Меню Рубрики

Сравнение состава первичной и вторичной мочи и плазмы крови

1. практически не содержит белков (следы белка)

2. концентрация осмотически активных веществ, глюкозы, мочевины, мочевой кислоты, креатинина подобна концентрации этих веществ в плазме

Небольшое различие в концентрации ряда ионов, обусловленное связыванием белками кальция, магния, микроэлементов и др., а также равновесием Доннана (наличием в плазме крови анионов, не диффундирующих через мембрану и удерживающих часть катионов).

Количество мочи (диурез)

Диурез — это количество мочи, выделяемое человеком за определенное время[V.G.65] .

Хотя точнее диурез – это просто мочеотделение от греч diureo отделять мочу.

Говорят о минутном, часовом, суточном диурезах[V.G.66] .

Диурез у здорового человека зависит от состояния водного обмена. При обычном водном режиме суточный диурез 800 мл — 1,5 л[V.G.67] .

Увеличение суточного диуреза – полиурия (не путайте с учащением мочеиспускания – поллакиурия (дизурия [Б68] или полакизурия[Б69] ).

Полиурия как правило сопровождает поллакиурию. Греч polys многий.

Уменьшение суточного диуреза – олигоурия (олигурия) (не путайте с урежением мочеиспускания – олакизурия.

Олиг-, олиго- греч oligos малый, немногочисленный.

Олигоурия не всегда сопровождает олакизурию.

Полное прекращение выделения мочи – анурия.

Отношение дневного диуреза к ночному по пробе Зимницкого 3:1 –4:1. Дневной диурез 6-18 ч – примерно 650 мл, ночной – 18-6 ч – примерно 250 мл. Смещение этого отношения в пользу ночного диуреза называется никтурией.

Концентрация осмотически активных веществ в моче зависит от состояния водного обмена и составляет 50-1450 мосмоль/кг Н2О.

После потребления значительного количества воды и при функциональной пробе с водной нагрузкой (испытуемый выпивает воду в объеме 20 мл на 1 кг массы тела) скорость мочеотделения достигает 15—20 мл/мин. В условиях высокой температуры окружающей среды вследствие возрастания потоотделения количество выделяемой мочи уменьшается. Ночью во время сна диурез меньше, чем днем.

Состав мочи человека, г/сут (из расчета на 1200-1500 мл)

Na + 4,1-5,2 кровь 1,8-2,2; K + 2,0-3,5; Ca 2+ 0,2-0,3; Mg 2+

Нейрогуморальная [V.G.70] регуляция мочеобразования, роль нервной системы и гормонов (АДГ, альдостерон, катехоламины и др.)

В нейрогуморальной регуляции выделяют

1.2 Парасимпатические влияния

2.1 Посредством системы ренин-ангиотензин-альдостерон

2.2 Влияние адреналина

2.3 Влияние антидиуретического гормона

2.4 Влияние натрийуретического гормона

Почки иннервируется plexus renalis (производное plexus celiacus), которое образуется ветвями n.vagus и truncus sympathicus. Чувствительная иннервация осуществляется из нижнегрудных и верхнепоясничных спинномозговых узлов.

Почечный кровоток регулируется нервной системой путем сосудодвигательных реакций. Так раздражение симпатических волокон приводит к сужению кровеносных сосудов – афферентных или эфферентных артериол (с соответствующим эффектом – увеличением или снижением эффективного фильтрационного давления и фильтрации).

Эфферентные нервы почки, регулируют гемодинамику и работу юкстагломерулярного аппарата почки, оказывают прямое влияние на реабсорбцию и секрецию ряда неэлектролитов и электролитов в канальцах.

Сим­патические влияния на почку как и секреция катехоламинов надпочечниками вызывают уменьшение диуреза, вследствие снижения клубочковой фильтрации и увеличения канальцевой реабсорбции воды и натрия в дистальном извитом канальце и начальных отделах собирательных канальцев.

Влияние адренергических нервов обусловлено активацией аденилатциклазы и образованием цАМФ в клетках канальцев.

Парасимпатические влияния активируют реабсорбцию глюкозы и секрецию органических кислот.

Работа почки под­чинена безусловнорефлекторному контролю и регу­лируется корой большого мозга. Уменьшение и увеличение диуреза может быть вызвано условнорефлекторным путем. Широко известно явление болевой анурии.

Как уже упоминалось выше гуморальная регуляция почечного кровотока связана с работой ренин‑ангиотензиновой системы.

Принципиально изменилось представление об образовании первичной мочи как нерегулируемом процессе. Клубочек оказался местом действия ряда гормонов и некоторых физиологически активных веществ иной природы. Вазопрессин, ангиотензин II, простагландины (Е1, Е2), ацетилхолин, брадикинин существенно снижают гломерулярную фильтрацию.

Гормональная регуляция мочеобразования

Влияния, оказываемые на реабсорбцию

Обеспечивает уровень фильтрации стимулирует ‑ Угнетает уменьшается

Тироксин угнетает ‑ ‑ ‑ увеличивается

Эстрогены стимулирует ‑ ‑ ‑ уменьшается

Гормон Эффекты
Альдостерон Усиливает реабсорбцию Nа + в дистальном извитом канальце
Ангиотензин II Вызывает сужение артериол, стимулирует синтез альдостерона, стимулирует реабсорбцию Nа + в проксимальном канальце, угнетает фильтрацию
Атриопептин Усиливает клубочковую фильтрацию, подавляет синтез и секрецию ренина, ингибирует реабсорбцию Nа + , вызывает расслабление ГМК артериол
Брадикинин Синтезируется в интерстициальных клетках мозгового вещества, вазодилататор сосудов почки
Вазопрессин Увеличивает проницаемость стенки собирательной трубочки для воды. Стимулирует пролиферацию эпителиальных клеток почки
1а,25-Дигидроксихолекальциферол Синтезируется в митохондриях проксимзльных извитых канальцев, способствует всасыванию Са 2+ в кишечнике, стимулирует функцию остеобластов
Дофамнн Почечный вазодилататор, увеличивает кровоток в почке и скорость фильтрации
Паратиреоидный гормон Усиливает реабсорбцию Са 2+ в канальцах нефрона
Простагландины Синтезируются интерстициальными клетками мозгового вещества. Основное действие — вазодилатация в почке, а также регуляция транспорта электролитов в мозговом веществе
Ренин Синтезируется в клетках приносящей артериолы. Способствует образованию ангиотензина II и альдостерона. что приводит к повышению АД
Фактор активации тромбоцитов (РАР) Синтезируется в почечном тельце мезангиальными клетками
Эритропоэтин Синтезируется интерстициальными клетками, стимулирует эритропоэз

Возрастные [V.G.71] изменения мочеобразования и мочеотделения

Особенности мочеобразования у пожилых людей («регресс» основных почечных функции при старении):

1. Прогрессирующее снижение кровотока в почка (на 47-73 %).

2. Постепенная атрофия отдельных нефронов.

3. Снижение уровня клубочковой фильтрации (на 35-45%).

4. Уменьшение реабсорбции воды (

5. Ослабление способности почек к осмотическому концентрированию мочи.

источник

Со­став­ные ве­ще­ства Плаз­ма крови Пер­вич­ная моча Вто­рич­ная моча
Белки, жиры 7–9 От­сут­ству­ет От­сут­ству­ет
Глю­ко­за 0,1 0,1 От­сут­ству­ет
На­трий (в со­ста­ве солей) 0,3 0,3 0,4
Хлор (в со­ста­ве солей) 0,37 0,37 0,7
Калий (в со­ста­ве солей) 0,02 0,02 0,15
Мо­че­ви­на 0,03 0,03 2,0
Мо­че­вая кис­ло­та 0,004 0,004 0,05

1) Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства мак­си­маль­но воз­рас­та­ет по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какие ве­ще­ства и по­че­му от­сут­ству­ют в со­ста­ве пер­вич­ной мочи здо­ро­во­го че­ло­ве­ка?

ОГЭ по биологии Вариант 3323

За­да­ние 1. Си­сте­ма наи­бо­лее общих зна­ний в опре­делённой об­ла­сти науки — это

За­да­ние 2. Сколь­ко хро­мо­сом будет со­дер­жать­ся в лей­ко­ци­тах крови у внука, если у его де­душ­ки в этих клет­ках со­дер­жит­ся 46 хро­мо­сом?

За­да­ние 3. Воз­бу­ди­те­ли диф­те­рии яв­ля­ют­ся

За­да­ние 4 . Какой из изоб­ражённых ор­га­нов яв­ля­ет­ся ви­до­из­менённым по­бе­гом?

За­да­ние 5. Глав­ный при­знак, по ко­то­ро­му по­кры­то­се­мен­ные рас­те­ния объ­еди­ня­ют в се­мей­ства, — осо­бен­но­сти стро­е­ния

За­да­ние 6. Как на­зы­ва­ют про­цесс, при ко­то­ром про­ис­хо­дит вос­ста­нов­ле­ние утра­чен­ных ча­стей тела ор­га­низ­ма?

За­да­ние 7. На каком из ри­сун­ков изоб­ражён го­лов­ной мозг мле­ко­пи­та­ю­ще­го?

За­да­ние 8. Какой при­знак от­ли­ча­ет пред­ста­ви­те­лей не­гро­ид­ной расы че­ло­ве­ка от всех осталь­ных?

4) жел­то­ва­то-смуг­лый цвет кожи

За­да­ние 9. Нерв­ные им­пуль­сы по­сту­па­ют не­по­сред­ствен­но к же­ле­зам по

1) ак­со­нам дви­га­тель­ных ней­ро­нов

2) ак­со­нам вста­воч­ных ней­ро­нов

3) се­ро­му ве­ще­ству спин­но­го мозга

4) бе­ло­му ве­ще­ству спин­но­го мозга

За­да­ние 10. Какую кость НЕ от­но­сят к ске­ле­ту ниж­ней ко­неч­но­сти?

За­да­ние 11. Тромб, за­ку­по­ри­ва­ю­щий по­вре­ждённое место со­су­да, об­ра­зу­ет­ся из сети нитей

4) раз­ру­ша­ю­щих­ся тром­бо­ци­тов

За­да­ние 12. Ко­ли­че­ство со­кра­ще­ний серд­ца можно опре­де­лить, из­ме­ряя

1) ко­ли­че­ство ды­ха­тель­ных дви­же­ний

2) ско­рость дви­же­ния крови

За­да­ние 13. Про­све­ты глав­ных брон­хов не сужа­ют­ся вслед­ствие того, что имеют

1) утол­ще­ния со­еди­ни­тель­но­ткан­ной обо­лоч­ки

3) коль­ца из хряща и плот­ной со­еди­ни­тель­ной ткани

4) участ­ки, об­ра­зо­ван­ные мно­го­слой­ным эпи­те­ли­ем

За­да­ние 14. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на по­то­вая же­ле­за?

За­да­ние 15. Что вос­при­мут изоб­ражённые на ри­сун­ке ре­цеп­тор­ные

клет­ки?

