Меню Рубрики

Во время намаза потею

1. Несоблюдение хотя бы одного из условий правильности намаза. Например, несовершение омовения или неукрытие аврата.

2. Несовершение одного из составляющих частей намаза. Например, поясного или земного поклона.

3. Произнесение в намазе слов, не имеющих отношения к намазу. Даже если слово будет состоять из одной или двух букв, но будет иметь смысл. И не имеет значения, как оно было сказано: специально, по забывчивости, по ошибке, в ответ, по незнанию или вынужденно.

4. Чтение того, что не знаешь наизусть, когда читаешь, смотря в Коран.

5. Если в намазе произнёс салам с намерением приветствия или ответил на приветствие словами или рукопожатием.

6. Если в намазе попросил у Всевышнего то, что можно попросить у человека (одежду, еду, деньги).

7. Отворачивание груди от Киблы.

8. Совершение лишних движений в намазе так, что при виде человека можно было бы сказать, что он не совершает намаз. Это совершение трёх действий подряд в одном ракаате. Например, три шага, вытирание лица три раза или чесание одного места три раза.

9. Если нарушил омовение специально. Но если ненамеренно нарушил омовение в намазе, то молящийся может возобновить омовение и продолжить намаз.

10. Промедление на время совершения одного из составляющих намаза после ненамеренного нарушения омовения, бодрствуя.

11. Намеренное нарушение омовения в последнем сидении после чтения «Аттахийята».

12. Если нарушил полное омовение – без разницы, это нарушение от взгляда или от мыслей о женщине или это поллюция.

13. Если подумал, что нарушил омовение, но, выйдя из мечети, понял, что ошибся, то намаз недействителен. Если же намаз совершается вне мечети, то намаз нарушается после того, как человек пройдёт ряды джамаата. А если осознал ошибку до выхода из мечети или вне мечети до того, как выйдет из рядов джамаата, то намаз не нарушается.

14. Приём пищи или воды, находившихся за пределами рта, осознанно или по забывчивости, даже если количество пищи или воды будет малым. Но если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины, то намаз не нарушается. А если было больше горошины, то намаз недействителен.

15. Ненамеренное открывание одной четвёртой части органа аврата на время совершения одного из составляющих намаза. Но если аврат открыт намеренно, то намаз нарушается сразу.

16. Откашливание или отхаркивание без причины. Но если это сделано для лучшего чтения или освобождения горла, то намаз не нарушается.

17. Оханье, аханье и плач в голос от боли, страдания, печали и горя. Но если молящийся плачет от упоминания Рая или ада, а также если больной не может сдержаться от сильной боли, то намаз не нарушается.

18. Если совершающий намаз ответит чихающему: «Ярхамукаллах».

19. Если совершающий намаз на хорошее известие ответит: «Альхамдулиллях».

20. Если совершающий намаз на известие, приводящее в изумление, ответит: «Субханаллах» или «Ля иляха илляллах».

21. Если совершающий намаз на известие о горе скажет: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун».

22. Если имам или совершающий намаз один совершат ошибку и примут подсказку человека, не совершающего с ними вместе намаз.

23. Если во время намаза исправить ошибку кого-либо, кроме своего имама.

24. Если совершающий намаз за имамом совершил одно из обязательных действий намаза до имама, например совершил поясной поклон до имама и встал до того, как имам опустил голову для поясного поклона, и затем не повторил его вместе с имамом или после него.

25. Если одно из составляющих намаза провёл во сне, а затем не восполнил его.

26. Читать в намазе аяты, подходящие по смыслу на заданный вопрос не совершающего вместе с ним намаз – с намерением ответить на этот вопрос.

27. Если во время чтения Корана молящийся совершит ошибку, изменяющую смысл Корана.

28. Тихий смех нарушает намаз, но если смех будет громким и его услышат стоящие с ним рядом, то нарушается и омовение.

29. Удлинение первых букв «А» в такбире «Аллаху Акбар».

30. Истечение срока ношения масху (кожаные чулки).

31. Если снял с ноги масху или они упали случайно.

32. Если совершающий намаз с таяммумом (сухое омовение) увидит воду и будет иметь возможность её использовать.

33. Если совершающий намаз голым увидит вещь, которой может укрыть аврат.

34. Если упадёт во время намаза повязка с зажившей раны.

35. Если во время намаза вспомнит о пропущенном намазе, то намаз нарушается в том случае, если общее количество всех его пропущенных намазов не превышает пяти.

36. Если совершающий намаз полупоклонами из-за болезни исцелится в намазе и сможет поклоны совершать полноценно.

37. Потеря сознания или приступ сумасшествия во время намаза.

38. Восход солнца во время утреннего намаза, достижение солнцем зенита во время обоих праздничных намазов и наступление времени послеобеденного намаза во время пятничного намаза.

39. Стояние в одном ряду рядом мужчины и женщины без преграды между ними в коллективном намазе за одним имамом.

40. Если на тело, одежду или на место совершения намаза попадёт наджас и останется там на время совершения одного из составляющих намаза.

41. Если имам по причине нарушения его омовения оставит вместо себя человека, который не может быть имамом по какой-либо причине.

42. Если произнесёт салам находящийся дома после двух ракаатов в трёх- или четырёхракаатном намазе, думая, что он путешественник, или думая, что это пятничный намаз, или перепутав таравих-намаз с ночным намазом.

1. Если по забывчивости человек произнёс салам для выхода из намаза.

2. Если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины.

3. Посмотрев на текст, понял его смысл, но не прочитал его вслух.

4. Если кто-нибудь пройдёт перед совершающим намаз. Прошедшему перед ним за это будет грех.

5. Если с вожделением посмотрел на аврат женщины, например на аврат жены, которой дал один развод, даже если с этим взглядом нарушается развод и возобновляется никях.

источник

Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:

Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:

  • он физически не ограничен;
  • находится в подходящем месте;
  • его жизни ничего не угрожает;
  • зависящие от его действий люди (больные, старики, дети) находятся в безопасности;
  • его тело и одежда не осквернены, или есть возможность выполнить ритуальное омовение, переодеться.
  • во время боевых действий;
  • во время стихийных бедствий, снегопадов, дождей;
  • при необходимости оказать помощь роженице или спасать другого человека;
  • в пути;
  • если человек непреднамеренно забыл или проспал;
  • когда мусульманин окружен неверными;
  • по причине болезни.

