Меню Рубрики

Все мосты через реку моча

Новый пешеходный мост построят через реку Моча в деревне Давыдово до 5 ноября. Об этом сообщили 24 октября в администрации поселения Кленовское.

Новый мост построят через реку Моча в поселении Кленовское. Фото: архив Новый пешеходный мост построят через реку Моча в деревне Давыдово до 5 ноября. Об этом сообщили 24 октября в администрации поселения Кленовское. — Вместимость нового сооружения составит около 100 человек. Сегодня строители приступили к его созданию. Он будет сделан из металла, длина составит 35 метров, высота — четыре. Мост оборудуют перилами, а в его основание будет положен надежный металлический лист, по которому наши жители смогут передвигаться летом и зимой, не беспокоясь за свою безопасность, — рассказал глава администрации поселения Кленовское Алаудин Чигаев. Он добавил, что новое сооружение будет в 20 раз прочнее предыдущего.

Всего в парке Горького установят пять скамеек с логотипом Крымского моста через Керченский пролив m24.ru »

Мост через старое русло Москвы-реки в районе ЗИЛа начнут строить в 2017 году, сообщает пресс-служба департамента строительства Москвы. Длина моста составит 678 метров, а ширина — 35,2 метра. news.rambler.ru »

Также в южной части территории ЗИЛа появится улично-дорожная сеть m24.ru »

Верейская улица будет реконструирована, а через реку Сетунь построят новый мост по улице Багрицкого. Об этом журналистам сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. news.rambler.ru »

Новый мост через Москву-реку построят рядом с промзоной «ЗИЛ». Новый мост через Москву-реку планируется построить рядом с промзоной «ЗИЛ», сообщает mos. ru. Длина сооружения составит 678 метров. mosday.ru »

Длина сооружения составит 678 метров m24.ru »

Объявлен конкурс на строительство моста через старое русло Москвы-реки в южной части территории бывшего завода имени Лихачева («ЗИЛ»), говорится на официальном сайте мэрии в четверг, 29 декабря. news.rambler.ru »

Шестиполосный мост через Москву-реку построят к парку развлечений «Остров мечты». Шестиполосный автомобильный мост соединит парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме со 2-м Южнопортовым проездом, сообщает пресс-служба столичного департамента строительства. mosday.ru »

Полукилометровый мост будет иметь по три полосы движения в каждую сторону и тротуары шириной по три метра m24.ru »

Магистраль над Москвой-рекой соединит Береговой проезд и новый жилой комплекс рядом с Шелепихинской набережной. news.rambler.ru »

Председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская заявила, что принято решение о строительстве автомобильного моста через Москву-реку, соединяющего Береговой проезд и Шелепихинскую набережную, сообщает «Интерфакс-Недвижимость». news.rambler.ru »

В Филях построят автомобильный мост через Москву-реку. Автомобильный мост через Москву-реку построят в Филях, сообщается в пресс-материалах мэрии, подготовленных к заседанию президиума правительства Москвы. mosday.ru »

Председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская заявила, что принято решение о строительстве автомобильного моста через Москву-реку, соединяющего Береговой проезд и Шелепихинскую набережную, сообщает «Интерфакс-Недвижимость». news.rambler.ru »

В следующем году в районе Карамышевской набережной начнется строительство вантового моста. Москомархитектура уже одобрила проект. msk.mr7.ru »

Через Москву-реку построят самый высокий в столице вантовый мост. Москомархитектура одобрила проект моста, который соединит улицы Народного Ополчения с Нижними Мневниками. Его строительство начнется уже в следующем году. mosday.ru »

В Москве построят самый высокий вантовый мост. Москомархитектура одобрила проект самого высокого в столице вантового моста через Москву-реку, строительство которого начнется уже в следующем году. Мост соединит улицу Народного Ополчения с улицей Нижние Мневники. mosday.ru »

Строительство самого высокого в столице вантового моста через Москву-реку планируют начать уже в следующем году. Соответствующий проект одобрила Москомархитектура. Об этом сообщает mos.ru со ссылкой на главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. szao.mos.ru »

Высота нового моста составит 137 метров, длина основного пролета моста составит 300 метров, общая длина сооружения – 528 метров. mossovetinfo.ru »

Он соединит улицу Народного Ополчения с улицей Нижние Мневники m24.ru »

Москомархитектура одобрила проект самого высокого в столице вантового моста через Москву-реку, строительство которого начнётся уже в следующем году. news.rambler.ru »

Новый мост через Москва-реку построят на западе столицы. На западе столицы построят новый автомобильный мост через Москва-реку, сообщает Москомархитектура. По данным » М24 «, новый автомобильный мост через Москва-реку на западе столицы соединит с другим берегом новый жилой комплекс, который планируется возвести между береговой линией и Филевским бульваром. mosday.ru »

На западе Москвы в районе Филевского парка построят новый мост. Сооружение соединит с другим берегом жилой комплекс, который построят неподалеку от Филевского бульвараНовый автомобильный мост построят в районе Филевского парка на западе Москвы. mosday.ru »

Сооружение соединит с другим берегом жилой комплекс, который построят неподалеку от Филевского бульвара msk.mr7.ru »

Автомобильный мост через Москву-реку построят на западе Москвы. Он пройдет в районе Филевского парка выше по течению от Шелепихинского моста. Сооружение соединит строящийся жилой комплекс с противоположным берегом. mospravda.ru »

Новый мост соединит берега реки возле проектируемого жилого комплекса на Филевском бульваре m24.ru »

Мост свяжет существующие кварталы и сделает более доступной транспортную инфраструктуру строящегося ТПУ m24.ru »

В составе транспортно-пересадочного узла «Электрозаводская» через реку Яузу построят пешеходный мост длиной 75 метров, сообщил МОСЛЕНТЕ заместитель генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект», генеральный директор «УЭЗ» Альберт Суниев. news.rambler.ru »

С моста будет открываться отличный вид на достопримечательности парка. msk.mr7.ru »

Строительство пешеходной эстакады с обзорной площадкой планируется завершить к концу июня 2017 года. msk.mr7.ru »

Мост через реку Лихоборку планируется возвести в ходе строительства второго участка Северо-Восточной хорды от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. stroinadzor.mos.ru »

В ходе строительства второго участка Севере-Восточной хорды от улицы Фестивальной до Дмитровского шоссе планируется возвести мост через реку Лихоборка. news.rambler.ru »

источник

Выдержки из книги «На байдарке по подмосковью» (А.И. Коробков, Ю.З. Михеев, Г.Я. Рыжавский, М1981).

Набор и правка — Дмитрий Шварц,
(495)117-4902, shvarts@mccme.ru, декабрь 2004г.
С удовольствием отвечу на вопросы.

* после названия пункта означает, что сплав от него возможен только в паводок.

ст. Дровнино* — Голышки*, 20км — с. Новопокров, 19км — устье Иночи, 11км — с. Мышкино, 12км — устье Колочи, 15км — д. Марфин Брод, 7км — г. Можайск, 6км — д. Игнатьево, 44км — ст. Звенигород, 49км — ст. Барвиха, 42км.

Маршрут в половодье начинаем у ст. Дровнино на 3 Московской обл. Здесь ширина реки 1-2м, глубины до 0,8м. Река, сильно петляя, течет на СЗ в узкой долине и крутых берегах. В 10км от истока Москва проходит через оз. Михайловское. Ниже д. Барки (Л) и с. Бутырки (П) ненадолго уходит в Смоленскую обл. Проходим здесь д. Мышьяки, д. Андропово и д. Голышки, за которыми речка резко поворачивает на ЮВ и В. У д. Дурово (П), Ракитино река поворачивает на СВ, принимает левый приток Зароченку и возвращается в Московскую обл., пересекая бывший заповедник.

После впадения левого притока — Яузы река направляется на В мимо д. Митино (Л), с. Новопокров (П). За излучиной у д. Рассолово принимает слева Песочню и течет дальше в широкой долине, где лесов становится меньше, а реку окаймляют пашни. У д. Глядково (Л) реку пересекает мост шоссе Уваровка — Шаховская, недалеко от которого у д. Бол. Грибово (Л) устье левого притока Иночи. Ниже с. Бурмакино (Л) и Желомсино (П) река расширяется, начинается Можайское водохранилище, вытянутое с СЗ на ЮВ. Берега водохранилища в основном открытые, сильно изрезанные. Северо-восточный берег низкий, полого спускающийся к воде, безлесный, заселенный, вдоль него проходит автодорога Поречье — Можайск, юго-западный берег высокий, местами лесистый, часто обрывающийся песчаными осыпями к воде, селения здесь менее часты и стоят подальше от воды.

