Меню Рубрики

Чтобы пальцы не потели при игре на гитаре

Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Чем сушить пальцы? — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ

Чем сушить пальцы? Оценка:

  • Почти освоился
  • Активист

Merlin07 (Apr 9 2009, 18:11) писал:

Серьезно?

А так да, от волнения и не обязательно в жару, пальцы, порой, становятся как наканифоленные.
Можно попробовать больше ногтем струну защипывать. Но это опять же требует большей точности, что при волнении.

Вобщем, больше практиковаться надо, а струны. Чего их жалеть?

  • Почти освоился
  • Активист

Cartouche (Apr 9 2009, 11:23) писал:

Merlin07 (Apr 9 2009, 18:11) писал:

Серьезно?

А так да, от волнения и не обязательно в жару, пальцы, порой, становятся как наканифоленные.
Можно попробовать больше ногтем струну защипывать. Но это опять же требует большей точности, что при волнении.

Вобщем, больше практиковаться надо, а струны. Чего их жалеть?

  • Почти освоился

Сообщение отредактировал Merlin07: 09 Апрель 2009 — 15:43

  • СуперЮзер

Merlin07 (Apr 9 2009, 11:11) писал:

В очень сильную жару во влажном климате ( в америке) я всегда работаю с вентилятором (но гитара естественно звучит через усилитель).
Правда не из-за пальцев, а просто потому что очень жарко
А вообще у меня руки не потеют

  • Активист

Merlin07 (Apr 9 2009, 15:43) писал:

  • Любит посидеть
  • СуперЮзер
  • Любит посидеть
  • Активист

Исраэль (Apr 10 2009, 00:43) писал:

  • Почти освоился
  • СуперЮзер

Merlin07 (Apr 10 2009, 09:06) писал:

  • Почти освоился
  • СуперЮзер

Merlin07 (Apr 9 2009, 08:11) писал:

Сообщение отредактировал tok_rock: 25 Апрель 2009 — 18:37

источник

Из всех видов болезненных ощущений большинству гитаристов наиболее известен Синдром Чувствительных Кончиков Пальцев. Это состояние здоровья с таким вот псевдонаучным названием (да, этот термин я придумал сам), является следствием усердных занятий, что делает кончики пальцев настолько чувствительными, что становится больно даже прикоснуться к струне, не говоря уж о том, чтобы выполнить подтяжку на четыре лада.

Имейте в виду, что гитаристы со стажем тратят годы на то, чтобы кончики пальцев загрубели и на них появились твёрдые мозоли (так называются области аномально плотной кожи). Если подвергать пальцы небольшому, но постоянному насилию, коим фактически и является игра на гитаре, то в ответ они, как правило, становятся жёстче, кожа на них слегка уплотняется, становится менее восприимчивой к боли и по своему строению скорее похожей на ту, что обычно бывает на подошвах ног. Однако не стоит требовать от них слишком многого, иначе в результате можно заполучить воспалённые, красные, блестящие кончики пальцев со стёртым наружным слоем кожи, а если не повезёт, то в придачу ещё и водянистый пузырь или сразу два. На какое-то время это может вывести вас из строя, и этого, конечно же, следует избегать. Да, есть таки рок-мученики, как Тед Ньюджент (англ. Ted Nugent), заявлявший, что в юности он ночи напролёт занимался на гитаре, пока пальцы не начинали кровоточить, – история действительно душещипательная, но на самом деле в кровоточащих пальцах нет ничего хорошего. Пузыри – это плохо, они причиняют боль, без которой можно обойтись, делают ваш звук хуже, да и вряд ли в этом случае вас кто-то пожалеет. При первых симптомах появления подобных травм следует отложить гитару на день или пару дней, чтобы дать пальцам время на восстановление. Если перестараться, то в результате можно потратить не одну неделю на то, чтобы привести руки в прежнюю рабочую форму, и к тому моменту вы упустите достаточно времени, которое можно было потратить на гитару, таким образом сведя на нет всю пользу от того самого рокового занятия.

Кстати сказать, существует довольно традиционный способ, с помощью которого можно защитить кончики пальцев. Погружение в медицинский спирт заставит их загрубеть быстрее, чем при старом-добром подходе «просто продолжай играть».

Развивая тему «профилактика лучше лечения», мне бы хотелось упомянуть ещё пару вещей, относящихся к вопросу поддержания мозолей в рабочем состоянии. Во-первых, брать гитару в руки сразу после того, как они побывали в воде, – далеко не самая лучшая идея. После душа или любой другой гигиенически полезной процедуры, связанной с мытьём, мозоли становятся предельно мягким, и пяти минут обычной игры на гитаре достаточно, чтобы изодрать их в клочья. Когда руки высохнут, вашему взору предстанут лохмотья кожи, болтающиеся на кончиках пальцев. К сожалению, эти лохмотья совсем недавно были вашими мозолями. Печально.

Во-вторых, с известной осторожностью отнеситесь к мысли о том, чтобы увеличить высоту струн над грифом или их калибр. Для принятия такого решения есть очень веские основания, однако это серьёзно увеличит нагрузку на кончики ваших пальцев, означая, что им придётся стать на порядок жёстче и намного менее чувствительными к механическому воздействию струн. Не забывайте о том, что увеличивать калибр нужно постепенно – даже если до сего момента вы играли уже не один год, перескочив с комплекта .009 сразу на .013, вы запросто можете угробить руки.

В-третьих, полезно время от времени менять струны, а также протирать их после игры. Старые струны становятся ржавыми и шершавыми, причиняя больше страданий при слайдах вверх и вниз, чем при выполнении тех же движений, но на новом комплекте.

В-четвёртых, уж если на кончиках ваших пальцев сформировались твёрдые мозоли, то будьте добры поддерживать их в сохранности. Понятно, что лучше всего постоянно играть на гитаре, но, должен признать, в жизни всегда бывают периоды, когда это невозможно, – всё, что угодно, начиная от приятной перспективы предстоящего отпуска и до определённо менее приятной перспективы закопаться в работе, может вмешаться в ваши самые хитроумные планы. Если вы вдруг обнаружите, что в вашем календаре наметились месяцы, в течение которых вы точно знаете, что будете лишены возможности заниматься так же, как обычно, то стоит рассмотреть возможность приобретения недорогой акустики. Чем более дешёвой и менее приспособленной для игры она будет, тем лучше, поскольку в отношении поддержания кончиков пальцев в нужной форме игра на паршивом инструменте в течение двух минут по своей эффективности не уступит целому часу занятий на вашей любимой шред-машине (как и 98 процентов всех моих статистических выкладок, эта, конечно же, тоже взята с потолка, но, думаю, что саму идею вы уловили).

Ну, и наконец, если вы вдруг зашли в индейский ресторанчик и официант принёс ваш заказ на раскалённой железной сковородке с деревянной подставкой, то лучше поверить его предостережению и не трогать её. Я помню музыканта, у которого были настолько плотные мозоли, что он машинально взял такую штуковину голыми руками, как ни в чём не бывало положил еды на тарелку, при этом абсолютно не чувствуя боли до того момента, пока не попытался убрать руку со сковородки. Как вы, наверное, догадались, его мозоли прилипли к горячему металлу (сейчас можете содрогнуться, если хотите), и впоследствии ему пришлось их очень долго восстанавливать.

Однако если вы гитарой зарабатываете на жизнь, то тут вступают в силу несколько иные принципы. Если вы музыкант-профессионал, то ваш долг – дать шоу, несмотря ни на что. Как-никак, люди платят свои кровные за возможность прийти и увидеть вас, и какие бы трудности вы ни испытывали, публике знать о них совершенно необязательно. Данный принцип объясняет подоплёку жутких историй вроде той легенды о Бадди Гае (англ. Buddy Guy), который втыкал иголки в кончики пальцев для ускорения регенерации мозольной ткани на них (честно говоря, не уверен в эффективности данного метода, однако в случае с Бадди это сработало), или об отвратительной пересадке кожи, которую Стиви Рэй Вон (англ. Stevie Ray Vaughan) устраивал сам себе.

Если вы раньше не слышали об этом, то вот предыстория. Обычно Стиви на свою гитару ставил струны калибра .013 (для верхней «ми»), и предполагают, что иногда он доходил до 0.018 (правда, стоит признать, что при этом он настраивался несколько ниже стандарта). Как приверженец техасского блюза, Стиви в своей игре использовал большое количество широких бендов, и легко представить, как его пальцы реагировали на столь жестокое обращение – иногда они просто не выдерживали. Стиви нашёл следующее решение данной проблемы: он приклеивал кончики пальцев левой руки к правому предплечью суперклеем, ждал, когда он подсохнет, а затем отрывал! Полагаю, что его цель состояла в том, чтобы позаимствовать немного эпидермиса с той части тела, где он не так сильно необходим, и перенести его туда, где он требуется больше всего, – на кончики пальцев. Кстати, как мне кажется, суперклей был изобретён во время одной из мировых войн как средство на скорую руку подлатать раненых солдат при отсутствии нормальных операционных условий или подходящих хирургических материалов (суперклей действительно был впервые получен во время Второй мировой войны, однако начало его использования для оказания первой медицинской помощи отмечено только в ходе войны во Вьетнаме – прим. переводчика). В свете этих данных применение, которое Стиви нашёл суперклею, не кажется такой уж экзотикой. Тем не менее, для большинства людей это всё-таки перебор (хотя известно, что некоторые музыканты, играющие на струнных инструментах, также прибегают к суперклею, формируя с его помощью защитный слой поверх мозолей на кончиках пальцев – прим. переводчика).

Приведу другой пример – любой, кто застал музыкальные магазинчики 1980-х годов, вспомнит, что в ту пору почти все регулярно наведывающиеся в магазин басисты, едва завидев безголовую бас-гитару, тут же брали её в руки и, затянув ремень потуже, так чтобы она висела под самым подбородком, начинали яростно колошматить большим пальцем по струнам. Ответственность за такое поведение почти целиком лежит на лидере группы Level 42, басисте Марке Кинге (англ. Mark King), который вознёс слэповый стиль игры на бас-гитаре к новым вершинам популярности и технического совершенства, вдохновив своим примером многих музыкантов. Так вот, постоянно лупить по струнам боковой стороной большого пальца так же полезно для кожи, как играть свирепые блюзы на тринадцатых струнах, и господин Кинг обнаружил, что мозоль на его большом пальце время от времени лопается. Он нашёл следующий выход – для того, чтобы защитить это уязвимое место, он стал наматывать изоленту на большой палец. После чего он заметил, что не только большой палец перестал болеть, но и сам звук изменился в лучшую сторону – благодаря изоленте в начале каждой ноты появился небольшой щелчок, придающий звучанию перкуссивность, прекрасно сочетавшуюся со слэповым характером его игры. Таким образом, эта история закончилась вполне счастливо!

Всё вышеупомянутое относится к лёгким травмам кончиков пальцев, которые проходят сами собой – стоит лишь дать рукам небольшую поблажку. Однако вы можете столкнуться с ещё одной неприятностью – намного более серьёзной и трудной в лечении. Я имею в виду проблемы с сухожилиями.

источник

В общем, мне потребовалось больше 11 лет чтобы понять что как я, так и большинство людей играющих на гитаре — играют неправильно, неправильно учатся, пишут неправильные гитарные школы, неправильно учат по ним других и т.д., и т.п. Анекдот в том, что упирается всё в один маленький нюанс который усваивается каждым гитаристом в самом начале освоения гитары и дальше им воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Под гитарной игрой я подразумеваю попытки играть технично fingerstyle, funk, со всеми элементами типа slap, strumming, и т.п. В какой-то момент всё хочется объединять, ты сидишь и импровизируешь какую-то мелодию в которой фантазируется гармония (последовательность аккордов) и вплетается (или не вплетается) какое-то соло. В идеале степень смешения должна доходить до того чтобы у слушателя создавалась иллюзия параллельного звучания аккордов/соло или даже партий (например, басовой линии/ритм/арпеджиато). Что доступно немногим и умеют немногие. Некоторым даже непонятно, о чём это я здесь. )

Всё просто. Первое с чего начинает любой гитарист: узнаёт блатную последовательность аккордов Am, Dm, E. Конкретно их аппликатуру — как надо ставить пальчики. Дальше он узнаёт что если поставить или убрать один пальчик, то можно получить изменённый аккорд который будет называться и звучать по другому. Дальше он изучает из каких нот состоит аккорд, погружается (или не погружается) в музыкальную грамоту, разучивает кучку аккордов и/или учится строить любые, узнаёт про боксы, квинтовый круг, обращение аккордов, нот, лады, изменённые строи и т.д., и т.п. Всё это наслаивается, наслаивается, НАСЛАИВАЕТСЯ. Собака же была зарыта в САМОМ НАЧАЛЕ.

Когда гитарист учит свои первые аккорды, он учит как ставить пальцы: указательный, средний, безымянный. И только ПОТОМ, в более других аккордах иногда ставит мизинец если этого требует например септ-аккорд. Если мы откроем любую гитарную школу, то базар там начнётся с того что мизинец — самый слабый палец и при игре на гитаре практически не используется. То же самое передаётся изустно.

Да, исключение составляет игра соло. Здесь базар начнётся с того что для каждого пальчика — свой лад. Включая мизинец. Когда мы начинаем играть гаммы и далее сложные соло мизинец иногда используется более чем активно. Гитарист приучается буквально дотягиваться им до нужного лада и здесь особенно ценится гитарная «распальцовка» и длинные пальчики.

Когда гитарист начинает в своей игре объединять ритм на аккордах с соло/арпеджиато на аккордах (проще) или с соло привязанному к боксам/гаммам/ладам (сложнее) он занимается тем что оттачивает микродвижения пальцев и беготню пальчиками по грифу. Не все могут бегать пальчиками как Yngwie Malmsteen и это многих огорчает. Начинается: гитара не та, мензура не та, расстояние от струн не то, постановка рук не та и вообще плохому танцору многое мешает, а Malmsteen’ми быть дано не всем, также как не все могут подковать блоху.

Не отменяя всё вышесказанное, цель этого поста донести: ошибка была в самом начале. Когда мы учились ставить аккорды. Сейчас я Вас рассмешу, но для меня это действительно открытие: любой играемый аккорд надо начинать ставить с мизинца. Это не означает что обязательно должна звучать та струна на которой он стоит, её можно не трогать или после постановки аппликатуры убирать мизинец (если он мешает, хотя как правило нет). Но сначала надо ставить мизинец (на первую/вторую струну из «контекста») и только потом аппликатуру указательным, безымянным и средним.

Это на самом деле «страшная» тайна. Т.к. необходимо изменить всё что наработано до сих пор. Левой руке нужна опора на грифе, также как и правой руке для чёткого ритма/соло/арпеджиато нужна опора и желательно плавающая. Соло-гитарист как правило (я другого по крайней мере не видел) опирается на указательный палец левой руки. Это даёт возможность удобно упасть фалангой на гриф и быстро зажать сразу несколько струн, затем сыграть нечто и вернуться в исходное положение. Указательный палец левой руки — это опора гитариста, его чаще всего ставят в первую очередь, слайдируют им по грифу и т.д. Так делают все. Очень удобно? Не фига подобного.

Когда Вы чередуете игру ритма с игрой какой-то мелодики приходится метаться по грифу переходя из аппликатур на любимые ходы или просто чтобы кусок гаммы сыграть и возвращаться обратно. Ну примерно так (утрирую): Am — соло — Dm — соло — E — соло. Соло — это тот кусок где мы бросили аккорд, пробежались по струнам и перешли на другой аккорд, пробежались — перешли — пробежались — перешли. Момент перехода — это те миллисекунды которые гитарист пытается убить техникой игры для более связного воспроизведения (желательно вообще слитного). Это блин, настоящий камень преткновения. Недостаточно быстро. Всё ещё недостаточно быстро?

Всё дело в том, что начинать надо было с мизинца. Потому что при поставленном на первую/вторую струну мизинце у Вас остаются свободными целых 3 (три) пальца для того чтобы их куда-то поставить: хотите в аккорд, хотите — пробегите гамму. А опора на грифе уже есть! Рука держится не на аппликатуре, а на поставленном в первую очередь мизинце. Вы можете действительно плавно и без промежутков переходить от аккорда к гамме и максимум что придётся делать это бесшумный слайд мизинцем двигующий руку на грифе в нужную позицию, но активность этих перемещений падает как минимум в два раза! Возможно это кому-то самоочевидно (например г-ну Джимми Хендриксу явно), но для меня это оказалось открытием на которое ушло около 11 лет. Я его сделал просмотрев Marty Schwartz на You Tube.

Это не просто ещё одна техника игры, это совсем другая её постановка причём другая изначально. Не повторяйте моих ошибок и извините за многословность.

p.S. Недавно читал на баше про недоучившегося в универе человека. Цитирую:

xxx: Сперва говорили, что из меньшего большее вычитать нельзя — а потом рассказывали про отрицательные числа. Потом говорили, что 5 на 2 не делится. А потом рассказывали про дробные числа. Потом говорили, что корень из отрицательного числа не берется — только чтобы потом рассказать про комплексные числа. 😀 Я вот думаю. Может я зря на втором курсе отчислился — может и на ноль делить разрешили бы. «

источник

Итак, почему же при игре на гитаре могут болеть пальцы. Они могут болеть не только на левой руке но и на правой. Мы рассмотрим несколько возможных причин, и я постараюсь дать парочку практических советов.
1. Если вы новичок, никогда в жизни не играли на гитаре, и в первый раз взяли в руки инструмент. В таком случае пальцы будут болеть совершенно точно. Этого не избежал никто, без исключений, кто решил учиться играть. Из моих воспоминаний. Когда я решил освоить гитару, пальцы в первое время болели очень сильно, и потом образовывались мозоли. Это достаточно неприятное явление, но плюс в том, что по прошествии определенного периода, кожа на пальцах становится очень плотной и нечувствительной. Например у меня мизинец левой руки даже по размерам отличается от мизинца правой руки, он больше. Это за счет уплотнения кожи на пальцах.
Этой боли не нужно бояться нужно просто набраться терпения и пройти этот отрезок времени.
Что же делать если боль в пальцах не проходит в течении длительного времени и вам всё равно больно играть. Совет. Прежде всего, проверьте, возможно у вас слишком жесткие струны, либо они слишком далеко расположены от грифа, высота струн от грифа очень большая. Поменять струны на более мягкие. Я советую размер не толще 11-х. Также, если необходимо, отдайте гитару мастеру для настройки удобного для игры расстояния струн от грифа.

Специальные средства

Есть специальные накладки на пальцы. Они разные. Приведу фотографию одного из видов.

Поинтересуйтесь в музыкальных салонах своего города, либо закажите по интернету. Наверняка, они намного облегчат вам жизнь.


2. Боль в пальцах правой руки.

У меня подобное явление случается, когда я длительное время не беру в руки инструмент. Кожа на пальцах правой руки как бы “отвыкает” от струн, и потом, когда я снова начинаю играть, подушечки натираются и болят.
Совет. Во-первых старайтесь не доводить до мозолей, потому что мозоли, например на левой руке, не влияют на звук в отличие от правой. Если на правой руке у вас образуется мозоль, то впоследствии, кожа на этом пальце станет облазить, и игра этим пальцем будет звучать громче чем всеми остальными. Если чувствуете что уже больно, кожа покраснела, лучше остановитесь, переждите денёк, кожа на пальцах станет более жёсткой, и вы сможете продолжить занятия. Что еще можно сделать? Совет 2. Некоторые гитаристы советуют ослабить строй гитары на полтона. Не ми-си-соль-ре-ля-ми, а ре#-ля#-фа#-до#-соль#-ре#. Таким образом, натяжение струн станет не таким жёстким, и играть соответственно будет легче.

3. Боль не в подушечках пальцев, а в любом другом месте руки.

Все о чем мы говорили выше, касается боли в подушечках пальцев, но бывают такие случаи когда боль возникает в другом месте. Это могут быть запястья, сухожилия, изгибы рук. Совет. В таком случае рекомендую прежде всего проверить постановку рук правой и левой руки. Как правило, руки болят из-за неправильной постановки. Обратитесь к опытному преподавателю по гитаре который подскажет правильно ли у вас постановка и что-то посоветует.

В заключении скажу, что здоровые руки – это успех любого музыканта. Отнеситесь к этому серьёзно!

Перейдя по этой ссылке, вы сможете проверить удобная ли у вас гитара для занятий.

источник

Самая знакомая для большинства гитаристов боль это, несомненно, Синдром Воспалённых Кончиков Пальцев. Этот псевдомедицинский термин означает состояние являющееся результатом слишком большой тренировки, выражается в том, что кончики пальцев становятся настолько чувствительными, что болят, даже при прикосновении к струне, не говоря уже об исполнении бендов на четыре лада.

Не забывайте, что опытным гитаристам понадобились годы, чтобы на пальцах образовались мозоли Мозоли от струн (участки ненормально твёрдой кожи) . Если вы подвергаете свои пальцы не сильной, но регулярной «пытке», в виде игры на гитаре, то кожа на кончиках пальцев будет черстветь и утолщаться, становясь менее восприимчивой к боли, и больше похожей на кожу подошвы. Но если нагрузка будет чрезмерной, то результатом могут стать натруженные блестяще-красные кончики пальцев со стёртой кожей и, возможно даже с парой волдырей. Это может «вывести вас из строя» на некоторое время, так что лучше такого избегать. Безусловно, есть эдакие рок-мученики, типа Теда Ньюджента, который утверждает, что когда был подростком, то каждую ночь тренировался до изнеможения, пока его пальцы не начинали кровоточить.

Это очень трогательная история, но, на самом деле, кровоточащие пальцы это не самая хорошая вещь. Волдыри это плохо – они причиняют ненужную боль, они делают ваш звук хуже и никто не будет вас жалеть. Если вы чувствуете, что у вас начинаются симптомы, подобные описанным выше, то вам нужно прекратить играть на день или около того, чтобы дать пальцам необходимое для восстановления время. Если вы слишком запустите пальцы, то вам могут потребоваться недели на то, чтобы снова вернуться в рабочее состояние, и вы пропустите достаточно времени, чтобы потерять всю выгоду от такой тренировки.

Кстати, обычно, чтобы защитить пальцы их опускают в медицинский спирт 95-96% (этиловый спирт), это позволяет им затвердеть быстрее, чем старым добрым способом «просто-продолжай-играть».

Продолжая тему «профилактика лучше лечения», хочу упомянуть ещё пару вещей касающихся сохранения мозолей.

  • Во-первых , брать гитару сразу после того, как ваши руки побывали в воде это плохая идея. После душа или мытья посуды ваши мозоли размягчаются и даже пять минут обычной игры могут разодрать их в клочья. Когда они высохнут, то вы обнаружите, что с пальцев свисают куски кожи. К сожалению, эти куски и составляли ваши мозоли. Не хорошо.
  • Во-вторых , серьёзно подумайте, если собираетесь увеличить высоту струн или их калибр. Это увеличит нагрузку и воздействие на ваши кончики пальцев, а значит им придётся стать ещё жёстче. Запомните, делайте такие изменения постепенно – даже если вы уже играете несколько лет, переход с калибра .009’’ на комплект .013’’ может убить ваши руки.
  • В-третьих , хорошо бы изредка менять струны и протирать их начисто после игры. Старые струны ржавеют и становятся шершавыми, отчего скольжение по ним более болезненно, чем на новом комплекте.
  • В-четвёртых , когда у вас образуются мозоли, им нужно будет справляться с вашим стилем игры, ваша задача – поддерживать такое состояние. Регулярная игра это, конечно, хороший план, но, согласитесь, это не всегда возможно – что угодно, начиная с приятных перспектив на выходные и заканчивая, несомненно, менее приятным загрузом на работе, может помешать вашему идеальному плану. Если вы обнаружили в своём календаре несколько месяцев, в которые не сможете тренироваться столько же, как обычно, то вам стоит потратиться на недорогую акустику. Чем более дешёвой, чем менее подходящей для игры она будет, тем лучше, поскольку игра на дрянной гитаре в течение пары минут может быть столь же полезной для сохранения жёсткости пальцев, как час игры на вашей любимой шред-машине.

Наконец, если вы пришли в индийский ресторан, и официант принёс ваш заказ в одной из таких горячих сковородок на деревянной подставке, то вам лучше поверить его предупреждению, что не стоит до неё дотрагиваться. Я знаю гитариста, у которого были настолько хорошие мозоли, что он взял эту штуку пальцами, спокойно положил еды себе на тарелку и, не чувствовал боли до тех пор, пока не поставил ёмкость обратно на стол и не попытался убрать от неё руку. Как вы, наверное догадались, его мозоли прижарились к горячему металлу и ему понадобилось много времени, чтобы снова их нарастить.

Если вы играете на гитаре перед публикой, то правила немного меняются. Ваш долг, как профессионального музыканта, закончить выступление, не смотря ни на что. Ведь люди заплатили свои кровные, чтобы прийти на вас посмотреть, и с какими бы проблемами вы не столкнулись, публика не должна о них знать. Эта философия объясняет жуткие истории, как, например, Бадди Гай втыкал галстучные булавки себе в пальцы, чтобы ускорить восстановление мозолей (честно говоря, не знаю насколько это хорошая идея, но у Бадди получалось) или отвратительная самостоятельная пересадка кожи Стиви Рэй Воном.

Если вы не слышали эту историю, то сделаю небольшое отступление. Обычно у Стиви первая струна стоит калибра .013’’, и есть мнение, что иногда он переходил на .018’’ (хотя надо признать, настраивал чуть ниже стандартного строя). Поскольку Стиви играет техасский блюз, он часто использует широкие бенды, и вы можете себе представить, как его пальцы реагировали на такое издевательство: иногда они просто не справлялись с этим. Стиви придумал приклеивать кончики пальцев левой руки к предплечью правой суперклеем, ждать пока клей высохнет и отрывать! Думаю, смысл был в том, чтобы взять немного эпидермиса с той части тела, где он не так нужен, и перенести его на кончики пальцев, которым нужно было столько кожи, сколько возможно. (Кстати, я думаю, что суперклей придумали на одной из мировых войн, как быстрый способ залатать раненых солдат, когда под рукой нет хорошего хирурга или инструментов. То, как Стиви использовал эту штуку, не так уж абсурдно, если вдуматься. Но, тем не менее, для большинства людей, это довольно экстремально.)

Приведу противоположный пример – каждый, кто помнит музыкальные магазины 80-х, подтвердит, что большинство клиентов-басистов тогда с порога направлялись к какому-нибудь безголовому басу, брали его, подтягивали ремень на уровень подбородка и начинали неистово шлёпать по струнам большим пальцем. Все они вдохновлялись игрой на басу вокалиста «Level 42» Марка Кинга, который вывел слэп-бас на новый уровень популярности и технического мастерства (послушайте запись концерта «A Physical Presence», если мне не верите). Постоянно колотить боковой стороной большого пальца по низкой струне Ми на басу настолько же «полезно» для вашей кожи, как играть неистовый блюз на струнах калибра .013’’. Когда Кинг обнаружил, что мозоль на его пальце имеет склонность иногда лопаться, он решил обматывать эту часть пальца изолентой. После этого не только палец перестал травмироваться, но и оказалось, что улучшился звук – изолента добавила щелчок в начале каждой ноты, давая звуку перкуссивный тембр, что хорошо сочеталось с интенсивным слэповым стилем Кинга. Такой вот «хэппи-энд»!

P.S. Всё выше написанное применимо к небольшим травмам кончиков пальцев, которые, в общем, сами заживут, если вы о них немного позаботитесь. Но есть и другие проблемы, с которыми вы можете столкнуться, и которые гораздо сложнее вылечить. Я имею в виду проблему с сухожилиями.

Для того, чтобы избежать проблему с сухожилиями, настоятельно рекомендую ознакомиться с данной статьёй »

источник

Для начала давайте выясним, почему могут болеть пальцы.

Если подумать, то все просто: пальцы начинающего, неприспособленного музыканта никогда раньше не испытывали подобной нагрузки и болезненные ощущения – это знак того, что пальцы еще приспосабливаются к ней.

У большинства гитаристов болит как раз левая рука, а именно подушечки пальцев.

В первую очередь, рекомендуется поставить нейлоновые струны. Они звучат гораздо хуже и глуше, но пальцы будут болеть меньше.

Совет: Ставить такие струны рекомендуется только начинающим музыкантам до тех пор, пока у них не огрубеет кожа на пальцах. По этой причине с нейлоновыми струнами не стоит выступать на публике.

Также на начальных порах не рекомендуется уделять тренировкам все время. В день можно ограничиться и часом игры. Распределите занятия на гитаре по дням (необходимо после каждого раза делать перерыв минимум в один день).

Этим правилам необходимо следовать не более полутора месяца, так как к тому времени подушечки пальцев уже начнут грубеть:

Другая проблема, с которой зачастую сталкиваются не только начинающие, но и продвинутые музыканты – боль мышцы, которая противопоставляет большой палец кисти. Обычно, это связано с применением такого приема игры, как баррэ на гитаре.

Что же делать, если при игре на гитаре болит большой палец? Здесь круг возможных действий довольно узок. От гитариста требуется лишь более часто в игре использовать баррэ, мешая его с открытыми аккордами.

Дело в том, что это обычная мышечная боль. Такая же, как, например, после подтягиваний, приседаний и т.д. Лечится она временем.

Примечание: в некоторых случаях боль может быть связана с болезнями суставов и костей. Если же у вас имеются подобного рода недуги, то необходимо на время отказаться от игры на гитаре и обратиться к специалисту.

Выше мы уже уделяли достаточно внимания левой кисти. Стоит только добавить что для того, чтобы она не уставала, нужно найти гармонию при зажатии струн. То есть, не надо зажимать их слишком сильно. Но знайте границу, ведь мы уже не раз говорили с Вами о том, что если зажимать струны недостаточно сильно, то они вовсе не будут звучать. Короче, необходимо найти баланс.

В первую очередь, гитарист должен отрастить длинные ногти. Ниже приведены некоторые основания для того, чтобы сделать это:

  • Ногтями намного удобнее играть, нежели подушечками пальцев (даже если кожа на них огрубеет, это будет совершенно бесполезно в игре);
  • Ногтевое звукоизвлечение подчеркивает профессионализм музыканта;
  • Больше всего отращивание ногтей пойдет на пользу любителям играть перебором;
  • В игре появляются более богатые тембры (окраска звука), а также динамика.

Примечание: Для игры ногтями необходим определенный опыт, но за то это является преимуществом любого гитариста. К тому же, вместо ногтей, можно использовать медиатор. В этом случае звук тоже получается красивым.

Примечание: на левой же руке ногти будут только мешать. Их отращивать не надо.

Самая распространенная ошибка гитаристов, которая может вызвать неприятную боль в правой кисти – неправильная ее постановка относительно гитары.

Новички слишком сильно прижимают руку к гитаре или же сильно сгибают пальцы.

Ниже вы можете увидеть картинку, где изображена неправильная постановка руки:

Тут мы видим, что правая рука сильно напряжена. Кисть в правильном варианте должна находиться в привычном положении: расслабьте руку, и вы увидите, что пальцы слегка согнуты. Именно в таком состоянии кисть и должна находиться на гитаре.

Как видим, проблемы с болями в руках при игре на гитаре довольно просто решить. На помощь придут либо отдых, либо тренировка, либо некоторые рекомендации к игре.

источник

Учусь играть на гитаре 1,5 года. Наболел такой вопрос:
В самом начале, конечно побаливали подушечки пальцев левой руки, потом ничего, наросли мозоли (может, неправильно называю, но вы меня поймете). Все бы ничего, но периодически кожа на подушечках начинает «облезать» будто обгорела на солнце. Естественно, чем больше занимаешься, тем больше «облезает».
Что можно поделать, чтобы перестало?

PS: Не совсем понятно было, в каком разделе тему создавать. Так что, если что не так .

. Лучше всего используйте крем для рук. И потрите пальцы мягкой тёрочкой для кожи. Такая применяется для удаления мозолей. И, постарайтесь, чтобы не было заусениц.
Крем использую — без разницы. А разве мозоли надо удалять? Мне казалось — хорошо, что они есть.:-?

Такое у всех гитаристов бывает. Переходный процесс нарастания «профессиональных» мозолей. Через несколько месяцев сформируется «натоптанная» кожа новой структуры (как на пятке ))), вообще перестанет облезать. .
«натоптанная» кожа как на пятке уже есть. Тем не менее — облезает. Поэтому и интересно, когда перестанет.

Возможно, следует сменить марку струн — у некоторых марок витки оплётки имеют очень абразивные свойства.
Струны D’Addario. По цене и качеству они меня устраивают. Получается, это они «грызут» пальцы?
А какие струны за ту же стоимость посоветуете?

Между прочим, в разделе «Музыка для народных инструментов» есть тема «Гитара». Может в нее переберемся? А то там больше рассуждения «о ценности вообще».

А грубые мозоли на пальцах со временем облезут и кожа почти не будет отличаться от нормальной. Просто чуть более плотная, и чувствительность кончиков пальцев уменьшится.
D’Addario — струны нормальные. А не слишком ли высоко они у вас стоят? На классической гитаре над 12 ладом они должны отстоять от грифа на 4,5-5 мм, иначе слишком большой напряг для пальцев.

Между прочим, в разделе «Музыка для народных инструментов» есть тема «Гитара». Может в нее переберемся? А то там больше рассуждения «о ценности вообще».
Самое подходящее, что дает поиск — опрос о том, народный ли инструмент гитара. Но и это не в тему. Есть подходящие варианты, можно и переехать.

А грубые мозоли на пальцах со временем облезут и кожа почти не будет отличаться от нормальной. Просто чуть более плотная, и чувствительность кончиков пальцев уменьшится.
D’Addario — струны нормальные.
Ну вот.:-? Похоже, что «мозоли» — неподходящее слово. Имелась в виду плотная менее чувствительная кожа, о которой Вы говорите. Просто время от времени она начинает слоиться и мешать.

А не слишком ли высоко они у вас стоят? На классической гитаре над 12 ладом они должны отстоять от грифа на 4,5-5 мм, иначе слишком большой напряг для пальцев.
Замерю и напишу. Сейчас гитары рядом нет.

Самое подходящее, что дает поиск — опрос о том, народный ли инструмент гитара. Но и это не в тему. Есть подходящие варианты, можно и переехать.

Вот эта?
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=15394
Ну, если не подходит, то можно открыть новую, скажем, «техника гитариста» — вдруг еще вопросы по гитаре возникнут.

А насчет шелушения уже сформировавшейся кожи — это дело житейское. Любой участок кожи время от времени обновляется, отшелушиваясь, это раз. Во-вторых, шелушение может вызывать авитаминоз и прочие неполадки со здоровьем. Я, например, замечала, что курс пивных дрожжей (сейчас продаются в таблетках — и совсем не такие противные на вкус, как раньше) эффективно прекращает пересыхание кожи.
В-третьих, руки требуют более тщательного ухода. Кремы постоянно, по крайней мере, утром и вечером. Не пользоваться без перчаток синтетическими моющими средствами: стиральными порошками, всякими там чудо-посудомоями. Только натуральное мыло можно допустить к незащищенным ногтям. Вытирать руки насухо после каждого намачивания — очень важно, т.к. досушка на воздухе может вызывать как раз пересыхание и огрубление и хуже — трещинки.
На гитарных форумах это уже обсуждалось, здесь, наверное, тоже.

Может еще у кого найдутся наблюдения и заметы?:fan:

А не слишком ли высоко они у вас стоят? На классической гитаре над 12 ладом они должны отстоять от грифа на 4,5-5 мм, иначе слишком большой напряг для пальцев.
Замерю и напишу. Сейчас гитары рядом нет.

На 12-м ладу высота 4-4,5 мм.

. Продолжайте играть и пользоваться кремом )) .

Скорее всего, проблема с постановкой руки, аппликатурой или индивидуальной особенностью техники. Надо смотреть на руку и постановку.

Указательный палец при игре на электрогитаре с лёгким комплектом не должен так протачиваться, если только вы не делаете им постоянное глиссандо и бенды на терцию, которые предназначены для 2-3 пальцев вообще-то.

периодически кожа на подушечках начинает «облезать» будто обгорела на солнце. Естественно, чем больше занимаешься, тем больше «облезает».
Что можно поделать, чтобы перестало?

Приходилось слышать, какие советы по этому поводу дают профессиональные гитаристы:
1. Плотность и качество мозолей зависит от периодичности занятий. Если заниматься ежедневно, происходит своеобразное наращивание кожи, т.е. слой кожи становится толще.
2. Ни в коем случае нельзя обрывать такую отслоившуюся кожу, которая может потянуть за собой пол-мозоли. Ее надо аккуратно удалять щипчиками и шлифовать пилкой для ногтей.
3. Чтобы избежать отслаивания кожи, мозоли надо регулярно обрабатывать той же самой пилочкой для ногтей, слегка шлифуя поверхность и добиваясь того, чтобы она всегда оставалась гладкой.
Это способствует обновлению кожи, тем самым препятсятвует ее износу.
После такой шлифовки кожу можно смазать кремом.
4. Шлифовка пилочкой помогает и при появлении борозд в толстых мозолях. В этих случаях так же полезно делать массаж кончиков пальцев, а так же размягчающие ванночки для рук на ночь, после которых кожу надо смазать кремом.

Старайтесь регулярно заниматься и регулярно же ухаживать за руками.

Приходилось слышать, какие советы по этому поводу дают профессиональные гитаристы:
1. Плотность и качество мозолей зависит от периодичности занятий. Если заниматься ежедневно, происходит своеобразное наращивание кожи, т.е. слой кожи становится толще.
2. Ни в коем случае нельзя обрывать такую отслоившуюся кожу, которая может потянуть за собой пол-мозоли. Ее надо аккуратно удалять щипчиками и шлифовать пилкой для ногтей.
3. Чтобы избежать отслаивания кожи, мозоли надо регулярно обрабатывать той же самой пилочкой для ногтей, слегка шлифуя поверхность и добиваясь того, чтобы она всегда оставалась гладкой.
Это способствует обновлению кожи, тем самым препятсятвует ее износу.
После такой шлифовки кожу можно смазать кремом.
4. Шлифовка пилочкой помогает и при появлении борозд в толстых мозолях. В этих случаях так же полезно делать массаж кончиков пальцев, а так же размягчающие ванночки для рук на ночь, после которых кожу надо смазать кремом.

Старайтесь регулярно заниматься и регулярно же ухаживать за руками.

Спасибо. Попробую шлифовать. Остальное(кроме ванночек на ночь:-)) делаю, наверное — интуиция подсказала.

источник

В данном материале мы хотим коснуться анатомического аспекта игры на гитаре. Мы постараемся рассказать вам, какие травмы можно получить, играя на любимом инструменте и как их избежать, как сделать занятия максимально полезными и развить функциональность и координацию правой и левой руки.

Человеческая рука представляет собой очень сложную механическую систему, основная задача которой состоит в выполнении сложных и точных высокодифференциальных действий. Последовательность движений задается человеческим мозгом: программа формируется в моторной зоне коры головного мозга, после чего по нервным стволам передается в мышцы. А мышцы, которые безостановочно подпитываются питательными веществами и кислородом из кровеносных сосудов, в свою очередь приводят в движения кости и суставы.

Одним из самых важных и сложных отделов человеческой руки является кисть. В основе подвижности и точности движений кисти лежит сочетание нескольких десятков малых костей и мышц, а также наличие специальных слизистых сумок, которые действуют как смазка и делают движения безболезненными и максимально плавными.

Очевидно, что такое описание строения руки и кисти является очень упрощенным. Также очевидно, что игра на гитаре серьезно повышает нагрузку на кисти рук: при неправильном подходе эта нагрузка может привести к различным болезням, которые негативно влияют на строение и мобильность суставов и мышц. По статистике более 85% музыкантов старше 35 лет имеют определенные профессиональные болезни. В следующем пункте мы расскажем об основных из них.

Пресловутый туннельный синдром (воспаление срединного нерва) – заболевание, возникающее при частом и очень длительном однообразном сгибании и разгибании кисти, сопровождающимся напряжением мышц. Очевидно, что данное заболевание чаще всего преследует барабанщиков, а также гитаристов, постоянно использующих переменный штрих – при этом очень важно отметить, что и те, и другие используют в целом неправильную технику, напрягая мышцы. Основа правильной и быстрой игры: расслабленность мышц.

Профилактика: добиться максимального расслабления кисти при игре, особенно при частых монотонных сгибательно-разгибательных движениях. При появлении легкой боли дайте руке отдохнуть. Если к боли прибавляется еще и покалывание в нервных окончаниях, чувство онемения – возьмите музыкальный «отпуск» на 1-2 недели. Также при сочетании с частой работой за компьютером помогут упражнения на инфографике, представленной ниже.

Остеохондропатии отдельных костей в запястье – разрушение участков костной ткани в результате постоянной нагрузки. Проявляется достаточно редко и при наличии сопутствующих факторов развития (недостаток кальция, нездоровый образ жизни, малая подвижность в целом с частыми и серьезными нагрузками на отдельные зоны, в данном случае – кисти рук).

Профилактика: аналогично прошлому пункту, т.е. чередование периодов нагрузки с отдыхом по мере возникновения чувства усталости, раз в несколько месяцев полный отдых от игры на гитаре не менее 1 недели. Главный симптом остеохондропатии – перманентные боли (даже в период отдыха), сопровождающиеся покраснениями, отеками и неполной подвижностью суставов.

Деформирующий артроз – разрушение суставов вследствие сильных нагрузок. Самые яркие симптомы: изменение формы суставов, снижение их подвижности.

Профилактика: аналогично предыдущему пункту.

Неврит – болезнь нервных стволов, возникающая из-за перенапряжения и сдавливания. Одно из самых неприятных заболеваний, так как в худшем случае может привести к деградации мышц рук и их «усыханию». Возникает в результате игры напряженной рукой с большой амплитудой движения.

Профилактика: аналогично предыдущему пункту + профилактика всех видов инфекционных заболеваний, а также отравлений организма, в том числе алкогольной интоксикации.

Болезнь Рейно – болезнь кровеносных сосудов, которая возникает из-за нарушения их тонуса. Сопровождается приступами онемения кистей рук, побледнением и снижением температуры пальцев рук с параллельным снижением их двигательной функциональности.

Профилактика: общее снижение стресса, переход к здоровому и подвижному образу жизни, сокращение эпизодов отравления организма (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Двигательный невроз – заболевание центральной нервной системы, возникающее на фоне частных монотонных и однообразных практических занятий. Симптомы: постепенная утрата возможности скоординироваться для осуществления отдельных сложных приемов игры.

Профилактика: избегание частых длительных монотонных практических занятий, умение чередовать различные приемы во время игры упражнений.

Также распространенными заболеваниями среди гитаристов являются стенозирующий лигаментит (образование рубцов на связках с ущемлением сосудов и нервных каналов), крепитирующий тендолагинит и плечелучевой бурсит (болезнислизистых сумок, приводящих к сбоям в образовании смазки) и другие: каждое из них сопровождается болевыми ощущениями в кисти, может появляться чувство онемения и покалывания, излишняя усталость кистей. Профилактика осуществляется по схожим с предыдущими заболеваниями направлениям: чередование отдыха и нагрузок, уход от монотонных практических занятий с переходом к занятиям с участием всех групп мышц кистей и рук.

  • Постарайтесь избегать серьезных механических травм: любые удары, вывихи, переломы, повреждения мышц и тканей режущими предметами оставляют след в организме и могут в определенной степени менять структуру костной ткани, сухожилий и суставов, что, конечно же, отразится на технике игры;
  • Не переохлаждайте руки: в зимний период носите варежки, так как они удерживают тепло лучше перчаток, никогда не играйте на гитаре замершими руками!
  • Из предыдущего пункта вытекает и следующий: не забывайте о разогреве и разминке перед игрой. Хотите узнать, как разогреваются гитарные легенды? Посмотрите школу Джона Петруччи Rock Discipline, в которой он не один десяток минут рассказывает про правильную подготовку к игре.
  • Постарайтесь улучшить образ жизни: не увлекайтесь отравляющими организм веществами типа алкоголя или никотина, уж тем более наркотиками. Не забывайте хорошо высыпаться. Станьте более подвижным: больше двигайтесь пешком, три тренировки по 1 часу в неделю будет вполне достаточно для поддержания физического состояния. Если занимаетесь с отягощением в тренажерном зале или на турнике, избегайте сильных нагрузок на суставы рук и особенности кисти. Обязательно разогревайтесь перед силовой тренировкой. Про сочетание идеальной техники игры и «качалки» можете посмотреть в видео-материалах британского шреддера Рика Грэхэма (Rick Graham).
  • Внимательно посмотрите на свой рацион питания: постарайтесь сделать его более разнообразным, избавившись от ненужного «мусора» в виде частого употребления фастфуда, газировок, жирной жареной пищи, сдобных булочек и прочего. Обязательно не реже 1-2 раз в год проходите курс приема витаминов и микроэлементов, так или иначе участвующих в поддержании в здоровом состоянии костей, сухожилий и связок (проконсультируйтесь с врачом!)

ОДНО ПРОСТОЕ ПРАВИЛО: НЕ ПЕРЕТРУЖДАЙТЕСЬ!

Здесь и сейчас вы не станете играть так же быстро и чисто, как Ингви Мальмстин, поэтому в 4-часовой или более длительной пилёжке гамм, хроматик и длительной тренировке переменного штриха нет никакого смысла. Скорее всего вы через несколько месяцев или забросите гитару вовсе, так как из-за монотонности и перетренированности техника не просто не улучшиться – она может даже стать хуже. Самый плохой исход – попадете к врачу.

Намного более грамотный подход – разбивать занятия на блоки не только под разные группы мышц, но и под развитие моста «мозг-мышцы». Немного поясним на примере: как вы думаете, что будет более эффективно и менее травмоопасно

Полугодовая игра по 4 часа в день одинаковых гамм для развития скорости, чистоты и координации при игре переменным штрихом, потом еще полгодика оттачивания отдельных приемов (бенды, вибрато, легато, тэппинг и т.д.), потом еще 6 месяцев импровизации и т.д.

Занятия по 2-3 часа в день, в которые входит:

  • 20-30 минут разминки;
  • 30-40 минут тренировки правой руки: переменный штрих, гаммы, тремоло и т.д.;
  • 30-40 минут тренировки левой руки: легато, растяжка, расширенные аккорды;
  • 20-30 минут тренировки особых приемов игры: теппинг, свип и др.;
  • 20-30 минут импровизации;
  • Отдых на пару минут каждые 20-25 минут занятия.

Вполне очевидно, что второй вариант даст как равномерную нагрузку на мышцы и суставы рук, так и поможет в развитии координации и музыкального мышления. При этом вы едва ли столкнетесь с перетренированностью и эмоциональным «выгоранием», так как не будете заниматься многочасовой монотонной игрой одинаковых пассажей одной и той же техникой.

Если вы все же почувствовали боль или дискомфорт в запястье во время занятий (сейчас мы не говорим о болях на подушечках пальцев у новичков), то дайте рукам отдых не менее 10 минут. Если спустя небольшой отрезок времени в 5-10 минут боль возвращается – перестаньте играть на 1-2 недели. Ваша техника не ухудшится, при этом руки отлично отдохнут.

И не забывайте, что лучше заниматься меньше по времени, но регулярно, чем два раза в неделю, но по 5-6 часов. Берегите себя!

источник

Игра на музыкальных инструментах требует особого внимания к физическому состоянию рук. В данной статье я хотел бы рассмотреть ряд проблем, связанных с состоянием рук, и варианты их решения. Кроме того, я расскажу о некоторых общих принципах заботы о руках.

  1. Мойте и вытирайте насухо руки, каждый раз перед тем, как садится за бас . Поступая таким образом, вы продлеваете жизнь струнам и сохраняете инструмент от жирных отпечатков пальцев.
  2. Стригите ногти коротко . Особенно тяжело это правило дается девушкам. Несмотря на то, что есть басисты использующие ногтевой способ звукоизвлечения, короткие ногти проще в обиходе, с ними меньше царапин на лакированных частях и накладке вашего баса, а, кроме того, меньше призвуков при игре.
  3. Уделяйте время своим рукам . Это не означает, что надо просиживать за маникюром по 2 часа в день. Но пять минут уделённых контролю состояния кожи и ногтей могут предотвратить кучу мелких неприятностей, связанных с заусеницами, мозолями, сухостью кожи. Контролируйте ваше физическое состояние при игре, прислушивайтесь к внутренним ощущениям и при появлении малейшего дискомфорта или боли, задумайтесь, откуда они взялись.

Любая травма, заболевание рук или мозоли могут оказывать влияние на нашу игру. Проблемы рук могут быть связаны или не связаны с занятиями на басу.

Проблемы рук, не связанные с игрой на басу:

  1. Травмы пальцев – ожоги, порезы. Если поражённый участок невелик (только 1 палец), то занятия можно продолжать, но только в том случае если поврежденная поверхность не соприкасается со струнами, а сама травма невелика. Если травмирован палец правой руки, то можно временно им не играть.
  2. Более тяжёлые травмы пальцев – вывих, растяжение, перелом. В этом случае играть НЕЛЬЗЯ. Лучше почитайте теорию, послушайте музыку и посмотрите концерты.
  3. Травмы кисти, запястья, предплечья – играть ни в коем случае нельзя.
  4. Кожные заболевания – экзема и т.д. Чтобы избежать проблем с руками, необходимо проконсультироваться с квалифицированным врачом-дерматологом.

Проблемы рук, связанные с игрой на басу:

На этих проблемах остановимся подробнее.
Мозоли. Не путайте мозоли и естественное огрубение кожи, связанное с игрой на басу. Я выделяю 3 основных случая возникновения мозолей.

  • Мозоли начинающих. Такие мозоли возникают чаще всего следующим образом – купил бас, на радостях играл пять часов подряд, потом неделю просидел, не имея возможности заниматься из-за мозолей. Нагрузку нужно давать плавно — мозолей не будет, кожа на пальцах будет грубеть постепенно. Правда требуется немалая выдержка.
  • Мозоли от перегрузки. Такие мозоли могут возникать у любого басиста, при резком увеличении времени занятий или после перерыва в занятиях. От таких мозолей спасает постоянный самоконтроль состояния рук – при появлении дискомфорта, следует подумать, стоит ли продолжать заниматься или лучше отдохнуть.
  • Мозоли с непривычки. Могут возникать у любого басиста при освоении новой техники или приёма (например, слайды, бенды, слэп). Со струной может контактировать поверхность пальца, которая раньше с ней не соприкасалась. Рекомендации такие же, как и в предыдущем пункте.

Покраснение, зуд и жжение в кончиках пальцев. Вот на этой стадии стоит остановиться и подумать, не приведёт ли продолжение занятия к мозолям. Если всё-таки хочется ещё позаниматься, поделайте упражнения, в которых нагрузка на пальцы распределена другим образом.

Водянистая мозоль. Надо было остановиться на предыдущей стадии. Играть с мозолями некомфортно, пройдут они лишь через 3-5 дней. Лучше всего прервать занятие прямо сейчас и не возобновлять до тех пор, пока мозоли не исчезнут.

Лопнувшая мозоль. Уже давно надо было отложить бас в сторону и заняться чем-нибудь другим. К сожалению, помочь в данном случае может лишь время. Продолжение занятия может быть чревато серьёзными неприятностями с руками.

Боль. Боль может быть вызвана целым рядом проблем, потому следует выделить несколько видов болевых ощущений:

Боль в кисти и пальцах. Самые частые причины: неправильная постановка рук, неудобный инструмент, неправильно отрегулирован ремень (при игре стоя), нехватка специфической силы, растяжки и выносливости, реже – переутомление.

Боль в запястье. Самые частые причины: неправильная постановка рук, неудобный инструмент, неправильно отрегулирован ремень (при игре стоя), переутомление, травма.

Боль в предплечье. Самые частые причины: переутомление, травма, нехватка специфической силы, растяжки и выносливости, неудобный инструмент, реже — неправильная постановка рук.

Прежде всего, стоит проверить факторы, которые ведут к появлению болевых ощущений и ликвидировать их причину. При переутомлении необходим полный покой на несколько дней, при неправильной постановке рук и регулировке ремня, стоит обратиться к преподавателю, при неудобном инструменте – заменить его. В случае травм (либо если боль не проходит несколько дней) необходимо срочно обратится к врачу. Не затягивайте с этим – на начальных стадиях все эти неприятности легко исправимы, в запущенных же случаях проблема может стать хронической.

Наиболее опасна боль в запястье. Строение запястья таково, что его легко травмировать (чаще всего это растяжение связок запястья). Микротравмы накапливаются и, в конце концов, приводят к патологии. Обращайте внимание на появление любого дискомфорта и боли в запястье во время занятий или выступлений, не стесняйтесь, и не ленитесь обращаться к врачам. Для профилактики подобных болей советую использовать широкий и плотный напульсник.

Занятия на басу могут вызывать боли в спине и шее (как следствие зажатости и перенапряжения). На это также следует обращать внимание.

Репетиции и концерты. Обычно во время репетиций и концертом, наше внимание поглощено другими вещами и нет возможности контролировать собственное состояние. Кроме того, причиной травмы может быть недостаточно хороший аппарат или его плохая отстройка (в результате чего хочется играть сильнее, чтобы лучше слышать себя).

Чересчур долгие занятия или выступления. При подготовке к какому-нибудь мероприятию (экзамен, запись, концерт) или во время затяжных выступлений (например, игра в «кабаках» на праздники) тщательно контролируйте руки.

Резкие изменения в занятиях. Изменения, такие как: новый инструмент, освоение новой техники или технического приёма, изменения в постановке рук, игра без разминки, а кроме того небольшой опыт игры могут приводить к болям и травмам. Если вы что-то меняете в своей игре, то внимательно отнеситесь к тому, какие ощущения вызывают эти изменения.

Травмы. Нет лучшего прецедента для травмы, чем бывшая травма. Не думаю, что вам захочется пережить это снова.

Профилактика.

Будьте аккуратнее в повседневной жизни. Помните, что занятия спортом, работа по дому (или основная работа, если она связана с физическими нагрузками) , работа за компьютером, активный отдых влияют на состояние ваших рук и кистей. Если у вас большая физическая нагрузка на руки (особенно кисти), то старайтесь избегать длительных занятий и репетиций.

Следите за своим физическим состоянием. Вероятность любых проблем с руками меньше, если вы нормально высыпаетесь, регулярно питаетесь и следите за своим здоровьем. Обращайте внимание на любые травмы и заболевания, которые с вами случаются (особенно травмы рук, плеч, спины и шеи), тщательно следите за осанкой. Ведите здоровый образ жизни и старайтесь избегать стрессов. Займитесь каким-нибудь видом спорта, не связанным с большими нагрузками на руки (плавание, футбол и т.д.).

Не ленитесь и не стесняйтесь обращаться к врачам при болях и травмах. Не занимайтесь самолечением, не терпите до последнего. Ваши руки – это такой же инструмент, как и бас, вот только бас при случае можно купить новый.

Ваш инструмент и ремень должны быть не только красивыми, но и удобными. Использование широкого и мягкого ремня, удобного баса намного снижает риск возникновения проблем с руками.

При игре делайте перерывы на отдых. Каждые час-полтора делайте небольшие перерывы (10-15 минут) во время которых можно сделать лёгкий массаж рук и разминку.

Использование широкого и плотного напульсника (как у теннисистов) поможет предохранить запястье от растяжений.

Постарайтесь разнообразить свою практику, не зацикливайтесь на одних и тех же упражнениях.

Всегда старайтесь играть расслабленными руками и избегайте напряжения остальных мышц. Помимо травм это ведёт к снижению скорости и ухудшению качества звука.

Заведите эспандер, благодаря занятиям с ним несколько возрастает сила и выносливость рук (но соблюдайте умеренность).

Чаще мыть и вытирать насухо. И конечно меньше волноваться. На концертах сильно помогает полотенце.

Скорее всего, виноваты сосуды конечностей – они просто ленятся работать (сужаться и расширяться). Решение – больше физической активности, занятия спортом (но без больших нагрузок на кисти!) отказ от курения и алкоголя (или хотя бы снижение потребления), здоровый образ жизни и хорошее питание. Способ быстрого согревания рук: сделать несколько энергичных круговых движений руками по большой амплитуде — за счет центробежной силы кровь притекает в мелкие сосуды конечностей (в частности, в капилляры пальцев), и пальцы ощутимо согреваются. Конечно, это весьма забавно выглядит, когда начинаешь руками махать, как ветряная мельница — но зато помогает. Махать надо до появления покалывания в кончиках пальцев.

· быстро устают?

Скорее всего, причина в неправильной постановке руки или зажатости кисти. Проанализируйте постановку рук или проконсультируйтесь с квалифицированным педагогом. Во время игры не напрягайтесь, старайтесь держать руки расслабленными.

Перед началом любого занятия совершенно необходимо размять руки. Пять минут, затраченных на разминку, помогут разогреть руки, повысить тонус мышц, сберегут от травм.

Условие обязательное для соблюдения: разминаемся не торопясь, до конца выполняя каждое движение, упражнения делаем с умеренными усилиями, основной упор на растяжку и гибкость, а не на силу

1. Возьмите правой рукой в кулак указательный палец и оттяните одним движением все его суставы. То же самое проделайте со всеми пальцами (не забывая про большой).

2. Хват пальца тот же. Осторожно поверните его по часовой стрелке и против неё. Попробуйте это движение совместить с вытягиванием. Не забывайте пройти каждый палец на обеих руках.

3. Образовав из указательного и среднего пальца «вилку», поместите в неё палец другой руки. Лёгким давящим движением «вилки» пригибайте палец наружу. Давление приходится в его основание. Пройдите каждый палец на обеих руках.

4. Соедините пальцы перед собой. Давящим движением постарайтесь добиться прямого угла пальцев относительно ладони.

6. Помогая второй рукой, постарайтесь прижать большой палец к запястью.

7. Сложите ладони перед собой. Не разъединяя их, поведите руки вниз (пальцы обращены вверх). Затем переверните ладони пальцами вниз и поведите руки вверх.

8. В том же положении (пальцы смотрят вверх) подавите ладони влево-вправо.

9. Возьмитесь правой ладонью за запястье левой руки, а левой ладонью за запястье правой руки, так чтобы правая рука была сверху. Затем разожмите левую ладонь и сделайте правой ладонью оборот вокруг левого запястья, так чтобы левая рука оказалась сверху. Повторите то же самое для другой руки. Плотно обхватывая пальцами запястье, массируйте его.

10. Соедините ладони за спиной на уровне лопаток. В этом положении несколькими движениями назад постарайтесь расправить локти.

11. Соедините кисти за спиной (правая рука заведена сверху над левым плечом). Сделайте в этом положении несколько круговых вращений корпуса в разные стороны. Затем смените руки и повторите вращения.

12. Соедините кисти за спиной (правая рука заведена сверху над правым плечом). Подвигайте локтем правой руки вверх-вниз. Поменяйте руки.

Разминка закончена. Можно приступать к упражнениям и занятиям.

Хочу выразить отдельную благодарность пользователю Basstream милкивеичу за самоотверженную стилистическую правку статьи

Комментарии: (9 Комментарии , 0 — новые)

Хороший девайс для разработки пальцев вот этот:
http://www.pop-music.ru/bigimg/888880002092.jpg

Никакой экспандер не заменяет, в этом убеждаешься, когда берешь и пальцами поочередно начинаешь жать. Мял экспандер 2 месяца постоянно, потом попал в руки сей девайс и я понял, что 2 месяца прошли впустую, надо начинать сначала.
Хорошая новость в том, что за месяц постоянных занятий (без фанатизма, но постоянно) пальцы обеих рук становятся нормальными настолько, что приходится бережно с плоскогубцам и обращаться — ручки обломать сгоряжа даванув — как нефиг делать.

Важно:
— нажимать надо «рабочей» частью пальца — кончиком, тем же местом, каким и струны жмете.
— тыльную часть упирать НЕ в ладонь, а во вторую фалангу большого пальца. Никак иначе.

Звукоизвлечение становится нормальным когда «мозоли» — огрубление кожи в «рабочих» местах пальцев появляется не только на левой руке, что струны жмет, но и =на правой тоже=
Соответственно, это предполагает хорошо поставленную правую руку — когда сам процесс звукоизвлечения совершается одним и тем же местом на конце пальца. В противном случае не получить «одинаковый» звук.
Ключевое слово — апояндо. Нудно и долго — но того стоит.

Если на пальцах постоянно мозоли возникают — не мучайте гитару. Или читайте дальше про режим занятий.

О «коротких» пальцах. Постановка левой руки на большой палец приводит к любопытному результату — пальцев становится поначалу многовато по длине, девать некуда. Остается тянуть вшЫрь. И выясняется, что в районе 5-7 лада длины пальцев хватает, чтобы не двигая руку накрыть 5 смежных ладов 🙂

При занятиях — маньячить ненадо. Похвальба «. да я по 7 часов в день. » — пустое. Это значит максимум полчаса.
Лучше каждый день по 1.5-3 часа, чем два раза в неделю по 5-7. Если получается только дважды по 5-7, лучше завязать совсем, ничего толкового у вас не получится, руку убьете только.

Прерывать занятия при возникновении малейших болей в суставах, в мышцах между кистью и локтем. Убить легко, лечится долго, многие месяцы.

Не допускать игры холодными (в прямом смысле) пальцами — отогреть. Перчатки зимой.

Пользуйте «артроактив синий» — мазь питательная для суставов. И надо жрать больше холодца — это круче всех колес для восстановления суставов. 🙂

И, черт возьми, уберите левую руку из-под головы, читая этот текст! — иначе получите тоннельный синдром, вас обнимет хирург и на год забудете про игру в хорошем раскладе, навсегда — в плохом. Начинается с ощущения покалывания в мизинце, чувства, как будто «отлежал» мизинец, когда рука начинает сохнуть (видимо взглядом худеть из-за счет атрофии мышц), это уже не о музыке, о том, чтобы избежать инвалидности надо думать.

Щоп не считали голословным — у меня получился хороший расклад. Печатаю этот текст на всякий случай только правой, левая вдоль тела висит, ибо второй раз на те же грабли не хочу. 🙂

Кстати, плоды занятий тяжестями и гирями: при операции кроме высвобождения ущемленного в локте (опора-то при поддержании головы на локоть) нерва, пришлось еще и мышцы разделять, ибо волокна накрест срослись в одном месте.

Здравствуйте, товарищи! Как хорошо, что есть такая полезная тема на форуме. Я хотел бы вам представить замечательную видео-школу «Greg Irwin — finger control & fitness»(Здесь я не нашёл о ней упоминания). http://rutube.ru/tracks/2799808.html

В этой видео-школе приведен ряд упражнений для развития независимости, подвижности и координации пальцев. Мимо неё не должен пройти не один музыкант. Лично мне эта программа очень поспособствовала.

источник

Читайте также:  Почему мальчик потеет во время сна