«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб. (аль-Бухари 598, Муслим 209).

Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим 1/477).

Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (Ан-Ниса, 101-й аят из 176).

Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий. (Аль-Маджму 3/67).

Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера: пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними» (Муслим).

Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

  • если человек пропустил утренний намаз непреднамеренно, он выполняет его сразу после пробуждения, но только после восхода солнца;
  • если верующий приходит в мечеть во время призыва к очередной молитве, он присоединяется к молящимся и совершает сначала намаз, время которого наступило, а после него каза;
  • если человек молится один, вначале он совершает каза намаз, а затем следующий за ним;
  • когда остается мало времени, чтобы прочитать молитвы в правильной последовательности, сначала необходимо сделать намаз, время которого подходит к концу, чтобы не пропустить его;
  • если вынужденно пропущены все намазы, кроме последнего, верующий выполняет все пять поочередно до окончания времени последней ночной молитвы (иша);
  • если пропущены пять молитв за день, восполнить их можно на следующий день, читая намаз и каза поочередно;
  • пропущенный иша восполняют сразу после пробуждения, перед утренней молитвой.

Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними». (аль-Мухалля 2/235).

Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».

Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

  • нахождение в бессознательном состоянии из-за болезни или одержимости джинами;
  • дни менструаций, родов и послеродовый период у женщин;
  • намазы, пропущенные за время жизни до принятия ислама.

Считается достоверным хадис:

«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее» (Ахмад 4/198).

Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз».

источник

  • Мусульманка
  • 1 375 сообщений
  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Что касается аурата женщины, то разногласий по его поводу нет. Все тело женщины является ауратом и должно быть покрыто, кроме лица и кистей рук. Аллах говорит в Коране: «И пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них (не показывают никаких украшений или красот кроме кистей рук и лица)» (Коран, 24:31).

    Ибн Аббас, Ибн Умар и Аиша передали такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Аллах не принимает молитву взрослой женщины, коль она не надела платок (химар, хиджаб)» (Передано пятью составителями собраний достоверных хадисов, кроме Ан-Насаи, Ибн Хузаймы и Аль Хакима. Ат-Тармизи считает, что это хадис хасан).

    От Умм Саламы передано, что она спросила Пророка, «Можно ли женщине молиться в длинной рубахе (как ночная рубашка) и платке без набедренной повязки?» Он сказал: «Коль рубаха длинная, ниспадающая и покрывает верх ее ступней (то ей позволительно так молиться)» (Абу Дауд). Ученые утверждают, что это хадис сахих в форме маукуф (поскольку это свидетельство от Умм Саламы, а не от самого Пророка.) Также передано, что когда у Аиши спросили, в какой одежде женщине разрешено молиться, она ответила: «Спросите `Али Ибн Абу Талиба и затем скажите мне, что говорит он». Ответ Али был таков: «В платке и длинной ниспадающей рубашке». Когда этот ответ передали Аише, она добавила: «Он сказал правду».

    Если одежда настолько тонка, что сквозь нее просвечивается кожа, она не подходит для молитвы».

  • Мусульманка
  • 5 992 сообщений
  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Свободная женщина, достигшая совершеннолетия, обязана закрывать своё тело полностью во время молитвы, кроме своих лица и рук, потому что вся она – ‘аура. Если она молится, и любая часть её ‘ауры становится открытой, как голени или ноги, или вся или часть её головы, то её молитва является недействительной , потому что Пророк, ?алл Аллаху Алейхи уа Саллям, сказал:

    «Аллах не принимет молитву женщины, которая начала менструировать, кроме как в химаре [с химааром] (закрывающим)». (Сообщили Ахмад, Абу Дауд, Ибн Мааджах и ат-Тирмизи, с ?ахиих иснадом).

    Абу Дауд сообщил по свидетельству Умм Саламы, что она спросила Пророка о женщине, которая молилась надев дир‘ (сорочка или предмет верхней одежды) и химаар (покрытие на голову), но без изаара (предмет нижней одежды). Он сказал: «Женщина – ‘аура».

    Что касается лица, является сунной открывать его во время молитвы, при условии, что не присутствуют немахрам-мужчины. Согласно большинству учёных, ноги должны быть закрыты; некоторые учёные позволяют раскрывать ноги, но большинство говорят противоположное. Абу Даууд сообщил от Умм Саламы (Ради-йаллааxу ‘анxаа), что её спросили о женщине, которая молилась в химааре и ?амии? (платье). Она сказала: «Нет ничего неверного в этом, если дир‘ закрывает её ноги». В любом случае, лучше закрыть ноги, для большей верности. Что касается рук, здесь существует больше возможностей: нет ничего неправильного как в открытых руках, так и закрытых, хотя некоторые учёные думают, что лучше закрывать их. И Аллаах — Источник силы.

    «Фатаауа аль-Мар’ах аль-Муслима», шейкх ‘Абд Аль-‘Азииз Ибн Бааз, стр. 57

    Please Login or Register to see this Hidden Content

    источник

    Дата публикации : 03-02-2015

    Я совершал коллективную послеполуденную молитву /‘аср/ и сдерживал газы, чтобы они не вышли. Через несколько секунд давление от газов я прекратил ощущать, и мы совершили земной поклон. После этого я что-то почувствовал возле анального прохода, но не уверен, вышли ли газы: я ничего не услышал ни звука, ни запаха. Поэтому я, вспомнив правило о том, что уверенность в чем-то не удаляется сомнением, закончил молитву. Но я не знаю, сделал ли я все верно или нет? Ведь давление газов я ощущал буквально за несколько секунд до этого. Необходимо ли мне совершить молитву вновь?
    Можно ли нам использовать это правило в отношении любого сомнения в делах Шариата, или это правило касается только вопроса омовения и молитвы?

    Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил человеку молиться, сдерживая при этом позывы к мочеиспусканию или опорожнению кишечника, а также занимать себя их сдерживанием (в молитве).

    Сообщается от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Нет молитвы, если подали еду,и нет молитвы у того, кто сдерживает малую и большую нужды (Муслим № 560).

    Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, в своих комментариях в Сахих Муслим сказал:

    Читайте также:  Я всегда нервничаю и от этого потеют

    Этот хадис свидетельствуют, что совершать молитву, когда подали еду, и человек желает её съесть, нежелательно. Молитва потеряет смирение, так как сердце человека в этом случае будет занято мыслями об угощении. Также нежелательно совершать молитву, сдерживая позывы к мочеиспусканию и к опорожнению кишечника (Шарх сахих Муслим. Т. 5. С. 46).

    Однако эта нежелательность касается только человека, который преступил к молитве, уже испытывая позывы облегчиться. Если же человек преступил к молитве, не ощущая позывов к большой нужде или малой, но начал испытывать их посреди молитвы, то в сдерживании этих позывов нежелательности нет, если только они не станут препятствовать его молитве.

    Постоянному Комитету по выдачам фетв и научных исследований задали вопрос: Иногда я чувствую необходимость опорожнить кишечник до молитвы, но молюсь, и в молитве уже этого не ощущаю. Будет ли моя молитва верной? А иногда происходит наоборот? Верна ли молитва в этом случае?

    Ответ: Молящемуся нельзя приступать к молитве, сдерживая большую или малую нужду, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Нет молитвы, если подали еду,и нет молитвы у того, кто сдерживает малую и большую нужды“ (Муслим). Мудрость и польза этого запрета, а Аллах знает лучше, в том, что это мешает смирению в молитве. Однако если человек совершил молитву в подобном состоянии, то молитва его верна, но не полноценна, не совершенна, однако совершать её вновь не нужно. Если ты приступил к молитве, не ощущая позывов к большой или малой нужде, и они появились посреди молитвы, то молитва также верна, и в сдерживании этих позывов нет порицаемости, если только они не помешает закончить молитву (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима ли-ль-бухус аль-‘ильмийа уа-ль-ифта. Т. 7. С. 25-26).

    Для дополнительной информации обратитесь, пожалуйста, к ответу на вопрос № 159503.

    Человек, который сомневается в выходе ветров, из-за этих сомнений малого омовения не теряет. Он должен продолжать молитву, и она в этом случае будет верной. Ему не требуется совершать её вновь, если только у него нет твердой уверенности, что ветры всё-таки вышли.

    Передается от Са‘ида ибн Мусаййба, от ‘Аббада ибн Тамима, от его дяди, что однажды посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пожаловался человек, которому казалось, что он находит что-то во время молитвы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Пусть не бросает /или: не прекращает/ (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах (аль-Бухари № 137, Муслим 361).

    Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-либо станет чувствовать в своем животе что-то, и станет в этом сомневаться: вышли они (газы) или нет, то пусть не покидает мечети, пока не услышит звук или не почувствует запах (Муслим № 362).

    Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 114793.

    Следует обратить внимание, что слышание звука и ощущение запаха указывают на то, что необходимо убедиться в осквернении и нарушении омовения, какой бы ни была сама причина осквернения.

    Хафиз ибн Хаджар сказал: Этот хадис доказывает, что молитва того, кто не уверен осквернении, остается верной. Но для уверенности не обязательно только услышать звук или почувствовать запах (Фатху-ль-Бари би-шархи сахихи-ль-Бухари. Т. 1. С. 238).

    Постоянному Комитету по выдачам фетв и научных исследований задали вопрос: Каждый ли запах нарушает омовение? Я знаю, что ощущение запаха (испускаемых ветров) нарушает омовение, но мой вопрос в следующем: когда он нарушает? То есть нарушает ли омовение ощущение запаха наряду со звуком и ощущением выхода ветров? Или при ощущении запаха и слышании звука, без собственных ощущений? Прошу вас разъяснить этот вопрос, так как я запутался .

    Ответ: «Хвала Одному лишь Аллаху. Мир и благословение Его посланнику, его семье и сподвижникам.

    Что касается действий или явлений, которые нарушают омовение, то, если человек убедился, что вышли газы, услышав звук, или почувствовав запах, или другим способом, который убеждает его в нарушении омовения, то омовение нарушено. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда его спросили о мужчине, который обнаруживает что-то (у себя в кишечнике) во время молитвы, сказал: „Пусть не бросает /или: не прекращает/ (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах“ (аль-Бухари, Муслим)» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима ли-ль-бухус аль-‘ильмийа уа-ль-ифта. Т. 5. С. 255).

    Правило о том, что уверенность или твердая истина не может быть удалена сомнениями, является правилом общим и касается не только омовения и молитвы.

    Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис представляет собой один из принципов ислама и важное правило исламского правоведения. Правило гласит, что о вещах следует судить по их изначальному положению, пока нет убежденности в обратном. Внезапное сомнение не вредит изначальной убежденности. Примером служит вопрос, который упоминается в главе, где приводится этот хадис. Вопрос состоит в том, что когда человек уверен, что у него есть малое омовение, и у него появились сомнения в осквернении и нарушения омовения, то следовать нужно основе, а именно убежденности в наличии омовения. И нет разницы во времени возникновения сомнений: в молитве или вне её. Таков наш мазхаб и мазхаб большинства ученых-предшественников и современников.

    Другими примерами этого же правила являются следующие ситуации: когда человек сомневается в том, что дал развод жене, или что освободил раба, или сомневается в загрязнении нечистотой чистой воды, или в очищении от нечистоты, или в присутствии нечистоты на одежде, в пище и прочем, или в том, совершил он три рака‘ата молитвы или четыре, или в том, совершил он земной и поясной поклоны или нет, или имел ли намерение поститься, совершить молитву, омовение или намерение пребывать в мечети для поклонения, уже совершая эти виды поклонения или нет, и т.д. Во всех этих случаях сомнения не влияют на верность основы, и нужно придерживаться того, что действия, в котором человек сомневается, не было.

    Ученые исключали из этого правила некоторые ситуации, которые известны и описаны в книгах по исламскому правоведению /фикх/. Для упоминания всех их объема этой книги не достаточно. Эти ситуации общеизвестны, в отношении их имеются возражения, ответы, и есть ситуации, в отношении которых есть разногласия» (ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 4. С. 49-50).

    Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

    «Это правило – необходимость опираться на то, в чем человек уверен, и отбросить сомнение – очень важно. На него указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Если кто-то из вас станет сомневаться в молитве, то путь отбросит сомнение и опирается на то, в чем он уверен“. Этот хадис применяется во многих областях фикха: в (вопросах) развода, договоров и пр. Если человек станет следовать этому правилу, то решатся многие его проблемы, исчезнут многие сомнения и наущения. Такова благодать слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

    Также это облегчение, которое дал ислам людям, так как Аллах не желает, чтобы мусульмане ощущали беспокойство и затруднение. Но желает, чтобы дела их были ясны. Если человек отдастся этим сомнениям, то его жизнь станет тяжелой, беспокойной, так как дьявол не остановится только на внушении наущений и сомнений в отношении верности очищения, но станет внушать их в вопросах, связанных с молитвой, постом и пр. И даже во всех жизненных вопросах, а также в вопросах, связанных с семьей. Шариат изначально закрыл дверь, ведущую к этим наущениям, велел оставить их и отталкивать, чтобы эти сомнения и наущения не имели никакого воздействия на душу человека» (аш-Шарху-ль-мумти‘ ‘аля зади-ль-мустакни‘. Т. 1. С. 312).

    источник

    «Ангел Джабраил (Гавриил) пришел [однажды][1] к Пророку и воскликнул: «Встань же и соверши молитву!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: «Встань и соверши молитву!» Посланник Всевышнего совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: «Встань и соверши молитву!» Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета.

    На следующий день в полуденное время ангел опять пришел, и Пророк помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву.

    После чего ангел Джабраил (Гавриил) произнес: «Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]»[2].

    Во всех этих молитвах-намазах имамом для пророка Мухаммада был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв[3].

    В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари[4].

    Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них[5]. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее»[6]. Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка[7].

    1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца.

    Наступление времени молитвы. При определении начала времени утренней молитвы очень важно принять во внимание ценное назидание, содержащееся в пророческом Предании: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]», – говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)[8].

    В этих словах Пророка речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – «истинном» и «ложном» рассветах. «Ложный» рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.

    Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце»[9]. С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее»[10].

    Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими[11], включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен[12].

    В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце»[13]. Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.

    В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.

    Предпочтения. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца .

    2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого[15].

    Наступление времени молитвы. Как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе.

    Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт.

    Предпочтения. От начала ее временного промежутка и до того, «пока не наступит время послеполуденной» .

    3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца[17].

    Наступление времени молитвы. С завершением временного промежутка полуденной (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср).

    Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто успеет совершить один ракяат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву»[18].

    Предпочтения. Желательно совершить ее до того, как солнце «начнет желтеть» и терять свою яркость[19].

    Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки][20]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракяата, не упоминая Господа, кроме как незначительно»[21].

    4. Вечерняя молитва (Магриб) – начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари.

    Наступление времени молитвы. Сразу после захода солнца, когда диск солнца полностью уйдет за горизонт.

    Окончание времени молитвы наступает «с исчезновением вечерней зари»[22].

    Предпочтения. Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что предпочтение в данной молитве отдано самому началу ее временного промежутка[23].

    Пророк Мухаммад говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд»[24].

    5. Ночная молитва (‘Иша’). Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

    Наступление времени молитвы – с исчезновением вечернего зарева.

    Окончание времени молитвы – с появлением признаков утреннего рассвета.

    Предпочтения. Желательно совершить данную молитву «до истечения первой половины ночи»[25], в первую треть или половину ночи[26].

    В одном из хадисов упоминается: «Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи». Было несколько случаев, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал пятую молитву со значительной задержкой.

    Некоторые хадисы, указывающие на желательность этого:

    – «пророк [порой] оставлял пятую молитву на более позднее время»[27];

    – «пятую молитву совершали во временном промежутке между исчезновением зари и истечением трети ночи»[28];

    – «пророк Мухаммад порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время»[29].

    Имам ан-Навави говорил: «Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи»[30].

    Некоторые ученые высказывали мнение о желательности (мустахаб) совершения пятой молитвы немного позднее начала ее времени[31]. Если вы спросите: «А что лучше: совершить ее сразу по наступлении времени или позднее?», то по этому поводу имеется два основных мнения:

    1. Лучше совершать немного позднее. Утверждавшие это аргументировали свое мнение несколькими хадисами, где упоминается о том, что Пророк несколько раз совершал пятую молитву значительно позднее начала ее времени. Некоторые сподвижники дожидались его и затем совершали молитву вместе с Пророком. В некоторых хадисах подчеркивается желательность этого;

    Читайте также:  Потеет голова у ребенка один год

    2. Лучше, если есть такая возможность, совершать молитву в начале ее времени, так как основным правилом, которого придерживался посланник Всевышнего, было совершение обязательных молитв в начале их временных промежутков. Те же случаи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы позднее, были лишь указанием на то, что это возможно[32].

    В общем-то, хадисы о желательности более позднего совершения пятой молитвы есть, но в них говорится о первой трети ночи и половине ее, то есть беспричинное оставление совершения пятой молитвы на более позднее время становится уже нежелательным (макрух).

    Общий временной промежуток пятой обязательной молитвы начинается с исчезновением вечерней зари и завершается появлением рассвета, то есть началом утренней молитвы Фаджр, о чем упоминается в хадисах[33]. Предпочтительно совершать молитву ‘Иша’ с наступлением ее времени, а также в первую треть ночи или до завершения половины ночи.

    В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.

    В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено.

    ‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

    – во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[34];

    – в то время, когда солнце находится в зените;

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом»[36].

    Также в Сунне имеются повествования о нежелательности сна, когда время приближается к заходу солнца и во время восхода солнца. Однако это не должно дезориентировать человека в регулировании своих биоритмов с учетом разных факторов жизни. Каноническая нежелательность аннулируется при наличии объективной необходимости, а тем более – вынужденности.

    Что касается ритуальной практики в северных широтах, где бывает полярная ночь, то время молитв в такой местности устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или – по мекканскому расписанию молитв[37].

    В затруднительных случаях (нет данных о текущем времени; сложные метеоусловия, отсутствие солнца), когда нет возможности точного определения времени молитв, они совершаются примерно, ориентировочно. При этом желательным является совершение с некоторой задержкой полуденной (Зухр) и вечерней (Магриб) молитв, а вслед – безотлагательное совершение послеполуденной (‘Аср) и ночной (‘Иша’) молитв. Тем самым происходит своеобразное сближение-объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами, что допускается в исключительных ситуациях[38].

    Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

    [1]Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж). [2]Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 241, хадис № 90, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 68, хадис № 150, «хасан, сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 335, хадис № 1472, «хасан, сахих», «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 322, хадис № 418.

    Подробнее см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 239, хадис № 88 (от Ибн ‘Аббаса), «хасан», по мнению некоторых – «сахих»; там же хадис № 89 (от Абу Са‘ида аль-Худри); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 516–521, хадисы № 581–583.

    [3]См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 522, хадис № 584; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 324. [4]См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 241; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 322; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 663. [5]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя [б. г.]. Т. 1. С. 256. [6]Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима вместо «в начале времени ее» сказано «вовремя». См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 338, 339, хадисы № 1474, 1475, оба «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 265, хадис № 158; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 75, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 59.

    Подробнее по теме см., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38–40; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–254; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 69–75, хадисы № 151–173.

    [7]Подробнее см., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257. [8]Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19. [9]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337, хадис № 1473, «сахих».

    Обычно в расписаниях молитв после графы «Фаджр» стоит графа «Шурук», то есть время восхода солнца, чтобы человек знал, когда завершается временной промежуток утренней молитвы (Фаджр).

    [10]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 350, хадис № 1484, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 51, хадис № 186, «сахих».

    Также см., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 164, 165; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

    [11]Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 674. [12]См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, 72; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 517; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 62, 63. [13]Максуди А. Гыйбадате исламия [Исламская ритуальная практика]. Казань: Татарстан китап нашрияты, 1990. С. 58 (на татар. яз.). [14]См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124, пояснение к хадису № (622) 195. [15]Мнение относительно того, что время завершения полуденной молитвы (Зухр) и начала послеполуденной (‘Аср) наступает тогда, когда тень предмета станет в два раза длиннее его самого, является недостаточно верным. Среди богословов-ханафитов об этом высказался лишь Абу Ханифа и только в одном из двух своих суждений по данному вопросу. Согласованное же мнение ученых ханафитского мазхаба (мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, а также одно из мнений Абу Ханифы) полностью совпадает с мнением ученых остальных мазхабов, согласно которому время полуденной молитвы завершается, а послеполуденной начинается тогда, когда тень предмета станет длиннее его самого. См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38, 39; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 41; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 5. С. 42; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 32, 33. [16]См., хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. [17]Время молитвы (‘Аср) можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна. [18]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579. [19]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. Там же. С. 121, 122, хадис № (621) 192 и пояснение к нему. [20]См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329. [21]Хадис от Анаса; св. х. Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 123, хадис № (622) 195; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329, хадис № 426. [22]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. [23]Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 667, 668. [24]Хадис от Айюба, ‘Укбы ибн ‘Амира и аль-‘Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 579, хадис № 9772, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 70, хадис № 418. [25]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. [26]См. хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 535, хадис № 611; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 47, хадис № 167, «хасан, сахих». [27] Хадис от Джабира ибн Самра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 454. Такой же хадис в св. х. аль-Бухари от Абу Барза. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, гл. № 9, раздел № 20; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т 4. С. 211, 213, 214; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 235, а также с. 239, хадис № 567. [28] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 455. [29] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 13, хадис № 457; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, хадис № 565; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 4. С. 213; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 238, хадис № 565. [30] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 13. [31] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 240. [32] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 240. [33] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 511. [34]Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 519. [35]Св. х. имама Муслима. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 167, хадис № 151. [36]Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа; и хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих». [37]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 664. [38]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673.

    источник

    Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал громадное значение намазам, при молении он преисполнялся любовью, благочестием и благоговением. Он совершал намазы с чувством страха и уважения, прекрасно осознавая ответственность и важность стояния пред Аллахом. Как человек радуется при встрече с любимыми людьми и преисполняется счастьем, так и Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) перед каждой молитвой, от мысли, что он сейчас предстанет перед Аллахом, ощущал радость в тысячу раз большую. Осман Шамс Эфенди, подчеркивая, что для достижения степени ихсан 224 намазы необходимо совершать с такой же любовью и радостью, писал:

    Если нет любви во время молитвы и зикра,

    То не достигнешь ты степени ихсана!

    Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во время намазов достигал самой высокой степени хушу (богобоязненности) и скромности. Кроме того, он испытывал неописуемое наслаждение от самозабвенного моления.

    Одной из особенностей полноценного намаза является чувство богобоязненности, когда душа наполнена страхом перед могуществом Аллаха, а все органы и части тела неподвижно замерли от чувства удовлетворения. Во время молитвы нужно полностью сосредоточиться, отрешиться от всего мирского, не отворачивать лицо в другую от киблы сторону и смотреть только в одну точку. Абдуллах бин Шиххир (радыйаллаху анху) состояние Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) во время совершения намаза описал следующим образом:

    «Однажды я пошел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) домой, где застал его исполняющим намаз, во время которого из-за рыданий у него из груди исходили звуки, словно из кипящего казана». 225

    Молитва, во время которой тело, душа и помыслы заняты только Аллахом, имеет огромное значение для достижения Его любви и беспредельной милости. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), подчеркивая, что намаз нужно совершать в состоянии страха и почтения, молясь и рыдая, говорил:

    «Намаз исполняют по два ракята. После каждого второго ракята совершается ташаххуд (сидение между ракятами). Намаз – это выражение чувства страха и своей ничтожности. После окончания намаза нужно поднять руки в небеса и неустанно молить «О мой Господь! О мой Господь! О мой Господь!». Если кто-либо не сделает этого, то его совершенный намаз будет неполноценным». 226

    Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во время коллективного намаза предстоял впереди правоверных, он, учитывая то обстоятельство, что среди молящихся могут быть пожилые, больные и люди, которым нужно спешить на работу, никогда не читал длинные молитвы. Иногда, услышав плач ребенка, он сразу сокращал намаз, так как среди молящихся людей могла находиться мать ребенка. Только во время намаза тахаджуд 227 Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз так, как ему хотелось, ибо можно было не брать во внимание состояние других. По его словам, долгие намазы предпочтительнее, чем короткие. Вот почему Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), совершая дополнительные намазы, читал их долго, наслаждаясь ощущением пребывания перед Божьим ликом. Хузайфа (радыйаллаху анху), который вместе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал ночные намазы, рассказал следующее:

    Читайте также:  Резко сильно потею причины

    «Как-то ночью я встал рядом с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) для исполнения ночного намаза. Он начал молитву с чтения суры «Бакара» 228 и во время намаза я подумал про себя: «Когда дойдет до сотого аята, он сделает поясной поклон». Однако Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил чтение. Тогда я решил, что в процессе чтения этой суры он сделает два ракята, но Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжал читать. Я подумал: «Скорее всего, он сделает поясной поклон в конце этой суры», но он начал читать суру «Ниса», закончив которую, перешел к суре «Али Имран». Читал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) очень медленно. Читая места, где нужно восхвалять Аллаха, он восклицал «субханаллах». Где нужно было просить защиты от наущения дьявола, он произносил «аузу билляхи». Только потом Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал рукуа (поясной поклон), произнося «Субхана Раббияль азим», но этот рукуа длился столько, сколько длилось кыям (стояние). Затем он, воскликнув «Самиаллаху лиман хамидах, Раббана лякаль хамд», выпрямился. Немного постояв прямо, упал ниц для совершения суджуда, во время которого он исступленно шептал «Субхана Рабияль ала». В этом положении Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) находился столько времени, сколько он читал суры. 229

    Намаз – это такое духовное состояние, при котором все мирские заботы отбрасываются в сторону и душа, обретая чистоту ангелов, стремится приблизиться к Аллаху. Достичь подобного состояния можно лишь в результате постоянного и частого совершения молитв. Чтобы добиться этого, необходимо при первой же возможности молиться Аллаху, чтобы тело и душа привыкли к поклонению. Благодаря постоянным упражнениям проходит чувство тяжести и лености, которое обычно бывает с непривычки, и люди начинают исполнять намазы с огромным желанием и удовольствием. Таким же образом впоследствии можно достичь состояния страха и умиротворения во время моления.

    Одним из благочестивых деяний, доступных каждому правоверному, является чтение намазов при каждом удобном случае, так как Всевышний Аллах, характеризуя истинно верующих, следующее их качество выставляет на передний план:

    الَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلاتِهِمْ دَائِمُونَ

    «Они постоянны в молитвах!» 230

    Джалалятдин Руми, утверждал, что только проникновенный намаз может приблизить раба к Аллаху, а приобретенное чувство близости нужно сохранить и в обычном состоянии, в своих стихах он писал:

    Намаз, который показывает нам прямой путь, который удерживает нас от дурных поступков, совершается пять раз в день. Тогда как настоящие «влюбленные» совершают намаз все время. Любовь, пылающая в их груди, любовь, занимающая все помыслы, нельзя вместить ни в пяти, ни в пяти тысячах намазах. Слова «посетите меня немного» обращены не к влюбленным. Души влюбленных всегда томятся от жажды! Разве слова «посетите меня немного» подходят для рыб? Разве могут рыбы жить без моря? Бескрайние воды морей страшны для людей, но не для рыб. Разлука даже на короткое время для влюбленных похожа на целый год!

    Имам Мухаммад Париса, ученик знаменитого шаха Бахауддина Накшибанда, о том, какое значение придают влюбленные намазу, писал следующее: «Для искателя истины, который поминанием Аллаха осветил себе душу, самым прекрасным благочестивым деянием является намаз, ибо намаз – это такой вид ибады, который вбирает в себя все виды поклонения.

    Мы переехали на новый сайт:

    источник

    Медицинские показания улучшения здоровья человека совершающего намаз.

    1. Движения, совершаемые в течение намаза (молитвы), медленные и не утомляют сердце; совершаемые в различное время суток, они способствуют постоянной бодрости человека.

    2. В мозг того, кто склоняет голову к земле 80 раз в день, ритмично и обильно притекает кровь. Поэтому благодаря хорошему питанию клеток мозга у совершающих намаз реже встречаются нарушение памяти и склероз. Эти люди ведут более здоровый образ жизни, не подвергаются так называемому в медицине — недугу слабоумия.

    3. В глазах, совершающего намаз, благодаря постоянным наклонам и подъемам, кровообращение происходит более активно. Поэтому внутри глаз давление не повышается и обеспечивается постоянный обмен влаги в передней части глаз. Это предостерегает от заболевания катарактой.

    4. Изометрические движения в процессе намаза способствуют хорошему пищеварению в желудке и нормальному выделению желчи, тем самым не допуская скопления их в желчном пузыре, способствуют нормальному функционированию поджелудочной железы и играют большую роль в удалении запоров. Благодаря встряске почек и путей испражнений удаляются образование камней в почках и способствует мочеиспусканию.

    5. Ритмичное телодвижение в процессе намазов предупреждает артроз и известковые отложения в суставах, закупорку сосудов у людей не занимающихся повседневным физическим трудом, приводя в действие сосуды и суставы.

    6. Для телесного здоровья необходимо соблюдение чистоты. Намаз (молитва) — воплощение чистоты.

    7. В целях профилактики имеют большое значение телодвижения производимые в определенное время суток. Сроки намаза — наиболее подходящие сроки для обновления кровообращения и оживления дыхания.

    8. Намаз — первейший элемент регулирования сна. Даже статическое электричество, накапливаемое в теле, удаляется из него посредством земных поклонов. Таким образом тело снова обретает бодрость.

    Мусульмане получают терапевтическую и духовную пользу начиная с омовения, заканчивая телодвижениями в молитве (намаз). Ислам предписывает совершение пяти обязательных ежедневных намазов (салят), добровольных намазов в течение года (сунна, нафль) и молитвы таравих. Таравих — это дополнительный намаз, который совершается после ночного намаза в течение всего месяца Рамазан. Таравих состоит из 8 — 20 рака’атов (цикл определенных действий в намазе, который принимается за единицу в молитве) с несколькими минутами перерыва после каждых 4 рака’атов для произнесения слов возвеличивания Аллаха. Таким образом, мусульмане регулярно совершают умеренные физические упражнения практически для всех мышц тела, что, как известно, способствует улучшению кровообращения и, следовательно, улучшает циркуляцию крови в сердечной мышце, укрепляя ее.

    Пост в Исламе (Ураза) длится от рассвета до заката, после чего наступает время разговения (ифтар). Непосредственно перед ифтаром уровень глюкозы и инсулина в крови находится на самом низком уровне, начиная повышаться во время разговения за счет попадания пищи в организм. Сахар в крови достигает наиболее высокого уровня через один — два часа после ифтара, когда наступает время намаза таравих. Именно в этот момент молящийся получает наибольшую пользу от совершения намаза. Циркулирующая в крови глюкоза метаболизируется в углекислый газ и воду во время намаза. Таким образом, это способствует расходу дополнительных калорий, кроме того, любой намаз улучшает гибкость тела, координацию, предотвращает появление стресса, беспокойства и депрессии.

    Физическое и эмоциональное благополучие

    Мягкие физические упражнения, выполняемые во время намаза, улучшают самочувствие, эмоциональное состояние и качество жизни молящегося. Когда человек регулярно прилагает небольшие физические усилия, как при выполнении молитвы таравих, повышается выносливость и сила духа. Было замечено, что пятикратная ежедневная молитва оказывает такие же физиологические воздействия (без какого-либо нежелательного побочного эффекта) как бег трусцой или быстрая ходьба.

    Для сравнения приведем некоторые научные факты. Недавние научные исследования, проводимые с участием 17 тысяч выпускников Гарвардского колледжа, учившихся в период с 1916 по 1950 гг., дали убедительные доказательства, что только умеренные упражнения аэробики, которые приравниваются к ежедневному бегу трусцой на дистанцию 3 мили (что составляет около 5 км), способствует хорошему здоровью и могут продлить жизнь. Смертность мужчин, которые расходовали около 2000 ккал энергии еженедельно (равно ежедневной 30-минутной ходьбе, бегу трусцой, езде на велосипеде, плаванию и т.д.), была от одной четверти до одной трети ниже, чем смертность их однокурсников, которые вели малоактивный образ жизни или не занимались физическими упражнениями вообще. В дополнение к медицинским преимуществам намаза можно добавить, что мусульмане, регулярно совершающие его, в любое время готовы к неожиданным физическим нагрузкам, например, если пришлось резко поднять ребенка, стул, или «поймать» общественный транспорт и т.п. Пожилые люди, ежедневное совершающие намаз, справятся с незначительными физичесикими нагрузками без особых усилий и затруднений. Таким образом, люди любых возрастов найдут много преимуществ в подобного рода физической активности.

    Пожилые люди

    Чем старше становятся люди, тем больше снижается их физиологическая активность, в результате чего кости становятся тонкими, и, если не предпринимать никаких мер, это перерастает в остеопороз. Эта болезнь приводит к переломам костей в связи с их хрупкостью и «рыхлостью» вследствие потери костной массы. У пожилых людей снижается физическая активность, уровень инсулиноподобного фактора роста. Резервные функции всех жизненно важных органов сокращаются, и они становятся более чувствительны к недомоганиям. Кожа становится менее эластичной и морщинистой. Восстановительные процессы в теле замедляются, и снижается иммунитет.

    Первичный остеопороз распространен не только среди пожилых людей, но и среди женщин в постклимактерическом периоде вследствие эстрогенной недостаточности, а также среди женщин, перенесших двустороннее удаление яичников. Женщины в шесть раз чаще, чем мужчины, страдают остеопорозом первого типа. Три основные стратегии для профилактики остеопороза — это диета с повышенным потреблением кальция и витамина D, регулярные упражнения и эстрогенозаменяющая терапия.

    Благодаря регулярным, повторяющимся движением тела во время намаза улучшается работоспособность, повышается мышечная сила, выносливость сухожилий, тело становится гибким, улучшается сердечнососудистая деятельность организма. Таким образом, намаз позволяет пожилым людям обогатить качество жизни, с легкостью переносить непредвиденные ситуации, такие, как внезапное падение, которое может нанести вред органам. Таравих намаз повысит их выносливость, самоуважение и придаст уверенности в себе, позволит почувствовать себя самодостаточными. Далее мы подробно рассмотрим, какое воздействие оказывают намазы на тело человека.

    Воздействие на скелетные мышцы

    Во время совершения намаза активизируется работа всех мышц тела. Не смотря на относительную несложность упражнений и легкость выполнения, это повышает выносливость и снижает усталость. Намаз помогает недееспособным при их ограниченных возможностях максимально активизировать свои силы. Как известно, кровоток к пассивным мышцам находится на низком уровне. Во время намаза кровоток в мышцах значительно возрастает. Иногда поток крови усиливается еще до начала намаза, едва верующий вознамерился совершить молитву.

    Однако, помимо регулярных упражнений немаловажным фактором для мышц тела является питание человека. В дополнение к необходимым для процессов жизнедеятельности жирам, белкам и углеводам, человеческий организм нуждается в полезных минералах, таких как калий для нервов и мышечной активности. Он находится в мясе, фруктах, морепродуктах, молоке. Дефицит калия приводит к неврологическим расстройствам, развивается мышечная слабость, появляется снижение рефлексов, гипотония, нарушения в проводящей системе сердца, непроходимость кишечника, полиурия. Калий также играет важную роль в передаче нервных импульсов и является одним из основных положительных ионов во внутриклеточной жидкости, участвует в создании и поддержании электрического мембранного потенциала клеток. Этот минерал регулирует внутриклеточное осмотическое давление, стимулирует активность ферментов гликолиза, участвует в метаболизме белков и гликогена, играет важную роль в формировании потенциала действия в нервных и мышечных клетках и проведении нервных импульсов, обладает иммуномодулирующей активностью.

    Во время молитвы таравих систолическое давление крови (момент сокращения и выброса крови в артерии) может немного подняться, в то время как диастолическое артериальное давление (когда сердце на несколько секунд расслабляется и наполняется нужным объемом крови), может оставаться неизменным или даже снижаться. Однако после намаза кровяное давление может падать чуть ниже обычного уровня, что является положительным признаком. Намазы улучшают дыхательные функции, увеличивают циркуляцию крови в капиллярах, окружающих альвеолы, это способствует расширенному газообмену и глубокому дыханию. Увеличение потребления кислорода заставляет молящегося лучше себя чувствовать. Те, кто совершают таравих (помимо предписанных обязательных ежедневных пятикратных намазов) имеют лучшую физическую подготовку и более активны даже в преклонном возрасте, по сравнению с теми, кто не совершает его. Намаз таравих улучшает физическую силу, повышает выносливость суставов и уменьшает риск травм сухожилий и соединительных тканей. Намаз таравих способствует обогащению костной ткани минералами, что особенно важно для женщин в период менопаузы, а также пожилых людей для предотвращения остеопороза и поддержания в норме структуры костной ткани. Таким образом, риск остеопороза существенно сокращается за счет регулярных обязательных намазов и намаза таравих. Благодаря намазам улучшается смазка суставов, облегчаются движения, а также сохранятся их гибкость. Совершение обязательных намазов и намаза таравих является профилактикой тромбоза глубоких вен (наиболее распространенная причина гангрены в ногах у пожилых людей).

    Процесс обмена веществ

    Намаз способствует нормализации веса тела и расходу калорий, не увеличивая при этом аппетит молящегося. Умеренные ограничения в еде, как на «ифтар» (разговение) так и «сахур» (ранний утренний завтрак перед началом поста), в комбинации с намазами снижают вес за счет сжигания жира. Вес же тела без жира остается неизменным, иногда незначительно возрастает, т.е. не происходит истощения организма вопреки распространенному мнений людей, отказывающихся поститься по этой причине. Поэтому во время Рамазана следует не переедать на «ифтар» и «сахур», быть усердными в совершении намазов, в том числе и таравих намаза, это позволит потерять часть избыточного веса, что, несомненно, принесет пользу всему организму.

    Психическое здоровье

    Всем известен тот факт, что физические упражнения улучшают настроение, мысли и поведение. Регулярные намазы (которые, как мы уже говорили выше, приравниваются к физическим упражнениям) повышают качество жизни, способствуют ощущению чувства благополучия, приливу энергии, уменьшают беспокойство и депрессию, положительно влияют на настроение и появляется уверенность. Регулярное повторение аятов из Корана и слов возвеличивания Аллаха улучшает память, особенно у пожилых людей, позволяет отвлечься от ненужных посторонних мыслей. Профессор Гарвардского университета, д-р. Герберт Бенсон обнаружил, что повторение молитв, аятов из Корана или поминание Аллаха (зикр), сопровождаемые размышлениями, мышечной активностью, приводит к так называемой «ответной релаксации», которая ведет к снижению артериального давления, снижению потребления кислорода, сокращению сердечной и дыхательной деятельности. Все эти действия объединены в намазе таравих, который является идеальным условием для релаксации. Т.е. происходит регулярная мышечная активность, благодаря регулярному совершению намаза, произнесению слов восхваления Аллаха и молитвы. В намазе разум находится в расслабленном состоянии. Это спокойное состояние может быть отчасти связано с выбросом эндорфина в кровь. Эндорфин — пептид естественного происхождения, который содержится в организме и оказывает воздействие, аналогичное действию морфина и других производных опиума. Он оказывает болеутоляющее действие, уменьшая величину сигналов, передаваемых по нейронам (нервным клеткам). Например, во время родов происходит выброс эндорфина, что снижает ощущение боли женщины даже без использования медикаментов.

    Адреналин (от лат. ad — при и геnalis — почечный) — гормон, вырабатывающийся, как и норадреналин, в мозговом слое надпочечников, играющий важную роль в жизнедеятельности организма человека. Адреналин секретируется и при незначительной активности. Даже после молитвы таравих воздействие адреналина и норадреналина продолжают проявляться. Выброс адреналина увеличивает скорость кровотока, сердце начинает работать быстрее, ускоряется реакция, т.к. в мышцы поступает больше крови, насыщенной кислородом. Активность симпатической нервной системы и секреция адреналина мозговым веществом надпочечников связаны друг с другом. Так, при физической нагрузке возрастает секреция адреналина, усиливая действие симпатической нервной системы. Достаточно даже мысли или намерения совершить намаз, чтобы активизировать деятельность симпатической нервной системы, которая мобилизует силы организма в экстренных ситуациях, увеличивает трату энергетических ресурсов, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию.

    Ислам является единственной религией, где движения во время намаза, который является одним из обязательных видов поклонения Всевышнему, объединены с духовными переживаниями. Когда намазы практикуются в течение всей жизни человека, повторяясь каждые несколько часов, это приспосабливает его проводить сложнейшую медитацию в сочетании с физической активностью, так, что молящийся получает как духовную, так и физическую пользу от поклонения своему Господу. Обязательные намазы и таравих уникальны в том плане, что физическое напряжение, связанное с телодвижениями, сочетается с моральной релаксацией. Регулярные обязательные и дополнительные намазы уменьшают раннюю смертность людей с повышенным артериальным давлением (первичный риск сердечных заболеваний) на половину. Они также борятся с генетическими тенденциями к ранней смертности.

    Далее приводится неполный список благоприятных воздействий, оказываемых на организм человека регулярными намазами:

    — снижается артериальное давление;
    — улучшается работа сердца;
    — увеличивается насыщение крови кислородом;
    — улучшается кровообращение;
    — снижается уровень холестерина в крови;
    — устраняется депрессия;
    — улучшается возможность справляться со стрессом;
    — улучшается самооценка;
    — улучшается сон, и общее состояние человека;
    — поддерживается стабильный уровень сахара в крови;
    — снижается излишний вес;
    — улучшается работа легких;
    — усиливаются кости;
    — увеличивается мышечная сила;
    — увеличивается скорость обмена веществ;
    — снижается риск заболевания раком;
    — улучшается способность концентрироваться.

    Таким образом, все намазы (обязательные, ваджиб, сунна, нафль и таравих) необходимы человеку для продолжительной и качественной жизни.

    источник