Уровень водохранилища значительно снижается летом. Места для ночлегов можно найти только на юго-западном берегу. Ниже д. Бол. Решетники (Л), Мал. Дерново (П), Бол. Дерново против с. Мышкино — подтопленное устье Лусянки. По северо-восточному берегу расположены селения Горки, Лубенки, Глазово, Горетово, Хотилово, Аксеново, Красновидово, Полбино, Ильинское, Блазново и перегороженное плотиной устье Бодни. По юго-западному берегу ниже устья Лусянки стоят селения Городок, Маловка, Крылатка, Поздняково, Троица, Косьмово, Стар. Село, Маслово, Криушино. Водохранилище очищается ото льда позднее, чем река. Это может произойти в конце апреля.

Ниже река течет мимо г. Можайск (1231г.), самого юго-западного районного центра Московской обл. В 1812 и 1941гг. Можайск героически преграждал путь к Москве иноземным захватчикам. Ценный архитектурный памятник Можайска — комплекс Лужецкого монастыря (XVI-XVIIвв.): Монастырский собор (1408-1420гг.), Никольский собор (1802-1812гг.). От Можайска до Старой Рузы река течет на СВ по узкой долине с высокими, часто известняковыми берегами, изрезанными оврагами и покрытыми смешанными лесами. Берега здесь живописны. Ниже Можайска проходим д. Марково (Л), д. Халдеево (Л), с. Бол. Тесово (П). Москва принимает здесь притоки: слева — Искону, справа — Ведомку. За д. Шишморово (Л) и Красный Стан (П) крутые, высокие лесистые берега особенно красивы. До устья крупного левого притока Руза проходим селения Товарково (П), Костино (Л), Полуэктово (П), Чапасово (Л), Кожино (П), Тимофеево (Л). Ниже впадения Рузы Москва течет мимо д. Лобково (П), с. Нестерово (П), делает большую излучину на С, проходит под шоссейным мостом дороги Руза — Дорохово и до пос. Тучково течет на ЮВ. Долина реки расширяется, но берега высокие и холмистые, леса перемежаются лугами. По пути здесь встретятся селения: Федьково (Л), Краготино (П), Ожгово (Л), Хрущево (Л), Кожино (П), Масеево (П), Игнатьево (Л). Несмотря на то что по берегам много селений, на Москве достаточно удобных мест для биваков. За мостом дороги Колюбакино — Тучково у с. Поречье река делает большую излучину на Ю-В-СЗ. Здесь расположены д. Артюхово (П), с. Григорьево (П), с. Васильевское (Л), где в течение ряда лет жил русский писатель-демократ Л.И.Герцен, с. Агафоново (П), д. Бережки (Л). Ниже д. Хотяжи (Л) река течет на СВ мимо с. Михайловское; с. Троицкое на очень высоком правом берегу. За д. Рязань (П) — устье правого притока Сетуни. За д. Гигерево (П) река делает излучину, проходит с. Каринское (Л), устье левого притока Дубешни за с. Рыбушино. После д. Луцино (П) и д. Ягунино (Л) проходит под мостом ж. д. линии Манихино — Кубинка, мимо с. Саввинская Слобода (Л) у устья левого притока Сторожки, приближаясь к г. Звенигород, раскинувшемуся в основном на левом берегу реки.

В бывшем Саввино-Сторожевском монастыре на горе Стороже, построенном в 1399-1407гг. как крепость, сейчас размещается историко-архитектурный музей. В г. Звенигород (XIIв.) сохранился Успенский собор (1417-1422гг.).

Общее направление течения реки от Звенигорода до устья Истры — восточное. Ниже шоссейного моста правый берег реки высокий, лесистый, левый — более низкий, заселенный. В д. Дунино (П) мемориальный дом-музей М. М. Пришвина.

Лес постепенно отходит от берегов, подходит к реке лишь местами, Москва становится более широкой, образует большие излучины. Проходим с. Аксиньино (Л), с. Ислапское (П) с церковью (1700г.), д. Николина Гора (Л), с. Успенское (П). Ниже шоссейного моста расположено с. Уборы (Л) с церковью XVII в., построенной Я.Г. Бухвостовым. За с. Знаменское (П) — устье крупного левого притока Истры, ниже впадения которой Москва — широкая, спокойная река, где трудно найти место для привала. Ниже река преграждается водосливной плотиной с регулируемыми щитами. На последнем участке Москвы, перед ст. Барвиха, по берегам много дач, пионерлагерей, с. Петровское (Л), с. Жуковка (П), с. Илышское (Л), с. Новолуцкое (П).

Транспорт: ст. Дровнино или ст. Колочь ж. д. линии Можайск-Вязьма. Окончание на ст. Барвиха, электропоезд до Москвы. П: мост через Москву на шоссе Уваровка — Шаховская, — автобус до ст. Уваровка, 21км, до ст. Шаховская, 51км; с. Красновидово, Аксаково, Горстово, Глазово, Мышкино, Поречье — автобус до ст. Можайск; от г. Можайск до вокзала 3,5км; с. Старая Руза — автобус до ст. Дорохово, 12км; пос. Тучково — до вокзала 3км; ст. Звенигород — от реки перед шоссейным мостом до платформы 1км; с. Успенское — автобус до пл. Жаворонки, 11км; ст. Усово — электропоезд до Москвы.

В половодье исходным пунктом может быть ст. Колочь. Речка Колочь течет здесь на СВ по легендарному Бородинскому полю мимо с. Бородино (Л), д. Горки (П), д. Нов. Село (Л), многих памятников и государственного Бородинского военно-исторического музея. Ниже с. Бородино река проходима и в межень. После обноса плотины в устье реки продолжаем плыть по Можайскому водохранилищу и Москве.

Спортивный сплав по Исконе возможен только в половодье. Начать можно не доезжая 0,5км до с. Булычево у моста через Ископу. Ширина реки здесь 3-4м. Река сильно петляет, течет по полям, берега заросли ольхой. На протяжении первых 5км до с. Ильино (П) при малой воде может местами потребоваться проводка, встречаются пешеходные лавы и автомосты.

Река течет от начала маршрута на ЮВ. Ниже расширяется до 4-10м, селения к воде не выходят, места глухие. Склон правого берега порос большим лесом, по к берегу чаще подходит ольха. Течение быстрое, встречаются нависшие деревья, завалы. До Милятино (Л) в Искону впадает много ручьев, полноводная здесь река течет в лесистых берегах. Дальше до Авдотьино (Л) она течет в основном по полям, берега не заселены, поросли ольхой. До с. Перещапово (П) есть лесистые участки, а затем берега вновь открытые, поросшие ольхой. Река поворачивает на В, течение быстрое. Проходим селения Хапово (П), Щебаршино (П), Макарово (Л). На этом участке есть остатки мостов, старых мельниц, автомосты. И дальше ниже Клементьево течение быстрое, леса по берегам мало, в пойме встречаются старицы, есть остатки плотин. Проходим селения Петрово (Л), Бурцево (П), Сергово (Л), Долгинино (П). Близ устья левый берег порос лесом. Ширина реки здесь 8-10м, в низкую воду обнажаются песчаные перекаты.

Транспорт: с. Булычево — автобус от ст. Волоколамск Рижского направления, 33км. П: с. Милятино, Перещапово, Клементьево — автобус до Можайска, соответственно 30, 21, 15км.

Маршрут проходит по западу Московской обл. Начинаем его у д. Красное Село. Становиться на воду здесь можно и в межень, так как в истоки Рузы поступает вода из Яузского водохранилища Вазузской гидросистсмы. Река здесь узкая, быстро бежит на В, сильно петляя среди лесистых берегов и холмов. По берегам селения: Котилово в устье правого притока, Мутни, Городище (П), Ивановское (Л), Рождествепно (Л).

Ниже д. Козлово (Л) река поворачивает на юг к с. Чернево, за которым у Д. Мал. Сытьково (П) и д. Сипуново (Л) начинается Рузское водохранилище. У водохранилища сильно изрезанные берега с многочисленными заливами, образованными в затопленных устьях речек и ручьев, впадающих в Рузу. На берегах местами растет лес. По северному берегу расположены: с. Осташево с заливом в устье Волошни, д. Солодово, д. Токарево, д. Глазово, д. Курево с заливом в устье Педни, д. Лишино, д. Овсянники, д. Акатово, д. Пестово. По южному берегу — д. Середниково, д. Бражниково, д. Жуковка, д. Апухтино, д. Тулино, д. Дьяково, д. Палашкино. Водохранилище вытянуто на ЮВ.

Близ плотины у д. Палашкнно, на месте гибели героя Великой Отечественной войны генерала Л.М. Доватора, могила и памятник. Ниже плотины, которую придется обнести, путь проходит на ЮВ по живописной реке, делающей большие излучины. Перед г. Руза лесов по берегам становится меньше, по левобережью идет дорога из с. Остпшево. Проходим: д. Шорново (Л), с. Деньково (Л), устье Озерны у д. Рыбушкино (П), с. Ракитино (Л), д. Комлево (П), д. Горки (П), д. Копцево (Л), д. Старое (П), с. Сытьково (П), с. Брыньково.

Читайте также:  Сколько мочевины в моче человека

Г. Руза (XIV в.) — районный центр Московской обл. — раскинулся на левом берегу Рузы. Здесь сохранились часть древнего городища, памятник архитектуры- Дмитриевская церковь (1792 г.). В центре города обелиск над братской могилой партизан.

Ниже г. Руза река продолжает путь на ЮВ. В 9км ниже г. Руза у с. Горбово предстоит обнос плотины. Проходим Акулово (П), д. Писарево (Л), Федотово (П), с. Устье (Л), у впадения Рузы в Москву.

Транспорт: д. Красное Село — автобус от ст. Шаховская ж.д. линии Волоколамск — Ржев, 8км. П: с. Осташево — автобус до ст. Волоколамск, 18км; д. Солнцево, д. Лапшино, д. Окатьево на шоссе Осташево — г. Руза — автобус на ст. Волоколамск или в г. Руза и далее автобус до ст. Можайск, 21км, или ст. Тучково, 26км.

Маршрут начинаем в половодье у с. Покровское (П). Река течет здесь на Ю. Узкая вначале, она сильно петляет но открытой пойме. В 1,5км от Покровского — остатки мельничной плотины. Ниже за д. Слобода (Л) река входит в смешанный лес. В верховьях встречаются перекаты, много низких мостиков, селений мало. В д. Городище (Л) — автодорожный мост. Здесь можно становиться на воду при недостатке воды. Ниже д. Федчино (П) Озерна принимает слева Луговку.

За д. Ильинское (Л), с. Михайловское (П), д. Углынь (Л) начинается подпор Озернинского водохранилища, поднявшего здесь уровень воды и затопившего устье левого притока Переволочни, впадавшего в Озерну с юга. Водохранилище затопило пойму реки Озерны и ее притоков Вейны, ручья Малиновского, Хлыньи и других, более мелких, образовав разветвленный, изрезанный заливами водоем. От с. Мнхайловское плес водоема вытянут на ЮЗ. Ниже залива, образованного в устье Вейны, он поворачивает на Ю, затем на 3. Здесь наиболее широкое место водохранилища. В западной части плес раздваивается. Справа — залив в долине Хлыньи, налево к югу — плотина водохранилища. Берега водоема живописные, лесистые, с множеством бухт и заливов.

По северному берету расположены селения: с. Старое, д. Александрово, с. Волково, с. Хотебцево, д. Бунино, д. Косино, д. Григорово, д. Петрово, по южному берегу — д. Ваихино, д. Карповка, пионерлагеря, дома отдыха. От Углыни до Ваихино на протяжении 6км на берегах растет смешанный лес. В 7км от Ваихино справа — устье Вейны. В 6км ниже Вейны у с. Волково высится Волкова гора, когда-то высокий берег Озерны. Близ плотины на западном берегу расположена д. Некипелово, на восточном — с. Волынщина (Полуэктово), известное с XV в., с парком и усадьбой, в которой сохранились ансамбль из пяти зданий и двухъярусная церковь, усыпальница (1747г.), созданные по проекту В. И. Баженова. На перепаде, созданном плотиной водохранилища, работает небольшая ГЭС. Предстоят обнос плотины и спуск к расположенному глубоко внизу руслу Озерны недалеко от ее устья.

Транспорт: с. Покровское автобус от ст. Устиновка ж.д. линии Москва — Волоколамск, 15км. П: с. Михайловское — автобус до ст. Устиновка, 22км, д. Городище — автобус до Румянцево, 18км, с. Ракитино в устье Озерны — автобус до г. Руза, 6км.

Маршрут в половодье начинаем у д. Обухово. Путь идет вначале по небольшому правому притоку Истры (2-3км), а затем по Истре. Первые 5-7км движения затруднены, затем река становится шире. В Обухово сохранились архитектурные памятники: Успенская церковь (1782г.), трапезная (XIX в.). В находящейся недалеко на левом притоке Истры Спас-Слободке стоит Спасская церковь (1792 г.).

При низкой воде маршрут можно начать у д. Коньково. Подпор водохранилища начинает сказываться уже вблизи за д. Меленки (П). В середине лета эта часть водохранилища начинает зарастать, и на воду можно стать у с. Кривцово. Плес здесь уходит на 3, а затем на ЮЗ. Берега водохранилища высокие, холмистые, а ближе к плотине очень высокие, заросшие березовыми и сосновыми лесами. Прибрежные селения: с. Стегачево и Кривцово (П), д. Ермолино (П), Миронцево (Л), пос. Якиманский (П), д. Тимошино (П), с. Похлебайки (Л), с. Татищево (П), д. Бережки (Л). Плывем на 3, пересекая перешеек большого Шевлинского залива. Идем главным плесом вдоль восточного берега водохранилища на ЮВ, а затем на Ю и Ю-ЮВ мимо с. Пятница. Берега одеты лесом, часты высокие и крутые обрывистые участки, селений мало, много хороших стоянок, есть острова. Проходим мимо Исаковского залива слева к с. Лопотово на восточном берегу. Южнее пересекаем Катышский залив, на западном берегу, ниже стоят с. Нов. Алеханово, д. Стар. Алеханово, д. Ламишино. Деревню Раково на очень высоком восточном берегу близ плотины с воды не видно. Обнести плотину (около 500м) удобнее по левому берегу через дом отдыха.

Ширина Истры ниже наклонного водостока плотины около 30м, течение быстрое. Река дальше весьма живописна. Она течет по широкой долине вначале в низких, а затем в высоких лесистых берегах, на которых достаточно и открытых мест, селений. Река устремляется на Ю, затем делает резкий поворот на 3 к с. Бужарово (XVв.), стоящему на высоком правом берегу, проходит под шоссейным мостом дороги Истрастрой — г. Истра, круто уходит на ЮВ, вновь проходит под мостом той же дороги у д. Михайловка (П). Бужарово принадлежало Иосифо-Волоколамскому монастырю, а затем предкам А. С. Пушкина. С высокого берега у церкви открывается широкая панорама реки, берегов. У д. Сафонтьево (Л), стоящей на высоком левом берегу вдали от воды, близ моста через Истру, в малую воду обнажаются перекаты.

В д. Бабкино (П) жил Л. П. Чехов. Здесь живописные, удобные для биваков берега. Истра течет теперь на Ю, мимо д. Максимовка (Л), с. Никулино (П). В Полевшино сохранилась церковь (1704г.). Ниже леса отступают от берегов, река делает большую петлю на 3 вокруг высокого холма, на котором патриархом Никоном был основан и воздвигнут в 1656-1697гг. Ново-Иерусалимский монастырь в виде копии Иерусалимского монастыря. Монастырь был разрушен немецко-фаншстскими захватчиками в 1941 г. Сейчас ведется его восстановление. В помещениях монастыря размещен областной краеведческий музей. Истра проходит дальше под мостом Волоколамского шоссе, а через 2км под мостом ж. д. линии Москва — Волоколамск, за которыми на высоком левом берегу реки раскинулся районный центр Московской обл. г. Истра.

Вскоре в Истру впадает большой правый приток Малая Истра. Река меняет общее южное направление на юго-восточное. Справа — крутой обрывистый берег, слева — луговой. Проходим д. Трусово (Л), д. Вельяминово (Л), где предстоит короткий обнос разрушенной плотины по правому берегу, д. Качаброво (Л), д. Санинково (Л), с. Ивановское (П) с остатками плотины, д. Лужки (Л), с. Красновидово (П). Долина реки постепенно сужается. Здесь начинаются наиболее живописные берега, река, огибая возвышенность, делает большую излучину, поворачивая на С у д. Борисково (П). Крутой правый берег покрыт смешанным лесом, есть родники, хорошие места для стоянок, песчаные пляжи. Река течет на В и ЮВ мимо д. Леманово (Л), д. Жевнево (Л), д. Аносино (П), д. Вельяминово (П). У д. Зеленково в Истру слева впадает Грязева. Река течет ниже на Ю, затем поворачивает на В к крупному пос. Павловская Слобода, раскинувшемуся в большой излучине правого берега реки, и огибает его с С и В. Река проходит под ж. д. мостом ветки Павловская Слобода — Нахабино и течет на ЮВ у высокого правого берега. На 5-7км ниже берега покрыты лесами, течение довольно быстрое, есть хорошие места для биваков. За д. Веледниково (Л) перед д. Ивановское (П) у висячего пешеходного мостика через Истру справа впадает Всляна. Река течет на Ю, теперь правый берег открытый, а левый — лесистый. В нижнем течении долина Истры расширяется, много открытых берегов. До устья Истры против с. Знаменское на Москве проходим мимо двух прибрежных сел — Тимошино (П) и Дмитровское (П). Последние хорошие стоянки на Истре — ниже Веледниково и перед Дмитровским.

Транспорт: д. Обухово — автобус от ст. Подсолнечная, 6км. П: д. Коньково — автобус от ст. Подсолнечная, 10км; с. Пятница и с. Лопотово — автобус до ст. Подсолнечная, 19 и 21км; пос. Истрастрой и с. Бужарово до пл. Истра, 15 и 12км;

Маршрут начинаем у с. Нудоль-Шарино. Река течет на В-СВ в извилистом русле с сильным течением, в высоких живописных, заросших лесом берегах. В русле попадаются заколы, низкие мостики, а в межень в верховьях обнажаются мели и перекаты. Берега плотно населены. Проходим с. Семенково (П), д. Денисово (Л), с. Скрипящево (Л), д. Коренька, устье левого притока Вельги, с. Поджигородово (П), с. Кузнецово (Л), где реку пересекают два моста. В Поджигородово Архангельская церковь (1703г.). За устьем левого притока Супрутки река поворачивает на ЮВ, проходит под мостом у д. Строкино (Л) и постепенно расширяется. Нудоль впадает в водохранилище, образуя узкий протяженный залив с высокими лесистыми берегами.

Транспорт: с. Нудоль-Шарино — автобус до ст. Установка, 13км.

Маршрут начинаем в половодье у д. Петрово-Вырубово. В большую воду Мал. Истра пригодна для спортивного сплава. В половодье здесь бурное точение, много завалов, крутые повороты с прижимами к кустам, низкие мосты, которые могут потребовать обноса.

Начать маршрут можно и в с. Мансурово, в 2км от Петрово-Вырубово, при этом первые 3км маршрута проходят по левому притоку Мал. Истры — Молодильне, а весь маршрут будет примерно короче на 12км. Низовья Молодильни мало отличаются от Мал. Истры в месте их слияния.

От начала маршрута река течет на В, поворачивая за д. Татищево (Л) на Ю. Узкая здесь речка, сильно петляя, стремительно несется в лесистых низких берегах. У д. Львово (П) поворот на В и на С. По берегам много мелколесья, кустарников, вода часто затопляет берега и течет по кратчайшему пути. На участке северного направления реки по правому берегу стоят д. Сорокино, с. Воскресенки, д. Пирогово. Ниже устья левого притока Молодильни Мал. Истра течет на СВ, становится шире и полноводнее, лес отступает от берегов. Левый берег почти до устья открытый, луговой, на нем расположены д. Скрябино, д. Новодарьино, с. Кострово, д. Леоново, д. Дергайково, через которые проходит автодорога к Волоколамскому шоссе. Правый берег высокий, часто обрывистый, а за с. Фроловское — лесистый. Здесь меньше селений: д. Хволово, с. Александрово, д. Киселево, с. Рубцово. Наиболее сложные участки реки — до д. Скрябино и от с. Кострово до д. Леоново.

На Мал. Истре есть мосты, пройти под которыми в большую воду нельзя, по обносы удобные и короткие. При быстром течении надо лишь вовремя пристать к берегу. Ниже с. Ябедипо (Л) в реку впадает левый приток Маглуша, а через 2км сама Мал. Истра впадает в Истру.

Транспорт: д. Петрово-Вырубово — автобус от ст. Новоиерусалимская, 18км. П: д. Мансурово, Скрябино, Новодарьино, Кострово, Леоново — автобус от ст. Новоиерусалимская, от 12 до 8км.

Маршрут в половодье начинаем у д. Федоровское. Можно также начать и у д. Белоусово на Сохне недалеко (6км) от ее устья. В большую весеннюю воду участок Федоровское — Красная Пахра пригоден для тренировок туристов-водников. Быстрая, стремительная вода в узком русле с крутыми поворотами, кустами, прижимами, корягами и небольшими завалами делает сплав спортивным. Обычно такая вода бывает во второй половине апреля; в первые дни мая вода уже значительно ниже, и сплав здесь будет уже менее техничным, но, быть может, более трудоемким.

Река течет на В, сильно петляя по узкой долине с высокими холмистыми берегами, одетыми смешанными и местами хвойными лесами, русло реки узкое (5-10м). У д. Игнатово (Л) в Пахру впадают правый приток Сохна и небольшой приток слева. Здесь низкий мост с узкими пролетами может весной потребовать обноса. Река становится шире, полноводней. Правый берег гористый, порос густым смешанным лесом. На реке могут быть завалы из упавших в воду деревьев. Проходим д. Лукино (Л), д. Дровнино (П), д. Лужки (Л), д. Секерино (Л). В с. Новомихайловское, раскинувшемся на высоком правом берегу, сохранились усадьба XVIII в. и большой парк. От дворца открывается панорама лугов, узкой ленты реки, синеющего вдали леса. Ниже берега Пахры остаются гористыми и обрывистыми, покрыты лесом.

Проходим д. Дешино (П), д. Терехово (П), д. Юрово (П), д. Городок (Л), д. Варварино (П). Река поворачивает на С. У д. Былово (Л) Пахра принимает слева Жилетовку и вновь меняет направление на восточное, направляясь к Калужскому шоссе у пос. Красная Пахра (Л).

От пос. Красная Пахра можно идти в мае-июне. В межень река сильно мелеет, русло местами зарастает тростником и осокой, обнажая каменистые перекаты.

До устья большого правого притока Мочи река привлекательна: берега лесистые, с хорошими местами для биваков, селения окружены лесами. Проходим с. Красное (П), Софьино (П), Подосинки (Л), Раево (Л), Шаганино (П), Шилово (П), Петрово (Л). В Подосинках небольшая плотина, в 1км от которой на левом берегу реки против дома отдыха хорошая стоянка. Берега реки ниже крутые и обрывистые, лес подходит к обоим берегам.

На высоком левом берегу в окружении лесов стоит с. Поливаново. Здесь сохранились церковь XVIII в., старинный усадебный дом (1777-1779гг.) — архитектор В.И. Баженов, парк. Красивы берега Пахры у д. Луковни. Здесь удобные стоянки. В большой излучине на высоком левом берегу остатки древнего городища. Местами прибрежные кручи поднимаются на 40м над рекой. За большой петлей, когда река течет вначале на ЮЗ, а затем поворачивает на ЮВ, с юга в Пахру впадает крупный правый приток Моча, а невдалеке, ниже с. Лемешево (П) с Ильинской церковью (1753г.),- большой левый приток — р. Десна. Долина Пахры расширяется, леса редеют и пропадают; берега высокие, холмистые, поросшие кое-где кустарником. Река становится широкой, полноводной, ощущается подпор, создаваемый плотиной ниже Подольска.

В устье Десны стоят Дубровицы — бывшее родовое имение князей Голициных. Мимо д. Беляево (П), с. Ивановское (П), с. Сальково (Л), входящих сейчас в черту города, Пахра приближаясь к центру г. Подольск, стоящему на высоком берегу Пахры, и проходит под железнодорожным и двумя автодорожными мостами. Перед ж. д. мостом небольшая плотина.

Ниже города река неторопливо течет на СВ по широкой долине в безлесных и луговых берегах. У д. Быковка (Л) она круто поворачивает на Ю, течет мимо д. Услонь (Л), д. Агафоново (Л), д. Холопово (Л), а за с. Покров (П) уходит на В и принимает правый приток Конопельку. Перед с. Заболотье (П) река делает поворот на С и СВ к д. Макарово (Л) и с. Домодедово (П), между которыми в Пахру с юга впадает Рожая. Долина Пахры расширяется до 3км, река образует много излучин. На этом участке нет топлива для костра и места для бивака.

Река течет теперь на СВ мимо с. Павловское (П), приняв перед ж.д. мостом у пл. Ленинская Павелецкого направления левые притоки — Гвоздянку и Битцу. Ниже берега снова становятся холмистыми, с крупными селениями. Река здесь широкая и глубокая, местами рощи смешанного леса и кустарников подходят к воде. В 3км от пл. Ленинская, за автодорожным мостом, расположено с. Ям с церковью. Невдалеке Горки-Лепинские.

Идем на ЮВ мимо с. Нов. и Стар. Сьяново и с. Новинское (Л) с плотиной, д. Киселиха (П), после которой Пахра поворачивает на СВ и проходит под мостом шоссе. В районе Новинского родник, а в 2км ниже на левом берегу хороший бивак. Ниже с. Колычево (П) лес на правом берегу близко подходит к реке и вплоть до пос. Володарского (Л) берега живописные, часто крутые, местами лесистые, с неплохими местами для биваков. У д. Куприяниха (Л) река меняет направление и течет на ЮВ мимо д. Григорчиково на высоком левом берегу и, вновь поворачивая на СВ, проходит д. Бол. Саврасово (Л) и Мал. Саврасово (П) вдоль крутого высокого левого берега к пос. Володарского, где предстоит короткий обнос плотины у текстильной фабрики. В 2км ниже на нравом берегу Пахры снова появляется лес, тянущийся на 2км. Перед с. Зеленое (П) лес по берегам пропадает, река делает большую излучину, поворачивает на 3, а затем на С и впадает в Москву с юга ниже селений Верхнее и Нижнее Мячково. До конца маршрута у с. Заозерье и с. Чулково на Рязанском шоссе плывем на СВ по широкой, с открытыми берегами Москве.

Читайте также:  Трамадол через сколько выводится из мочи

Транспорт: д. Федоровское — автобус от ст. Рассудово Киевского направления, 10км, или до д. Белоусово на Сохне, 12км. Окончание в с. Заозерье на Рязанском шоссе — автобус до Москвы к пл. Ждаповская, 22км. П: д. Дровнино, с. Новомихайловское — автобус до Калужского шоссе, 10 и 5км, далее автобус до Москвы, 32км, до кольцевой автодороги; пос. Красная Пахра — автобус до Москвы, 24км; г. Подольск электропоезд Тульского направления, пл. Ленинская электропоезд Павелецкого направления; пос. Володарского — автобус до Москвы.

Спортивный сплав начинаем в половодье у д. Моча, которая принадлежала фельдмаршалу М.И. Кутузову.

Река течет сначала на В, сильно петляя в открытых населенных берегах. На реке встречаются низкие мостики, деревья, упавшие в воду, нависшие кусты, небольшие завалы, остатки плотин у д. Чегодаево, с. Троицкое и перед д. Акулово. На спаде половодья и до середины ниня можпо становиться на воду у д. Акулово.

Проходим д. Уломово (П), д. Бакланово (Л), д. Беляево (П). За д. Ворсино (П) в Мочу слева впадает Алешинка, к левому берегу подходит лес, тянущийся вдоль реки на несколько километров. После д. Акулово (Л) река поворачивает на Ю, пересекает Варшавское шоссе и течет в лесистых берегах, поворачивая на ЮВ и В у с. Давыдово, д. Починки (П) и с. Кленово (Л) с липовым парком и церковью XVIIIв.

От Кленово можно сплавляться в июне или после обильных дождей, так как на этом участке река сильно мелеет. Ниже в Мочу впадают два правых притока — ручьи Волчек и Трешня, и река круто поворачивает на С. Берега здесь красивые, лесистые, с хорошими стоянками. На этом участке встретятся низкие мостки, остатки плотины, нависающие деревья. Проходим большое правобережное с. Сальково с церковью XVIIв., устье правого притока против д. Чегодаево (Л). Правый берег здесь лесистый, левый — открытый, течение быстрое.

За д. Сатино-Татарское берега реки оголяются. Моча приближается к Варшавскому шоссе на участке Подольск — Кресты и за с. Ознобишино пересекает его. Перед шоссе предстоит преодоление двух плотин, летом — мелких перекатов, прохождение участка, берега которого поросли чернолесьем.

Река ниже шоссе поворачивает на 3, долина ее расширяется, лес по берегам пропадает, а приняв левый приток Лубянку, уходит на С мимо д. Акишово (П), д. Наумово (Л), д. Жарково (П), д. Кутьино (Л) к Пахре, в которую впадает несколько выше левого притока — Десны. Ниже шоссе продолжают встречаться перекаты, предстоит преодоление плотин в 1км от шоссейного моста и в устье.

Транспорт: д. Моча — автобус по Калужскому шоссе. П: д. Акулово на Варшавском шоссе — автобус, до ст. Подольск, 20км; с. Кленово — автобус до ст. Подольск, 22км; с. Троицкое или с. Ознобншипо — автобус до ст. Подольск, 12 и 8км.

Маршрут начинаем в половодье у ст. Алабино. В межень Десна почти непроходима. В начале маршрута река узкая, очень извилистая, мелководная, на берегах много селений. На спаде половодья труднопроходимые участки от Алабино до Мартемьяново, ниже плотины у г. Троицкий, ниже д. Лаптево. В начале мая можно стать на воду у нос. Первомайский.

До моста Киевского шоссе река проходит вдоль нос. Алабино. Ниже Десна течет на В мимо с. Мартемьяново (П), с. Мал. Горки (Л), с. Афинеево (П) со старинной церковью (1704-1709гг.), красивой колокольней и парком, с. Милюково (П), д. Настасьино (Л), д. Бараново (П). У Афинеево река перегорожена плотиной. В большую воду через плотину можно пройти у левого берега. Ниже по левому берегу небольшой лесок, а в 5км — Ивановское с мостом через реку, где находится усадьба Старо-Ильинское с церковью (1709г.).

У пос. Ивановское (Первомайское) река делает большую излучину, долина Десны здесь живописна, по берегам много красивых лесистых мест и хороших стоянок. Проходим д. Пятовское (П), д. Горчаково (Л), д. Уварово (П), д. Рожново (П), д. Хатминки (Л), пос. Поповка (П). Перед Уварове — хвойная роща, а перед Хатминками — родник. Река постепенно отклоняется на ЮВ и мимо д. Губцево (П), д. Конюшково (Л) с небольшим лесом и родником перед деревней, д. Жуково (Л), д. Батаково (П) подходит к г. Троицкий (П), откуда резко поворачивает на СВ.

В среднем течении много мелководных участков, при малой воде обнажаются каменистые мели. У г. Троицкий предстоит обнос плотины. За с. Фоминское (Л) у д. Туликово (П), между которыми километровый живописный участок, Десна поворачивает на В, принимает слева Незнайку и проходит под мостом Калужского шоссе у пос. Десна. До д. Лаптево (П) против устья левого притока Сосенки в 7км от пос. Десна река течет на В и лесистых берегах. Вначале лес по правому, а затем по левому берегу. Плотину у Лаптево обносим по правому берегу. Дальше холмистые берега оголяются, река, сильно петляя, течет на ЮВ. Ниже расположены д. Расторопово (Л), д. Никольское (Л), с. Андреевское (П), с. Мостовское (П). Ниже, у Рязаново (Л), предстоит обнос плотины (справа).

За д. Тарасово (П) река делает большие причудливые излучины на В и 3 при общем южном направлении, на берегах местами вновь появляется лес, есть места для биваков. Ниже река течет в общем южном направлении мимо д. Алхимово (Л), д. Алмазово (П), с. Студенцы (П), с. Ерино (Л). От Рязаново до Алмазово на протяжении 9км берега реки безлесны. Десна впадает в Пахру с севера выше г. Подольск. От Алмазово до устья на протяжении 7км берега Десны весьма живописны.

Транспорт: ст. Алабино Киевского направления, до реки 1км. П: пос. Первомайский автобус до ст. Крекшино, 8км, или ст. Апрелевка; г. Троицкий и пос. Десна — автобус до Москвы, 22 и 16км.

Рожая проходима на байдарках только в половодье. В апреле пригодна для тренировок туристов-водпиков,

От начала маршрута перед впадением справа Злодейки у д. Тургеневе Рожая течет по полям до впадения левого притока Рогожки. Течение здесь быстрое, ширина достаточная, берега поросли кустарником. За д. Ивановское (Л) в устье Рогожки река поворачивает на В, по левому берегу растет лес, в котором расположены дом отдыха и пионерлагерь. В районе д. Ильинское (П) имеется участок с сильным течением и крутым поворотом влево. Плотину перед д. Судаково (П) обносим по правому берегу.

Затем река поворачивает на С. Ниже Судаково левый берег лесистый, с хорошим местом для бивака в конце леса, правый берег — высокий. Здесь через реку может быть переброшен трос переправы. За счет подпора плотины, стоящей ниже у дома отдыха, на реке образовался километровый плес. Мост, переброшенный через реку у с. Битягово (Л), обносим по правому берегу. В Битягово сохранился храм XVII в., на противоположном берегу — здание скита (проект Л. В. Щусева). Ниже оба берега реки высокие, на поворотах есть перекаты. За высоким мостом у старых карьеров — разрушенная плотина с двумя сливами через завалы камней. Порог осматриваем с левого берега. При достаточной воде проходим правым сливом. В полукилометре еще один длинный перекат, заканчивающийся в с. Никитское быстриной и бетонными плитами в русле. От Битягово до Никитского по берегам реки растет смешанный лес.

Проходим д. Авдотьино (Л) и д. Ушморы (П). На высоких берегах растут сосны. Ниже на правом берегу растянулся г. Домодедово, а слева — пос. Константиновский. Первую старую плотину лучше обнести по правому берегу, вторую можно пройти на плаву. Ниже на протяжении 6км до устья у с. Домодедово берега Рожай голые, безлесные.

Транспорт: д. Тургенево — автобус от пл. Белые Столбы, 11км, или от Подольска. П: г. Домодедово — автобус до ж.д. станции, 2,5км.

Маршрут начинаем у ст. Куровская. От станции па-до пройти на 3 около 1км вдоль ж. д. полотна. Река течет вдоль северного края поселка на 3, проходит под мостом ж. д. линии Орехово-Зуево Воскресспск. Приняв правый прпнж Соснпцу, река поворачивает на Ю к мо сту ж. д. линии Муромского направления. Река течет здесь по широкой пойме в низких, по довольно крутых, покрытых хорошим сосновым лесом берегах. Деревья часто нависают над водой, возможны завалы. В верховьях река узкая (3 — 10 м). Селений по берегам до Ег орьевского шоссе пет. Перед с. Хотеичи река поворачивает на ЮЗ, становится извилистой, лес отступает от реки, кусты ивняка местами нависают над водой, после половодья возможны завалы. Близ Хо-тсичей в Перекую впадает левый приток Гуслица, ниже которой дол ина становится шире, леса отступают от берегов. Ниже до д. Соболево река спрямлена и.течет на 3 вдоль Егорьевского шоссе. За мостом шоссе у с. Соболеве течет, сильно петляя, на ЮЗ к большому нос. им. Цюрупы (Л). Здесь несколько озеровндных расширений. Нер ская принимает с севера правый приток Сеченку и поворачивает к югу у с. Дворпиково (П). За правобережными деревнями Знаменка и Марьинка на правом высоком берегу растет хороший лес, годный для стоянок, здесь же и ручей с чистой водой.

Ниже сосновый лес растет по левому берегу. За поймой на праиом берегу большое с. Губино и д. Ашитково. Ниже автодорожного моста лес кончается, а за ж.д. мостом Нерская вступает в пойму р. Москвы и последние 11-13км течет, сильно петляя, на юг. По широкой Москве мимо с. Константиново, вытянувшегося на несколько километров по правому берегу, плывем к конечному пункту маршрута с. Новлянскому, близ г. Воскресснска — центра химической промышленности.

Транспорт: ст. Куровская Муромского направления, электропоезда до Москвы, до реки 1км. Окончание на ст. Воскресенск ж.д. Рязанского направления. От реки у с. Новлянское до станции автобус, 5км. П: д. Хотеичи и д. Соболево — автобус до ст. Гжель Муромского направления, 24км и 20км; пос. им. Цюрупы — автобус до ст. Конобеево Рязанского направления, 10км; д. Ашитково или ж.д. мост — до ст. Виноградово Рязанского направления, 3км.

Маршрут начинаем в половодье у д. Старое близ ст. Барыбино. Узкая и мелкая здесь речка течет в открытых берегах, сильно петляя. Быстрая вода, крутые повороты в узком русле, множество низких мостов, бревен и деревьев преграждают путь. Спортивный сплав здесь целесообразен лишь в самую большую воду, когда подтоплены низкие мосты и деревья.

У ж.д. моста к правому берегу реки на двухкилометровом участке подходит лес. Первое селение — с. Успенское (Л) с остатками старой усадьбы с интересной церковью (XVIIIв.). Здесь предстоит обнос плотины, за которой следуют мелкие перекаты. Ниже в реку впадает ручей слева, а за ним стоит д. Лобаново и впадает ручей справа. В Лобаново также остатки старинной усадьбы, парк, церковь Знамения (XVIII в.). Минуем д. Юдино (Л), д. Караваево в излучине правого берега, с. Введенское на высоком правом берегу, с. Вертково (Л), устье правых притоков Востец и Речица, д. Торчиха (Л). До Введенского река узкая (3-4м), извилистая. Заросли ивняка над водой. За д. Корочарово (П) Северка принимает большой левый приток Гнилушу, в устье которой стоит д. Пестовка. В районе Корочарово — мелкие перекаты. Здесь начинаются самые живописные места: река вьется среди холмистых берегов, покрытых лесом. До д. Липкино Северка — мелкая извилистая река, летом местами зарастает. У д. Липкино (Л) река поворачивает на Ю, делает большую петлю, на восточном краю которой раскинулось с. Никоновское (Л). Перед ним река становится шире и глубже из-за подпора плотины. Дно здесь песчаное, берега луговые. На высоком берегу стоят бывшая усадьба князей Оболенских и старинная церковь. Ниже, в крутой излучине реки, по правому берегу выходят известняки.

От Никоновского река течет преимущественно в высоких берегах, принимая весной много безымянных притоков, текущих в глубоких и узких долинах-оврагах. В межень русла этих притоков пересыхают. На высоких берегах растут хорошие сосновые леса, простираясь до правого притока Нудовки, впадающего в Северку у д. Милино (П).

Ниже Никоновского река становится спокойней, глубже. У с. Авдотьино (Л), где река поворачивает на В, Северку пересекает автодорожный мост, а с юга впадает правый приток Коповка.

Река течет ниже в открытых берегах на В мимо с. Алекссевское (П), д. Мал. Ивановское (Л), д. Василево (П) и Ярцево (П), между последними — устье правого притока Бодошивки. Ниже впадения безымянного левого притока река поворачивает на ЮВ, делая большие плавные повороты, проходит с. Благовское (П), д. Ильинку (Л) с. Покровское с храмом XVI в., д. Боброво (П), с. Мещерино (Л). Перекаты есть у д. Митино, Алексеевское, Покровское. Северка поворачивает далее на В, принимает справа Сукушу перед с. Федоровское (П), затем делает излучину. На левом берегу лес. От Мещерино до Федоровского течение быстрое, но река достаточно глубокая.

За Федоровским — каменистые перекаты. Перед д. Куземкино (Л) с разрушенной плотиной и каменистым перекатом лес подходит к правому берегу. Ниже берега понижаются, и река течет в плоских, открытых, часто луговых берегах. За с. Шкинь (П) с храмом XVIII в. и д. Борисово (Л) реку пересекает ж. д. линия Воскресенск — Жилево у д. Горностаево (Л). Здесь много песчаных мелей и перекатов. За деревней — разрушенная плотина, далее стометровый перекат. За мостом — русло прямое, глубины небольшие. Северка течет дальше на В, пересекает Рязанское шоссе у с. Непецино, перед д. Санино (Л) принимает левый приток Сетовку. У д. Настасьино (П) поворачивает на ЮВ. Ниже Горностаево берега реки открытые. До устья Северки к ее берегам в последний раз подходит лес на небольшом участке. Близ устья Северка перегорожена бетонной плотиной, ниже проходит под мостом автодороги у раскинувшегося на высоком склоне левого берега пос. Северское.

Широкая здесь Москва течет в открытых берегах на Ю к г. Коломна, охватывая город с В, проходит под шоссейным мостом и мостом ж.д. линии Москва — Рязань. Маршрут оканчиваем у моста через Москву-реку недалеко от ст. Голутвин.

Транспорт: ст. Барыбино ж. д. Павелецкого направления, до реки у ж. д. моста 2,5км. Окончание у ст. Голутвин в г. Коломна, от реки до станции около 2,5км. П: с. Алекеевское — автобус до ст. Барыбино, 22км; с. Непецино — автобус до ст. Голутвин Рязанского направления, 20км, и ст. Непецино на ж.д. ветке Воскресенск — Жилево, от воды 2км; пос. Северское — автотранспорт до ст. Пески Рязанского направления, 7км.

источник

О, прекрасный железнодорожный мост через Тэй! (Это такая река.)
Увы! Мне нужно поведать об этом, хоть печаль моя велика!
Девяносто жизней проглочено пучиной, что так глубока
В последний субботний день года 1879-го,
Что крепко врежется в память, вне сомнения всякого.

Было примерно семь вечера — уж близилась ночь.
А ветер! — проклятый Борей! — он дул во всю мочь!
А дождь! — лил как из ведра или, быть может, корыта!
А тучи! — хмурились очень недобро, и, я бы даже сказал, сердито.
А демон молекул воздуха, могло показаться, кричал: «Бу-га-га!
Сейчас я как сдую ваш мост через Тэй!» (Напомню, это такая река.)

Читайте также:  Может ли быть от таблеток мутная моча

Когда Эдинбургский поезд под парами покинул вокзал,
На душе у всех пассажиров было легко, и внутренний голос никому ничего не сказал.
Но Борей уже набирал побольше воздуха в свою брюхо,
Чтобы потом подуть, и чтобы всякая душа пала духом.
Чтобы у всех пассажиров внутри зародилась тоска.
Чтобы каждый из них взмолился: «Господи! Переведи меня через Тэй!» (Вы помните? — это такая река.)

И вот, как только наш поезд подъехал к речному заливу,
Взревел со всей силы Борей, как осёл, выпивший бочку пива,
И фермы моста затряслись, как листочки плакучей ивы
В последний субботний день года 1879-го,
Что крепко врежется в память, вне сомнения всякого.

А тем временем поезд спешил, стремительно, со всей мочи.
И прекрасный город ДандИ уже представал пред очи.
И на душе у всех было легко, хотя кое-что уже можно было заподозрить, между прочим.
Но каждый уже, мысленно, праздновал Новый Год.
В кругу друзей и домашних, съедая с икрой бутерброд,
И, конечно, желая друг другу, чтоб счастливым был Новый Год!

И вот наш поезд заполз на мост через Тэй. (До чего ж та река широка!)
Вот он ровно посередине — вдруг сгустились над ним облака!
И рассыпались фермы моста, словно были они, как песчаный замок, сделаны из песка!
И поезд со всеми людьми рухнул в бездну, что так глубока!
И демон ужасной бури зловеще взревел: «Бу-га-га!»
Потому что обильную жатву пожала смерти рука,
В последний субботний день года 1879-го,
Что крепко врежется в память, вне сомнения всякого.

Лишь только река поглотила весь поезд и середину моста,
Как эти ужасные вести устремились из уст в уста.
И плач стоял превеликий, и город три ночи не спал:
«О, небеса милосердные! Наш прекрасный железнодорожный мост в реку упал!
А ещё пассажирский поезд, отправлением из Эдинбурга.
Это самый печальный сюжет Всевышнего драматурга!»
Жители окрестных селений рыдали и стали бледные,
Потому что все-все пассажиры утонули в ледяной воде, бедные!
Уж не рассказать им, что было в последний субботний день года 1879-го,
Что крепко врежется в память, вне сомнения всякого.

Это было, уверен, абсолютно ужасно —
Видеть в лунном свете, чуть таинственном и неясном,
Как демон бури бесился и смеялся, держась за бока,
И как под ним трепетали прекрасный железнодорожный мост и река.

О, злополучный мост через Тэй! (Все мы уже знаем, что это река.)
Подходит к концу моя песнь, и я должен сказать вам «пока».
Но прежде, услышьте мой голос — правдивый, как вкус чеснока.
Я скажу вам, что мост бы не рухнул, а наоборот — простоял бы века
(Мне сказали об этом компетентные люди, и в глазах их была тоска),
Он не рухнул бы, если б к его быкам были пристроены контрфорсы и волнорезы.
Уж простите меня за эти технические подробности и ликбезы.
Ведь чем лучше и крепче построен твой дом,
Тем менее вероятно, что тебя убьют в нём.

источник

Маршрут: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) — Крекшино — Троицк — Пыхчево — Власьево — Поливаново — Щапово — Кутьино — “Подольское море” — Красная Пахра — Троицк — Жаворонки.

Еще год назад на туристических сайтах узнали про объект “Подольское море” — недостроенный Подольский гидроузел. Начитавшись следующих строк: “Весьма интересное и вырабатывающее адреналин место. На фотографиях не передана масштабность сего сооружения, это надо видеть в живую. Для тех, кто боится высоты, там будет не по себе. ” решили посетить это достопримечательное место.

Ездили 27 августа 2013 года вдвоем — я и “Jukl”. Общий пробег — 115 км. Выехали из села Жаворонки в 10.15, вернулись в 18.15.

Дорога от села Жаворонки до Троицка мне с “Jukl” хорошо известна. Ездили по ней не раз: осматривать старинные усадьбы в Крекшино и Алабино, водопад Радужный и заброшенный бункер в Вороново. Идут годы, но неизменно на этой дороге одно — чудовищные “пробки”, особенно в районе железнодорожного переезда через пути Киевской железной дороги. Впрочем, альтернатив особых нет — узкая “однополоска” А-107 между Можайским и Калужским шоссе для мопеда немногим лучше.

Так или иначе, протискиваясь между автомобилями, добрались до Калужского шоссе и направились в сторону Калуги. Примерно через километр показался левый поворот на Пыхчево. Рядом — пешеходный переход, по которому мы и перевели наши мопеды. От Калужского шоссе до Пыхчево дорога вполне приличная — машин мало, асфальт в хорошем состоянии.

Остановившись в Пыхчево, зашли в магазин, располагающийся вот в таком оригинальном здании.

Как объяснила продавщица магазина, раньше здесь находилась воинская авиационная часть. Теперь тут дачный поселок. Живут люди небедные. Вот и соорудили себе нечто среднее между ратушей, и Спасской башней Московского Кремля.

Поглядев на башню с остановившимися часами, отправились дальше, по направлению к Власьево. Вполне приличный асфальт вскоре сменился разбитым, а потом и вовсе пошли перекошенные бетонные плиты с большими щелями между ними. Ехать можно, но удовольствия мало.

У въезда в дачный поселок Власьево нас встретил знак “въезд воспрещен”, в просторечье — “кирпич”. А рядом — никаких объездных дорог! Видимо, сначала вокруг дороги общего пользования выросли дачи, а потом, чтобы транзитный транспорт не досаждал, дачники вывесили этот грозный знак. Под “кирпич” мы мопеды вкатили на руках, а дальше снова оседлали “железных коней” и поехали к Поливаново по весьма качественному асфальту. Порадовало, что бетонные плиты, наконец, кончились.

Основная достопримечательность Поливаново — старинная усадьба, принадлежавшая в конце XVIII века графу Кириллу Разумовскому. Господский дом усадьбы — двухэтажное каменное здание в стиле классицизма. Сейчас в нем располагается филиал Московской психоневрологической больницы имени Алексеева. Беспокоить больных своим посещением, заходить на территорию больницы, мы не стали. Удовлетворились фотографией господского дома из-за ограды.

Неподалеку от господского дома — церковь Благовещения, выстроенная в 1777 — 1779 годах. Как сказано в путеводителе (А.А. Мезенцев Москва — Малоярославец — Юхнов, М., “Научный мир”, 2010, с. 31) в 1996 году началась реставрация церкви. Любопытно, что прошло почти 20 лет, но церковь по-прежнему в строительных лесах.

А это “Jukl” сфотографировал меня на фоне усадьбы.

Очень красивы пейзажи вокруг стоящего на высоком берегу Пахры села Поливаново.

От Поливаново довольно быстро добрались до Щапово, затем до Кутьино.

Подъезжая к Кутьино. На горизонте — Подольск.

После Кутьино начались проблемы. От моста через Пахру недостроенный Подольский гидроузел уже был хорошо виден, но не было ясности, как к нему подобраться. Были у нас с собой и распечатки спутниковых карт, и навигатор, но тропинки и проселки, ведущие к гидроузлу, они не показывали. В результате, ориентируясь на противоречивые советы местных жителей, мост через Пахру переезжали трижды! Все больше и больше убеждаюсь, что лучше любых навигаторов точный рассказ-легенда маршрута, вроде: “возле старой бани повернуть направо, на проселок, далее едем прямо до водокачки и т.д.”. Еще лучше, когда такой текст сопровождается иллюстрирующими его фотографиями. Вот, например. Хотя и не о туризме тут идет речь, но как добраться до цели — показано идеально. Заблудиться невозможно. Но, увы, не на каждый туристический маршрут можно отыскать такую подробную легенду. К сожалению, публикуя в сети туротчеты, многие больше уделяют внимание своим переживаниям, а не маршруту.

Кстати, во время поиска подъезда к гидроузлу с нами произошел любопытный случай. Когда на окраине Дубровиц мы в очередной раз пялились на экран навигатора и в Яндекс-карты, рядом с нами притормозила иномарка. Из остановившейся машины высунулся водитель и очень вежливо спросил, из какой мы аварийной службы? (Дело в том, что мы с “Jukl” были в оранжевых жилетах, что видно на фотографиях). Можно было бы, конечно, в ответ небрежно процедить сквозь зубы нечто вроде: “Кабель у вас неправильно заведен. Электричество отключать будем.” Но, столь глупо шутить мы, естественно, не стали. Честно признались, что простые туристы. И в награду нам показали тропинку к подвесному мосту через Пахру.

Кто решит повторить наш маршрут, заезжая со стороны Кутьино — Дубровиц, то знайте, что примерно через километр-полтора после автомобильного моста через Пахру, как только с правой стороны шоссе появятся коттеджи, можно сворачивать направо на любую проселочную дорогу или тропку. Все они сходятся у подвесного моста.

Вот этот мост и “Jukl” на нем.

Перебравшись по мосту на правый берег Пахры, направились по тропинке вверх по течению, к гидроузлу. Обращаю внимание, что со стороны Дубровиц мост начинается несколькими весьма крутыми ступеньками. “Ригу-7” мы с “Jukl” совместными усилиями втащили, а вот владельцам тяжелых мопедов, скутеров и, тем более, мотоциклов, пробраться к гидроузлу этим маршрутом будет затруднительно. На более тяжелой технике заезжайте через Кутьино или Лемешево.

Только подойдя вплотную к гидроузлу, смогли оценить его высоту. Недостроенный шлюз — сооружение весьма масштабное, высотой с многоэтажный дом. На этом снимке, для оценки истинных размеров объекта, запечатлен “Jukl”, карабкающийся вверх по стене. Чтобы вам было легче его обнаружить среди нагромождений бетона, я пририсовал красный уголок.

Снова, для оценки истинных размеров сооружения, “Jukl” сфотографирован.

Шахта. Интересно, для чего она предназначалась?

Точно такая же шахта есть и с восточной стороны.

Бивуак у стен Подольского гидроузла.

С высоты шлюза открываются красивые виды на окрестности.

Вид на левый берег Пахры. Оранжевое пятнышко в центре — мой мопед с багажными сумками.

Так разнообразно выглядит Пахра в районе гидроузла.

На левом берегу Пахры красивые выходы известняка.

Если сказать о моих впечатлениях, Подольский гидроузел — объект, заслуживающий посещения. Особенно, для любителей “заброшенок”. Посещение Подольского гидроузла несколько напомнило мне поездку к заброшенному недостроенному бункеру в Вороново. Впрочем, это не удивительно. И тут и там огромные бетонные сооружения.

Тех, кого не очень интересуют “заброшенки”, могут оценить красоту природы вокруг. Неплохое место для пикника у реки.

Теперь немного об истории Подольского “недостроя”. В интернете масса информации о “Подольском море” или Подольском гидроузле. Любой сетевой поисковик выдаст вам массу ссылок. Если же кратко, то хронология строительства “Подольского моря” следующая.

“Подольское море” должно было улучшить водоснабжение Подольска и его окрестностей, а также стать местом отдыха населения. 17 ноября 1975 года Мособлсоветом было подписано соответствующее постановление о создании Подольского моря — водохранилища на слиянии двух рек — малой (река Моча) и более крупной (река Пахра). План застройки предполагал создание в этих местах каскада из трёх гидроузлов, которые должны были обеспечить устойчивый уровень воды на территории более чем в 1000 гектаров! В 1978 году проектирование было завершено, а в 1980 году начали строительство. Было проделано от 1/5 до 1/3 работ по сооружению объекта. Однако вскоре началась горбачевская “перестройка”. Страна разваливалась (а, точнее, страну разваливали). Не миновала участь сия и строительство под Подольском. В 1990 году в связи с прекращением финансирования стройку остановили.

В сети муссируется версия, что завершить строительство помешало наличие под будущим дном “Подольского моря” карстовых пустот. Дескать, тупоголовые вожди брежневских времен отдали приказ о начале строительства водохранилища в совершенно непригодном для этого месте, и при попытке пробного затопления вода Пахры и Мочи ушла под землю. Мне эта легенда кажется совершенно несостоятельной по следующим причинам. Во-первых, любой побывавший на Подольском гидроузле может убедиться, что плотина недостроена! Шлюз торчит в поле, как заводской цех. Между шлюзом и берегом Пахры никакой дамбы нет. Так о каком пробном заполнении водой водохранилища может идти речь, если заполнять еще было нечего?
Во-вторых. Все мои знакомые геологи в один голос говорят, что при проектировании подобных сооружений ведут весьма основательное разведочное бурение. Оно бы выявило непригодность места для строительства. Подобное бурение самому довелось наблюдать при проектировании в 70-х годах прошлого века моста и плотины через Керченский пролив. Очень масштабно проходило изучение морского дна в месте предполагаемого строительства!

Тем не менее, я написал знакомому гидрогеологу, специалисту с солидным стажем работы по специальности, возможно ли, в принципе, наличие около Подольска таких огромных карстовых пустот, куда могли бы уйти воды “Подольского моря”? Ответ был кратким и исчерпывающим. Привожу его дословно: “С ходу сложно ответить об этом проекте, нужно разбираться. Я поищу инфу. Но точно могу сказать, что про карстовые пустоты — ерунда, они все и так водой заполнены”.

Итак, судя по всему, именно “перестройка” и последующие “рыночные реформы” погубили проект, а не какие-либо ошибки при проектировании. Как метко сказал нам встретившийся в районе Кутьино местный житель: “Не вода, а денежки утекли. ”.

Но, вернемся к нашей поездке.
Со стен Подольского гидроузла увидели проселочную дорогу, которая, как нам показалось, выходила прямо на шоссе Щапово — Дубровицы в районе Кутьино. Решили не перебираться снова через подвесной мост, а поехать проселками на Кутьино. Близость шоссе оказалась кажущейся, пришлось изрядно петлять, но зато видами реки Мочи полюбовались.

Вот эта речка Моча. Чистая и красивая. Не подумайте плохого, ударение в названии реки надо ставить на первый слог, а не на второй! :о) По крайней мере так утверждают все путеводители.

Мост через Мочу, перебравшись по которому, мы попали в Кутьино.

Кстати, вот тут “Jukl” подробно изобразил, как мы подъезжали к гидроузлу со стороны Дубровиц и как затем выбирались через Кутьино.

Вид на Лемешево со стороны Кутьино.

Что еще, кроме гидроузла, можно было посетить по дороге, если бы мы располагали большим временем?
В нескольких километрах от гидроузла расположено уникальное произведение русской архитектуры — знаменитая церковь в Дубровицах. Украшенная скульптурами снаружи и изнутри, церковь выглядит совершенно нетипично для православной архитектуры. Дубровицкая церковь — памятник мирового значения, она взята под охрану ЮНЕСКО.
На церковь поглядеть не успели, слишком долго до гидроузла добирались.

А в Щапово, по окраине которого мы проезжали, есть Музей усадьбы Щапово. Многие усадебные постройки, в том числе выстроенная в виде ратуши Успенская церковь, здание сельскохозяйственной школы и другие сохранились до наших дней. (Снова ратуша. В Пыхчево — ратуша, в Щапово — ратуша. Просто поветрие какое-то,) И для музея усадьбы Щапово у нас времени не хватило. Может быть, как-нибудь в другой раз заедем.

Возвращаясь в Жаворонки, решили ехать через Красную Пахру, чтобы не трястись на бетонных плитах в районе Пыхчево — Власьево.

Итак, без остановок, от Кутьино мы доехали до Красной Пахры, далее — до Троицка.
О том, что дорога от Жаворонок к Троицку была весьма трудна я уже писал. Обратно двигаться было ничуть не легче. Мертво стоящие пробки, которые не только не объедешь, но даже и не обойдешь, или обгоняющие нас “в притирку”, чуть зеркала не сбивая, джипы, и прочие “радости” перегруженной дороги — всего хватало. По возможности, выбирайте себе другой маршрут, если поедете к гидроузлу.

Впрочем, за трудности на этом пути нас вознаградила встреча с попутным мотоциклистом. Наши сверхлегкие мототранспортные средства видно столь его порадовали, что, бросив рукоятку газа, он вытянул в сторону правую руку с поднятым большим пальцем. На этой мажорной ноте, пожалуй, и закончу. :о)

источник