Меню Рубрики

Рабочее место для исследования мочи

Для проведения данных исследований рабочее место должно быть оснащено следующими элементами:

  1. Пипетки цилиндрической формы.
  2. Центрифужные пробирки.
  3. Пипетки с оттянутым концом.
  4. Предметные и покровные стекла.
  5. Чашки Петри.
  6. Шпатель и зубоврачебная игла
  7. Электрическая или ручная центрифуга.
  8. Тетраборпокислый натрий гидрат.
  9. Борная кислота.
  10. Концентрированная соляная кислота.

Для приготовления нативных препаратов из осадков мочи необходимо выполнять следующие указания:

1. Производить собирание осадков мочи не раньше, чем через 1-2 часа после доставки ее в лабораторию и центрифугировать ее не менее 5-10 минут.

2. Оценивать видимые осадки в центрифужных пробирках по их цвету и характеру.

3. Приготовлять нативные препараты с помощью пипеток с оттянутым концом. Перед приготовлением препаратов центрифужную пробирку с мочой (после центрифугирования) быстрым движением наклоняют, сливают в пустую банку приблизительно третью часть мочи, находящейся над осадком, и тотчас же возвращают в вертикальное положение. Эту манипуляцию производят так, чтобы не взболтать осадок. Указательным пальцем правой руки закрывают верхнее отверстие пипетки с суженным концом. Вносят пипетку на дно центрифужной пробирки. Приоткрывают верхнее отверстие пипетки: осадок мочи с небольшим количеством жидкости набирается в пипетку. Моментально закрывают пальцем верхнее отверстие пипетки и извлекают ее из пробирки. Взятый осадок помещают на чистое предметное стекло и осторожно накрывают покровным стеклом. В правильно приготовленном препарате не должно быть пузырьков воздуха и избыток жидкости не должен выходить за пределы покровного стекла. Если осадок состоит из нескольких слоев, то вначале готовят препарат, как описано выше, а затем содержимое вновь центрифугируют и готовят препараты из каждого слоя в отдельности.

При отсутствии видимого на глаз осадка препарат готовят так же, как обычно.

При наличии значительного осадка из уратов, фосфатов или эритроцитов сначала готовят нативный препарат, а затем растворяют осадок, оставшийся в пробирке, и снова готовят препарат для микроскопического исследования. Приготовление двух препаратов необходимо потому, что значительный осадок из перечисленных выше компонентов препятствует обнаружению других элементов мочи.

Для pacтворения уратов рекомендуют использовать реактив Селена: 5 г буры и 5 г борной кислоты растворяют в 100 мл горячей дистиллированной воды. К оставшемуся после приготовления препарата осадку приливают реактив Селена в количестве, равном количеству мочи. Содержимое пробирки смешивают. При этом ураты растворяются. Ураты можно также растворить, добавив равное количество теплой водопроводной воды и подогреванием осадка мочи в приготовленном препарате. Недостаток последних двух способов состоит в том, что при охлаждении ураты вновь выпадают в осадок.

Фосфаты растворяют в 10% растворе соляной кислоты (10 г концентрированной соляной кислоты помещают в цилиндр и доливают до 100 мл дистиллированной водой). Техника растворения та же, что и уратов. При растворении фосфатов разрушаются форменные элементы осадка, поэтому необходимо один препарат приготовить до обработки 10% раствором соляной кислоты, а другой — после такой обработки.

Осадок из эритроцитов растворяют с помощью дистиллированной воды таким же способом, как и солевые осадки. После растворения эритроцитов вновь производят центрифугирование, а затем готовят нативные препараты по описанной выше методике.

В некоторых случаях (рак мочевыводящих путей) нативные препараты готовят из клочков, сгустков и нитей, пользуясь способом послойного исследования мочи по Эрлиху .

Этот способ состоит в следующем. Вслед за проведением физико-химического исследования и приготовлением нативных препаратов мочу, оставшуюся в посуде, взбалтывают и просматривают с целью обнаружения в ней клочков, сгустков и нитей. При наличии таких элементов всю порцию мочи, каждый раз взбалтывая, разливают в несколько чашек Петри. Затем, располагая чашки на белом и черном фоне, с помощью шпателя и иглы вылавливают имеющиеся клочки, сгустки или нити и помещают на предметное стекло, их растягивают, а затем добавляют каплю мочи. Приготовленный препарат покрывают покровным стеклом и изучают под микроскопом.

Если приготовленные нативные препараты необходимо сохранить на некоторое время, их переносят во влажную камеру (эксикатор, чашки Петри и пр.), где, помимо препаратов, помещают увлажненную вату. Во влажной камере препараты сохраняются в течение нескольких часов.

источник

Страницы: 1 2

После изучения темы студенты должны:

2. о пороговых и непороговых веществах.

3. о строении мочевыделительной системы.

4. роль лабораторного исследования мочи для диагностики заболеваний различных отделов мочевыделительной системы.

1. функции почек и методы их исследования.

2. правила сбора мочи для различных лабораторных исследований.

3. характеристику нормальной мочи, патологические составные части мочи и причины их появления.

4. состав и свойства мочи при заболеваниях почек, мочевыводящих путей, сахарном диабете, желтухах.

1. подготовить рабочее место для исследования мочи.

2. принимать, маркировать, заполнять бланки исследования мочи.

3. описывать физические свойства мочи, проводить все виды химического исследования, готовить осадки для микроскопического исследования.

4. дифференцировать форменные элементы мочи.

5. приготавливать осадки мочи для микроскопии.

6. подсчитывать форменные элементы в счетной камере.

7. приготавливать реактивы, дезинфицирующие растворы, обеззараживать.

8. работать с микроскопом, фотоэлектроколориметром, спектроскопом.

Получение знаний по данной теме должно базироваться на знаниях анатомии и физиологии, химии:

  1. морфология мочевыделительной системы;
  2. значение выделительной системы;
  3. фильтрационно-реабсорбционная теория мочеобразования;
  4. водно-минеральный обмен;

1. Значение исследования мочи.

  1. Количество и состав мочи в норме.
  2. Исследование физических свойств мочи.
  3. Исследование химических свойств мочи.
  4. Микроскопическое исследование мочи.
  5. Количественные методы исследования мочи.

1) Учебник А.Я.Любин “Клинические лабораторные исследования” стр.4-46.

2) Учебник В.С.Ронин “Руководство к практическим занятиям по МКЛИ” стр.10-60.

Исследование мочи является одним из самых важных методов, применяемых для диагностики заболеваний почек и мочевыводящих путей.

В основе заболеваний почек лежит поражение клубочковой мембраны или эпителия канальцев воспалительным, инфекционным, токсическим и другим процессами, либо генетически обусловленные дефекты, вызывающие нарушение их структуру и функции. О поражениях почечных клубочков и канальцев свидетельствуют почечные синдромы – протеинурия, гематурия, цилиндрурия, лейкоцитурия и др.

При прохождении мочи через мочевыводящие пути к ней могут примешиваться различные патологические элементы, образующиеся при их заболеваниях. Исследование мочи дает первичную информацию о патологии почек. Исследование мочи, особенно с помощью диагностических тест-полосок, может быть использовано в наблюдении за течением болезни и мониторинге терапии. Проверка эффективности и правильности лечения.

Общий клинический анализ мочи (ОКАМ) входит в программу обязательного лабораторного исследования всех стационарных и большинства амбулаторно-поликлинических больных, независимо от характера заболевания. Это наиболее простой метод исследования, с которого начинается обследование пациентов с подозрением на заболевание почек.

Моча подвергается исследованиям:

  1. Общеклиническим – общий анализ мочи, изучаются физические свойства мочи, химические исследования (определение глюкозы и белка, пигментов мочи, кетоновых тел) и микроскопическое исследование осадков мочи.
  2. Биохимическим – исследования креатинина, мочевины, клиренса креатинина, амилазы и других веществ.
  3. Бактериологическим – при пиелонефрите, туберкулёзе почек.

Моча – биологическая жидкость, в составе которой из организма выводятся конечные продукты обмена веществ. Составные части мочи доставляются к почкам в готовом виде с кровью. Сами почки их не вырабатывают.

Моча человека представляет собой прозрачную, соломенно-желтого цвета жидкость, с которой из организма выводятся наружу вода и растворенные конечные продукты обмена (в частности, азотсодержащие вещества), минеральные соли, ядовитые продукты (фенолы, амины), продукты распада гормонов, биологически активные вещества, витамины, ферменты, лекарственные соединения и т.д. В целом всего с мочой выделяется около 150 различных веществ. За сутки человек выделяет в среднем от 1 до 1.5 л мочи, преимущественно слабокислой реакции; рН ее колеблется от 5 до 7. Реакция мочи непостоянная и зависит от питания. При мясной и богатой белками пище реакция мочи кислая, при растительной пище – нейтральная или даже щелочная. Удельный вес (относительная плотность) мочи зависит от количества принятой жидкости. В норме в течение суток удельный вес мочи находится в диапазоне 1.010-1.025. За сутки с мочой выделяется в среднем 60 г плотных веществ (4%). Из них органических веществ выделяется в пределах 35-45 г/сутки, неорганических – 15-25 г/сутки. Из органических веществ почки удаляют с мочой больше всего мочевины: 25-35 г/сутки (2%), из неорганических – поваренной соли (хлористого натрия) – 10-15 г/сутки. Кроме названных главных компонентов, за сутки почки удаляют с мочой такие органические вещества, как креатинин – 1.5 г, мочевую, гиппуровую кислоты – по 0.7 г, неорганические вещества: сульфаты и фосфаты – по 2.5 г, окись калия -3.3 г, окись кальция и окись магния – по 0.8 г, аммиак – 0.7 г и т.д.

При изучении физических свойств мочи оценивают её количество, цвет, прозрачность, реакцию (рН), запах, осадок, видимый на глаз, относительную плотность.

Количество мочи, выделяемое в течение суток, зависит от возраста, от объёма выпитой жидкости, от температуры воздуха, физической нагрузки, отдыха, сна и функционального состояния почек.

В норме суточное количество мочи в среднем составляет от 1500-1700 мл.

Цвет мочи у детей старшего возраста и взрослого имеет различные оттенки от соломенно-желтого до янтарно-желтого и зависит от её концентрации. Цвет мочи зависит от содержания в ней пигментов (урохрома, уробилина, уроэритрина и порфирина) и тесно связан с её количеством и плотностью.

Прозрачность. Свежевыделенная моча здорового человека прозрачна. При стоянии мочи в сосуде в ней образуется легкая мутность (облачко). Помутнение мочи вызывается кристаллами солей, клеточными элементами, бактериями, слизью, жирами (хилурия, липурия).

Запах. Свежевыпущенная моча запаха не имеет. При стоянии, нормальная моча приобретает не резкий специфический запах и обычно исследователем не отмечается. Аммиачный запах наблюдается при длительном стоянии нормальной мочи, у больных циститами, пиелитами, пиелонефритами. При кетонурии появляется «яблочный» и «плодовый» запах. Резкий запах мочи – при употреблении чеснока и хрена.

Реакция мочи (кислотность, рН) в норме при смешанной пище слабо-кислая или нейтральная (рН 5,0-7,0), кислотность определяется в свежевыпущенной моче, т.к. при стоянии рН сдвигается в щелочную сторону.

Относительная плотность мочи (ОПМ) колеблется в течение суток от 1,001 – 1,040 у взрослого человека и от 1,002 – 1,030 у ребёнка раннего возраста, а в первые дни после рождения составляет 1,022 – 1,020.

В норме колебания ОПМ в утренней порции мочи от 1,010 – 1,025.

ОПМ отражает концентрационную способность почек.

Определение ОПМ имеет большое значение для оценки функционального состояния почек.

Для более достоверной оценки концентрационной функции почек применяют пробу Зимницкого.

Осадок. Описывают осадок, видимый на глаз, который выпадает при наличии в моче большого количества солей, гноя, слизи, крови. Лаборант отмечает характер осадка, цвет объём. Осадок может быть аморфный или кристаллический, белый, розовый или красный; значительный (обильный) или незначительный.

Химический состав мочи сложен. Моча является водным раствором электролитов и органических веществ. Основной компонент мочи – вода (92-95-99%), в которой растворено огромное количество компонентов, являющихся в основном конечными продуктами метаболизма.

Растворенные органические вещества: азотистые, конечные продукты белкового обмена, (мочевина, мочевая кислота, аминокислоты, креатин, креатинин, индикан).

Электролиты – хлориды, калий. Кроме хлоридов в моче содержаться мочекислые, фосфорнокислые, азотнокислые и другие соли. Около 50-70 г. сухих веществ ежедневно удаляются из организма с мочой, большую часть которых составляют мочевина и хлористый натрий.

Гормоны: половые, надпочечников.

Ферменты, например, амилаза. Витамины.

Конечная моча в норме не содержит белка, глюкозы, кровяных и желчных пигментов.

Содержит повышенную концентрацию мочевины, мочевой кислоты, креатинина.

При микроскопии могут встречаться слущенные клетки мочевыводящих путей, лейкоциты, слизь, соли. Микроскопическое исследование осадка мочи является неотъемлемой и важной частью общеклинического исследования. Данное исследование часто служит основанием для диагностики заболеваний почек и мочевыводящих путей. Мочевой осадок бывает двух видов: организованный (органический) и неорганизованный (неорганический).

Элементы организованного осадка.

Эпителиальные клетки, лейкоциты, эритроциты, цилиндры.

В норме: многослойный плоский эпителий попадает в мочу из влагалища и наружных половых органов. Плоский эпителий в моче женщин, полученной без помощи катетора, может быть выявлен всегда. Особенно много плоского эпителия обнаруживается в моче женщин, не проводящих тщательный туалет наружных половых органов перед собиранием мочи. В моче мужчин плоский эпителий обычно не встречается.

Переходный эпителий – это эпителий мочеотводящих путей: почечных лоханок, мочеточников, мочевого пузыря. В моче здорового человека не встречается или единичные клетки в препарате.

Почечный эпителий выделяется из канальцев почки (нефрона) и в моче здорового человека не встречается.

Цилиндры – белковые образования, не встречающиеся в моче здорового человека. Образуются в канальцах нефрона и имеют цилиндрическую форму, т.е. повторяют форму канальцев. Цилиндры бывают гиалиновые, восковидные, зернистые, лейкоцитарные, эритроцитарные и др.

Цилиндроиды – образуются из слизи и могут встречаться в нормальной моче.

Лейкоциты. В моче здорового человека встречаются единичные лейкоциты в поле зрения: у женщин 1-2 в п/зр, у мужчин 0 – 2 в п/зр.

Эритроциты. В первой утренней порции мочи в норме могут обнаруживаться у женщин в виде единичных клеток в препарате. У мужчин в норме не всречаются.

Неорганизованный осадок состоит из солей и кристаллических образований, встречающихся в нормальной и патологической моче. Соли осадков различны в зависимости от реакции мочи.

В кислой моче встречаются мочевая кислота, ураты, оксалаты.

В щелочной моче могут встречаться оксалаты, аморфные фосфаты, трипьльфосфаты, кислый мочекислый аммоний.

При тяжелых нарушениях печени, глубоких нарушениях обмена веществ в моче могут появиться кристаллы лейцина, тирозина, ксантина, цистина, билирубина, холестерина, жир и кристаллы жирных кислот, гематоидин и т.д.

Общеклиническое исследование мочи включает определение физических свойств, химического состава и микроскопического изучения осадка.

При изучении физических свойств мочи оценивают её количество, цвет, прозрачность, относительную плотность, запах

Количество. У здоровых людей суточное количество мочи составляете 0,8-2л в среднем 1500-1700 мл. Утренняя порция мочи составляет примерно 100-200 мл и не дает представления о суточном диурезе.

Увеличение суточного диуреза – полиурия.

Почечная полиурия наблюдается при остром и хроническом пиелонефрите, ХПН, гидронефрозе, остром канальцевом некрозе.

Внепочечная. Физиологическая полиурия при обильном приеме жидкости, употреблении в пищу продуктов, повышающих выделение мочи (арбузы, дыни и др.), после приема диуретиков. Патологическая полиурия наблюдается при схождении отёков, при сахарном и несахарном диабете. После лихорадочных состояний. У нервных психически возбудимых детей.

Уменьшение суточного диурезаолигоурия может быть следствием обильного потения, профузных поносов и рвоты. Наиболее частая причина уменьшения суточного диуреза — нарастание отёков вне зависимости от их происхождения. Выраженное снижение диуреза — олигурия (менее 600 мл в сутки). Отсутствие мочи или если количество не более 50 мл в сутки — анурия. В соответствии с причиной анурии выделяют следующие её формы.

Читайте также:  Незначительное количество крови в моче

Преренальная анурия возникает вследствие внепочечных причин: при тяжёлых кровопотерях, при острой сердечной и сосудистой недостаточности (шок), при неукротимой рвоте, тяжёлой диарее.

Ренальная (секреторная) анурия связана с патологическим процессом в почках и может возникнуть при острых нефритах, некронефрозах, при переливании несовместимой крови, при тяжёлых хронических заболеваниях почек. При отравлении ядами и лекарственными препаратами (сулема, уксусная кислота).

Обтурационная (экскреторная) анурия связана с полной закупоркой обоих мочеточников камнями почек или сдавлением их опухолями, развивающимися вблизи мочеточников (рак матки, придатков, простаты, мочевого пузыря, метастазы из других органов).

От анурии важно отличать ишурию — задержку мочи в мочевом пузыре вследствие невозможности или недостаточности самостоятельного мочеиспускания (аденома, рак простаты, воспалительные заболевания простаты и т.д.).

Странгурия – болезненное мочеиспускание. Частый симптом при различных воспалительных заболеваниях мочеполовой системы: цистит, уретрит, пиелонефрит, вульвовагинит, туберкулез почки.

Энурез – недержание мочи. Может быть вследствие поражения ЦНС, судорогах, у детей невропатов, тяжелых лихорадочных состояниях, при воспалении мочевых путей.

Нарушение ритма мочеиспускания может проявляться уменьшением частоты мочеиспускания – олакизурия, и увеличением – поллакиурия. При воспалении мочевых путей, простуде, у нервных детей.

Цвет. У здоровых людей цвет мочи колеблется от соломенно-жёлтого до янтарно-желтого. Он обусловлен содержанием в ней мочевого пигмента — урохрома, уробилина.

Бледно окрашенная моча – гипохромурия имеет низкую ОПМ, слабо-кислой или нейтральной реакции и выделяется в большом количестве.

Интенсивно окрашенная моча – гиперхромурия, концентрированная, с высокой ОПМ, кислая выделяется в меньшем количестве.

Изменение цвета может быть результатом выделения красящих соединений, образующихся в ходе органических изменений или под воздействием компонентов рациона питания (свекла, морковь), принимавшихся лекарственных средств (амидопирин, красный стрептоцид) и др. контрастных средств.

Красный или розово-красный Прием красного стрептоцида, амидопирина, сантонина, сульфазола, ацетилсалициловой кислоты. Морковь, свекла. Зеленый или синий Прием метиленовой сини Оранжевый Рибофлавин Зеленовато-желтый Ревень, алаксандрийский лист
  • Розово-красный, красный цвет преимущественно обусловлен макрогематурией (свежая кровь), например, при почечной колике, инфаркте почки. Также наличием в моче миоглобина, порфирина, ЛС или их метаболитов. Гематурия – появление в моче эритроцитов.
  • Цвет «мясных помоев» — гемоглобинурия, миоглобинурия. При остром нефрите, остром гломерулонефрите, туберкулезе почек, травме.
  • Темно-желтый цвет, буроватый (цвет «темного пива»), иногда с зеленым или зеленовато-бурым оттенком обусловлен выделением с мочой билирубина при паренхиматозной и механической желтухе.
  • Зеленовато-жёлтый цвет связан с большим содержанием гноя в моче (пиурии).
  • Грязно-коричневый или серый цвет обусловлен пиурией при щелочной реакции мочи.
  • Темный, почти чёрный цвет обусловлен гемоглобинурией при острой гемолитической анемии, иногда меланином при меланоме.
  • Беловатый цвет обусловлен наличием в моче большого количества фосфатов (фосфатурия) или вследствие липурии — выделения с мочой жира при инвазии паразита Filaria.

Прозрачность. В норме моча прозрачна.

Помутнение мочи может быть результатом наличия эритроцитов, лейкоцитов, эпителия, бактерий, жировых капель, выпадения в осадок солей, что зависит от их концентрации, рН, слизи, температуры хранения мочи (низкая температура способствует выпадению солей).

Основные причины и способы удаления помутнения мочи.

Способы удаления помутнения мочи.

Причины помутнения мочи. Нагревание мочи, добавление щелочи. Мочевая кислота, ураты. Добавление 2 – 5 капель уксусной кислоты (при нагревании помутнение увеличивается) Фосфаты Добавление соляной кислоты Оксалаты Добавление смеси эфира и спирта жир

Если моча остается мутной, то причиной снижения её прозрачности является гной, что подтверждается при микроскопии осадка, в котором обнаруживается большое количество лейкоцитов и микробов.

Плотность. У здоровых людей колебания в норме в утренней порции мочи 1,010 – 1,025. Основные причины, приводящие к нарушениям плотности мочи, приведены в таблице.

