Меню Рубрики

Брови опущены вниз морщины на лбу изогнуты глаза прищурены

• удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

• страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

• гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

• отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

• печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

• счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Особенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же

неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как

бы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле “заготовленной” и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с Вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой .

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал .

источник

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Попытки управлять человеком, группой людей и иными человеческими общностями нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:

попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление); замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения (скрытое управление).

Понятно, что применить второй способ после провала первого невозможно — намерение разгадано и адресат настороже.

Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление и потому сразу делают ставку на скрытость воздействия.

Фактически в каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.

Скрытое управление производится помимо воли адресата и допускает возможное несогласие последнего с тем, что предлагается (иначе инициатору нет оснований скрывать свои намерения).

Морально ли тайно управлять другим человеком против его воли? Это зависит от степени моральности целей инициатора. Если его цель — получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, аморально. Скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества, мы называем манипуляцией. Инициатора, управляющего воздействием, будем называть манипулятором, а адресата воздействия — жертвой (манипуляции).

Таким образом, манипулирование — это вид скрытого управления, определяемый эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве.

Скрытое управление может преследовать вполне благородные цели. Например, когда родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении. Или то же самое во взаимоотношениях руководителя с подчиненным. В обоих случаях объект управления сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы. Такое скрытое управление не является манипуляцией.

Аналогично, если женщина с помощью всяческих женских хитростей скрыто управляет мужчиной, дабы он избавился от вредных привычек (злоупотребление спиртным, курение и т. д.), то можно только приветствовать такое управление. В иных случаях достаточно трудно провести грань — манипуляция это или нет. Тогда термин «скрытое управление» будет иметь более широкий смысл.

В общем случае скрытого управления инициатора управляющего воздействия будем называть управляющим субъектом или просто субъектом, или отправителем воздействия. Соответственно адресата воздействия будем называть управляемым объектом или просто объектом (воздействия).

ЧАСТЬ I. Психологические основы скрытого управления

Истинная мудрость приходит к каждому из нас тогда, когда мы сознаем, как мало понимаем в жизни, в самих себе, в мире вокруг нас.

Глава 1. Эксплуатация потребностей человека

Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели.

В нас, в нашем непонимании самих себя кроется возможность манипулировать нами.

Нами управляют наши потребности.

Каждый из нас обладает какими-то слабостями.

Каждый характеризуется некими пристрастиями.

Все мы привыкли действовать по правилам, соблюдать ритуалы.

Все это может быть использовано (и используется!) манипуляторами.

Общепризнана следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу.

— Физиологические потребности (пища, вода, жилье, отдых, здоровье, желание избежать боли, секс и т. д.).

— Потребность в безопасности, уверенности в будущем.

— Потребность принадлежать какой-то общности (семье, компании друзей, еди- номышленникам и т. п.).

— Потребность в уважении, признании. Потребность в самореализации.

Вместе с тем психологами установлено громадное значение для психического здоровья человека (а значит, и здоровья физического) положительных эмоций.

Удовлетворение каждой из вышеуказанных потребностей приносит положительные эмоции. Однако существуют вещи, обстоятельства, также доставляющие нам подобные эмоции, но не относящиеся ни к одному из пяти видов потребностей. Например, хорошая погода, красивый пейзаж, забавная сценка, интересная книга или беседа, любимые занятия и т. п. Поэтому считаем возможным дополнить классификацию А. Маслоу еще одним, шестым видом: потребность в положительных эмоциях.

Следующий рекламный текст известен, по-видимому, всем, кто смотрит ОРТ:

Еда — это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во время еды нарушается кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса. Жевательная резинка «Дирол» с ксилитом и карбамидом защищает ваши зубы с утра до вечера!

Создатели этой рекламы апеллируют к физиологическому удовольствию от процесса еды и демонстрируют желание удовлетворить потребности слушателей в здоровых зубах, защитить от зубной боли.

В американском городе Кливленде директор зоопарка был весьма огорчен поведением молодой гориллы — она упорно отказывалась от еды. Поэтому он ежедневно залезал к ней в клетку, ел фрукты, хлеб, жаркое до тех пор, пока неопытная горилла, подражая ему, не научилась есть самостоятельно.

Дальше дело пошло само — физиологическая потребность в пище плюс приобретенный навык сделали свое дело: детеныш прибавил в весе. (Однако за время обучения и директор набрал 15 кг и теперь изнуряет себя диетами, чтобы избавиться от лишнего веса.)

Обитательница коттеджа обращается к соседке, женщине с отличной фигурой, вышедшей в свой сад: «Дорогая, не могла бы ты надеть свой купальник-бикини? Он так тебе идет!»

Получив согласие, она заходит в свой дом и говорит мужу: «Не хочешь ли посмотреть, какие купальники теперь в моде? Как раз такой на соседке. Заодно постриги лужайку».

Ясно, что жена использует эротический стимул для того, чтобы заставить мужа поработать. Кроме того, распаленный видом соблазнительных женских форм муж (жена это знает по опыту) вечером в постели будет не так ленив, как обычно.

Данной манипуляцией жена достигает сразу двух целей.

Об эффективности манипуляций, использующих сексуально-эротические потребности, свидетельствует и следующий исторический эпизод.

источник

Первое правило: правило Гомера

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.

Из этого правила следует, что слабыми аргументами лучше не пользоваться: выявив их в процессе подготовки, не пользуйтесь ими для убеждения. Они принесут вред, а не пользу.

Действительно, собеседник уделяет больше внимания слабостям в ваших аргументах. Поэтому важно не ошибиться. Не количество аргументов решает исход дела, а их надежность.

Следует отметить одно очень важное обстоятельство. Один и тот же аргумент для разных людей может быть и сильным, и слабым. Поэтому сила (слабость) аргументов должны определяться с точки зрения собеседника.

Второе правило: правило Сократа

Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да».

2400 лет существует это правило, оно проверено сотней поколений образованных людей. Оно живо, потому что верно.

И только сравнительно недавно были выяснены глубокие — физиологические (!) — причины, объясняющие эффективность данного приема.

Установлено, что, когда человек говорит или слышит «нет», в его кровь поступают гормоны норадреналина, настраивающие его на борьбу. И наоборот, слово «да» приводит к выделению «гормонов удовольствия» (эндорфинов).

Получив две порции «гормонов удовольствия», собеседник расслабляется, настраивается благожелательно, ему психологически легче сказать «да», чем «нет».

Одной порции эндорфинов не всегда достаточно, чтобы перебороть плохое расположение духа, в котором может пребывать собеседник. Кроме того, человеку невозможно мгновенно перестроиться с одного настроения на другое, надо дать ему и больше времени, и больше «гормонов удовольствия», чтобы обеспечить этот процесс.

Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника, не отнимать у него много времени.

Третье правило: убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего

Одно дело, когда убеждающий — человек авторитетный, уважаемый, другое — когда незначительный, не принимаемый всерьез.

Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи в какой-либо сфере деятельности, образованность, признание заслуг окружающими, высокие личные качества поднимают статус человека, а вместе с ним — и вес его аргументов. Поддержка уважаемого лица также повышает убедительность. (Фактически правилом 3 пользуются те, кто просит уважаемого человека «замолвить за себя словечко». Или ссылаются на мнение всеми уважаемого человека, цитируют его в подтверждение своих доводов.)

Используя третье правило, создатели рекламных роликов про лекарства, биодобавки и средства гигиены привлекают врачей, косметологов; для рекламы спортивных товаров — знаменитых спортсменов и т.д.

Чтобы применять правило 3, следует иметь в виду некоторые факты и обстоятельства, свидетельствующие о различиях в восприятии статусов в зависимости от ситуации.

Например, социологические опросы, проведенные в преддверии выборов депутатского корпуса, показали, что избиратели отдают предпочтение (при прочих равных условиях) мужчинам, а не женщинам; среднему возрасту, а не молодым и пожилым.

Читайте также:  Anew контурный крем для заполнения морщин

Наоборот, в судебных заседаниях по бракоразводным делам статус женщины воспринимается судьями в целом как более высокий (вследствие сложившегося стереотипа, что такие пороки, как пьянство, рукоприкладство, неверность, эгоизм, присущи в большей степени мужьям).

Четвертое правило: не принижайте статус

Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику принижает его статус и вызывает, как правило, негативную реакцию. Один из мэтров рекламы выразился так: «Не думайте, что потребитель рекламы глупее вас».

Пятое правило: к аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного — с предубеждением

Механизм действия этого правила такой же, как и правила Сократа: приятный собеседник стимулирует выработку «гормонов удовольствия» и нежелание вступать в конфронтацию. Неприятный — наоборот. Приятное впечатление, как известно, создается многими обстоятельствами: внешним видом, уважительным отношением, грамотной речью, приятными манерами.

Шестое правило: желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем собеседник согласится с вами

Седьмое правило: проявите эмпатию

Эмпатией называется способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

Эмпатия помогает лучше понять собеседника, представить ход его мыслей, как говорится, «влезть в его шкуру».

Не проявив эмпатии, невозможно выполнить правило первое (Гомера). Действительно, силу аргументов мы должны оценивать с точки зрения потребителя, т. е. мы должны поставить себя на его место.

То же касается и правила Сократа — нужно предвидеть реакцию потребителя на ваши слова, т. е. опять же проявить к нему эмпатию.

Аналогично для использования имиджа и статуса в процессе убеждения необходимо оценить статус и имидж убеждающего персонажа с точки зрения собеседника. Эмпатия необходима и для выполнения следующего правила.

Восьмое правило: избегайте конфликтогенов

Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликты», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающий».

Слово «могущие» является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту.

Девятое правило: мимика, жесты и позы убеждающего должны подкреплять слова, быть дружественными по отношению к зрителям

Выражения лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

печаль — брови сведены, глаза потухшие, часто внешние уголки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица отражают эмоции по-разному. Недавние исследования объяснили это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга.

Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются: работа левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой половине лица, то на этой стороне труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.

Десятое правило: покажите, что предлагаемое вами удовлетворит какую-то из потребностей слушателя

Мы уже говорили, что согласно классификации А. Маслоу потребности человека делятся на пять видов. Уместно дополнить их одной из главнейших психологических потребностей — потребностью в положительных эмоциях.

Все указанные потребности служат источником для нахождения убеждающим сильных аргументов. Предлагаемая вами возможность удовлетворить какую-то из потребностей человека является сильным аргументом.

источник

Мимика благоговения (0,01) характеризуется обращением лица вверх, глаза чаще закрыты, сопровождается поднятыми вверх руками. Несколько отличается мимика моления, при которой лицо обращено к объекту, вытянуто, сопровождается протянутыми вперед руками, глаза открыты.
Мимика внимания (0,20), наблюдавшаяся чаще всего, характеризуется взглядом, обращенным на объект, нахмуренными в большей или меньшей степени бровями, закрытым ртом.

Мимика задумчивости (0,12) — остановившийся взгляд фиксирован не на собеседнике, брови нахмурены, но в меньшей степени, чем при мимике внимания, рот закрыт.
Мимика решимости (мимика борца) (0,12)—брови нахмурены, углы рта опущены вниз, возможен оскал; взгляд напряженный и направлен в сторону объекта действия, голова опущена с демонстрацией теменной части.

Мимика удивления (0,0) — глаза широко раскрыты, нижнее веко расслаблено, брови подняты, поперечные морщины на лбу, рот открыт, нижняя челюсть опущена. При удивлении глаза более широко раскрыты, чем при страхе, в связи с расслаблением нижнего века.

Мимика радости (градации — восхищение, удовольствие, приподнятое настроение) (0,15)—брови подняты вверх, поперечные морщины на лбу, блеск глаз, взгляд в лицо, губы в улыбке, часто рот при восхищении открыт. Восхищение от удивления отличается характером взгляда, состоянием глазных яблок, углов рта. При удивлении взгляд менее пристальный, чем при восхищении.
Мимика гордости (0,01) отличается положением головы, которая приподнята, и мимическим комплексом радости.

Мимика хитрости (0,08)—лицо ориентировано к объекту боком, глаза прищурены и отведены, брови опущены, рот в иронической улыбке. Мимика отражает старания скрыть свои намерения.
Мимика беспомощности (0,0) —углы рта опущены, рот открыт, брови приподняты или нахмурены, взгляд по сторонам, могут быть приподняты плечи.

Мимика безразличия (0,01)—взгляд устремлен вниз, углы рта опущены, рот приоткрыт, глаза тусклые, на лбу вертикальные морщины, плечи опущены.
Мимика страха (градации — ужас, изумление, тревога, ожидание, настороженность) (0,08) — брови почти прямые или несколько приподняты, внутренние углы бровей рдвинуты, горизонтальные морщины занимают 2/3 или 3/4 лба. Если только приподняты брови и отсутствуют морщины, то это — предчувствие страха или контролируемый страх. Нижнее веко напряжено. Рот открыт, дыхание учащено, углы рта опущены. В градациях страха могут присутствовать отдельные компоненты страха или в целом мимическое выражение менее выражено. При изумлении брови приподняты в большей мере и характерно отстранение. При ожидании и настороженности проявления экспрессии минимальны.

Мимика гнева (0,0) — брови нахмурены, лобная мышца сокращена, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы раздвинуты и оттянуты назад, прямоугольной формы, зубы обнажены, лицо часто краснеет, взгляд направлен на объект гнева.

Мимика отвращения (градации — презрение, пренебрежение) (0,01)—лицо отвернуто от объекта, а взгляд направлен на него. Кинематика носа при презрении и пренебрежении менее выражена, при отвращении ноздри расширены. Губы оттянуты вверх и назад, нередко асимметричны.

Мимика стыда (0,0) (градации — вина, застенчивость) (0,0) — взгляд отведен, не фиксирован, лицо повернуто в сторону, голова опущена, брови вниз, веки приподняты, иногда закрыты, лицо покрасневшее, иногда прикрыто руками, плечи приподняты. С. Е. Izard (1982) считает, что стыд, робость и вина являются акцентами одной эмоции. Для мимики застенчивости характерно уменьшение движения глаз после инициального контакта.

Мимика страдания (0,09) (градации — депрессия, страдание, боль, горе) — внутренний край бровей приподнят, горизонтальные морщины, складки Верагута на верхнем веке, углы рта опущены, обозначены носогубные складки, глаза тусклые и печальные.

Мимика плача (0,0). Возможны амимичный плач, плач с жестовой экспрессией — с закрытым руками лицом, тереблением или разрыванием одежды, вырыванием волос, заламыванием рук, плач со смехом, плач при мимике смеха.
Мимика тупости (0,0) —сложное мимическое выражение, включающее элементы напряженности, безразличия и гипомимии.

Мимика непонимания (0,0) — сложное мимическое выражение, включающее элементы удивления, безразличия, внимания, т. е. внешне противоположные мимические выражения.
Мимика кокетства — вначале продолжительный взгляд, потом он отводится, лицо удлиняется, голова опускается, возможно надувание губ (инфантильный признак) как прообраз хоботка. Экспрессия направлена на побуждение симпатии.

источник

Это главный показатель чувств человека. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, лю­бовь, удивление; труднее, как правило, негативные — гнев, отвращение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые гла­за, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот-страх— приподнятые и сведенные над переноси­цей брови, широко открытые глаза, уголки губ опуще­ны и несколько отведены назад, губы растянуты в сто­роны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, лоб сморщен, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, ниж­няя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верх­ней губой;

печаль — брови сведены, глаза потухшие; иногда внешние уголки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, внешние уголки губ при­подняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и пра­вая стороны лица отражают наши эмоции по-разному. Исследователи объяснили это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных по­лушарий мозга.

Левое полушарие контролирует речь и интеллектуаль­ную деятельность, правое управляет эмоциями, вообра­жением и сенсорной деятельностью. Работа доминиру­ющего левого полушария отражается на правой стороне лица, ее выражение поддается большему контролю. По­скольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на ней труднее скрыть свои чув­ства. Положительные эмоции отражаются практически равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмо­ции более отчетливо выражены на левой его стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются лишь нюансов.

С помощью глаз передаются самые точные и откры­тые сигналы из всех сигналов человеческой коммуни­кации. Поэтому очень важно во время разговора конт­ролировать поведение своих глаз.

Чтобы построить хорошие отношения с собеседни-1сом, вы должны встречаться с ним глазами в течение не менее 60—70 % всего времени общения. Неудиви­тельно, что скованный собеседник, избегающий встре­чи прямых взглядов или смотрящий на вас менее тре­ти времени общения, редко пользуется доверием.

Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения.

Деловой взгляд: ведя деловой разговор, смотрите в центр лба вашего собеседника; это говорит о вашем серьезном подходе к делу, и собеседник будет это чув­ствовать. Правда, это верно при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз.

Социальный взгляд: глаза опускаются ниже уровня глаз собеседника, взгляд концентрируется в треугольнике между его глазами и ртом — так создаются условия для общения на социальном уровне.

Интимный взгляд: при близком общении взгляд опус­кается до уровня груди, при отдаленном — до про­межности.

Взгляд может сказать о многом.

Взгляд и сопутствующие движения Значение взгляда
Голова поднята, взгляд вверх «Подожди минуту, подумаю»
Улыбка и, возможно, легкий наклон головы «Понимаю, мне нечего доба­вить»
Ритмичное кивание головой «Ясно. Понял, что тебе нужно»
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Желание подчинить себе
Взгляд в сторону Пренебрежение или недоверие
Взгляд в пол Страх или желание уйти
Движение головой, насуп­ленные брови «Не понял, повтори»

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу, но не более 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но в визуальном контакте кажущийся вечным «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале после первых произнесенных фраз. В дальнейшем чем неприятнее разговор, тем более кратковременным он становится.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у лю­дей внутренний протест, как вторжение в сферу лич­ных переживаний. Более того — слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждеб­ности.

Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит взгляд в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говоря­щий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

Если искушенные собеседники способны сдержи­вать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то уж никому не под силу контролировать состояние своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки уве­личиваются в четыре раза против нормального состоя­ния. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.

Поэтому, когда вы разговариваете, обязательно смот­рите в зрачки вашего визави. Этим приемом пользуют­ся опытные предприниматели. К примеру, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориенти­руясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен це­ной и получает желаемое, зрачки его расширяются.

Глаза — зеркало мыслей

В 70 % случаев по непроизвольным движениям глаз можно прочесть мысли собеседника, Нижеследующие результаты получены в экспериментах для «правшей» (для «левшей» они могут оказаться неверными).

Читайте также:  Поза льва от морщин

В приводимых описаниях (рис. 2.1) движение глаз указано с позиций человека, за которым ведется на­блюдение.

Рис. 2.1. Анализ движения глаз собеседника

Если вы задаете собеседнику какой-то вопрос и ви­дите, что движение его глаз— влево—вверх (1), это говорит о погружении человека в какой-то известный ему образ. Речь в данном случае идет о так называемых визуальных воспоминаниях. Например, если попросить партнера по общению представить себе его зубную щет­ку, наиболее вероятно именно данное направление взгляда.

Иная ситуация сложится, если вы попросите своего собеседника представить, что его зубная щетка начала прыгать по комнате. В данном случае направление дви­жения глаз будет вправо—вверх (2), что говорит о кон­струировании субъектом зрительного образа, не, встре­чавшегося в его прошлом опыте.

Движения глаз в горизонтальном направлении гово­рят об обращении к слуховым образам: влево (3) — со­беседник вспоминает опять-таки знакомые ему звуко­вые ассоциации, вправо (4) — конструирует новые звуковые сочетания. Например, движения глаз в на­правлении 3 может быть связано с проигрыванием в Уме знакомой мелодии, в направлении 4— например, когда человек пытается представить неизвестный ему «шум космоса».

В последнем случае возможна и «расфокусировка» зрения: ваш собеседник находится и внутри звукового образа, и кое-что конструирует, достраивает в нем. Например, он может «слышать» знакомую мелодию и пытаться встроить в нее голос певца.

Движение глаз влево—вниз (5) связано с процессом оценки и принятия решения вашим партнером. В этом случае у него возможен также «внутренний диалог» самим собой, в процессе которого взвешиваются аргументы «за» и «против».

Движение глаз вправо—вниз (6) свидетельствует работе его кинестетической системы, связанной с теми или иными ощущениями. Так, человек может предста­вить, как после тяжелого рабочего дня он с удоволь­ствием погружается в теплую ванну

Возможен, наконец, и неподвижный (человека, как бы ушедшего в себя) или, наоборот, в пространство взгляд, свидетельствующий о процессе извлечения со­ответствующего образа из памяти.

Они способны многое сказать о состоянии человека. Плотно сжатые губы означают глубокую задумчивость, изогнутые — сомнение, сарказм.

О роли улыбки мы уже говорили выше. Она, как правило, выражает дружелюбие, способствует обще­нию. Но нужно проявлять осторожность в ее истолко­вании. Так, чрезмерная улыбчивость может быть про­явлением болезненной потребности в одобрении или уничижительности перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой вы­веской, маской.

Когда улыбка натуральная, естественная, сокраща­ется нижняя часть круговой мышцы глаза. При этом поднимается нижнее веко. Когда же она деланая, улы­баются только губами.

Существует непосредственная связь между душев­ным и физическим состоянием человека и его улыб­кой. Если на душе скверно, и улыбка будет страдаль­ческой. Если хорошо, улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке. Люди благо­дарно воспринимают улыбку, выражающую приветли­вость или дружелюбие. В жизни всегда имеется немало проблем, но с меньшими душевными и физическими потерями их преодолевают те люди, которые умеют улыбаться.

Язык жестов и поз

Жесты более достоверно передают информацию о человеке, потому что они неосознанны и непроизволь­ны. При несовпадении вербальных и невербальных сиг­налов говорящего слушатели подсознательно полага­ются в большей степени на невербальные сигналы.

Поэтому, с одной стороны, во время деловых встреч, бесед, переговоров необходимо, чтобы произвести наи­лучшее впечатление и выглядеть более убедительным, контролировать свои жесты и мимику, блокируя не­дружественные сигналы. А с другой — уметь правильно «прочитать» реакции партнеров по общению.

Жесты открытости

Они свидетельствуют об искренности собеседника, его доброжелательности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

«.Раскрытые руки»: говорящий сделал жест рукой (или двумя) в сторону слушателя, при этом его ладонь на мгновение оказалась обращенной кверху (этот жест особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Если же чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спи­ну, либо в карманы).

Жест «раскрытые руки» демонстрирует желание идти навстречу, установить, контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, на­правляя руки немного вверх в сторону собеседника.

«Расстегивание пиджака»: люди открытые и дру­жески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии; наблюдения по­казывают, что соглашение между собеседниками в рас­стегнутых пиджаках достигается гораздо чаще. Когда Человек меняет свое отношение к собеседнику в благо-Приятную сторону, он разжимает руки и автоматиче­ски расстегивает пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также когда создается положительное впечатление от совместной работы, обычно расстегивают пиджаки распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

источник

Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов.

Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Главный показатель чувств — мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).

Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы.

Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения — мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния. Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Наслаждение — возникает при смаковании вкусовых впечатлений. Наиболее ярко выраженной мимика бывает у тех людей, у которых развиты кинестетические способности восприятия. Гримаса испытующая (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании, экспертизе. Протест (уголки рта чуть приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.

Удивление — рот открыт максимально. Если эта гримаса сопровождается широко открытыми глазами, бровями, поднятыми вверх, горизонтальными складками на лбу, она выражает высшую степень удивления — ошеломление.

Озабоченность (губы вытянуты в «трубочку») часто сопровождается оценивающим взглядом, уставленным в пустоту.

Открытый рот («отвисшая» челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в данный момент принять решение, неспособность к волевым усилиям. Эта гримаса может выражать и расслабление, пассивность.

Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) свидетельствует о твердости характера, .часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможности компромисса.

Сжатый рот (часто побелевшие губы втянуты, полоска рта узкая) означает отказ, отрицание, упорство и даже жестокость, упрямство и досаду.

«Вытянутое» лицо возникает при расслаблении свисающих уголков губ. Такое расслабление говорит о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма. Степень расслабленности, дополняемая тусклыми глазами, приоткрытым ртом, вертикальными складками на лбу говорит о глубине подобного эмоционального состояния, вплоть до страдания. Опущенные уголки губ при напряженном рте (замкнута щель между губами) характеризуют активно-негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение, досаду, насмешку, издевку.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Смотрите на левую половину лица

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица отражают эмоции по-разному. Недавние исследования объяснили это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются: работа левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поэтому: все то, что человек старается продемонстрировать другим, отображается на правой половине его тела, а то, что он в реальности переживает — на левой. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой половине лица, то на этой стороне труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой правая и левая половины. Одним словом, если одна сторона лица искривляется сильнее, чем другая, то человек точно лжет. Если лицо собеседника выражает определенное эмоциональное состояние — гнев, страх, радость — более десяти секунд, знайте: это фальшь. Искренние выражения сменяются молниеносно. Неподдельное удивление, например, длится не более секунды. Если в беседе человек чаще демонстрирует вам правую половину лица — он скрывает свои чувства или лжет.

Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приемами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под обобщающим названием «детектор лжи» (а также «полиграф»).

Стандартное прочтение этих реакций таково:

покраснение лица (иной раз пятнами) — стыд, гнев;

побеление лица — страх, признак виновности;

расширение зрачков — интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;

сужение зрачков — неудовольствие, отвергание;

усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (подергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения. ) — тревога, страх, стыд, обман;

снижение частоты пульса — повышенное внимание;

быстрое или поверхностное дыхание — внутреннее напряжение;

короткое дыхание через нос — злость;

нарушение дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны — тревога, стыд, обман;

пересыхание рта (сглатывание, облизывание губ, жажда. ) — страх, обман;

внезапное обнажение зубов — признак ярости, агрессивность;

испарина, пот — гнев, смущение, нервозность, обман;

дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица. ) — внутреннее напряжение, страх, обман;

частое моргание — возбуждение, обман;

урчание в животе — страх (не всегда, разумеется. );

скрип зубами — сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

Подобные реакции обычно проще обнаружить у мужчин, нежели у женщин, которые к тому же лучше обманывают.

источник

Выражение лица — главный показатель чувств. Лег­че всего распознаются положительные эмоции — сча­стье, любовь, удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев, от­вращение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следу­ющим образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые гла­за, опущенные вниз уголки губ, приоткрытый рот;

страх — приподнятые и сведенные над переноси­цей брови, широко открытые глаза, уголки губ опуще­ны и несколько отведены назад, губы растянуты в сто­роны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изог­нуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, ниж­няя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верх­ней губой;

печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица отражают эмоции по-разному. Недавние исследования объяснили это тем, что стороны лица находятся под контролем различ­ных полушарий мозга.

Левое полушарие контролирует нашу речь и интел­лектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управ­ления перекрещиваются: работа левого полушария отра­жается на правой стороне лица, ее выражение поддается большему контролю. Поскольку работа правого полуша­рия мозга отражается на левой половине лица, то здесь труднее скрыть эмоции. Положительные эмоции отража­ются более равномерно на обеих сторонах лица, отрица­тельные эмоции более отчетливо выражены на левой сто­роне. Поэтому смотрите на левую сторону лица.

Однако оба полушария мозга функционируют со­вместно, поэтому описанные различия касаются лишь нюансов.

Исследователи утверждают, что Лев Толстой опи­сал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

С помощью глаз передаются самые точные и откры­тые сигналы из всех сигналов человеческой коммуни­кации. Поэтому очень важно во время разговора конт­ролировать поведение своих глаз. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, вы должны встре­чаться глазами около 60—70 % всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник, который часто отводит глаза (две трети времени общения), ред­ко пользуется доверием.

Если искушенные собеседники способны сдержи­вать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то никому не подвласно контролировать состояние своих зрачков. Они непроизвольна расширяются или су­жаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.

Читайте также:  Крем от морщин вокруг глаз green pharma

Когда человек радостно возбужден, его зрачки рас­ширяются в четыре раза против нормального состоя­ния. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.

Поэтому, когда вы разговариваете, смотрите прямо в зрачки своего визави. Этим приемом пользуются опыт­ные предприниматели. К примеру, китайские и турец­кие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и по­лучает желаемое, зрачки его расширяются.

Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом.

Деловой взгляд: ведя деловой разговор, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник с вершинами в его глазах. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете соответствующую атмосфе­ру, собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому. Этим сможете контролировать ход бесе­ды, но, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз.

Социальный взгляд: когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, создаются условия для об­щения на социальном уровне. Взгляд при этом концен­трируется в треугольнике между глазами и ртом.

Интимный взгляд: спускается от глаз собеседника ниже его подбородка, при тесном общении — до уров­ня груди, на отдалении — еще ниже.

Взгляд может сопровождаться и сопутствующими ему движениями.

Мы больше смотрим на близких и на тех, кем вос­хищаемся. Долгий пристальный взгляд может выдать чувства смотрящего. Любопытно, что женщины доль­ше смотрят на тех, кому симпатизируют, а мужчи­ны — на тех, кто симпатизирует им.

Люди смотрят друг на друга 30—60 % времени бесе­ды. Если еще чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, нежели в том, что он говорит.

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но не более 10 секунд. И даже такой непродолжитель­ный, но для визуального контакта растянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале, после первых фраз разговора. При дальнейшем общении этот период постепенно уменьшается, при­чем тем быстрее, чем неприятнее разговор.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у лю­дей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того — слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждеб­ности.

Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говоря­щий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседни­ку, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша оче­редь».

Неподвижные глаза, как бы ушедший в себя или, наоборот, в пространство взгляд свидетельствуют о процессе извлечения соответствующего образа из па­мяти.

В большинстве случаев по непроизвольным движе­ниям глаз можно прочесть мысли собеседника.

Ниже изложены результаты экспериментов с «прав­шами» (для левшей, а их у нас 10 %, последующие утверждения следует отображать зеркально — левое и правое поменять местами).

На рис. 4.1 показано движение глаз людей, за кото­рыми вели наблюдение

Если вы задаете собеседнику какой-то вопрос и ви­дите движение его глаз влево—вверх (/), то это говорит о погружении человека в какой-то знакомый ему образ. Речь в данном случае идет о так называемых визуаль­ных воспоминаниях. Например, если попросить парт­нера по общению представить свою зубную щетку, то наиболее вероятно именно такое направление взгляда.

Иная ситуация: вы просите своего собеседника пред­ставить, что его зубная щетка начала прыгать по ком­нате. В данном случае направление движения глаз бу­дет вправо—вверх (2), что говорит о конструировании субъектом зрительного образа, не встречавшегося в его прошлом опыте.

Движения глаз в горизонтальном направлении — вправо или влево — говорят об обращении к слуховым образам: если влево (J) — собеседник вспоминает опять-таки знакомые ему звуковые ассоциации; если вправо (4) — он конструирует новые звуковые сочета­ния. Например, движение глаз в направлении 3 может быть связано с проигрыванием в уме знакомой мело­дии; направление 4 может иметь место в том случае, когда человек пытается представить не известный ему «шум космоса».

В последнем случае возможна и «расфокусировка» зрения — ваш собеседник находится и внутри звуково­го образа, кое-что конструирует, достраивает в нем. Например, он может «слышать» знакомую мелодию и пытаться «встроить» в нее голос певца.

Движение глаз влево—вниз (5) связано с процессом оценки и принятия решения вашим партнером. В этом

случае возможен также его «внутренний диалог» с са­мим собой, в процессе которого взвешиваются аргу­менты «за» и «против».

Движение глаз вправо—вниз (6) свидетельствует о работе кинестетической системы, связанной с теми или иными ощущениями. Так, человек может предста­вить, как после тяжелого рабочего дня он с удоволь­ствием погружается в теплую ванну.

Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 549 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:

2. пара- и экстралингвистическую,

3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса,

В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи , репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система включает жесты, мимику, пантомимику. Наука мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку и т.д.

Выражениелица(мимика) отражает внутренне эмоциональное состояние и способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Считается, что мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Основные человеческие эмоции (страх, печаль, гнев, отвращение, радость, удивление…) выражаются с помощью мимических движений лба, бровей, рта, глаз, носа, подбородка. Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, удивление. Труднее воспринимаются отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. К.Изард отмечает, что в процессе социализации человек научается скрывать мимические проявления своих эмоций. Он говорит, что часто развернутое проявление какой-либо эмоции мы можем наблюдать лишь в условиях очень интенсивной стимуляции.

И. Атватеротмечает, что обычно эмоцииассоциируются с мимикой следующим образом:

§ удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

§ страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

§ гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

§ отвращение — брови опущены вниз, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

§ печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

§ счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Жесты,позы,походка и т.д. также несут при общении много информации. В языке жестов, как и в речи, есть свои слова и предложения. Для примера приведем некоторые виды жестов, которые часто возникают при общении:

§ жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др.

§ жесты уверенности — соединение пальцев в купол; раскачивание на стуле;

§ жесты нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем как на него сесть и др.;

§ жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом зажимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;

§ жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

§ жесты отрицания — сложенные на груди руки; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.

§ жесты расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

§ жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

§ жесты неискренности — “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу” как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.

Умение понимать жесты позволит лучше разбираться в людях. Однако следует учесть то обстоятельство, что некоторые жесты имеют разное значение в разных национальных культурах. Например, поднятый вверх большой палец руки в Америке используется при голосовании на дорогах; в Греции этот жест обозначает “заткнись”; в России — “все в порядке”.

Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований кинесика, которая имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой “добавки” к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность). Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плач, смех и т.д.). Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию “околоречевыми” приемами.

Тон голоса, высота и сила звуков — это ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи тоже отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-то. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас и т.д. Этот ряд бесконечен, потому что звуки часто обозначают больше, чем слова.

Пространство и время организации коммуникативного процесса также выступают в качестве знаковой системы и несут определенную смысловую нагрузку. Наука, занимающаяся пространственной и временной организацией общения, называется проксемика. Основателем проксемики является американский психолог Э. Холл.

Межличностное пространство (как близко или как далеко находятся собеседники по отношению друг к другу) является важным фактором в общении. Часто наши отношения мы выражаем пространственными категориями: “держаться подальше” от того, кого мы боимся; “держаться поближе” к тому, в ком мы заинтересованы. Существует определенный предел расстояния между собеседниками. И. Атватер, продолжая исследования Э. Холла, выделяет следующие расстояния между собеседниками, которые характерны для США:

§ интимное расстояние (до 0,5м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

§ межличностное расстояние (0,5—1,2м) — для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

§ социальное расстояние (1,2—3,7м) — для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

§ публичное расстояние (3,7м и более) — на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным видам взаимодействия. Чрезмерно близкое или чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.

Нужно также отметить, что данные правила варьируют в зависимости от возраста, пола, уровня культуры, общественного статуса собеседника. Традиция — также один из наиболее важных факторов. Например, установлено, что жители Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

Таким образом, средства проксемики способствуют оптимальной организации коммуникативного процесса.

Визуальный контакт или “контакт глаз” является исключительно важным элементом общения. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. По этому поводу И. Атватер пишет: “Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта… Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь Ваша очередь”.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Системы невербальной коммуникации могут не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией между людьми.

Коммуникация– это обмен информацией между общающимися сторонами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник