ро­нов

2) ак­со­нам вста­воч­ных ней­ро­нов

3) се­ро­му ве­ще­ству спин­но­го мозга

4) бе­ло­му ве­ще­ству спин­но­го мозга

За­да­ние 10. Какую кость НЕ от­но­сят к ске­ле­ту ниж­ней ко­неч­но­сти?

За­да­ние 11. Тромб, за­ку­по­ри­ва­ю­щий по­вре­ждённое место со­су­да, об­ра­зу­ет­ся из сети нитей

4) раз­ру­ша­ю­щих­ся тром­бо­ци­тов

За­да­ние 12. Ко­ли­че­ство со­кра­ще­ний серд­ца можно опре­де­лить, из­ме­ряя

1) ко­ли­че­ство ды­ха­тель­ных дви­же­ний

2) ско­рость дви­же­ния крови

За­да­ние 13. Про­све­ты глав­ных брон­хов не сужа­ют­ся вслед­ствие того, что имеют

1) утол­ще­ния со­еди­ни­тель­но­ткан­ной обо­лоч­ки

3) коль­ца из хряща и плот­ной со­еди­ни­тель­ной ткани

4) участ­ки, об­ра­зо­ван­ные мно­го­слой­ным эпи­те­ли­ем

За­да­ние 14. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на по­то­вая же­ле­за?

За­да­ние 15. Что вос­при­мут изоб­ражённые на ри­сун­ке ре­цеп­тор­ные

клет­ки?

За­да­ние 16. Какой ре­флекс у че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся

1) отдёрги­вать руку от лез­вия ножа

2) про­гла­ты­вать пережёван­ную пищу

3) хо­дить по опре­делённому марш­ру­ту в школу

4) за­кры­вать глаза, когда в лицо на­прав­ля­ют свет

За­да­ние 17. При об­мо­ро­же­нии ниж­них ко­неч­но­стей не­об­хо­ди­мо

1) рас­те­реть об­мо­ро­жен­ный уча­сток кожи по­стра­дав­ше­го сне­гом

2) вте­реть масло, жир в кожу поражённого участ­ка

3) на­ло­жить со­гре­ва­ю­щую по­вяз­ку-ком­пресс, дать го­ря­чее питьё

4) об­ра­бо­тать по­вре­ждённый уча­сток кожи спир­том

За­да­ние 18. К био­ти­че­ским фак­то­рам среды от­но­сят вли­я­ние

Читайте также:  Белковые фракции в суточной моче

1) со­ста­ва воз­ду­ха на рост и раз­ви­тие кор­ней рас­те­ний

2) ор­га­ни­че­ских ве­ществ почвы на жиз­не­де­я­тель­ность рас­те­ний

3) струк­ту­ры почвы на со­хра­не­ние в ней влаги

4) ли­чи­нок ко­ло­рад­ских жуков на рост и раз­ви­тие паслёновых рас­те­ний

За­да­ние 19. Как по­лу­ча­ют энер­гию ре­ду­цен­ты (раз­ру­ши­те­ли)?

1) Они по­треб­ля­ют воду из почвы.

2) Они пи­та­ют­ся рас­ту­щи­ми рас­те­ни­я­ми.

3) Они ис­поль­зу­ют энер­гию солн­ца.

4) Они пи­та­ют­ся ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми мёртвых ор­га­низ­мов.

За­да­ние 20. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти массы тела че­ло­ве­ка от воз­рас­та в те­че­ние пер­вых 24 лет (по оси х от­ло­жен воз­раст че­ло­ве­ка (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)).

Чему будет равна масса тела вось­ми­лет­не­го ребёнка?

За­да­ние 21. Между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­цов при­ведённой ниже таб­ли­цы име­ет­ся опре­делённая связь:

Целое Часть
Май­ский жук Тра­хеи
Га­дю­ка обык­но­вен­ная .

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

За­да­ние 22. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ви­до­из­менённых ор­га­нах рас­те­ний?

А. К ви­до­из­менённым кор­ням от­но­сят кор­не­ви­ща, клуб­ни и лу­ко­ви­цы.

Б. У го­ро­ха име­ют­ся усики, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой ви­до­из­менённые ли­стья.

За­да­ние 23. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. По венам ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния у че­ло­ве­ка кровь течёт

3) на­сы­щен­ная уг­ле­кис­лым газом

За­да­ние 24. Какие ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка могут вы­пол­нять энер­ге­ти­че­скую функ­цию? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

За­да­ние 25. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и слоем кожи, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ПРИ­ЗНАК СЛОЙ КОЖИ
A) рас­по­ло­же­ны ре­цеп­то­ры 1) эпи­дер­мис
Б) рас­по­ло­же­ны саль­ные и по­то­вые же­ле­зы 2) дерма
В) при уль­тра­фи­о­ле­то­вом об­лу­че­нии в клет­ках син­те­зи­ру­ет­ся ме­ла­нин
Г) клет­ки по­сто­ян­но слу­щи­ва­ют­ся и об­нов­ля­ют­ся
Д) слой про­ни­зан мно­го­чис­лен­ны­ми кро­ве­нос­ны­ми и лим­фа­ти­че­ски­ми со­су­да­ми

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 26. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по про­ве­де­нию экс­пе­ри­мен­та, до­ка­зы­ва­ю­ще­го вы­де­ле­ние рас­те­ни­я­ми уг­ле­кис­ло­го газа. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) На­крой­те ком­нат­ное рас­те­ние стек­лян­ным кол­па­ком.

2) По­ме­сти­те рядом с ком­нат­ным рас­те­ни­ем ста­кан с из­вест­ко­вой водой.

3) По­ме­сти­те ком­нат­ное рас­те­ние, на­кры­тое стек­лян­ным кол­па­ком, в тёмный шкаф.

4) Рас­смот­ри­те по­мут­нев­шую из­вест­ко­вую воду.

5) Возь­ми­те ком­нат­ное рас­те­ние с боль­шим чис­лом ли­стьев.

За­да­ние 27. Вставь­те в текст «Пи­ще­ва­ре­ние у плос­ких чер­вей» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

источник

Выделительная функция почек. Механизм клубочковой фильтрации, факторы, влияющие на уровень эффективного фильтрационного давления. Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи.

Выделение – часть обмена веществ, осуществляемая путем выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и излишних веществ для обеспечения оптимального состава внутренней среды и нормальной жизнедеятельности. Процессы выделения являются неотъемлемым признаком жизни, поэтому их нарушение неизбежно приводит к нарушениям гомеостазиса, обмена веществ и функций организма, вплоть до его гибели. Выделение неразрывно связано с обменом воды, поскольку основная часть предназначенных для выведения из организма веществ выделяется растворенными в воде. Основным органом выделения являются почки, образующие и выделяющие мочу и вместе с ней подлежащие удалению из организма вещества. Почки являются также основным органом обеспечения вводно-солевого обмена.

В паренхиме почек выделяется корковое и мозговое вещество. Структурной единицей почек является нефрон. В каждой почке около миллиона нефронов. Каждый нефрон состоит из сосудистого клубочка, находящегося в капсуле Шумлянского-Боумена, и почечного канальца. К капиллярам клубочка подходит приносящая артериола, а от него отходит выносящая. Диаметр приносящей больше, чем выносящей. Клубочки, расположенные в корковом слое относятся к корковым, а в глубине почек – юкстамедуллярными. От капсулы Шумлянского-Боумена отходит проксимальный извитой каналец, переходящий в петлю Генле. В свою очередь она переходит в дистальный извитой мочевой каналец, который открывается в собирательную трубочку. Образование мочи происходит с помощью нескольких механизмов: Клубочковой и Канальцевой фильтрации.

Почки удаляют из организма избыток воды, неорганических и органических веществ, продукты азотистого обмена и чужеродные вещества; мочевину, мочевую кислоту, креатинин, аммиак, лекарственные препараты.

Клубочховая фильтрация Фильтрация воды и низкомолекулярных компонентов из плазмы крови в полость капсулы происходит через клубочковый,или гломерулярный, фильтр. Гломерулярный фильтр имеет 3слоя; эидотелиальные клетки капилляров, базальную мембрану и эпителий висцерального листка капсулы, или подоциты. Эндотелий капилляров имеет поры диаметром 50 -100 нм, что ограничивает прохождение форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов). Основным барьером для фильтрации является базальная мембрана. Поры в базальной мембране составляют 3 — 7,5 нм. Эти поры изнутри содержат отрицательно заряженные молекулы (анионные локусы), что препятствует проникновению отрицательно заряженных частиц, в том числе белков. Третий слой фильтра образован отростками подоцитов, между которыми имеются щелевые диафрагмы, которые ограничивают прохождение альбуминов и других молекул с большой молекулярной массой. Эта часть фильтра также несет отрицательный заряд. Легко фильтроваться могут вещества с молекулярной массой не более 5500, абсолютным пределом для прохождения частиц через фильтр в норме является молекулярная масса 80 000. Таким образом состав первичной мочу обусловлен свойствами гломерулярного фильтра. В норме вместе с водой фильтруются все низкомолекулярные вещества, за исключением большей части белков и форменных элементов крови. В остальном состав ультрафильтрата близок к плазме крови. При нефропатиях, нефритах поры теряют отрицательный заряд, что приводит к прохождению через них многих белков. Такие вещества, как гепарин, способствуют восстановлению анионных локусов, а антибиотики, наоборот, уменьшают их наличие. Основным фактором, способствующим процессу фильтрации, является давление крови (гидростатическое) в капиллярах клубочков. К силам, препятствующим фильтрации, относится онкотическое давление белков плазмы крови и давление жидкости в полости капсулы клубочка, т.е. первичной мочи. Следовательно, эффективное фильтрационное давление представляет собой разность между гидростатическим давлением крови в капиллярах и суммой онкотического давления плазмы крови и внутрипочечного давления.Количественной характеристикой процесса фильтрации является скорость клубочковой фильтрации, которая определяется путем сравнения концентрации определенного вещества в плазме крови и моче. Для этого используются вещества, которые являются физиологически инертными, нетоксичными, не связывающиеся с белками в плазме крови, не реабсорбирующиеся в почечных канальцах и выделяющиеся с мочой только путем фильтрации, Таким веществом является полимер фруктозы инулин. В организме человека инулин не образуется, поэтому для измерения скорости клубочковой фильтрации его вводят внутривенно, и меренная с помощью инулина скорость клубочковой фильтрации называется также коэффициентом, очищения от инулина, или клиренсом инулина.

В клинике для определения скорости клубочковой фильтрации обычно используют эндогенный метаболит креатшин, концентрация которого в крови довольно стабильна. Креатинин удаляется из крови в основном путем клубочковой фильтрации, но в очень малых количествах он секретируется, поэтому его клиренс — менее точный показатель, чем клиренс инулина. Тем не менее он широко используется в клинике, так как для его измерения не требуется внутривенное введение.

В норме у мужчин скорость клубочковой фильтрации составляет 125 мл/мин, а у женщин — 110 мл/мин.

Процесс образования мочи проходит в два этапа. Первый проходит в капсулах наружного слоя почек (почечном клубочке). Вся жидкая часть крови, которая поступает в клубочки почек, фильтруется и попадает в капсулы. Так образуется первичная моча, которая представляет собой практически плазму крови.

В первичной моче содержатся наряду с продуктами диссимиляции и аминокислоты, и глюкоза, и многие другие соединения, необходимые организму. Нет в первичной моче только белков из кровяной плазмы. Это и понятно: ведь белки не фильтруются.

Второй этап образования мочи заключается в том, что первичная моча проходит по сложной системе канальцев, где последовательно всасываются нужные для организма вещества и вода. Все вредное для жизнедеятельности организма остается в канальцах и в виде мочи выводится из почек по мочеточникам в мочевой пузырь. Эта конечная моча и называется вторичной.

73. Желчеобразовательная функция печени. Условия и механизмы выхода желчи в кишечник. Роль желчи в пищеварении. Регуляция желчеобpазования и желчевыделение.

Желчь образуется в печени, и ее участие в пищеварении многообразно. Желчь эмульгирует жиры, увеличивая поверхность, на которой осуществляется их гидролиз липазой; растворяет продукты гидролиза липидов, способствует их всасыванию и ресинтезу триглицеридов в энтероцитах; повышает активность ферментов поджелудочной железы и кишечных ферментов, особенно липазы. При выключении желчи из пищеварения нарушается процесс переваривания и всасывания жиров и других веществ липидной природы. Желчь усиливает гидролиз и всасывание белков и углеводов.

Желчь выполняет и регуляторную роль, являясь стимулятором желчеобразования, желчевыделения, моторной и секреторной деятельности тонкой кишки, пролиферации и слущивания эпителиоцитов (энтероцитов). Желчь способна прекращать действие желудочного сока, не только снижая кислотность желудочного содержимого, поступившего в двенадцатиперстную кишку, но и путем инактивации пепсина. Желчь обладает бактериостатическими свойствами. Немаловажной является ее роль во всасывании из кишечника жирорастворимых витаминов, холестерина, аминокислот и солей кальция.

У человека за сутки образуется 1000—1800 мл желчи (около 15 мл на 1 кг массы тела). Процесс образования желчи — желчеотделение (холерез) — осуществляется непрерывно, а поступление желчи в двенадцатиперстную кишку — желчевыделение (холекинез) — периодически, в основном в связи с приемом пищи. Натощак в кишечник желчь почти не поступает, она направляется в желчный пузырь, где при депонировании концентрируется и несколько изменяет свой состав, поэтому принято говорить о двух видах желчи — печеночной и пузырной (табл. 9.5).

Состав и образование желчи. Желчь является не только секретом, но и экскретом. В ее составе выводятся различные эндогенные и экзогенные вещества. Это определяет сложность состава желчи. В желчи содержатся белки, аминокислоты, витамины и другие вещества. Желчь обладает небольшой ферментативной активностью; рН печеночной желчи 7,3—8,0. При прохождении по желчевыводящим путям и нахождении в желчном пузыре жидкая и прозрачная золотисто-желтого цвета печеночная желчь (относительная плотность 1,008—1,015) концентрируется (всасываются вода и минеральные соли), к ней добавляется муцин желчных путей и пузыря, и желчь становится темной, тягучей, увеличивается ее относительная плотность (1,026—1,048) и снижается рН (6,0—7,0) за счет образования солей желчных кислот и всасывания гидрокарбонатов.

Основное количество желчных кислот и их солей содержится в желчи в виде соединений с гликоколом и таурином. Желчь человека содержит гликохолевых кислот около 80 % и таурохолевых — около 20 %. Прием пищи, богатой углеводами, увеличивает содержание гликохолевых кислот, в случае преобладания в диете белков увеличивается содержание таурохолевых кислот. Желчные кислоты и их соли определяют основные свойства желчи как пищеварительного секрета.

Желчные пигменты являются экскретируемыми печенью продуктами распада гемоглобина и других производных порфиринов. Основным желчным пигментом человека является билирубин — пигмент красно-желтого цвета, придающий печеночной желчи характерную окраску. Другой пигмент — биливердин (зеленого цвета) — в желчи человека содержится в следовых количествах, а появление его в кишечнике обусловлено окислением билирубина.

В желчи содержится комплексное липопротеиновое соединение, в состав которого входят фосфолипиды, желчные кислоты, холестерин, белок и билирубин. Это соединение играет важную роль в транспорте липидов в кишечник и принимает участие в печеночно-кишечном кругообороте и общем метаболизме организма.

Желчь состоит из трех фракций. Две из них образуются ге-патоцитами, третья — эпителиальными клетками желчных протоков. От общего объема желчи у человека на первые две фракции приходится 75 %, на долю третьей — 25%. Образование первой фракции связано, а второй — не связано напрямую с образованием желчных кислот. Образование третьей фракции желчи определяется способностью эпителиальных клеток протоков секретировать жидкость с достаточно высоким содержанием гидрокарбонатов и хлора, осуществлять реабсорбцию воды и электролитов из канальцевой желчи.

Основной компонент желчи — желчные кислоты — синтезируются в гепатоцитах. Из тонкой кишки всасывается в кровь около 85—90 % желчных кислот, выделившихся в кишку в составе желчи. Всосавшиеся желчные кислоты с кровью по воротной вене транспортируются в печень и включаются в состав желчи. Остальные 10—15 % желчных кислот выводятся из организма в основном в составе кала. Эта потеря желчных кислот восполняется их синтезом в гепатоцитах.

В целом образование желчи происходит путем активного и пассивного транспорта веществ из крови через клетки и межклеточные контакты (вода, глюкоза, креатинин, электролиты, витамины, гормоны и др.), активной секреции компонентов желчи (желчные кислоты) гепатоцитами и обратного всасывания воды и ряда веществ из желчных капилляров, протоков и желчного пузыря. Ведущая роль в образовании желчи принадлежит секреции.

Читайте также:  Может ли быть ацетон в моче без диабета

Регуляция желчеобразования. Желчеобразование осуществляется непрерывно, но интенсивность его изменяется за счет регуляторных влияний. Усиливают желчеобразование акт еды, принятая пища. Рефлекторно изменяется желчеобразование при раздражении интероцепторов пищеварительного тракта, других внутренних органов и условнорефлекторном воздействии.

Парасимпатические холинергические нервные волокна (воздействия) усиливают, а симпатические адренергические — снижают желчеобразование. Имеются экспериментальные данные об усилении желчеобразования под влиянием симпатической стимуляции.

К числу гуморальных стимуляторов желчеобразования (холеретиков) относится сама желчь. Чем больше желчных кислот поступает из тонкой кишки в кровоток воротной вены (портальный кровоток) тем больше их выделяется в составе желчи, но меньше желчных кислот синтезируется гепатоцитами. Если поступление в портальный кровоток желчных кислот уменьшается, то дефицит их восполняется усилением синтеза желчных кислот в печени. Секретин усиливает секрецию желчи, выделение в ее составе воды и электролитов (гидрокарбонатов). Слабее стимулируют желчеобразование глюкагон, гастрин, ХЦК, простагландины.

Действие различных стимуляторов желчеобразования различно. Например, под влиянием секретина увеличивается в основном объем желчи, под влиянием блуждающих нервов, желчных кислот повышаются ее объем и выделение органических компонентов, высокое содержание в пище полноценных белков увеличивает выделение и концентрацию этих веществ в составе желчи. Желчеобразование усиливают многие продукты животного и растительного происхождения. Соматостатин уменьшает желчеобразование.

Желчевыделение. Движение желчи в желчевыделительном аппарате обусловлено разностью давления в его частях и в двенадцатиперстной кишке, состоянием сфинктеров внепеченочных желчных путей. В них выделяют следующие сфинктеры: в месте слияния пузырного и общего печеночного протока (сфинктер Мирисси), в шейке желчного пузыря (сфинктер Люткенса) и концевом отделе общего желчного протока и сфинктер ампулы, или Одди. Тонус мышц этих сфинктеров определяет направление движения желчи. Давление в желчевыделительном аппарате создается секреторным давлением желчеобразования и сокращениями гладких мышц протоков и желчного пузыря. Эти сокращения согласованы с тонусом сфинктеров и регулируются нервными и гуморальными механизмами. Давление в общем желчном протоке колеблется от 4 до 300 мм вод. ст., а в желчном пузыре вне пищеварения составляет 60—185 мм вод. ст., во время пищеварения за счет сокращения пузыря поднимается до 200—300 мм вод. ст., обеспечивая выход желчи в двенадцатиперстную кишку через открывающийся сфинктер Одди.

Вид, запах пищи, подготовка к ее приему и собственно прием пищи вызывают сложное и неодинаковое у разных лиц изменение деятельности желчевыделительного аппарата, при этом желчный пузырь сначала расслабляется, а затем сокращается. Небольшое количество желчи через сфинктер Одди выходит в две-надцатиперстную кишку. Этот период первичной реакции желчевыделительного аппарата длится 7—10 мин. На смену ему приходит основной эвакуаторный период (или период опорожнения желчного пузыря), во время которого сокращение желчного пузыря чередуется с расслаблением и в двенадцатиперстную кишку через открытый сфинктер Одди переходит желчь, сначала из общего желчного протока, затем пузырная, а в последующем — печеночная.

Длительность латентного и эвакуаторного периодов, количество выделенной желчи зависят от вида принятой пищи. Сильными стимуляторами желчевыделения являются яичные желтки, молоко, мясо и жиры.

Рефлекторная стимуляция желчевыделительного аппарата и холекинеза осуществляется условно- и безусловно-рефлекторно при раздражении рецепторов рта, желудка и двенадцатиперстной кишки с участием блуждающих нервов.

Наиболее мощным стимулятором желчевыделения является ХЦК, вызывающий сильное сокращение желчного пузыря; гастрин, секретин, бомбезин (через эндогенный ХЦК) вызывают слабые сокращения, а глюкагон, кальцитонин, антихолецистокинин, ВИП, ПП тормозят сокращение желчного пузыря.

3. Запись сокращений сердца, выполненная каким-либо инструментальным способом, называется кардиограммой.

При сокращении сердце изменяет свое положение в грудной клетке. Оно несколько поворачивается вокруг своей оси слева направо, плотнее прижимаясь изнутри к грудной стенке. Запись сердечного толчка называется механокардиограммой (апекс-кардиограммой) и находит некоторое, хотя и весьма ограниченное, использование на практике.

Более широкое применение в клинике и, в меньшей степени, в научных исследованиях находят различные модификации электрокардиографии. Последняя представляет собой метод исследования сердца, основанный на регистрации и анализе электрических потенциалов, возникающих при деятельности сердца.

В норме возбуждение охватывает все отделы сердца последовательно и поэтому на его поверхности возникает разность потенциалов между возбуждениями и еще не возбужденными участками, достигающая 100 мВ. Благодаря электропроводности тканей организма, эти процессы можно регистрировать и при помощи электродов на поверхности тела, где разность потенциалов составляет 1-3 мВ и образуется, благодаря асимметрии в расположении сердца.

Были предложены три так называемые двуполюсные отведения:

I. Правая рука – левая рука

II. Правая рука – левая нога

III. Левая рука – левая нога

В настоящее время они используются под названием стандартные отведения. В дополнение к ним обычно регистрирую 6 грудных отведений, для чего один электрод размещают в определенных точках грудной клетки, а другой на правой руке. Такие отведения, фиксирующие биоэлектрические процессы строго в точке наложения грудного электрода, называются однополюсными или униполярными.

При графической записи электрокардиограммы в любом отведении в каждом цикле отмечается совокупность характерных зубцов, которые принято обозначать буквами P, Q, R, S, T.

P: отражает процессы деполяризации в области предсердия.

P-Q: характеризует процесс распространения возбуждения в предсердиях.

QPS: процесс деполяризации в желудочках.

S-T и Т: процессы реполяризации в желудочках.

QRST: характеризует распространение электрических процессов в миокарде или электрическую систолу.

Важное диагностическое значение имеют временные и амплитудные характеристики составляющих электрокардиограммы.

Каждый сердечный цикл сопровождается несколькими раздельными звуками – тонами сердца. Их можно зарегистрировать, приложив стетоскоп, фонендоскоп или микрофон к поверхности грудной клетки.

· Первый тон – систолический (0,12с) : низкий и протяженный, возникает в области атривентрикулярных клапанов одновременно с началом систолы желудочков. Основное значение в возникновение этого тона имеют значение сокращение мускулатуры желудочков, предсердий и вибрация атриовентрикулярного клапана.

· Второй тон – диастолический (0,08с) : высокий и короткий. Его возникновение связано с захлопывапнием полулунных клапанов и наступающей при этом вибрации их стенок. При недостаточности аортального клапана часть крови просачивается во время диастолы возвращается в сердце, что приводит к появлению диастолического шума.

Графическая запись тонов сердца называется фонокардиограммой. С ее помощью можно выявить менее интенсивные, чем первый и второй, и поэтому неслышные при обычной аускультации тоны сердца.

· Третий тон: отражает вибрацию стенок желудочков вследствие быстрого поступления крови в начале фазы наполнения.

· Четвертый тон: возникает во время систолы предсердий и продолжается до начала их расслабления.

21.Эндокринная функция поджелудочной железы. Значение гормонов поджелудочной железы в регуляции обмена веществ. Симптомы недостаточности эндокринной функции поджелудочной железы.

Поджелудочная железа относится к железам со смешанной функцией. Эндокринная функция осуществляется за счет продукции гормонов панкреатическими островками (островками

Лангерганса). Островки расположены преимущественно в хвостовой части железы, и небольшое их количество находится в головном отделе. В островках имеется несколько типов клеток:

а-Клетки вырабатывают глюкоган, в-клетки продуцируют инсулин, d-клетки синтезируют соматостатин, который угнетает секрецию инсулина и глюкагона. G-клетки вырабатывают гастрин, в ПП-клетках происходит выработка небольшого количества панкреатического полипептида, являющегося антагонистом холецистокинина. Основную массу составляют в-клетки, вырабаывающие инсулин. Инсулин влияет на все виды обмена веществ, но прежде всего

на углеводный. Под воздействием инсулина происходит уменьшение концентрации глюкозы в плазме крови (гипогликемия). Это связано с тем, что инсулин способствует превращении: глюкозы в гликоген в печени и мышцах (гликогенез) Он активирует ферменты, участвующие в превращении глюкозы в гликоген печени, и ингибирует ферменты, расщепляющие гликоген Инсулин также повышает проницаемость клеточной мембраны для глюкозы, что усиливает ее утилизацию. Кроме того,инсулин угнетает активность ферментов, обеспечивающих глюконеогенез, за счет чего тормозится образование глюкозы из аминокислот. Инсулин стимулирует синтез белка из аминокислот и уютшает катаболизм белка Инсулин регулирует жировой обмен усиливая процессы липогенеза; способствует образованию да™£

из продуктов углеводного обмена, тормозит мобилизацию жира из жировой ткани и способствует отложению жира в жировых депо.

Блуждающий нерв и ацетилхолин усиливают продукцию инсулина, симпатические нервы и норадреналин подавляют секрецию инсулина, антагонистами инсулина по характеру действия на углеводный обмен являются глюкагон, АКТГ, соматотропин, глюкокортикоиды, адреналин, тироксин. Введение этих гормонов вызывает гипергликемию.

Недостаточная секреция инсулина приводит к заболеванию,которое получило название сахарного диабета. Основными симптомами этого заболевания являются гипергликемия, глюкозурия, полиурия, полидипсия. У больных сахарным диабетом нарушается не только углеводный, но и белковый и жировой обмен. Усиливается липолиз с образованием большого количества несвязанных жирных кислот, происходит синтез кетоновых тел.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

1) Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства прак­ти­че­ски остаётся не­из­мен­ной по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какое ве­ще­ство и по­че­му от­сут­ству­ет в со­ста­ве вто­рич­ной мочи по срав­не­нию с пер­вич­ной?

40.Уче­ни­ца одной из мос­ков­ских школ изу­ча­ла за­ви­си­мость ак­тив­но­сти фо­то­син­те­за от сте­пе­ни освещённо­сти. Она от­ре­за­ла ко­рень у эло­деи и по­ме­сти­ла её вверх но­га­ми в рас­твор. Ста­кан с эло­де­ей осве­щал­ся лам­поч­кой, ко­то­рую уче­ни­ца ото­дви­га­ла на раз­ное рас­сто­я­ние. Из­ме­ря­лось ко­ли­че­ство пу­зырь­ков, под­ни­ма­ю­щих­ся от среза стеб­ля к по­верх­но­сти ста­ка­на, за 3 ми­ну­ты. Ре­зуль­та­ты своих из­ме­ре­ний уче­ни­ца за­нес­ла в таб­ли­цу.

Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1. Ка­ко­во вли­я­ние освещённо­сти на ак­тив­ность про­те­ка­ния фо­то­син­те­за?

2. На каком рас­сто­я­нии от ис­точ­ни­ка света фо­то­син­тез идёт наи­бо­лее ак­тив­но?

3. Как Вы ду­ма­е­те, как можно было бы до­стичь боль­шей точ­но­сти экс­пе­ри­мен­та?

41.Осмос – это яв­ле­ние, при ко­то­ром мо­ле­ку­лы воды по­сту­па­ют через по­лу­про­ни­ца­е­мую мем­бра­ну из об­ла­сти низ­кой кон­цен­тра­ции рас­творённого ве­ще­ства в об­ласть по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции. На­при­мер, при по­гру­же­нии ко­жи­цы лука в кон­цен­три­ро­ван­ный рас­твор соли на­блю­да­ет­ся от­сла­и­ва­ние ци­то­плаз­мы клет­ки от обо­лоч­ки (плаз­мо­лиз) из-за того, что вода из ци­то­плаз­мы ухо­дит в рас­твор.

Уче­ни­ки одной из мос­ков­ских школ ре­ши­ли ис­поль­зо­вать яв­ле­ние ос­мо­са для опре­де­ле­ния кон­цен­тра­ции са­ха­ро­зы в клуб­нях кар­то­фе­ля. Они по­ме­сти­ли ку­соч­ки кар­то­фе­ля из­вест­ной массы в про­бир­ки с раз­ной кон­цен­тра­ци­ей аха­ро­зы, вы­дер­жа­ли там эти ку­соч­ки двое суток, после чего снова из­ме­ри­ли их массу. Если кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в кар­то­фе­ле выше, чем в рас­тво­ре, то вода долж­на по­сту­пать в кар­то­фель и его масса долж­на уве­ли­чи­вать­ся. Если же кон­цен­тра­ция в кар­то­фе­ле ниже, то, на­о­бо­рот, его масса будет сни­жать­ся. По ре­зуль­та­там своей ра­бо­ты уче­ни­ки со­ста­ви­ли сле­ду­ю­щую таб­ли­цу.

Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1. Ка­ко­ва, по Ва­ше­му мне­нию, кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в изу­ча­е­мом кар­то­фе­ле, ис­поль­зо­ван­ном для экс­пе­ри­мен­та? Ответ по­яс­ни­те.

2. Каж­дый уче­ник вы­пол­нял экс­пе­ри­мент при одной из при­ведённых выше кон­цен­тра­ций са­ха­ро­зы. Все ли уче­ни­ки доб­ро­со­вест­но за­пи­са­ли свои ре­зуль­та­ты? Ответ по­яс­ни­те.

42. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Не­ко­то­рые ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти че­ло­ве­ка и че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го рода обе­зьян самый вы­со­кий по­ка­за­тель от­но­ше­ния массы мозга к массе тела?

2) Какие при­ма­ты лучше всех при­спо­со­би­лись к жизни в кро­нах де­ре­вьев? На­зо­ви­те двух пред­ста­ви­те­лей.

3) Какой при­знак из числа при­ведённых может слу­жить до­ка­за­тель­ством при­над­леж­но­сти всех при­ма­тов к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие?

43.Поль­зу­ясь таб­ли­цей 1 «Не­ко­то­рые ха­рак­те­ри­сти­ки ли­сто­вых пла­сти­нок цвет­ко­вых рас­те­ний», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Для ка­ко­го рас­те­ния из числа при­ведённых ха­рак­тер­на наи­боль­шая ли­сто­вая пла­стин­ка?

2) Какие осо­бен­но­сти рас­по­ло­же­ния устьиц на листе ха­рак­тер­ны для од­но­доль­ных рас­те­ний, пред­став­лен­ных в таб­ли­це?

3) Ка­ко­во на­зна­че­ние устьиц в ды­ха­нии рас­те­ний?

44.Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние групп крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца I груп­па, а у ма­те­ри IV?

2) Если у ребёнка II груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов от­ве­та.)

3) Ребёнок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным ре­ци­пи­ен­том?

45. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние груп­пы крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца и ма­те­ри III груп­па?

2) Если у ребёнка IV груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов.)

Читайте также:  Заболевание почек примеси в моче

3) Че­ло­век с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным до­но­ром?

46.Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Пи­ще­вая цен­ность не­ко­то­рых рыб», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся наи­боль­шая доля бел­ков по срав­не­нию с осталь­ны­ми ры­ба­ми?

2) У каких двух рыб наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ный со­став бел­ков и жиров?

3) Каких рыб и по­че­му Вы вклю­чи­ли бы в меню че­ло­ве­ка, ко­то­рый решил ху­деть и ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

1. Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства прак­ти­че­ски остаётся не­из­мен­ной по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2. Какое ве­ще­ство и по­че­му от­сут­ству­ет в со­ста­ве вто­рич­ной мочи по срав­не­нию с пер­вич­ной?

1. За­да­ние 1 № 1446. Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «ци­то­ло­гия»?

1) си­сте­ма­ти­ку хор­до­вых жи­вот­ных

2) стро­е­ние кле­ток рас­те­ний

3) хи­ми­че­ские ре­ак­ции ды­ха­ния

4) мор­фо­ло­гию пе­ред­них ко­неч­но­стей жи­вот­ных

2. За­да­ние 2 № 1218. Фор­му­лу ка­ко­го ве­ще­ства сле­ду­ет впи­сать на месте про­пус­ка в схеме хи­ми­че­ской ре­ак­ции

?

3. За­да­ние 3 № 323. Какой из приёмов борь­бы с бо­лез­не­твор­ны­ми бак­те­ри­я­ми наи­бо­лее эф­фек­ти­вен в опе­ра­ци­он­ном блоке?

2) ре­гу­ляр­ное про­вет­ри­ва­ние

3) об­лу­че­ние уль­тра­фи­о­ле­то­вы­ми лу­ча­ми

4) мытье полов го­ря­чей водой

4. За­да­ние 4 № 1481. К ка­ко­му от­де­лу рас­те­ний от­но­сит­ся мар­шан­ция?

5. За­да­ние 5 № 1418. Какое из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся к од­но­доль­ным?

6. За­да­ние 6 № 1660. У каких жи­вот­ных впер­вые в ходе эво­лю­ции по­яви­лась по­лость тела?

7. За­да­ние 7 № 1661. У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го клас­са хор­до­вых га­зо­об­мен про­ис­хо­дит не толь­ко в лёгких?

8. За­да­ние 8 № 296. Какой при­знак клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие свой­ствен че­ло­ве­ку?

3) го­лов­ной и спин­ной мозг

4) за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

9. За­да­ние 9 № 1422. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен тимус?

10. За­да­ние 10 № 1968. Со­еди­не­ние ча­стей ске­ле­та обес­пе­чи­ва­ют

11. За­да­ние 11 № 2002. Вве­де­ние в кровь пре­па­ра­та ослаб­лен­ных воз­бу­ди­те­лей за­бо­ле­ва­ния при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию им­му­ни­те­та

1) ис­кус­ствен­но­го ак­тив­но­го

2) ис­кус­ствен­но­го пас­сив­но­го

3) есте­ствен­но­го врождённого

4) есте­ствен­но­го при­об­ретённого

12. За­да­ние 12 № 1970. В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в стро­е­нии лим­фа­ти­че­ских со­су­дов и вен?

1) имеют по­лу­лун­ные кла­па­ны

2) стен­ка об­ра­зо­ва­на одним слоем кле­ток

3) со­дер­жат створ­ча­тые кла­па­ны

4) стен­ка об­ра­зо­ва­на раз­ви­тым мы­шеч­ным слоем

13. За­да­ние 13 № 1907. Какую функ­цию вы­пол­ня­ют вор­син­ки мер­ца­тель­но­го эпи­те­лия тра­хей?

1) уда­ле­ние пыли из лёгких

3) осу­ше­ние по­сту­па­ю­ще­го воз­ду­ха

4) обо­грев по­сту­па­ю­ще­го воз­ду­ха

14. За­да­ние 14 № 1039. Что про­ис­хо­дит в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка при на­хож­де­нии в те­че­ние не­сколь­ких часов на хо­ло­де?

2) уси­ле­ние энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на

4) рас­ши­ре­ние кро­ве­нос­ных со­су­дов

15. За­да­ние 15 № 1200. Что рас­по­ло­же­но в сред­ней части уха?

16. За­да­ние 16 № 625. На ри­сун­ках под бук­ва­ми А–Г изоб­ра­же­ны ста­дии об­ра­зо­ва­ния услов­но­го ре­флек­са у со­ба­ки. На каком из ри­сун­ков де­мон­стри­ру­ет­ся без­услов­ный слю­но­от­де­ли­тель­ный ре­флекс?

17. За­да­ние 17 № 402. В целях про­фи­лак­ти­ки цинги сле­ду­ет упо­треб­лять про­дук­ты c боль­шим

18. За­да­ние 18 № 212. Какие био­ти­че­ские связи су­ще­ству­ют между ку­ку­шон­ком и дру­ги­ми птен­ца­ми в гнез­де?

19. За­да­ние 19 № 181. Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пи­ще­вую цепь.

1) ли­стья укро­па → зем­ле­рой­ка → обык­но­вен­ный ёж → яст­реб

2) ли­стья укро­па → обык­но­вен­ный ёж → яст­реб

3) ли­стья укро­па → ли­чин­ка май­ско­го жука → зем­ле­рой­ка → обык­но­вен­ный ёж

4) ли­стья укро­па → гу­се­ни­ца ба­боч­ки ма­ха­он → боль­шая си­ни­ца → яст­реб

20. За­да­ние 20 № 310. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси x от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси y — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)).

Какое из при­ведённых ниже опи­са­ний ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость? Ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме

1) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го зна­че­ния, после чего плав­но опус­ка­ет­ся

2) на всём про­тя­же­нии мед­лен­но растёт

3) плав­но ко­леб­лет­ся около сред­них по­ка­за­те­лей

4) резко сни­жа­ет­ся, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го по­ка­за­те­ля, после чего резко растёт

21. За­да­ние 21 № 1979. В при­ведённой ниже таб­ли­це между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­ца име­ет­ся вза­и­мо­связь.

По материалам studopedia.info

При проверке заданий части 2 используется система оценивания, ориентированная на поэлементный анализ письменных ответов учащихся. К каждому такому заданию прилагается инструкция с примерным вариантом ответа и критериями оценивания. Она помогает эксперту соотнести ответ экзаменуемого с предлагаемыми критериями и содействует объективной оценке выполнения задания. При этом учитывается правильность ответа (наличие или отсутствие биологических ошибок) и полнота. Эксперту необходимо, анализируя каждое задание второй части работы и предложенные критерии его оценивания, выявить оцениваемые элементы ответа, проанализировать ответ конкретного экзаменуемого на предмет наличия оцениваемых элементов и их качества, наличия биологических ошибок и неточностей в формулировках и выводах выпускника.

Приведем примеры конкретных заданий второй части экзаменационной работы и критерии их оценивания.

Задания №29 и №30 предполагают краткие ответы на поставленные вопросы и оцениваются в 3 балла. Максимальный балл в этом задании выставляется только в том случае, если экзаменуемый воспроизвел все необходимые для ответа элементы, выявленные непосредственно из предложенного естественнонаучного текста или нашел связи между статистическими данными, представленными в табличной форме.

Задание 31 предполагает краткий ответ и оценивается в 3 балла. Максимальный балл ставится только в том случае, если экзаменуемый учел все необходимые требования, сформулированные в условии задания.

Задание 32 предполагает развернутый аргументированный ответ и оценивается максимально в 2 балла при отсутствии биологических ошибок. При правильном выполнении всех заданий части 2 учащийся может набрать 11 баллов, что составляет 24% от всего количества набранных баллов.

3. Примеры оценивания ответов по каждому типу заданий с развернутым ответом с комментариями

Прочитайте текст «Развитие бычьего цепня» и выполните задания

В кишечнике человека часто паразитирует бычий цепень. Он состоит из головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются четыре круглые мускулистые присоски, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишки. Тело червя может достигать 4–10 м, состоит из многочисленных члеников. Рост червя и увеличение количества члеников продолжается всю жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Червь всасывает пищу всей поверхностью тела, органы пищеварения у него отсутствуют.

Размножение бычьего цепня происходит в организме основного хозяина – человека. Как и большинство других плоских червей, цепень – гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу. За сутки червь производит около 175 000 яиц. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке промежуточного хозяина из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками.

С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючные личинки растут и превращаются в финну. Финна – это пузырёк размером с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.

29. Пользуясь текстом «Развитие бычьего цепня» и собственными знаниями, опишите возможный путь паразита от больного животного, через торговую сеть, до места в теле человека, где взрослый червь может прожить до 15 лет

Содержание полного верного ответа и критерии оценивания представлены в таблице.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) Финна очень мелкая, и при плохом санитарном осмотре возможно попадание заражённого мяса в торговую сеть.

2) Купленное зараженное, плохо прожаренное мясо содержит живые финны.

3) Финна попадает в желудок, а далее проникает в тонкий кишечник, где превращается во взрослого червя

Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ Ответ включает в себя названные выше элементы, но содержит биологические ошибки

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Отбор текстов для задания 29 осуществлен с учетом доступности, актуальности и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе, а также познавательного интереса учащихся.

Учитывались и возможности объективной проверки конкретных знаний, умений и видов деятельности, удовлетворяющих требованиям уровня подготовки экзаменуемых.

Введение в экзаменационные материалы небольших по объему (около 1500 знаков) и разных по тематике биологических текстов позволяет объективно проверить не только предметные, но и общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

– находить нужную информацию, представленную в явном или в скрытом виде;

– проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;

– отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тексте информацию;

– соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)

БИ — БИ-9_ДЕМО_2016. Программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (огэ)

Для ответов на задания 29–32 используйте отдельный лист. Запишите

сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы

записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от

пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало

этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения»,

положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал

предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого

самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря

и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре

другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил

их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта

или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через

некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах

появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер,

предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с

воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим

на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на

спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная

пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие

горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое

колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко

(учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким

образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится

извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.

Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших

аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что

воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает

возникновение живого из неживого.

Демонстрационный вариант 2016 г. — 17 / 27

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на

1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и

вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса

биологии, ответьте на следующие вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи

Первичная моча Вторичная моча

1) Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере

превращения плазмы крови во вторичную мочу?

2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по

Демонстрационный вариант 2016 г. — 18 / 27

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задания 31 и 32.

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции

источник