Таблица: Заболевания и состояния, при которых может нарушаться плотность мочи

Увеличение плотности более 1,030 г/л

Постоянное снижение плотности менее 1,015 г/л Глюкоза в моче.

Белок в моче (в больших количествах)

Лекарственные средства и/или их метаболиты в моче

Почечный диабет.

ХПН (хроническая почечная недостаточность)

Острое поражение почечных канальцев

ОПМ зависит от количества выпитой жидкости, концентрации белка в моче, глюкозы, кальция и т.д. поэтому ОПМ пропорциональна весовой концентрации растворенных в ней веществ. Определение ОПМ используют для оценки концентрационной функции почек. Высокая относительная плотность мочи до 1.030-1,034 может наблюдаться нередко в утренних порциях здоровых лиц, особенно в летний период года. У лихорадящих больных в связи с повышенным выделением мочевины, мочевой кислоты, креатинина. В уменьшенном количестве мочи, при амилоидном и липоидном нефрозах, сахарном диабете, пищевой глюкозурии, «застойной почке». Низкая ОПМ наблюдается при выделении больших количеств мочи (полиурия) и органических поражениях почек.

Физиологические изменения ОПМ.

При физиологической полиурии, связанной с употреблением большого количества жидкости, выделяется моча с низкой ОП. При ограниченном питьевом режиме или потере жидкости при рвоте, поносах, усиленном потоотделении выделяется более концентрированная моча.

В настоящее время химическое исследование мочи проводят на автоматических анализаторах с использованием тест-полосок, которые позволяют получить информацию о 8-12 параметрах мочи.

рН. В норме рН мочи обычно слабокислая (5-7), но может иметь разную реакцию (4,5-8). Основные причины, приводящие к изменению рН мочи приведены в таблице.

Таблица: Заболевания и состояния, при которых может изменяться рН мочи

Повышение рН (более 7). Щелочная реакция мочи.

Снижение рН (приблизительно 5). Кислая реакция мочи.
При употреблении растительной пищи

После обильной рвоты и поноса.

Во время рассасывания отёков.

Первичный и вторичный гиперпаратиреоз

Приём ингибиторов карбоангидразы

Метаболический и дыхательный алкалоз

При употреблении мясной пищи, обезвоживании, лихорадке.

Метаболический и дыхательный ацидоз

Белок. У здоровых людей белок в моче отсутствует или его концентрация менее 0,002 г/л. Появление белка в моче называется протеинурией. Методы определения протеинурии тест-полосками и с сульфосалициловой кислотой дают сходные результаты, но они плохо коррелируют с результатами более точных и сложных аналитических методов. Тест-полоски более чувствительны к альбумину, но не улавливают лёгкие цепи Ig (белок Бенс-Джонса), поэтому у больных миеломной болезнью этот метод использовать нельзя. Метод с сульфосалициловой кислотой определяет все белки, включая парапротеины. В связи с этим, обнаружение белка в моче методом с сульфосалициловой кислотой в сочетании с отрицательным результатом исследования мочи тест-полосками с большой вероятностью указывает на присутствие в моче лёгких цепей Ig.

Ложноположительные результаты при использовании тест-полосок могут быть обусловлены выраженной гематурией, повышенной плотностью (более 1,025) и рН (выше 8,0) мочи, а также применением асептиков для её сохранения.

Метод с сульфосалициловой кислотой даёт ложноположительные результаты при попадании в мочу рентгеноконтрастных веществ, лечении некоторыми ЛС.

К физиологической протеинурии относят случаи временного появления белка в моче, не связанные с заболеваниями. Такая протеинурия возможна у здоровых людей после приёма большого количества пищи, богатой белками, после сильных физических напряжений, эмоциональных переживаний, эпилептических приступов. Функциональной считают ортостатическую, или юношескую, протеинурию, нередко наблюдаемую у детей и подростков и проходящую с возрастом. Ортостатическая альбуминурия нередко возникает в период выздоровления от острого гломерулонефрита.

Функциональная протеинурия, связанная с гемодинамическим стрессом, возможна у детей на фоне лихорадки, эмоционального стресса, застойной сердечной недостаточности или артериальной гипертензии, а также после охлаждения. Данная протеинурия не связана с первичным поражением почек и исчезает после устранения вызвавшей её причины.

Патологические протеинурии разделяют на почечные (ренальные) и внепочечные (преренальные и постренальные).

При почечной протеинурии белок попадает в мочу из паренхимы почки. Почечная протеинурия в большинстве случаев связана с повышенной проницаемостью гломерул (клубочков). Почечная протеинурия наиболее часто связана с острыми и хроническими гломерулонефритом и пиелонефритом, нефропатией беременных, лихорадочными состояниями, выраженной хронической сердечной недостаточностью, амилоидозом почек, липоидным нефрозом, туберкулёзом почки, геморрагическими лихорадка, гипертонической болезнью.

По патогенетическим механизмам развития различают клубочковую, тубулярную и смешанную протеинурии.

Клубочковая протеинурия развивается вследствие структурного повреждения гломерулярных капилляров. К нарушению избирательной проницаемости гломерулярного фильтра приводят патологические иммунные (гуморальные, клеточные) реакции, дегенеративные и склерозирующие процессы.

При преимущественном поражении клубочков почек в основном страдает процесс фильтрации, что приводит к гломерулярному типу протеинурии. Способность повреждённого клубочкового барьера пропускать в мочу белковые молекулы различной молекулярной массы меняется в зависимости от степени и характера повреждения.

По составу белков мочи выделяют три типа протеинурии:

высокоселективный, селективный и неселективный.

  • При высокоселективном типе в моче обнаруживают низкомолекулярные белковые фракции (в основном альбумин).
  • При селективной протеинурии в моче выявляют как низкомолекулярные белки так и с молекулярной массой до 150 000,
  • При неселективной протеинурии – выделяются высокомолекулярные белки. Неселективная протеинурия связана с более грубыми изменениями базальной мембраны и возникает при различных морфологических вариантах первично хронического гломерулонефрита.

Для характеристики селективности протеинурии определяют индекс селективности, который рассчитывают как отношение клиренсов высокомолекулярных белков (чаще всего IgG) к низкомолекулярным (альбумину или трансферрину).

Тубулярная протеинурия возникает в результате нарушения канальцевой реабсорбции (заболевания канальцев почек) нескольких фильтруемых в норме белков. В норме низкомолекулярные белки, профильтровавшиеся из плазмы крови, практически полностью реабсорбируются в проксимальных канальцах. При тубулярных повреждениях реабсорбция низкомолекулярных белков в проксимальных канальцах почек снижается, что приводит к их повышенной экскреции с мочой. Кроме того, некоторые протеины секретируют в мочу клетки канальцев. Таким образом, тубулярный тип протеинурии характеризуется нарушением реабсорбции белков в проксимальных канальцах почек и преимущественной экскрецией с мочой низкомолекулярных протеинов.