За­да­ние 16. Какой ре­флекс у че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся

1) отдёрги­вать руку от лез­вия ножа

2) про­гла­ты­вать пережёван­ную пищу

3) хо­дить по опре­делённому марш­ру­ту в школу

4) за­кры­вать глаза, когда в лицо на­прав­ля­ют свет

За­да­ние 17. При об­мо­ро­же­нии ниж­них ко­неч­но­стей не­об­хо­ди­мо

1) рас­те­реть об­мо­ро­жен­ный уча­сток кожи по­стра­дав­ше­го сне­гом

2) вте­реть масло, жир в кожу поражённого участ­ка

3) на­ло­жить со­гре­ва­ю­щую по­вяз­ку-ком­пресс, дать го­ря­чее питьё

4) об­ра­бо­тать по­вре­ждённый уча­сток кожи спир­том

За­да­ние 18. К био­ти­че­ским фак­то­рам среды от­но­сят вли­я­ние

1) со­ста­ва воз­ду­ха на рост и раз­ви­тие кор­ней рас­те­ний

2) ор­га­ни­че­ских ве­ществ почвы на жиз­не­де­я­тель­ность рас­те­ний

3) струк­ту­ры почвы на со­хра­не­ние в ней влаги

4) ли­чи­нок ко­ло­рад­ских жуков на рост и раз­ви­тие паслёновых рас­те­ний

За­да­ние 19. Как по­лу­ча­ют энер­гию ре­ду­цен­ты (раз­ру­ши­те­ли)?

1) Они по­треб­ля­ют воду из почвы.

2) Они пи­та­ют­ся рас­ту­щи­ми рас­те­ни­я­ми.

3) Они ис­поль­зу­ют энер­гию солн­ца.

4) Они пи­та­ют­ся ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми мёртвых ор­га­низ­мов.

За­да­ние 20. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти массы тела че­ло­ве­ка от воз­рас­та в те­че­ние пер­вых 24 лет (по оси х от­ло­жен воз­раст че­ло­ве­ка (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)).

Чему будет равна масса тела вось­ми­лет­не­го ребёнка?

За­да­ние 21. Между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­цов при­ведённой ниже таб­ли­цы име­ет­ся опре­делённая связь:

Целое Часть
Май­ский жук Тра­хеи
Га­дю­ка обык­но­вен­ная .

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

За­да­ние 22. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ви­до­из­менённых ор­га­нах рас­те­ний?

А. К ви­до­из­менённым кор­ням от­но­сят кор­не­ви­ща, клуб­ни и лу­ко­ви­цы.

Б. У го­ро­ха име­ют­ся усики, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой ви­до­из­менённые ли­стья.

Читайте также:  Бакпосев мочи после приема антибиотика

За­да­ние 23. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. По венам ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния у че­ло­ве­ка кровь течёт

3) на­сы­щен­ная уг­ле­кис­лым газом

За­да­ние 24. Какие ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка могут вы­пол­нять энер­ге­ти­че­скую функ­цию? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

За­да­ние 25. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и слоем кожи, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ПРИ­ЗНАК СЛОЙ КОЖИ
A) рас­по­ло­же­ны ре­цеп­то­ры 1) эпи­дер­мис
Б) рас­по­ло­же­ны саль­ные и по­то­вые же­ле­зы 2) дерма
В) при уль­тра­фи­о­ле­то­вом об­лу­че­нии в клет­ках син­те­зи­ру­ет­ся ме­ла­нин
Г) клет­ки по­сто­ян­но слу­щи­ва­ют­ся и об­нов­ля­ют­ся
Д) слой про­ни­зан мно­го­чис­лен­ны­ми кро­ве­нос­ны­ми и лим­фа­ти­че­ски­ми со­су­да­ми

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 26. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по про­ве­де­нию экс­пе­ри­мен­та, до­ка­зы­ва­ю­ще­го вы­де­ле­ние рас­те­ни­я­ми уг­ле­кис­ло­го газа. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) На­крой­те ком­нат­ное рас­те­ние стек­лян­ным кол­па­ком.

2) По­ме­сти­те рядом с ком­нат­ным рас­те­ни­ем ста­кан с из­вест­ко­вой водой.

3) По­ме­сти­те ком­нат­ное рас­те­ние, на­кры­тое стек­лян­ным кол­па­ком, в тёмный шкаф.

4) Рас­смот­ри­те по­мут­нев­шую из­вест­ко­вую воду.

5) Возь­ми­те ком­нат­ное рас­те­ние с боль­шим чис­лом ли­стьев.

За­да­ние 27. Вставь­те в текст «Пи­ще­ва­ре­ние у плос­ких чер­вей» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

источник

Со­став­ные ве­ще­ства Плаз­ма крови Пер­вич­ная моча Вто­рич­ная моча
Белки, жиры, гли­ко­ген 7–9 От­сут­ству­ют От­сут­ству­ют
Глю­ко­за 0,1 0,1 От­сут­ству­ет
На­трий (в со­ста­ве солей) 0,3 0,3 0,4
Хлор (в со­ста­ве солей) 0,37 0,37 0,7
Калий (в со­ста­ве солей) 0,02 0,02 0,15
Мо­че­ви­на 0,03 0,03 2,0
Мо­че­вая кис­ло­та 0,004 0,004 0,05

1) Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства прак­ти­че­ски остаётся не­из­мен­ной по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какое ве­ще­ство и по­че­му от­сут­ству­ет в со­ста­ве вто­рич­ной мочи по срав­не­нию с пер­вич­ной?

40.Уче­ни­ца одной из мос­ков­ских школ изу­ча­ла за­ви­си­мость ак­тив­но­сти фо­то­син­те­за от сте­пе­ни освещённо­сти. Она от­ре­за­ла ко­рень у эло­деи и по­ме­сти­ла её вверх но­га­ми в рас­твор. Ста­кан с эло­де­ей осве­щал­ся лам­поч­кой, ко­то­рую уче­ни­ца ото­дви­га­ла на раз­ное рас­сто­я­ние. Из­ме­ря­лось ко­ли­че­ство пу­зырь­ков, под­ни­ма­ю­щих­ся от среза стеб­ля к по­верх­но­сти ста­ка­на, за 3 ми­ну­ты. Ре­зуль­та­ты своих из­ме­ре­ний уче­ни­ца за­нес­ла в таб­ли­цу.

Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1. Ка­ко­во вли­я­ние освещённо­сти на ак­тив­ность про­те­ка­ния фо­то­син­те­за?

2. На каком рас­сто­я­нии от ис­точ­ни­ка света фо­то­син­тез идёт наи­бо­лее ак­тив­но?

3. Как Вы ду­ма­е­те, как можно было бы до­стичь боль­шей точ­но­сти экс­пе­ри­мен­та?

41.Осмос – это яв­ле­ние, при ко­то­ром мо­ле­ку­лы воды по­сту­па­ют через по­лу­про­ни­ца­е­мую мем­бра­ну из об­ла­сти низ­кой кон­цен­тра­ции рас­творённого ве­ще­ства в об­ласть по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции. На­при­мер, при по­гру­же­нии ко­жи­цы лука в кон­цен­три­ро­ван­ный рас­твор соли на­блю­да­ет­ся от­сла­и­ва­ние ци­то­плаз­мы клет­ки от обо­лоч­ки (плаз­мо­лиз) из-за того, что вода из ци­то­плаз­мы ухо­дит в рас­твор.

Уче­ни­ки одной из мос­ков­ских школ ре­ши­ли ис­поль­зо­вать яв­ле­ние ос­мо­са для опре­де­ле­ния кон­цен­тра­ции са­ха­ро­зы в клуб­нях кар­то­фе­ля. Они по­ме­сти­ли ку­соч­ки кар­то­фе­ля из­вест­ной массы в про­бир­ки с раз­ной кон­цен­тра­ци­ей аха­ро­зы, вы­дер­жа­ли там эти ку­соч­ки двое суток, после чего снова из­ме­ри­ли их массу. Если кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в кар­то­фе­ле выше, чем в рас­тво­ре, то вода долж­на по­сту­пать в кар­то­фель и его масса долж­на уве­ли­чи­вать­ся. Если же кон­цен­тра­ция в кар­то­фе­ле ниже, то, на­о­бо­рот, его масса будет сни­жать­ся. По ре­зуль­та­там своей ра­бо­ты уче­ни­ки со­ста­ви­ли сле­ду­ю­щую таб­ли­цу.

Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1. Ка­ко­ва, по Ва­ше­му мне­нию, кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в изу­ча­е­мом кар­то­фе­ле, ис­поль­зо­ван­ном для экс­пе­ри­мен­та? Ответ по­яс­ни­те.

2. Каж­дый уче­ник вы­пол­нял экс­пе­ри­мент при одной из при­ведённых выше кон­цен­тра­ций са­ха­ро­зы. Все ли уче­ни­ки доб­ро­со­вест­но за­пи­са­ли свои ре­зуль­та­ты? Ответ по­яс­ни­те.

42. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Не­ко­то­рые ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти че­ло­ве­ка и че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го рода обе­зьян самый вы­со­кий по­ка­за­тель от­но­ше­ния массы мозга к массе тела?

2) Какие при­ма­ты лучше всех при­спо­со­би­лись к жизни в кро­нах де­ре­вьев? На­зо­ви­те двух пред­ста­ви­те­лей.

3) Какой при­знак из числа при­ведённых может слу­жить до­ка­за­тель­ством при­над­леж­но­сти всех при­ма­тов к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие?

43.Поль­зу­ясь таб­ли­цей 1 «Не­ко­то­рые ха­рак­те­ри­сти­ки ли­сто­вых пла­сти­нок цвет­ко­вых рас­те­ний», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Для ка­ко­го рас­те­ния из числа при­ведённых ха­рак­тер­на наи­боль­шая ли­сто­вая пла­стин­ка?

2) Какие осо­бен­но­сти рас­по­ло­же­ния устьиц на листе ха­рак­тер­ны для од­но­доль­ных рас­те­ний, пред­став­лен­ных в таб­ли­це?

3) Ка­ко­во на­зна­че­ние устьиц в ды­ха­нии рас­те­ний?

44.Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние групп крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца I груп­па, а у ма­те­ри IV?

2) Если у ребёнка II груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов от­ве­та.)

3) Ребёнок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным ре­ци­пи­ен­том?

45. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние груп­пы крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца и ма­те­ри III груп­па?

2) Если у ребёнка IV груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов.)

3) Че­ло­век с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным до­но­ром?

46.Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Пи­ще­вая цен­ность не­ко­то­рых рыб», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся наи­боль­шая доля бел­ков по срав­не­нию с осталь­ны­ми ры­ба­ми?

2) У каких двух рыб наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ный со­став бел­ков и жиров?

3) Каких рыб и по­че­му Вы вклю­чи­ли бы в меню че­ло­ве­ка, ко­то­рый решил ху­деть и ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 1482 | Нарушение авторских прав

источник

Со­став­ные ве­ще­ства Плаз­ма крови Пер­вич­ная моча Вто­рич­ная моча
Белки, жиры 7–9 От­сут­ству­ет От­сут­ству­ет
Глю­ко­за 0,1 0,1 От­сут­ству­ет
На­трий (в со­ста­ве солей) 0,3 0,3 0,4
Хлор (в со­ста­ве солей) 0,37 0,37 0,7
Калий (в со­ста­ве солей) 0,02 0,02 0,15
Мо­че­ви­на 0,03 0,03 2,0
Мо­че­вая кис­ло­та 0,004 0,004 0,05

1. Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства прак­ти­че­ски остаётся не­из­мен­ной по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2. Какое ве­ще­ство и по­че­му от­сут­ству­ет в со­ста­ве вто­рич­ной мочи по срав­не­нию с пер­вич­ной?

1. За­да­ние 1 № 1446. Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «ци­то­ло­гия»?

1) си­сте­ма­ти­ку хор­до­вых жи­вот­ных

2) стро­е­ние кле­ток рас­те­ний

3) хи­ми­че­ские ре­ак­ции ды­ха­ния

4) мор­фо­ло­гию пе­ред­них ко­неч­но­стей жи­вот­ных

2. За­да­ние 2 № 1218. Фор­му­лу ка­ко­го ве­ще­ства сле­ду­ет впи­сать на месте про­пус­ка в схеме хи­ми­че­ской ре­ак­ции

?

3. За­да­ние 3 № 323. Какой из приёмов борь­бы с бо­лез­не­твор­ны­ми бак­те­ри­я­ми наи­бо­лее эф­фек­ти­вен в опе­ра­ци­он­ном блоке?

2) ре­гу­ляр­ное про­вет­ри­ва­ние

3) об­лу­че­ние уль­тра­фи­о­ле­то­вы­ми лу­ча­ми

4) мытье полов го­ря­чей водой

4. За­да­ние 4 № 1481. К ка­ко­му от­де­лу рас­те­ний от­но­сит­ся мар­шан­ция?

5. За­да­ние 5 № 1418. Какое из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся к од­но­доль­ным?

6. За­да­ние 6 № 1660. У каких жи­вот­ных впер­вые в ходе эво­лю­ции по­яви­лась по­лость тела?

7. За­да­ние 7 № 1661. У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го клас­са хор­до­вых га­зо­об­мен про­ис­хо­дит не толь­ко в лёгких?

8. За­да­ние 8 № 296. Какой при­знак клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие свой­ствен че­ло­ве­ку?

3) го­лов­ной и спин­ной мозг

4) за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

9. За­да­ние 9 № 1422. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­чен тимус?

10. За­да­ние 10 № 1968. Со­еди­не­ние ча­стей ске­ле­та обес­пе­чи­ва­ют

11. За­да­ние 11 № 2002. Вве­де­ние в кровь пре­па­ра­та ослаб­лен­ных воз­бу­ди­те­лей за­бо­ле­ва­ния при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию им­му­ни­те­та

1) ис­кус­ствен­но­го ак­тив­но­го

2) ис­кус­ствен­но­го пас­сив­но­го

3) есте­ствен­но­го врождённого

4) есте­ствен­но­го при­об­ретённого

12. За­да­ние 12 № 1970. В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в стро­е­нии лим­фа­ти­че­ских со­су­дов и вен?

1) имеют по­лу­лун­ные кла­па­ны

2) стен­ка об­ра­зо­ва­на одним слоем кле­ток

3) со­дер­жат створ­ча­тые кла­па­ны

4) стен­ка об­ра­зо­ва­на раз­ви­тым мы­шеч­ным слоем

13. За­да­ние 13 № 1907. Какую функ­цию вы­пол­ня­ют вор­син­ки мер­ца­тель­но­го эпи­те­лия тра­хей?

1) уда­ле­ние пыли из лёгких

3) осу­ше­ние по­сту­па­ю­ще­го воз­ду­ха

4) обо­грев по­сту­па­ю­ще­го воз­ду­ха

14. За­да­ние 14 № 1039. Что про­ис­хо­дит в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка при на­хож­де­нии в те­че­ние не­сколь­ких часов на хо­ло­де?

2) уси­ле­ние энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на

4) рас­ши­ре­ние кро­ве­нос­ных со­су­дов

15. За­да­ние 15 № 1200. Что рас­по­ло­же­но в сред­ней части уха?

16. За­да­ние 16 № 625. На ри­сун­ках под бук­ва­ми А–Г изоб­ра­же­ны ста­дии об­ра­зо­ва­ния услов­но­го ре­флек­са у со­ба­ки. На каком из ри­сун­ков де­мон­стри­ру­ет­ся без­услов­ный слю­но­от­де­ли­тель­ный ре­флекс?

17. За­да­ние 17 № 402. В целях про­фи­лак­ти­ки цинги сле­ду­ет упо­треб­лять про­дук­ты c боль­шим

18. За­да­ние 18 № 212. Какие био­ти­че­ские связи су­ще­ству­ют между ку­ку­шон­ком и дру­ги­ми птен­ца­ми в гнез­де?

19. За­да­ние 19 № 181. Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пи­ще­вую цепь.

1) ли­стья укро­па → зем­ле­рой­ка → обык­но­вен­ный ёж → яст­реб

Читайте также:  Анализатор мочи uf 1000i sysmex

2) ли­стья укро­па → обык­но­вен­ный ёж → яст­реб

3) ли­стья укро­па → ли­чин­ка май­ско­го жука → зем­ле­рой­ка → обык­но­вен­ный ёж

4) ли­стья укро­па → гу­се­ни­ца ба­боч­ки ма­ха­он → боль­шая си­ни­ца → яст­реб

20. За­да­ние 20 № 310. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси x от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси y — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)).

Какое из при­ведённых ниже опи­са­ний ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость? Ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме

1) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го зна­че­ния, после чего плав­но опус­ка­ет­ся

2) на всём про­тя­же­нии мед­лен­но растёт

3) плав­но ко­леб­лет­ся около сред­них по­ка­за­те­лей

4) резко сни­жа­ет­ся, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го по­ка­за­те­ля, после чего резко растёт

21. За­да­ние 21 № 1979. В при­ведённой ниже таб­ли­це между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­ца име­ет­ся вза­и­мо­связь.

Объ­ект Про­цесс
. бес­по­лое раз­мно­же­ние
яй­це­клет­ка по­ло­вое раз­мно­же­ние

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

22. За­да­ние 22 № 984. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о свой­ствах нерв­ной ткани че­ло­ве­ка?

А. Ос­нов­ные свой­ства нерв­ной ткани – это воз­бу­ди­мость и про­во­ди­мость.

Б. По ак­со­ну нерв­ные им­пуль­сы по­сту­па­ют к телу дру­гой нерв­ной клет­ки.

23. За­да­ние 23 № 1081. Какие струк­ту­ры от­но­сят к фор­мен­ным эле­мен­там крови че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

24. За­да­ние 24 № 569. Что из пе­ре­чис­лен­но­го не­об­хо­ди­мо для сбор­ки мо­ле­кул белка в клет­ке? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

2) стро­и­тель­ный ма­те­ри­ал — глю­ко­за

25. За­да­ние 25 № 346. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между рас­те­ни­ем и спо­со­бом опы­ле­ния его цвет­ков. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

РАС­ТЕ­НИЕ СПО­СОБ ОПЫ­ЛЕ­НИЯ ЦВЕТ­КОВ
A) рожь 1) на­се­ко­мы­ми
Б) мак 2) вет­ром
В) лан­дыш
Г) ореш­ник
Д) дуб

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

26. За­да­ние 26 № 1051. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в цепи пи­та­ния, на­чи­ная с ор­га­низ­ма, по­гло­ща­ю­ще­го сол­неч­ный свет. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

5) гу­се­ни­ца не­пар­но­го шел­ко­пря­да

27. За­да­ние 27 № 476. Вставь­те в текст «От­ли­чие рас­ти­тель­ной клет­ки от жи­вот­ной» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 2418 . Нарушение авторских прав

источник

1. Первичная моча образуется из плазмы крови, однако от плазмы отличается — в ней отсутствуют белки и клетки крови.

2. Она содержит продукты распада: мочевину, мочевую кислоту, креатин, креатинин, аммиак.

3. Однако есть в ее составе и питательные вещества: аминокислоты, глюкоза, витамины, и минеральные вещества (калий, натрий и др).

4. Каждую минуту в почках образуется примерно 125 миллилитров первичной мочи, однако 124 миллилитра тут же всасывается обратно, в итоге остается всего 1 миллилитр вторичной.

1. Несоизмеримо беднее по составу, чем первичная. Не содержит питательных веществ, в ней имеются только вода и продукты обмена.

2. Концентрация мочевины, образованной в печени из аммиака, во вторичной моче в 60–65 раз больше, чем в первичной.

3. Концентрация мочевой кислоты увеличивается в 12 раз.

4. Присутствуют креатин и креатинин, концентрация ионов калия выше в 7 раз.

Образование первичной мочи. Фильтрация

1. Первым делом происходит фильтрация — то есть перемещение жидкости с растворенными соединениями из крови в полость почечной капсулы в результате разницы давлений. Эта жидкость далее станет первичной мочой.

2. Фильтрация происходит пассивно, для нее не требуется затрат энергии. Какими двумя процессами она обеспечивается?

3. Во-первых, фильтрация обусловлена гидростатическим давлением крови в клубочке. По сути, вода и растворенные в ней небольшие молекулы «выдавливаются» из капилляра и проходят через эпителий почечной капсулы в ее просвет.

4. Во-вторых, фильтрация усилена тем, что приносящая артериола шире выносящей артериолы.

5. В связи с высоким давлением крови и большей шириной приносящей артериолы в капиллярный клубочек приходит очень много крови. Кровь не успевает вся профильтроваться, остается ее излишек, который уйдет по выносящей артериоле.

6. Выносящая артериола переходит в околоканальцевые капилляры, оплетающие почечный каналец.

Образование первичной мочи. Секреция

1. Канальцевая секреция — выделение некоторых веществ из крови в полость канала нефрона.

2. Секреция — активный процесс, идущий с большими затратами энергии.

3. В каналец секретируются лекарства, ионы калия, парааминогиппуровая кислота (кстати, она подвержена как фильтрации, так и секреции), аммиак, красители.

4. Проходят ли клетки крови и белки через стенки капилляров и почечной капсулы? Нет, стенки капилляров и капсулы — это фильтры, не пропускающие из крови клетки крови и белки.

Образование вторичной мочи. Обратное всасывание (реабсорбция)

1. Первичная моча проходит в почечный каналец.

2. Через его стенку в околоканальцевые капилляры, то есть обратно в кровь, всасываются вода, растворенные в ней питательные вещества — аминокислоты, глюкоза, витамины, некоторые минеральные вещества.

3. Обратное всасывание — также активный процесс, идущий с затратами энергии. Например, сахара почти полностью всасываются, мочевина же вообще не всасывается.

4. Итак, во вторичной моче остаются лишь те вещества, которые не нужны организму и подлежат выведению. Необходимые организму вещества он возвращает через сеть околоканальцевых капилляров.

5. Иногда через почки удаляется и избыток глюкозы — так почки способствую поддержанию постоянства химического состава крови.

6. В обычных условиях, при комфортной температуре, отсутствии тяжелой работы и нормальном питании вторичной мочи в сутки образуется 1,2–1,5 литра.

1. Мускулатура мочеточников ритмично сокращается, что способствует проталкиванию мочи в мочевой пузырь.

2. Пузырь, стенки которого построены из гладкомышечной ткани, постепенно растягивается. Когда объем содержимого становится больше 150 миллилитров, а давление на стенки высоким, включается рефлекс мочеиспускания.

3. Центр мочеиспускания лежит в крестцовом отделе спинного мозга, под контролем коры больших полушарий.

4. Человек может сознательно задерживать мочеиспускание — влияние коры позволяет регулировать этот акт.

5. На выходе из канала стоят кольцевые мышечные утолщения, сфинктеры, которые, словно стражники, приоткрывают «ворота» в момент мочеиспускания. Первый, внутренний, сфинктер создан из той же гладкомышечной ткани, что и стенки пузыря. Второй, наружный — из поперечно-полосатых мышц. Человек может отдать приказ открыться только наружному сфинктеру.

6. Когда стенки мочевого пузыря сокращены, а стражники-сфинктеры приоткрыты — происходит мочеиспускание.

7. У большинства детей произвольное мочеиспускание устанавливается в 1–1,5 года.

Предупреждение почечных заболеваний

1. Последствия нарушения работы выделительной системы — это отравление организма продуктами обмена, либо выведение с мочой большого количества полезных для организма веществ.

2. Клетки почечных канальцев чувствительны к ядам и инфекции. Если эти клетки поражаются, вторичная моча перестает образовываться — организм теряет с мочой воду, глюкозу и другие полезные вещества.

3. При физических нагрузках или повышении кровяного давления мочи выделяется больше.

4. Признаки заболевания почек — белки и сахар в моче, повышенное количество лейкоцитов или эритроцитов.

5. Острая пища нарушает работу почек. Алкоголь разрушает эпителий почек, нарушает образование мочи или вовсе прекращает его, организм отравляется.

6. При патологических нарушениях работы почек возможна их пересадка.

Нейрогуморальная регуляция работы почек

1. Нервная регуляция. В сосудах есть осмо- и хеморецепторы, которые шлют сигналы в гипоталамус по проводящим путям вегетативной нервной системы о кровяном давлении и составе жидкости. Такая информация важна, чтобы организм «понимал», стоит ли выделять больше воды с мочой или надо ее экономить. В этом случае гипоталамус «принимает решение» и может выделить гормон вазопрессин (АДГ), уменьшающий количество мочи.

2. Симпатическая нервная система уменьшает мочевыделение (диурез), парасимпатическая увеличивает.

3. В связи с тем, что наружный сфинктер мочевого пузыря содержит поперечнополосатую мускулатуру, кора полушарий контролирует работу мочевого пузыря, но не почек в целом.

4. Гуморальная регуляция. Гормон гипоталамуса вазопрессин, или АДГ — антидиуретический гормон (поступает в гипофиз из гипоталамуса) и гормон надпочечников адреналин снижают диурез. Тироксин повышает его.

источник

3. Выведение мочи из почек.

4. Физические и химические свойства мочи.

Значение выделения. Выделение – это процесс удаления конечных продуктов метаболизма, которые не могут быть использованы организмом. Основными органами выделения являются почки. Они способствуют поддержанию постоянства ионного состава, осмотического давления, рН крови и внеклеточной жидкости, удаляют из организма ядовитые вещества. В выделении участвуют легкие (выводят СО, НО и некоторые другие вещества), кишечник (соли тяжелых металлов, продукты превращения желчных пигментов), потовые железы (выделяют с потом воду, мочевину, мочевую кислоту, соли и др).

Читайте также:  Пониженный креатинин в моче у кошки

Образование мочи.Процесс образования мочи протекает в две фазы: фильтрации и реабсорбции. В первую фазу образуется первичная моча путем фильтрации плаз­мы крови из капилляров клубочка в полость капсулы нефрона. Фильт­рация в клубочках объясняется высоким гидростатическим давлением в его капиллярах, равным 60-70 мм рт. ст. Первичная моча отличается от плазмы крови отсутствием в ней молекул белков, которые из-за сво­их размеров не могут пройти через стенку капилляров. За сутки ‘обра­зуется 150-180 л первичной мочи. В ней содержатся продукты рас­пада (мочевина, мочевая кислота и др.), а также другие составные час­ти плазмы, в том числе и необходимые для организма питательные вещества (аминокислоты, глюкоза, витамины, соли).

Первичная моча из капсулы поступает в почечные канальцы, где осуществляется вторая фаза — процесс реабсорбции, вследствие чего образуется вторичная моча. По мере прохождения первичной мочи че­рез канальцы, происходит обратное всасывание в кровь глюкозы, ами­нокислот, витаминов, солей и воды. При этом из 150 л первичной мо­чи образуется 1,5 л конечной мочи.

Обратное всасывание может происходить пассивно, по принципу
диффузии и осмоса, и активно благодаря деятельности эпителия почечных­
канальцев при участии ферментных систем с затратой энергии.
Кроме реабсорбции в канальцах осуществляется процесс секреции, т.е.
активный транспорт некоторых веществ из крови в просвет канальца
(креатинин, лекарственные вещества, NH3, H + ). Таким образом, образо­вание
мочи — результат трех процессов: фильтрации, реабсорбции и секреции.
Выведение мочи из почек.Образовавшаяся в почках моча через отверстия на сосочках пирамид попадает в малые почечные чашки, затем в большие и в почечную лоханку. Малых чашек 8-9, больших обычно две: верхняя и нижняя. В пазухе почки большие чашки сливаются в почечную лоханку, которая, постепенно суживаясь, переходит в моче­точник. Благодаря сокращению мышечной оболочки мочеточник совершает перистальти­ческие движения, способствующие передвижению капель мочи в моче­вой пузырь.

Опорожнение мочевого пузыря происходит рефлекторно. При нако­плении 250-300 мл мочи и давлении, равном примерно 12-15 см водного столба, возникает чувство, характеризуемое как позыв к мочеиспуска­нию. Непроизвольный центр мочеиспускания находится в пояснично-крестцовой части спинного мозга. Импульсы от рецепторов пузыря на­правляются к центру мочеиспускания, а от него по парасимпатическому тазовому нерву к мышцам пузыря, вызывая их сокращение и одно­временное расслабление сфинктера. Акт мочеиспускания подчинен ко­ре головного мозга, вследствие чего произвольно можно задержать мо­чеиспускание.

Физические и химические свойства мочи. Моча представляет со­бой прозрачную жидкость светло-желтого цвета. В ней содержатся 95% веды и 5% твердых веществ. Главными составными частями ее являют­ся мочевина (2%), мочевая кислота (0,05%) и креатинин (0,075%). В моче содержатся различные соли натрия и калия. Моча имеет относи­тельную плотность 1,010-1,020 г/см 3 . Реакция мочи может быть слабо­кислой, нейтральной или щелочной и зависит от вида принимаемой пищи. При употреблении мясной пищи она слабокислая или нейтраль­ная, растительной — слабощелочная.

Регуляция работы почек. Регуляция деятельности почек осуществ­ляется нейрогуморальными механизмами. Симпатические влияния вы­зывают сужение сосудов почек, соответственно снижая фильтрацию. Кроме того, симпатические нервы стимулируют реабсорбцию натрия. Парасимпатические блуждающие нервы расширяют просвет сосудов почек, активируют реабсорбцию глюкозы и секрецию органических ки­слот. В гуморальной регуляции участвует ряд гормонов. Гормон задней доли гипофиза — вазопрессин — усиливает реабсорбцию воды в почечных канальцах и таким образом уменьшает диурез. Под влиянием гормона коры надпочечников альдостерона увеличивается реабсорбция ионов Na + и секреция К + и Н + в канальцах. Паратгормон паращитовидной и кальцитонин щитовидной желез регулирует выведение почками неорга­нического фосфора и кальция.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

При проверке заданий части 2 используется система оценивания, ориентированная на поэлементный анализ письменных ответов учащихся. К каждому такому заданию прилагается инструкция с примерным вариантом ответа и критериями оценивания. Она помогает эксперту соотнести ответ экзаменуемого с предлагаемыми критериями и содействует объективной оценке выполнения задания. При этом учитывается правильность ответа (наличие или отсутствие биологических ошибок) и полнота. Эксперту необходимо, анализируя каждое задание второй части работы и предложенные критерии его оценивания, выявить оцениваемые элементы ответа, проанализировать ответ конкретного экзаменуемого на предмет наличия оцениваемых элементов и их качества, наличия биологических ошибок и неточностей в формулировках и выводах выпускника.

Приведем примеры конкретных заданий второй части экзаменационной работы и критерии их оценивания.

Задания №29 и №30 предполагают краткие ответы на поставленные вопросы и оцениваются в 3 балла. Максимальный балл в этом задании выставляется только в том случае, если экзаменуемый воспроизвел все необходимые для ответа элементы, выявленные непосредственно из предложенного естественнонаучного текста или нашел связи между статистическими данными, представленными в табличной форме.

Задание 31 предполагает краткий ответ и оценивается в 3 балла. Максимальный балл ставится только в том случае, если экзаменуемый учел все необходимые требования, сформулированные в условии задания.

Задание 32 предполагает развернутый аргументированный ответ и оценивается максимально в 2 балла при отсутствии биологических ошибок. При правильном выполнении всех заданий части 2 учащийся может набрать 11 баллов, что составляет 24% от всего количества набранных баллов.

3. Примеры оценивания ответов по каждому типу заданий с развернутым ответом с комментариями

Прочитайте текст «Развитие бычьего цепня» и выполните задания

В кишечнике человека часто паразитирует бычий цепень. Он состоит из головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются четыре круглые мускулистые присоски, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишки. Тело червя может достигать 4–10 м, состоит из многочисленных члеников. Рост червя и увеличение количества члеников продолжается всю жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Червь всасывает пищу всей поверхностью тела, органы пищеварения у него отсутствуют.

Размножение бычьего цепня происходит в организме основного хозяина – человека. Как и большинство других плоских червей, цепень – гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу. За сутки червь производит около 175 000 яиц. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке промежуточного хозяина из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками.

С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючные личинки растут и превращаются в финну. Финна – это пузырёк размером с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.

29. Пользуясь текстом «Развитие бычьего цепня» и собственными знаниями, опишите возможный путь паразита от больного животного, через торговую сеть, до места в теле человека, где взрослый червь может прожить до 15 лет

Содержание полного верного ответа и критерии оценивания представлены в таблице.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) Финна очень мелкая, и при плохом санитарном осмотре возможно попадание заражённого мяса в торговую сеть.

2) Купленное зараженное, плохо прожаренное мясо содержит живые финны.

3) Финна попадает в желудок, а далее проникает в тонкий кишечник, где превращается во взрослого червя

Ответ включает в себя все элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ Ответ включает в себя названные выше элементы, но содержит биологические ошибки

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Отбор текстов для задания 29 осуществлен с учетом доступности, актуальности и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе, а также познавательного интереса учащихся.

Учитывались и возможности объективной проверки конкретных знаний, умений и видов деятельности, удовлетворяющих требованиям уровня подготовки экзаменуемых.

Введение в экзаменационные материалы небольших по объему (около 1500 знаков) и разных по тематике биологических текстов позволяет объективно проверить не только предметные, но и общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

– находить нужную информацию, представленную в явном или в скрытом виде;

– проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;

– отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тексте информацию;

– соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)

источник