Преренальная или «перегрузочная», протеинурия не связана с поражением почек, а возникает в результате ряда заболеваний или патологических состояний, сопровождающихся повышенным синтезом низкомолекулярных белков, которые циркулируют в крови и фильтруются нормальными клубочками, но полностью не реабсорбируются (из-за их высокой концентрации в плазме). Наиболее часто перегрузочная протеинурия представлена лёгкими цепями Ig (белок Бенс-Джонса), миоглобином, Hb, лизоцимом и наблюдается при миеломной болезни, некоторых других заболеваниях.Внепочечные постренальные протеинурии обусловлены попаданием воспалительного экссудата, богатого белком выделяющегося мочевыводящими путями и половыми органами; их наблюдают при циститах, пиелитах, простатитах, уретритах, вагинитах. Такие протеинурии редко превышают 1 г/л. Обнаружение в моче цилиндров свидетельствует, что выявленная протеинурия, хотя бы частично, имеет почечное происхождение.

источник

Тип занятия: практическое (4 ч+ 6 ч)

Цель: Изучить проведение общеклинических лабораторных исследований мочевыделительной системы.

1. Изучить основные принципы подготовки рабочего места для исследования биоматериала (мочи);

2. Ознакомиться с правилами внутреннего распорядка и техники безопасности работы в условиях КДЛ;

3. Изучить правила сбора, транспортировки, регистрации, хранения биоматериала.

4. Изучить методы определения физических свойств мочи (количество, цвет, запах, прозрачность, относительная плотность).

Студент должен знать:

1. Строение и функции мочевыводящей системы. Строение почечного фильтра. Механизм образования мочи.

2. Сан.-эпид. режим и ТБ в общеклиническом отделе лаборатории.

3. Нормативные документы, регламентирующие работу КДЛ и деятельность медицинского лабораторного техника.

Студент должен уметь:

1. Осуществлять подготовку рабочего места, лабораторного оборудования и посуды для проведения клинических исследований мочи с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;

2. Определять физические свойства мочи.

3. Осуществлять регистрацию результатов лабораторного исследования мочи (оформление бланков анализа).

4. Давать правильную клиническую оценку физических свойств мочи.

5. Осуществлять утилизацию мочи, дезинфекцию, предстерилизационную подготовку и стерилизацию посуды.

Средства достижения поставленной цели:

1. Работа с конспектами, учебной и специальной литературой.

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Самостоятельное изучение нормативных документов, регламентирующих работу КДЛ, деятельность медицинского лабораторного техника (приложение №2).

4. Работа с информационными средствами обучения на электронных и бумажных носителях.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

Ø посадочные места по количеству обучающихся;

Ø рабочее место преподавателя;

Ø специализированная мебель и оборудование.

Технические средства обучения:

Ø компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;

Ø технические устройства для аудиовизуального отображения информации;

Ø аудиовизуальные средства обучения (презентация, учебный видеосюжет).

Результатом освоения урока является:

Формирование практических профессиональных умений и первоначального практического опыта, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения ­ лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов;

ПК 1.3. Регистрировать результаты проведенных исследований.

ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про­фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 13.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Теоретическая часть с элементами самостоятельной работы

Задание №1. Изучите и кратко законспектируйте в рабочих тетрадях приложение №1.

Приложение №1.

Сан-эпид режим и техника безопасности работы в общеклинических лабораториях.

Клинико-диагностическая служба, структура, задачи.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Раздел 2. Общеклиническое исследование мочи.

Классификация

Турист – покидает свою среду

обитания менее 12 месяцев, не имеет

заработка по месту пребывания,

Путешественник- рекреация, отдых, познание,

Покидает свою среду обитания посещение знакомых,

родственников, лечение,

паломничество, деловые цели.

Посетители прочие путешественники,

кочевники, бомжи, дипломаты,

военные, заключенные, домработницы

(выполняет ВТО (Всемирная Туристическая Организация)

По сравнение с ростом туристического продукта:

Синхронная Инфраструктура (.темпы развития инфраструктуры совпадают с темпами производства туристского продукта.) Опережающая инфра(Темпы роста инфраструктуры опережают темпы роста продукта.)структура Запаздывающая инфраструктура ( темпы роста инфраструктуры опаздывают от темпа по развитию туристского продукта.)

Лучший вариант – опережающая инфраструктура ( если есть деньги)

Российская инфраструктура – запаздывающая, так как не получала вложений.

Томас Кук – 1838 год. Первые организации. Затор туризма

Туристическая фирма – 1856 Томас Кук и сыновья.

Тема: «Значение общего анализа мочи (ОАМ) в комплексе обследования пациентов».

После изучения темы студенты должны:

Представлять:

2. о пороговых и непороговых веществах.

3. о строении мочевыделительной системы.

4. роль лабораторного исследования мочи для диагностики заболеваний различных отделов мочевыделительной системы.

1. функции почек и методы их исследования.

2. правила сбора мочи для различных лабораторных исследований.

3. характеристику нормальной мочи, патологические составные части мочи и причины их появления.

Читайте также:  Обязательно ли утренняя моча для проверки на беременность

4. состав и свойства мочи при заболеваниях почек, мочевыводящих путей, сахарном диабете, желтухах.

1. подготовить рабочее место для исследования мочи.

2. принимать, маркировать, заполнять бланки исследования мочи.

3. описывать физические свойства мочи, проводить все виды химического исследования, готовить осадки для микроскопического исследования.

4. дифференцировать форменные элементы мочи.

5. приготавливать осадки мочи для микроскопии.

6. подсчитывать форменные элементы в счетной камере.

7. приготавливать реактивы, дезинфицирующие растворы, обеззараживать.

8. работать с микроскопом, фотоэлектроколориметром, спектроскопом.

Получение знаний по данной теме должно базироваться на знаниях анатомии и физиологии, химии:

1. морфология мочевыделительной системы;

2. значение выделительной системы;

3. фильтрационно-реабсорбционная теория мочеобразования;

1. Значение исследования мочи.

2. Количество и состав мочи в норме.

3. Исследование физических свойств мочи.

4. Исследование химических свойств мочи.

5. Микроскопическое исследование мочи.

6. Количественные методы исследования мочи.

Основная литература:

1) Учебник А.Я.Любин «Клинические лабораторные исследования» стр.4-46.

2) Учебник В.С.Ронин «Руководство к практическим занятиям по МКЛИ» стр.10-60.

  • Диагностическое.

Исследование мочи является одним из самых важных методов, применяемых для диагностики заболеваний почек и мочевыводящих путей.

В основе заболеваний почек лежит поражение клубочковой мембраны или эпителия канальцев воспалительным, инфекционным, токсическим и другим процессами, либо генетически обусловленные дефекты, вызывающие нарушение их структуру и функции. О поражениях почечных клубочков и канальцев свидетельствуют почечные синдромы – протеинурия, гематурия, цилиндрурия, лейкоцитурия и др.

При прохождении мочи через мочевыводящие пути к ней могут примешиваться различные патологические элементы, образующиеся при их заболеваниях. Исследование мочи дает первичную информацию о патологии почек. Исследование мочи, особенно с помощью диагностических тест-полосок, может быть использовано в наблюдении за течением болезни и мониторинге терапии. Проверка эффективности и правильности лечения.

Общий клинический анализ мочи (ОКАМ) входит в программу обязательного лабораторного исследования всех стационарных и большинства амбулаторно-поликлинических больных, независимо от характера заболевания. Это наиболее простой метод исследования, с которого начинается обследование пациентов с подозрением на заболевание почек.

Моча подвергается исследованиям:

  1. Общеклиническим — общий анализ мочи, изучаются физические свойства мочи, химические исследования (определение глюкозы и белка, пигментов мочи, кетоновых тел) и микроскопическое исследование осадков мочи.
  2. Биохимическим –исследования креатинина, мочевины, клиренса креатинина, амилазы и других веществ.
  3. Бактериологическим – при пиелонефрите, туберкулёзе почек.
  1. Количество и состав мочи в норме.

Моча — биологическая жидкость, в составе которой из организма выводятся конечные продукты обмена веществ. Составные части мочи доставляются к почкам в готовом виде с кровью. Сами почки их не вырабатывают.

Моча человека представляет собой прозрачную, соломенно-желтого цвета жидкость, с которой из организма выводятся наружу вода и растворенные конечные продукты обмена (в частности, азотсодержащие вещества), минеральные соли, ядовитые продукты (фенолы, амины), продукты распада гормонов, биологически активные вещества, витамины, ферменты, лекарственные соединения и т.д. В целом всего с мочой выделяется около 150 различных веществ. За сутки человек выделяет в среднем от 1 до 1.5 л мочи, преимущественно слабокислой реакции; рН ее колеблется от 5 до 7. Реакция мочи непостоянная и зависит от питания. При мясной и богатой белками пище реакция мочи кислая, при растительной пище — нейтральная или даже щелочная. Удельный вес (относительная плотность) мочи зависит от количества принятой жидкости. В норме в течение суток удельный вес мочи находится в диапазоне 1.010-1.025. За сутки с мочой выделяется в среднем 60 г плотных веществ (4%). Из них органических веществ выделяется в пределах 35-45 г/сутки, неорганических — 15-25 г/сутки. Из органических веществ почки удаляют с мочой больше всего мочевины: 25-35 г/сутки (2%), из неорганических — поваренной соли (хлористого натрия) — 10-15 г/сутки. Кроме названных главных компонентов, за сутки почки удаляют с мочой такие органические вещества, как креатинин — 1.5 г, мочевую, гиппуровую кислоты — по 0.7 г, неорганические вещества: сульфаты и фосфаты — по 2.5 г, окись калия -3.3 г, окись кальция и окись магния — по 0.8 г, аммиак — 0.7 г и т.д.

При изучении физических свойств мочи оценивают её количество, цвет, прозрачность, реакцию (рН), запах, осадок, видимый на глаз, относительную плотность.

Количество мочи,выделяемое в течение суток, зависит от возраста, от объёма выпитой жидкости, от температуры воздуха, физической нагрузки, отдыха, сна и функционального состояния почек.

В норме суточное количество мочи в среднем составляет от 1500-1700 мл.

Цвет мочиу детей старшего возраста и взрослого имеет различные оттенки от соломенно-желтого до янтарно-желтого и зависит от её концентрации. Цвет мочи зависит от содержания в ней пигментов (урохрома, уробилина, уроэритрина и порфирина) и тесно связан с её количеством и плотностью.

Прозрачность.Свежевыделенная моча здорового человека прозрачна. При стоянии мочи в сосуде в ней образуется легкая мутность (облачко). Помутнение мочи вызывается кристаллами солей, клеточными элементами, бактериями, слизью, жирами (хилурия, липурия).

Запах. Свежевыпущенная моча запаха не имеет.При стоянии, нормальная моча приобретает не резкий специфический запах и обычно исследователем не отмечается. Аммиачный запах наблюдается при длительном стоянии нормальной мочи, у больных циститами, пиелитами, пиелонефритами. При кетонурии появляется «яблочный» и «плодовый» запах. Резкий запах мочи — при употреблении чеснока и хрена.

Реакция мочи (кислотность, рН)в норме при смешанной пище слабо-кислая или нейтральная (рН 5,0-7,0), кислотность определяется в свежевыпущенной моче, т.к. при стоянии рН сдвигается в щелочную сторону.

Относительная плотность мочи (ОПМ)колеблется в течение суток от 1,001 – 1,040 у взрослого человека и от 1,002 – 1,030 у ребёнка раннего возраста, а в первые дни после рождения составляет 1,022 – 1,020.

В норме колебания ОПМ в утренней порции мочи от 1,010 – 1,025.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 771 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Место проведения: учебная клинико – диагностическая лаборатория АМК

Мотивация темы: Лабораторные исследования – это дополнительный метод обследования пациента. Общеклинические исследования мочи указывают на состояние почек и их функцию, позволяют судить о наличии поражения ряда других органов и систем, поэтому являются важной составной частью общего обследования пациента.

В обязанности медицинской сестры входит подготовка пациента к исследованию мочи, обучение пациента технике сбора биоматериала, оформление направлений на исследование для обеспечения достоверности результата исследования и осознанного участия пациента в процедуре.

Читайте также:  Стакан с мочой положить соду

Цели занятия:

1. Ознакомиться с содержанием работы КДЛ

2. Изучить обязанности лаборанта в клинической лаборатории.

3. Закрепить знания, полученные в ходе самоподготовки по данной теме

4. Познакомиться с методами исследования мочи, микроскопической картиной осадка мочи.

5. Научиться определять физические свойства мочи, химический состав мочи (белок, сахар, кетоновые тела).

6. Научиться давать клиническую оценку результатов исследования мочи.

Исходный уровень знаний:

1) Роль медсестры в подготовке пациента к исследованию мочи.

2) Оформление направлений на общеклинические исследования

3) Правила подготовки пациента к общеклиническим исследованиям, правила хранения и транспортировки биоматериала

4) Общие правила работы и техники безопасности в КДЛ.

5) Строение мочевыделительной системы, основные этапы мочеобразования

6) Понятие о клинико – диагностических исследованиях

7) Понятие о нарушении обмена веществ, дистрофии

8) Понятие о воспалении, опухоли.

9) Изменение показателей мочи при физиологических и патологических процессах.

10) Профилактика внутрибольничных инфекций при работе с биоматериалом

Студенты после изучения материала темы должны:

1) Общие правила работы в клинико – диагностической лаборатории

2) Роль медсестры в подготовке пациента к исследованию мочи

3) Факторы, влияющие на результаты исследования мочи.

4) Основные этапы мочеобразования

5) Правила сбора мочи на общий анализ, на сахар, по Нечипоренко, Амбурже, по Аддису, по Зимницкому, на диастазу, на бактериологические исследования.

6) Правила хранения и транспортировки мочи в лабораторию

7) Методы исследования мочи, входящие в общий анализ. Основные этапы общего анализа мочи.

8) Подготовка мочи к микроскопии.

9) Нормальные показатели клинического анализа мочи взрослого человека.

10) Возможные отклонения от нормы при некоторых физиологических и патологических процессах.

5) Правила инфекционной безопасности при работе с мочой

6) Медицинскую лабораторную терминологию

1) Готовить пациента к исследованию мочи

2) Выписывать направление на исследование мочи

3) Доставлять исследуемый материал в лабораторию.

4) Организовывать рабочее место для анализа мочи

6) Определять физические свойства мочи (цвет, прозрачность, реакцию, удельный вес – относительную плотность)

7) Работать с экспресс – тестами, определять содержание химических веществ в моче, т.е. использовать методы сухой химии.

8) Использовать методы влажной химии – проводить качественные реакции на белок, сахар в моче.

9) Давать клиническую оценку результатов исследования мочи.

10) Выписывать результаты исследования мочи в бланк

11) Выявлять отклонение результатов исследования мочи от нормы.

Материальное оснащение занятия:

Оборудование Реактивы
— Штатив для пробирок — Пробирки центрифужные, химические — Пипетки на 2мл, 1мл — Предметные и покровные стекла — Цилиндр мерный на 50 мл — Урометр — Тазик почкообразный — Резиновые груши — Центрифуга — Ветошь — 20% р-р сульфосалициловой кислоты — реактив Робертса или реактив Ларионовой — 1% спиртовой раствор йода — дистиллированная вода — реактив Гайнеса — экспресс – тесты для определения белка, сахара, ацетона, билирубина и др. веществ (монотесты и политесты) — Дезинфицирующий раствор


План самостоятельной работы студента:

Задание 1. Выпишите направление пациенту на общеклиническое исследование мочи.

1) Проверьте наличие реактивов и оборудования для описания физических свойств мочи.

2) Определите цвет, прозрачность мочи, данной Вам для анализа.

3) Определите реакцию мочи с помощью лакмусовой бумажки или универсального индикатора

4) Рассмотрите урометр и зарисуйте его

5) Определите относительную плотность мочи. Покажите преподавателю.

6) Результат анализа зафиксируйте в дневнике в виде таблицы.

МОЧА №
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: Цвет Прозрачность Реакция среды Относительная плотность (удельный вес)
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: Белок Сахар Ацетон Желчные пигменты

Задание 3. Проведите качественное определение белка в моче:

Б) проба с 20% сульфосалициловой кислотой: для проведения возьмите 2 пробирки одинакового диаметра, моча должна быть прозрачной и кислой реакции, далее реактивы вносите по таблице:

Контроль № 1 Опыт № 2
Профильтрованная моча 2 мл 2 мл
20% сульфосалициловая кислота 1-2 капли

При наличии белка в опытной пробе появляется муть. Степень помутнения необходимо рассматривать на черном фоне.

В) Зарегистрируйте в тетради результаты Ваших исследований по схеме приведенной в таблице «АНАЛИЗ МОЧИ»

Задание 4. Определите количество белка в моче с помощью кольцевой пробы Геллера (метод Брандберга – Робертса – Стольникова).

1) Количественное определение белка в моче проводят только в случае положительной качественной пробы

2) Моча должна быть прозрачной и кислой рН, щелочную мочу подкисляют 10% уксусной кислотой под контролем индикатора

3) В центрифужную пробирку внести мочу, не доливая до края примерно 1 см (около 10 мл)

4) Отцентрифугировать мочу при 1500 об/мин 5-10 минут.

5) В химическую пробирку внести 2 мл реактива Робертса, наслоить 2 мл отцентрифугированной мочи, держа пробирку наклонно

6) Оставить на 3 минуты в штативе

7) Нитевидное, белое, тонкое кольцо образуется на границе жидкостей в конце 3-ей минуты с момента наслаивания при содержании белка в моче 0,033 г в 1 литре.

8) Если белка в моче содержится больше, чем 0,033 г/л, то кольцо появляется раньше, чем на 3-ей минуте и будет не нитевидным, а плотным, широким.

9) Если кольцо широкое, компактное, то мочу разводят дистиллированной водой и вновь наслаивают на реактив.

10) Мочу разводят до тех пор, пока через 3 минуты не образуется тонкое нитевидное кольцо.

11) Расчет содержания белка в моче производят по формуле:

С = 0,033 г/л х степень разведения.

12) Определите количество белка в моче. Покажите преподавателю первое кольцо. Результат внесите в таблицу «АНАЛИЗ МОЧИ»

Задание 5. Проведите качественное определение сахара в моче

Б) с реактивом Гайнеса (знакомство)

В) результат исследования внесите в таблицу «АНАЛИЗ МОЧИ»

Задание 6. Познакомьтесь с количественными методами определения сахара в моче. К количественному определению сахара в моче приступают только после положительной качественной пробы.

По рисунку изучите колориметрическое определение сахара в моче по Альтгаузену.

1) Познакомьтесь с экспресс – тестами для определения ацетона в моче, пигментов, крови и других веществ с помощью моно и поли — тестов. Запишите в дневнике название тестов и их назначение.

2) Познакомьтесь с методикой определения желчных пигментов – проба Труссо – Розина (демонстрация преподавателя).

Задание 8. Познакомьтесь с микроскопической картиной осадков мочи по рисункам.

Задание 9. Заполните результаты исследования мочи в дневнике. Дайте клиническую оценку результатов анализа мочи.

Задание 10. Решите ситуационные задачи.

Инструкция: решите ситуационные задачи, сделайте необходимые расчеты, дайте клиническую оценку результатов исследования мочи.

Ситуационная задача 1. При определении белка в моче при постановке пробы Геллера сразу появилось белое компактное кольцо. Мочу развели в 8 раз. При наслоении мочи, разведенной в 8 раз, на азотную кислоту, к концу третьей минуты появилось нитевидное кольцо. Рассчитайте содержание белка в моче. Оцените полученный результат.

Ситуационная задача 2. Рассчитайте количество белка, выделенное за сутки, если содержание белка в моче 0,066 г/л, суточный диурез – 2 литра. Дайте клиническую оценку результатам исследования.

Ситуационная задача 3. Рассчитайте количество сахара, выделенного за сутки, если содержание сахара в моче составляет 1,5% по шкале Альтгаузена, а суточный диурез составляет 2 литра. Дайте клиническую оценку результата исследования. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести?

Ситуационная задача 4. В исследуемой моче содержание белка составляет 0,066 г/л. Суточный диурез 2,5 л. Рассчитайте количество белка, выделенное за сутки почками.

Ситуационная задача 5. В исследуемой моче выявлен сахар в количестве 4,8%, ацетон — следы. Рассчитайте количество сахара в моче, выделенного почками за сутки, если суточный диурез составил у пациента 2 литра. Дайте клиническую оценку полученных данных.

Ситуационная задача 6. В исследуемой моче при проведении общего анализа выявлено: цвет мясных помоев, удельный вес – 1,030, белок – 0,066 г/л; лейкоциты 40 – 60 в п/зр; эритроциты неизмененные 160 – 200 в п/зр; клетки почечного эпителии в значительном количестве, гиалиновые цилиндры 2-4 в п/зр. Дайте клиническую оценку результата исследования.

Задание 11. Оформите дневник с результатами самостоятельной исследовательской работы. Сдайте на проверку преподавателю.

Задание 12. Ответьте на контрольные вопросы. Выполните тестовые задания.

Задание 13. Произведите обработку посуды, рабочего места, сдайте рабочее место дежурному и преподавателю.

Контрольные вопросы.

1. Какие процессы происходят при образовании мочи?

2. От чего зависит состав мочи?

3. Каким исследованиям подвергается моча?

4. Правила сбора мочи на различные исследования.

5. При каких заболеваниях исследуют суточную мочу?

7. Что обозначают термины: полиурия, олигурия, анурия, никтурия, когда они встречаются?

8. Этапы общего анализа мочи.

10. При каких заболеваниях моча приобретает цвет «мясных помоев», цвет «пива»?

11. Реакция мочи здорового человека.

12. Причины помутнения мочи.

13. Относительная плотность (удельный вес) мочи в норме.

14. Прибор для определения удельного веса мочи.

15. Что называется изостенурией, гипостенурией, гиперстенурией?

16. Какую функцию почек отражает относительная плотность мочи?

18. При каких физиологических состояниях появляется белок в моче?

19. Требования к моче для определения белка.

20. Какие качественные пробы на белок в моче Вам известны?

21. С помощью какой пробы можно определить белок в моче количественно?

22. Как называется появление сахара в моче?

23. Как часто делают качественное определение сахара в моче?

24. Качественные методы определения сахара в моче.

25. Количественные методы определения сахара в моче.

26. Встречается ли ацетон в моче здорового человека.

28. При поражении каких органов в моче встречаются желчные пигменты?

29. Что такое билирубинурия?

30. Назовите соли, встречающиеся в кислой и щелочной моче.

31. Назовите организованные осадки мочи, их диагностическое значение.

32. Диагностическое значение трехстаканной пробы.

Литература и средства обучения:

А) Лекционный материал по теме «Общеклинические методы исследования», «Исследование мочи».

Б) Методическое пособие для самоподготовки студентов по данной теме

В) Методическое пособие для аудиторной самостоятельной работы студентов.

2) Раздаточный информационный материал по методам исследования мочи.

Приложения к пособию для самостоятельной аудиторной работы студентов по теме «Общеклинические методы исследования. Исследование мочи на общий анализ»:

1) Инструкция «Уход за рабочим местом»

2) Таблица «Результаты макроскопического, химического и микроскопического анализа мочи при различных заболеваниях»

3) Учетная форма № 45, утвержденная МЗ СССР от 10 февраля 1969 (регистрационные бланки анализа мочи)

4) Примеры заполнения регистрационных бланков анализа мочи

· «Оснащение, необходимое для проведения пробы Зимницкого»

· «Неорганизованные и организованные осадки мочи в норме и при патологии»

Приложение 1. Инструкция «Уход за рабочим местом»

1. Остатки исследуемой биологической жидкости слить в канализацию.

2. Дезинфекция банок от мочи, пробирок, пипеток, цилиндров — обработать дез раствором.

3. Мытье лабораторной посуды (цилиндры, пробирки, пипетки): обработать сначала в моющем растворе, затем промыть в проточной водопроводной воде, затем ополоснуть 2-3 раза в дистиллированной воде, разместить для просушки.

4. Пипетки моют с помощью резиновой груши

5. Цилиндры и пробирки с помощью ерша.

6. Банки, тазики – в моющем растворе помощью ерша и затем прополаскивают в проточной водопроводной воде несколько раз, выкладывают для сушки

7. Стол обрабатывают сначала ветошью смоченной в дез растворе, а затем водой.

8. Рабочее место сдают дежурному и преподавателю.

Приложение 2. «Результаты макроскопического, химического и микроскопического анализа мочи при различных заболеваниях»

Название заболеваний Макроскопические и химические результаты Микроскопический анализ
Острый гломерулонефрит — диффузный — очаговый Моча мутная, красная – макрогематурия, протеинурия. Моча мутноватая, серая – микрогематурия, протеинурия — Эритроциты неизмененные и дисморфные — Эритроцитарные цилиндры из неизмененных и дисморфных эритроцитов — Гиалиновые цилиндры, гиалиновые цилиндры с наложением почечного эпителия и эритроцитов — Зернистые цилиндры — Восковидные цилиндры -Нейтрофилы.
Хронический гломерулонефрит Моча мутноватая, серая – микрогематурия, протеинурия — Эритроциты дисморфные — Эритроцитарные цилиндры из дисморфных эритроцитов — Гиалиновые цилиндры, гиалиновые цилиндры с наложением почечного эпителия и эритроцитов, жироперерожденного почечного эпителия и капель жира — Почечный эпителий в состоянии зернистой белковой и жировой дистрофии — Зернистые цилиндры — Восковидные цилиндры — Лейкоциты (нейтрофилы и макрофаги).
Острый пиелонефрит Хронический пиелонефрит Моча мутная, иногда с резким запахом при рН 8-9, протеинурия Моча мутная, или мутноватая, протеинурия — Много нейтрофилов (пиурия), немного лимфоцитов, гистиоцитов, лейкоцитарные цилиндры — Почечный эпителий, эпителиальные цилиндры — Мелкозернистые и грубозернистые цилиндры — Восковидные цилиндры — Эритроциты – немного — Бактерии (посев) — Нейтрофилы (лейкоцитурия, при обострении – пиурия), лейкоцитарные цилиндры — Широкие терминальные восковидные цилиндры — Гиалиновые цилиндры, гиалиновые цилиндры с наложением нейтрофилов и клеток почечного эпителия в состоянии зернистой и гиалиново – капельной дистрофии. — Зернистые цилиндры — Гиалиново – капельные цилиндры — Эпителиальные цилиндры — Эритроциты – немного — Бактерии (посев)
Нефротический синдром Острый тубулярный некроз Моча мутноватая, на поверхности возможен налет жира, резко выраженная протеинурия. Моча мутная красно — коричневая — Жироперерожденный почечный эпителий в виде скоплений и пластов, капли жира, жировые цилиндры. — Гиалиновые цилиндры с наложением капель жира и жирноперерожденного почечного эпителия. — Зернистые цилиндры — Восковидные цилиндры — Дегенеративно измененный почечный эпителий, фрагменты ткани почечного эпителия в виде пластов трубок железистых структур — Эпителиальные цилиндры — Гиалиновые цилиндры с наложением почечного эпителия — Зернистые терминальные цилиндры — Восковидные терминальные цилиндры — Нейтрофилы, макрофаги, гистиоциты и эритроциты.
Острая реакция отторжения трансплантата Цистит Моча мутная коричнево – красная — макрогематурия, протеинурия. Моча мутная, мутноватая красноватая — гематурия. — почечный эпителий, лимфоциты, плазматические клетки, нейтрофилы, эритроциты — Эпителиальные цилиндры, фрагменты ткани почечного эпителия — Гиалиновые цилиндры, зернистые, эритроцитарные, гемоглобиновые, восковидные — Нейтрофилы (пиурия) — переходный эпителий — эритроциты — бактерии — в окрашенном препарате – гистиоциты, гигантские многоядерные клетки «инородных тел»
Синдром дизурия – пиурия Вирусная инфекция Моча мутноватая Моча мутноватая, гематурия, протеинурия — Лейкоцитурия — эритроциты — бактерии — Нейтрофилы, эритроциты, плазматические клетки, лимфоциты, моноциты и/или многоядерные клетки с включениями
Опухоли мочевого пузыря Моча мутноватая красная – при макрогематурии. — Эритроциты, нейтрофилы — клетки переходного эпителия — тканевые структуры из злокачественных клеток. В препаратах, окрашенных азур – эозином – злокачественные крупные клетки, лежащие разрозненно или в синцитиальной связи (комплексы) с большими различными по структуре и окраске округлыми и уродливыми ядрами, содержащими единичные или множественные ядрышки. Раковые симпласты, митозы и амитозы.

Приложение 3. Регистрационный бланк результатов анализа мочи.

Приложение 4. Примеры заполнения бланков анализа мочи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник