Меню Рубрики

Изменение мочи при введении прикорма

Всем счастливым мамам следует обращать внимание на работу мочеполовой системы своего ребенка. Особенно это важно в первый год жизни, потому как своеобразным отслеживанием предотвращаются многие заболевания на ранних стадиях. На развитие патологии указывает цвет, объем, запах мочи и периодичность мочеиспускания. Родившийся малыш писает в первый раз не позднее 12 часов после рождения – это установленная норма. В первый же день после рождения количество мочеиспусканий у малыша может доходить до 10 раз. В дальнейшем частота постепенно уменьшается и к годовалому возрасту ребенок ходит в туалет через каждые два часа – подобная периодичность позволяет родителям приучить ребенка к горшку. Насторожить родителей должна концентрированная моча малыша, которая излучает неприятный запах и имеет темно-желтый оттенок.

Цвет мочи у новорожденного может изменяться от светло-желтого до темно-янтарного. В первые дни жизни моча может быть светлой, но если объем потребляемой жидкости маленький, то можно говорить о высокой концентрации, тем более, если цвет сменился более темным оттенком. Такая моча может раздражать нежную кожу младенца из-за большого содержания солей. В результате нахождение малыша без подгузников оказывается опасным, в особенности если сразу не заменить пеленку.

Если цвет имеет ярко выраженный желтый окрас на протяжении долгого времени, то это говорит о заболевании почек и печени. Проблемы в желчевыводящей системе можно обнаружить только по наличию билирубина в моче малыша, для чего проходят соответствующие лабораторные анализы.

Тревогу не следует бить, когда в качестве прикорма малышу вводятся овощные продукты в виде моркови и свеклы. После ужина овощным пюре уже можно ожидать изменения в цвете мочи у грудничка.

Насыщенный цвет мочи грудничка говорит о большой ее концентрации, причиной чему выступает недостаток употребления жидкости, острая кишечная инфекция или большое содержание солей.

Нормальным для грудничка является слабый запах выделяемой жидкости без побочных примесей. Если запах отдает характерным ароматом гнилых яблок – это указывает на повышенное содержание ацетона в моче. Необходимо провести все анализы, чтобы выявить причину образования этого вещества.

Кетоновые тела, которые влияют на возникновение ацетона появляются по причине:

  • запора;
  • интоксикации, посредством применения лекарственных препаратов или, запрещенных для малыша, средств;
  • гастрита;
  • сильных физических нагрузок, что тоже встречается у грудничков;
  • смены продуктов, которые плохо усваиваются организмом;
  • инфекции организма;
  • переохлаждения;
  • возбуждения или постоянной усталости, чему способствуют нарушения в организме.

Запах аммиака в моче новорожденного говорит о цистите. Бактерии разлагают мочу уже в мочевом пузыре и возникает воспалительный процесс, который лечится только медикаментозно.

Если цвет выделяемой жидкости малышом не подлежит для немедленного обращения к специалисту, то запах – это прямая дорога для проведения всех лабораторных анализов. Запах ацетона может указывать на развитие у ребенка сахарного диабета, а аммиака – на наличие злокачественной опухоли.

Все случаи изменения цвета, запаха, количества и прозрачности мочи грудничка требуют немедленного посещения педиатра. Воспалительные процессы у новорожденных развиваются стремительно, и эта жидкость свидетельствует о наличии патологии очень ярко.

Измененный цвет мочи у грудного ребенка может указывать на наличие следующих заболеваний:

  1. Темно-желтый цвет – наличие в моче повышенного содержания желчных пигментов. Возможно инфекционное заболевание печени.
  2. Оранжевый цвет – большое содержание солей оксалатов или недостаток жидкости в организме, высокая температура, понос или рвота.
  3. Красный цвет – повышенное содержание эритроцитов (красных кровяных телец). Может говорить о заболевании почек и мочевыводящих путей.
  4. Зеленоватый оттенок – вызван механической желтуха у новорожденного.

В каждом из этих случаев необходимо срочно обратиться к врачу и начать лечение. Прозрачность мочи говорит о том, есть ли воспаление в организме ребенка и наличии в ней солей: фосфатов или оксалатов. Если моча мутная, значит, у ребенка проблемы со здоровьем.

Соли в моче у малыша говорят о погрешности в питании:

  1. При введении прикорма часто появляются излишки соли, особенно если кормить ребенка мясными бульонами, жирными сортами рыбы и мяса, яйцами и другими продуктами животного происхождения.
  2. Заболевания желудочно-кишечного тракта – гастрит, язва желудка, болезни почек и желчевыводящих путей увеличивают содержание солей в моче, что приводит к образованию песка и, впоследствии к мочекаменной болезни.

Заметив у ребенка изменение цвета и прозрачности, следует обратиться к педиатру, потому что увеличенное содержание солей у грудничка может привести к опасным последствиям в виде интоксикации, лейкоза, диатеза, подагры, лихорадки, язвенного колита, цистита, пиелонефрита, гиперпаратиореза, синдрома Фанкони. Как только будет поставлен диагноз, следует снижать содержание солей в моче грудничка, во избежание дальнейшего развития болезни.

Концентрированная моча в первые дни жизни может содержать кристаллы уриновой кислоты. Они на подгузнике выделяются пылеобразным пятном розового, оранжевого или красного оттенка и называется в медицинской терминологии «коричневой пылью». Это может настораживать родителей, но такие явления считаются нормой и встречаются у многих новорожденных.

На 5-6 день моча у грудничка перестает быть концентрированной, потому что ребенок получает достаточно грудного молока, а вместе с тем и воды. Но даже в этом случае можно время от времени замечать темное пятно концентрированной мочи на подгузнике – это тоже нормально.

Если такое пятно появляется слишком часто, необходимо немедленно обратиться к педиатру. Если ребенок мочится концентрированной уриной после 4 дня жизни маленькими объемами, то это указывает на недостаток питания, что также становится причиной снижения веса у ребенка. Специалисты должны проверить состояние здоровья малыша и технику кормления грудью. Правильное питание быстро устранит проблему концентрированной мочи.

Важно знать, что цвет, запах, частота мочеиспускания и ее объем – индикатор здоровья маленького человечка. Родителям не стоит замалчивать проблему изменения показателей нормальной мочи у ребенка. Своевременное обращение и правильное лечение, а может и просто уход за малышом, помогут быстро устранить проблему и помочь грудничку стать веселым и здоровым.

источник

Примерно в возрасте шести месяцев потребности ребенка в энергии и питательных веществах начинают превышать тот уровень, на котором они могут быть удовлетворены грудным молоком, и введение прикорма становится необходимым. В этом возрасте ребенок готов к употреблению других пищевых продуктов и по своему развитию. Не введение прикорма по достижению ребенком возраста шести месяцев или ненадлежащее введение прикорма могут сказаться на росте ребенка. Руководящие принципы по надлежащему прикорму заключаются в следующем:

· продолжайте частое, по требованию, грудное вскармливание до достижения ребенком двухлетнего возраста или больше;

· проявляйте чуткость при кормлении ребенка (например, непосредственно кормите детей грудного возраста и помогайте детям более старшего возраста. Кормите медленно и терпеливо, поощряйте, но не принуждайте, разговаривайте с ребенком и сохраняйте с ним зрительный контакт);

· практикуйте надлежащую гигиену и надлежащее обращение с пищевыми продуктами;

· начинайте в возрасте шести месяцев с небольших количеств пищевых продуктов и постепенно увеличивайте их по мере того, как ребенок становится старше;

· постепенно повышайте консистенцию пищи и делайте ее более разнообразной;

· увеличивайте число кормлений ребенка – 2-3 раза в день для детей в возрасте 6-8 месяцев и 3-4 раза в день для детей в возрасте 9-23 месяцев с 1-2 дополнительными перекусываниями по желанию ребенка;

· по мере необходимости используйте для прикорма обогащенные пищевые продукты или витаминно-минеральные добавки; и

· увеличивайте количество питья, в том числе с помощью грудного вскармливания, и предлагайте мягкую, любимую пищу.


Введение прикорма| Выбираем схему (педиатрический/ педагогический)

В зависимости от методик введения и их источников различают следующие типы прикормов:

· Педиатрическая схема введения прикорма. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.В настоящее время прикорм по ВОЗ является самым популярным и его, как правило, рекомендуют педиатры. Это тот самый прикорм, который начинают с овощных монопюре или безглютеновой каши.

· Педагогический. Этот вид прикорма родом из разработок естественных условий для малышей от центра «Рожана». Он получает всё большую популярность за счет легкости в реализации — молодой маме не надо готовить отдельные блюда для малыша, надо просто начинать прикорм с микродоз. Стоит отметить что этот прикорм рассчитан только на деток с исключительно грудным вскармливанием.

Введение прикорма |Основные правила педагогического прикорма:

  • правильное питание мамы;
  • поддержание атмосферы конкуренции за столом — первая кушает мама, малыш наблюдает и тем самым усиливает свой аппетит. Затем мама предлагает малышу попробовать из свой тарелки (видимо мама должна заранее в тарелку наложить еды на двоих). Малыш должен воспринимать маму за столом как конкурента!
  • с начала трапезы, ребенок должен сидеть на коленях у мамы и наблюдать за процессом;
  • предложение ребенку любой пищи, в том числе твердой с тарелки мамы, правда ооочень маленькими порциями — со спичечную головку;
  • количество пищи одного вида — один вид пищи предлагается не более 3-ех микродоз за одну трапезу, зато в одну трапезу возможно лакомство множеством блюд в тех же количествах — три микродозы;
  • введение нового продукта не больше одного раз в день;
  • за день ребенок кушает таким образом с мамой 5-6 раз;
  • трапеза с ребенком продолжается только пока он проявляет интерес (тянет ручки к еде, открывает охотно рот), при первых(!) признаках утраты интереса к трапезе ребенка убирают из-за стола;
  • недопустимы игры с едой, в такие моменты опять же ребенка убирают из-за стола;
  • малыш сам должен брать кусочки с тарелки ручками или ложкой, по мере своих умений;
  • недопустима еда со стола, в игровом режиме и педагогический прикорм очень рьяно относится к культуре ));
  • первые 3-4 недели после ведения прикорма недопустимо увеличение микродоз и их количества, т.е. в идеале ребенок должен выходить из-за стола голодным и требующим продолжения банкета(!);
  • после трапезы голод малыша утоляется грудным молоком, а интерес к еде продолжает увеличиваться;
  • с 2 по 8 месяц после введения прикорма(!) объем предлагаемого плавно увеличивать с размера микродоз до 1-2 чайных ложек только для блюд, которые были неоднократно опробованы в микроколичестве. Новые блюда также продолжают вводится в количестве микродоз. Т.е. за одну трапезу малыш не должен съедать одного блюда больше 2 чайных ложек, если малыш продолжает требовать стоит ему предложить другое блюдо или несколько в том же количестве;
  • с 8 по 14 месяц (в зависимости от скорости ввода прикорма) наращивается объем предлагаемого с чайных ложек до 1-2 столовых ложек. Т.е. за одну трапезу малыш не должен съедать одного блюда больше 2 столовых ложек, если малыш продолжает требовать — стоит ему предложить другое блюдо или несколько в том же количестве;
  • последний этап — переход к общему столу в среднем происходит через год после начала ввода прикорма и совпадает с завершением грудного вскармливания.

Плюсы этого вида прикорма в воспитании культуры поведения за столом и аппетита. Минусы: более длительное введение прикорма, методика рассчитана только на грудное вскармливание, не одобрена официальной медициной по причине возможной нехватки питательных элементов из грудного молока.

В целом, я являюсь сторонницей прикорма по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, мне нравится огромное количество практических наработок, которые можно использовать. Также я порой прибегаю к элементам педагогического прикорма. В педагогическом прикорме мне импонирует глубина проработки вопроса стимуляции пищевого интереса. На мой взгляд у многих грудных детей отличный пищевой интерес, просто они не испытывают чувство голода в той степени, чтобы оно заставило их рассмотреть прикорм как альтернативу грудному молоку.

Введение прикорма |Выбираем время введения по ВОЗ

Итак, оптимальный вид прикорма выбран. Теперь маме следует выбрать время ввода подходящее для малыша, при этом следует учесть готовность малыша, которая заключается в следующем:

  • При вводе прикорма малыш должен быть здоров. При любых проблемах со здоровьем, в том числе с зубками, перед вводом прикорма дожидаемся когда они завершаться.
  • Если ребенку ставили прививки, то ввод прикорма откладываем не меньше чем на неделю.
  • Если в процессе ввода на какой-то продукт возникла аллергия, приостанавливаем ввод этого продукта. Кормим по схеме, которой кормили до возникновения аллергии, до полного выздоровления. Затем продолжаем ввод прикорма, но уже других продуктов! Ввод продукта, на который выявилась аллергия, откладываем на 3-6 месяцев.
  • Оптимальный возраст введения прикорма — 6 полных месяцев. Обратите внимание, не начало 6 месяца — 5 с хвостиком, а полных 6 — т.е. начало 7-ого.
  • Более ранее введение прикорма целесообразно только при особых показаниях (проблемы с весом, со стулом) и по рекомендации педиатра. Как правило, если нет серьезных проблем, то этот возраст не меньше 5 месяцев.
  • Помимо возраста следует учесть наличие стойкого пищевого интереса и созревания рефлексов необходимых для обработки и проглатывании пищи:

· ребенок с готовностью ожидает когда следующая ложка прикорма попадет в рот, хорошо проглатывает пищу и не выталкивает ее наружу;

· эмоционально реагирует на пищу: тянется в сторону ложки или или отворачивается, когда насыщается;

  • Если голодный ребенок (ориентируемся по времени — пробуем предложить прикорм не раньше чем через 3 часа после кормления) препятствует попыткам его накормить или при попадании пищи в рот у него вызывается рвотный рефлекс, то введение прикорма необходимо отложить на несколько недель, так как эти факты указывают на незрелость рефлексов необходимых для обработки и проглатывания пищи.

В то же время следует знать, при первом знакомстве даже с самой вкусной едой маловероятно, что она покажется таковой малышу. Знакомство с каждым новым продуктом у ребенка может происходить за 8-10 приемов.
Многие мамы торопятся как можно быстрей ввести прикорм, но это может быть оправдано только в случаях если малыш плохо набирает вес или малыш на искусственном вскармливании.

Надо помнить, что для грудничков при правильном плавном вводе прикорма, грудное молоко может до года является основной пищей и составлять большую часть дневного рациона. Как правило, такие случаи, связаны с излишками веса малыша, который впоследствии нормализуется.

В вопросе позднего введения прикорма следует знать очень важный возможный фактор отсутствия аппетита — это анемия (пониженный уровень гемоглобина). В таких случаях у ребенка может отсутствовать аппетит, затрудняя введение прикорма железосодержащих продуктов. Мамам, дети которых не спешат кушать прикорм, обязательно нужно поинтересоваться у педиатра уровнем гемоглобина малыша, чтобы исключить анемию.

Введение прикорма | Баночное или домашнее

Многие врачи и в том числе Всемирная организация здравоохранения рекомендует баночное детское питание. Врачи свою позицию аргументируют тем, что ингредиенты детского питания проходят более жесткий контроль, чем все другие продукты питания на прилавках наших магазинов.
Но немаловажно, что в свежеприготовленном блюде гораздо большее количество витаминов, чем в консервированном. Поэтому если есть уверенность в качестве конкретного продукта (кабачек вырос за городом, на даче у бабушки — в экологически чистой зоне) и есть возможность, силы и время его приготовить для своего малыша – замечательно!

Введение прикорма| Различные условия

Несмотря на единую для всех таблицу ввода прикорма по ВОЗ, поясню, что дети, как и условия ввода прикорма бывают абсолютно разные и некорректно сравнивать сроки и объемы введения продуктов для малышей из разных категорий.
В зависимости от различий в развитии и питании малышей, я обнаружила следующие условия ввода прикорма:

  • с избытком веса (готовность к прикорму, как правило, появляется позже);
  • с дефицитом веса (готовность к прикорму, как правило, появляется раньше);
  • исключительно на грудном вскармливании (по требованию и по графику);
  • на искусственном/смешанном вскармливании.
Читайте также:  Сколько мл мочи нужно сдавать новорожденному

Т.е. одной для всех идеальной формулы введения прикорма не существует. Именно от темпов развития и типа первичного вскармливания (грудное, искусственное или смешанное) будут зависеть сроки и объемы введения прикорма. Как правило, дети при искусственном вскармливании и грудном вскармливании по графику быстрей переходят на вводимый прикорм, а впоследствии и за «общий стол».

Примерные этапы прикорма

Первый этап.На этом этапе основная цель состоит в том, чтобы малыш попробовал вкус другой пищи и научился есть с ложки.
Второй этап.Когда малыш может не только сидеть без поддержки, но и переносить предметы (например, ложку) из одной руки в другую и справляться с ней – можно давать уже более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса. Кормление грудью продолжается при этом по требованию.
Третий этап.Настало время учиться справляться с небольшими кусочками пищи. Мама уже не только кормит с ложки, но и предлагает крохе такую еду, которую он может сам взять пальцами: ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки. Кормление грудью продолжается по требованию, но параллельно с едой мама предлагает малышу еще и питье из чашки: это может быть вода, компот или кисломолочные продукты.
Четвертый этап.Это последние месяцы введения прикорма, когда взрослые все еще дают ребенку адаптированную пищу и следят за ее количеством, чтобы кроха не съел слишком много или слишком мало. Грудное молоко продолжает составлять важную часть рациона питания и предпочтительно должно быть главной жидкостью в течение второго года жизни и даже дольше.

Частые ошибки при введении прикорма

· прикорм – не самоцель. Мама, дающая своему крохе прикорм, должна твердо понимать, что прикорм – это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства.

· сок не является продуктом первого прикорма. Он не подходит даже для второго или третьего прикорма. Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания.

· прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко или адаптированную смесь. Кормление грудью очень полезно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы закончилось.

Схема прикорма в соответствии с рекомендациями ВОЗ | Корректировки по ситуациям

· при исключительном грудном вскармливании до введения прикорма, с началом прикорма начинаем регулярно предлагать воду;

· при дефиците веса сначала необходимо вводить каши, затем овощи;

· при затруднениях со стулом следует попробовать пораньше ввести овощи ;

· если малыш не успевает за темпами увеличения объема, то вводить продукт не за 7 дней, а за 10;

· если не сумели нарастить указанный в таблице объем, необходимо: 1. убедиться, что ребенок готов к вводу прикорма. 2. попробовать различные приемы стимуляции пищевого интереса (можно взять некоторые элементы из педагогического прикорма), но как правило, надо просто подождать естественного развития событий. 3. прикармливать максимальным объемом, который малыш соглашается кушать пока малыш, в результате естественного развития событий, не позволит увеличить объем съеденного.

источник

К сожалению, далеко не всегда введение прикорма ребенку проходит гладко, как говорится, «без сучка и задоринки». Некоторые малыши остро реагируют на знакомство с новой пищей и их родители могут столкнуться с такими неприятностями как:

  • запор у грудничка после введения прикорма;
  • расстройство желудка у малыша;
  • возникновение у ребенка аллергической реакции на новые, казалось бы, совершено не аллергенные продуты.

Кроме того, иногда маленькие привереды наотрез отказываются даже пробовать незнакомую «взрослую» пищу, отдавая предпочтение грудному молоку или адаптированной детской молочной смеси. Кстати, отказом от прикорма чаще «грешат» малыши, находящиеся на естественном вскармливании, в то время как «искусственники» обычно с аппетитом уплетают предложенные овощные пюрешки, кашки, кефирчик Хотя бывают и исключения.

Естественно, даже небольшие трудности порой сильно расстраивают молодых родителей и нередко подталкивают их к совершению типичных ошибок, последствия которых приходится исправлять в течение длительного времени и часто при содействии врачей — педиатров и гастроэнтерологов.

Помните: с трудностями в начале введения прикорма сталкиваются многие родители и большинство мелких неприятностей, которые кажутся вам «трагедиями вселенского масштаба», можно устранить всего за пару дней.

Вполне естественно и закономерно, что после введения прикорма стул грудничка меняется. Однако эти изменения часто вызывают у неопытных родителей настоящую панику! На тематических форумах можно встретить сообщения: «Ребенок какает зеленым! Что делать?», «За целый день дочка сходила „по большому“ только один раз. У нее запор?», «Нашла в памперсе непереваренные кусочки яблока. Это непереносимость?!» Опытным родителям такие темы могут показаться смешными, но для молодых «впервые» мам это настоящая катастрофа. Давайте попробуем разобраться, каким же должен быть нормальный стул ребенка после знакомства с первой «взрослой» пищей.

Желудок малыша не похож на желудок взрослого человека. Новую пищу он принимает «осторожно и с оглядкой». Часто первые блюда прикорма не перевариваются полностью, в результате чего стул окрашивается в тот же цвет, что и «еда». К примеру, пюре из молодых кабачков или брокколи, может придать стулу грудничка зеленоватый оттенок, морковь и тыква могут «подарить» яркий оранжевый цвет, а полезная свекла, соответственно, красный. Если, помимо изменения цвета содержимого подгузников, все как обычно, малыш бодр и весел, не страдает потерей аппетита и не «жалуется» на боли в животике, причин для беспокойства нет.

Далее. В отличие от грудного молока или адаптированной смеси, «взрослая» пища дольше задерживается в кишечнике, на ее переваривание у малыша уходит в разы больше времени. Соответственно, меняется и частота опорожнения кишечника. В норме, после введения хотя бы одного блюда прикорма, ребенок какает 1–2 раза в сутки. В отдельных случаях, особенно у детей находящихся на естественном вскармливании и получающих грудь по требованию, частота опорожнения кишечника может колебаться от 1–4 раз день до 1 раза в два три дня. Если при этом кроха чувствует себя хорошо, поводов для беспокойства нет.

Также после введения прикорма меняется и консистенция стула. Если ранее кал был кашицеобразный или вовсе «жидкий», то после знакомства с новыми блюдами он становится плотнее. Это совершенно естественно, и говорит о том, что ребенок хорошо переносит переход на новую пищу.

Прежде всего, родители должны понимать, что не всякая задержка стула у ребенка после введения прикорма является запором. Если ребенок сам какает раз в 2–3 дня, и при этом стул у него пасто- или кашицеобразный, а сам малыш бодр, весел и полон сил, хорошо кушает и не жалуется на сон, то причин для беспокойства нет. Скорее всего, такой режим опорожнения кишечника — физиологическая особенность вашего ребенка.

Совершенно обстоит дело, если малыш испытывает трудности с опорожнением кишечника: ребенок может отказываться от пищи, капризничать, подолгу не засыпать , а его стул при этом становится плотным, нередко напоминающим крупные горошины. В этом случае ребенку нужна помощь взрослых.

Первое, что следует сделать родителям, это «пересмотреть» меню малыша, исключив из него все новые блюда и увеличив долю жидкости. Что касается «слабительных» средств, то с ними лучше не спешить. То же самое относится и к так любимой многими родителями «очистительной клизме». Дело в том, что любая искусственная стимуляция кишечника в раннем возрасте может спровоцировать «привыкание» и в итоге уже подросшее чадо не сможет «сходить на горшок» без посторонней помощи.

Запомните: любые слабительные средства можно применять только после консультации с педиатром. Более того, большая часть слабительных средств, даже «детских» и отпускаемых без рецепта, противопоказана детям до года.

источник

Прикорм — не самоцель. Мама, дающая своему крохе прикорм, должна твердо понимать, что прикорм — это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства. Прикорм вводится позже недоношенным деткам и малышам с аллергией. Новые виды прикорма не вводятся во время болезни и после прививок! Во время болезни или прорезания зубок аппетит малыша резко падает, и это закономерно — прикорм нужно отложить, ведь на переваривание непривычной для организма пищи тратится энергия, нужная для выздоровления.

Сок не является продуктом первого прикорма. Он не подходит даже для второго или третьего прикорма. Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания. К тому же в старых советских книгах соки рекомендовались в качестве добавок, корригирующих недостаток витаминов в смесях полувековой давности производства. Иначе говоря, прикорм рекомендовали начинать с соков потому, что предполагалось, что мать уже не кормит грудью (нормой считался очень ранний выход на работу), а смеси не дают ребенку нужного количества витаминов. Сегодня и матери часто кормят грудью до года и более, и адаптированные смеси значительно улучшили свой состав!

Раннее введение соков не имеет смысла именно потому, что это прямое вытеснение гораздо более полезной для ребенка пищи, при этом содержащиеся в соках фруктовых кислоты без

смягчающего воздействия содержащейся во фруктах клетчатки достаточно агрессивны. В среднем у каждого третьего ребенка введение соков ранее девяти месяцев вызывает аллергические реакции и расстройство пищеварения. Мало того, благодаря сочетанию высокой кислотности и сахаров фруктовые соки при активном употреблении часто становятся причиной раннего детского кариеса. Единственную пользу от соков в первые месяцы жизни малыша получают производители соков! Спустя некоторое время соки могут стать малышу друзьями, но пусть это произойдет попозже.

Не надо улучшать вкус еды. Для того чтобы ребенок освоился с новым вкусом еды, нет необходимости добавлять соль, сахар и тем более химические приправы! Вкусовые сосочки малыша, не знающего ничего, кроме маминого молока или смеси, еще очень нежные; пища, посоленная или приправленная как для взрослых, может оказаться для него слишком грубым и неприятно ярким впечатлением. Причем впоследствии ребенок может пристраститься к чересчур соленой еде. Подслащивать еду тоже не нужно: сахар и соль совсем не полезны для ребенка, но вырабатывают определенные вкусовые предпочтения. Конечно, ребенок охотнее будет есть подслащенную еду, но это легко приведет к тому, что есть ее без сахара он вообще не станет!

Контроль за количеством съеденного. Многие мамы искренне полагают, что их ребенок обязан съедать определенное количество определенной еды, и начинаются уговоры «съешь ложечку за папу», либо усаживания перед телевизором с мультиками в то время, как мама отправляет в открытый рот ложку за ложкой. Приводит это к тому, что ребенок начинает относиться к еде как к тяжкой и скучной обязанности, едва ли не повинности. И как только немного подрастает — старается от нее избавиться.

Исследователи уже озвучили вывод, что попытки контроля объемов еды у ребенка, вероятно, приводят к нарушению нормального контроля чувства голод — насыщение у ребенка. В норме ребенок просто не позволит оставить себя голодным. Если он хочет есть — он будет есть; если он есть не хочет — значит ему это пока и не нужно. Маме нужно следить не за количеством еды, а в первую очередь за качеством.

Оценивать, правильно ли вводится прикорм, на самом деле очень просто: достаточно следить за тем, чтобы вес и рост продолжали прибавляться и не было нарушений со стороны пищеварения. Если стул стал слишком редким, чересчур жидким или в нем появились непереваренные кусочки — это явный признак слишком поспешного ввода новых продуктов. Маме нужно приостановить темпы получения прикорма.

Прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко или адаптированную смесь. Всемирная Организация Здравоохранения, а за ней и последние рекомендации Минздравсоцразвития России специально и неоднократно подчеркивают, что прикорм не заменяющее питание, а именно дополняющее. К сожалению, многие врачи-педиатры до сих пор исходят из устаревших рекомендаций по питанию, которые давались таким образом, чтобы к году кормление грудью было окончено, и ребенок был полностью переведен на «взрослую» пищу. Сегодняшние рекомендации, наоборот, говорят о том, что кормление грудью очень полезно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы закончилось.

Если прикорм начинает заменять собой кормления грудным молоком, это приводит к снижению лактации и соответственно к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ. Ни один продукт по своей ценности не может сравниться с ценностью грудного молока, поэтому нельзя допускать, чтобы количество молока, которое получает малыш, становилось меньше за счет увеличения прикорма! Наоборот, по мере роста малышу требуется больше энергии, и прикорм должен возместить эту недостающую энергию при том же количестве грудного молока или адаптированной смеси, что и прежде. И параллельно со введением прикорма мама продолжает кормления грудью по требованию.

То же самое касается и деток-искусственников. Многие мамы испытывают большой соблазн месяцам к восьми-девяти совсем отказаться от смесей и перейти на продукты прикорма. Тем более что экономически это выгоднее, особенно если готовить прикормы самостоятельно. Но дешевле — не значит лучше для ребенка! Самой подходящей пищей для ребенка до года является, конечно, грудное молоко, а вслед за ним — адаптированная смесь. Все остальные продукты сильно отстают даже от адаптированной смеси по биологической доступности и питательной ценности. Возьмем, к примеру, то самое железо, о необходимости которого для деток так много говорится врачами: в грудном молоке уровень его доступности для малыша составляет около 50%, а в детских смесях — уже около 15—20%. Казалось бы, и так большая разница, но из красного мяса железо усваивается примерно на 10%, а из специально обогащенных железом овощей и зерновых продуктов — всего на 4—5%! Так что для искусственников прикорм до года точно так же должен оставаться именно дополняющим питанием, а основную необходимую им энергию нужно получать из адаптированной смеси по возрасту.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

источник

Примерно в возрасте шести месяцев потребности ребенка в энергии и питательных веществах начинают превышать тот уровень, на котором они могут быть удовлетворены грудным молоком, и введение прикорма становится необходимым. В этом возрасте ребенок готов к употреблению других пищевых продуктов и по своему развитию. Не введение прикорма по достижению ребенком возраста шести месяцев или ненадлежащее введение прикорма могут сказаться на росте ребенка. Руководящие принципы по надлежащему прикорму заключаются в следующем:

Читайте также:  Потеря контроля над выделением мочи из мочевого пузыря

· продолжайте частое, по требованию, грудное вскармливание до достижения ребенком двухлетнего возраста или больше;

· проявляйте чуткость при кормлении ребенка (например, непосредственно кормите детей грудного возраста и помогайте детям более старшего возраста. Кормите медленно и терпеливо, поощряйте, но не принуждайте, разговаривайте с ребенком и сохраняйте с ним зрительный контакт);

· практикуйте надлежащую гигиену и надлежащее обращение с пищевыми продуктами;

· начинайте в возрасте шести месяцев с небольших количеств пищевых продуктов и постепенно увеличивайте их по мере того, как ребенок становится старше;

· постепенно повышайте консистенцию пищи и делайте ее более разнообразной;

· увеличивайте число кормлений ребенка – 2-3 раза в день для детей в возрасте 6-8 месяцев и 3-4 раза в день для детей в возрасте 9-23 месяцев с 1-2 дополнительными перекусываниями по желанию ребенка;

· по мере необходимости используйте для прикорма обогащенные пищевые продукты или витаминно-минеральные добавки; и

· увеличивайте количество питья, в том числе с помощью грудного вскармливания, и предлагайте мягкую, любимую пищу.


Введение прикорма| Выбираем схему (педиатрический/ педагогический)

В зависимости от методик введения и их источников различают следующие типы прикормов:

· Педиатрическая схема введения прикорма. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.В настоящее время прикорм по ВОЗ является самым популярным и его, как правило, рекомендуют педиатры. Это тот самый прикорм, который начинают с овощных монопюре или безглютеновой каши.

· Педагогический. Этот вид прикорма родом из разработок естественных условий для малышей от центра «Рожана». Он получает всё большую популярность за счет легкости в реализации — молодой маме не надо готовить отдельные блюда для малыша, надо просто начинать прикорм с микродоз. Стоит отметить что этот прикорм рассчитан только на деток с исключительно грудным вскармливанием.

Введение прикорма |Основные правила педагогического прикорма:

  • правильное питание мамы;
  • поддержание атмосферы конкуренции за столом — первая кушает мама, малыш наблюдает и тем самым усиливает свой аппетит. Затем мама предлагает малышу попробовать из свой тарелки (видимо мама должна заранее в тарелку наложить еды на двоих). Малыш должен воспринимать маму за столом как конкурента!
  • с начала трапезы, ребенок должен сидеть на коленях у мамы и наблюдать за процессом;
  • предложение ребенку любой пищи, в том числе твердой с тарелки мамы, правда ооочень маленькими порциями — со спичечную головку;
  • количество пищи одного вида — один вид пищи предлагается не более 3-ех микродоз за одну трапезу, зато в одну трапезу возможно лакомство множеством блюд в тех же количествах — три микродозы;
  • введение нового продукта не больше одного раз в день;
  • за день ребенок кушает таким образом с мамой 5-6 раз;
  • трапеза с ребенком продолжается только пока он проявляет интерес (тянет ручки к еде, открывает охотно рот), при первых(!) признаках утраты интереса к трапезе ребенка убирают из-за стола;
  • недопустимы игры с едой, в такие моменты опять же ребенка убирают из-за стола;
  • малыш сам должен брать кусочки с тарелки ручками или ложкой, по мере своих умений;
  • недопустима еда со стола, в игровом режиме и педагогический прикорм очень рьяно относится к культуре ));
  • первые 3-4 недели после ведения прикорма недопустимо увеличение микродоз и их количества, т.е. в идеале ребенок должен выходить из-за стола голодным и требующим продолжения банкета(!);
  • после трапезы голод малыша утоляется грудным молоком, а интерес к еде продолжает увеличиваться;
  • с 2 по 8 месяц после введения прикорма(!) объем предлагаемого плавно увеличивать с размера микродоз до 1-2 чайных ложек только для блюд, которые были неоднократно опробованы в микроколичестве. Новые блюда также продолжают вводится в количестве микродоз. Т.е. за одну трапезу малыш не должен съедать одного блюда больше 2 чайных ложек, если малыш продолжает требовать стоит ему предложить другое блюдо или несколько в том же количестве;
  • с 8 по 14 месяц (в зависимости от скорости ввода прикорма) наращивается объем предлагаемого с чайных ложек до 1-2 столовых ложек. Т.е. за одну трапезу малыш не должен съедать одного блюда больше 2 столовых ложек, если малыш продолжает требовать — стоит ему предложить другое блюдо или несколько в том же количестве;
  • последний этап — переход к общему столу в среднем происходит через год после начала ввода прикорма и совпадает с завершением грудного вскармливания.

Плюсы этого вида прикорма в воспитании культуры поведения за столом и аппетита. Минусы: более длительное введение прикорма, методика рассчитана только на грудное вскармливание, не одобрена официальной медициной по причине возможной нехватки питательных элементов из грудного молока.

В целом, я являюсь сторонницей прикорма по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, мне нравится огромное количество практических наработок, которые можно использовать. Также я порой прибегаю к элементам педагогического прикорма. В педагогическом прикорме мне импонирует глубина проработки вопроса стимуляции пищевого интереса. На мой взгляд у многих грудных детей отличный пищевой интерес, просто они не испытывают чувство голода в той степени, чтобы оно заставило их рассмотреть прикорм как альтернативу грудному молоку.

Введение прикорма |Выбираем время введения по ВОЗ

Итак, оптимальный вид прикорма выбран. Теперь маме следует выбрать время ввода подходящее для малыша, при этом следует учесть готовность малыша, которая заключается в следующем:

  • При вводе прикорма малыш должен быть здоров. При любых проблемах со здоровьем, в том числе с зубками, перед вводом прикорма дожидаемся когда они завершаться.
  • Если ребенку ставили прививки, то ввод прикорма откладываем не меньше чем на неделю.
  • Если в процессе ввода на какой-то продукт возникла аллергия, приостанавливаем ввод этого продукта. Кормим по схеме, которой кормили до возникновения аллергии, до полного выздоровления. Затем продолжаем ввод прикорма, но уже других продуктов! Ввод продукта, на который выявилась аллергия, откладываем на 3-6 месяцев.
  • Оптимальный возраст введения прикорма — 6 полных месяцев. Обратите внимание, не начало 6 месяца — 5 с хвостиком, а полных 6 — т.е. начало 7-ого.
  • Более ранее введение прикорма целесообразно только при особых показаниях (проблемы с весом, со стулом) и по рекомендации педиатра. Как правило, если нет серьезных проблем, то этот возраст не меньше 5 месяцев.
  • Помимо возраста следует учесть наличие стойкого пищевого интереса и созревания рефлексов необходимых для обработки и проглатывании пищи:

· ребенок с готовностью ожидает когда следующая ложка прикорма попадет в рот, хорошо проглатывает пищу и не выталкивает ее наружу;

· эмоционально реагирует на пищу: тянется в сторону ложки или или отворачивается, когда насыщается;

  • Если голодный ребенок (ориентируемся по времени — пробуем предложить прикорм не раньше чем через 3 часа после кормления) препятствует попыткам его накормить или при попадании пищи в рот у него вызывается рвотный рефлекс, то введение прикорма необходимо отложить на несколько недель, так как эти факты указывают на незрелость рефлексов необходимых для обработки и проглатывания пищи.

В то же время следует знать, при первом знакомстве даже с самой вкусной едой маловероятно, что она покажется таковой малышу. Знакомство с каждым новым продуктом у ребенка может происходить за 8-10 приемов.
Многие мамы торопятся как можно быстрей ввести прикорм, но это может быть оправдано только в случаях если малыш плохо набирает вес или малыш на искусственном вскармливании.

Надо помнить, что для грудничков при правильном плавном вводе прикорма, грудное молоко может до года является основной пищей и составлять большую часть дневного рациона. Как правило, такие случаи, связаны с излишками веса малыша, который впоследствии нормализуется.

В вопросе позднего введения прикорма следует знать очень важный возможный фактор отсутствия аппетита — это анемия (пониженный уровень гемоглобина). В таких случаях у ребенка может отсутствовать аппетит, затрудняя введение прикорма железосодержащих продуктов. Мамам, дети которых не спешат кушать прикорм, обязательно нужно поинтересоваться у педиатра уровнем гемоглобина малыша, чтобы исключить анемию.

Введение прикорма | Баночное или домашнее

Многие врачи и в том числе Всемирная организация здравоохранения рекомендует баночное детское питание. Врачи свою позицию аргументируют тем, что ингредиенты детского питания проходят более жесткий контроль, чем все другие продукты питания на прилавках наших магазинов.
Но немаловажно, что в свежеприготовленном блюде гораздо большее количество витаминов, чем в консервированном. Поэтому если есть уверенность в качестве конкретного продукта (кабачек вырос за городом, на даче у бабушки — в экологически чистой зоне) и есть возможность, силы и время его приготовить для своего малыша – замечательно!

Введение прикорма| Различные условия

Несмотря на единую для всех таблицу ввода прикорма по ВОЗ, поясню, что дети, как и условия ввода прикорма бывают абсолютно разные и некорректно сравнивать сроки и объемы введения продуктов для малышей из разных категорий.
В зависимости от различий в развитии и питании малышей, я обнаружила следующие условия ввода прикорма:

  • с избытком веса (готовность к прикорму, как правило, появляется позже);
  • с дефицитом веса (готовность к прикорму, как правило, появляется раньше);
  • исключительно на грудном вскармливании (по требованию и по графику);
  • на искусственном/смешанном вскармливании.

Т.е. одной для всех идеальной формулы введения прикорма не существует. Именно от темпов развития и типа первичного вскармливания (грудное, искусственное или смешанное) будут зависеть сроки и объемы введения прикорма. Как правило, дети при искусственном вскармливании и грудном вскармливании по графику быстрей переходят на вводимый прикорм, а впоследствии и за «общий стол».

Примерные этапы прикорма

Первый этап.На этом этапе основная цель состоит в том, чтобы малыш попробовал вкус другой пищи и научился есть с ложки.
Второй этап.Когда малыш может не только сидеть без поддержки, но и переносить предметы (например, ложку) из одной руки в другую и справляться с ней – можно давать уже более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса. Кормление грудью продолжается при этом по требованию.
Третий этап.Настало время учиться справляться с небольшими кусочками пищи. Мама уже не только кормит с ложки, но и предлагает крохе такую еду, которую он может сам взять пальцами: ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки. Кормление грудью продолжается по требованию, но параллельно с едой мама предлагает малышу еще и питье из чашки: это может быть вода, компот или кисломолочные продукты.
Четвертый этап.Это последние месяцы введения прикорма, когда взрослые все еще дают ребенку адаптированную пищу и следят за ее количеством, чтобы кроха не съел слишком много или слишком мало. Грудное молоко продолжает составлять важную часть рациона питания и предпочтительно должно быть главной жидкостью в течение второго года жизни и даже дольше.

Частые ошибки при введении прикорма

· прикорм – не самоцель. Мама, дающая своему крохе прикорм, должна твердо понимать, что прикорм – это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства.

· сок не является продуктом первого прикорма. Он не подходит даже для второго или третьего прикорма. Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания.

· прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко или адаптированную смесь. Кормление грудью очень полезно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы закончилось.

Схема прикорма в соответствии с рекомендациями ВОЗ | Корректировки по ситуациям

· при исключительном грудном вскармливании до введения прикорма, с началом прикорма начинаем регулярно предлагать воду;

· при дефиците веса сначала необходимо вводить каши, затем овощи;

· при затруднениях со стулом следует попробовать пораньше ввести овощи ;

· если малыш не успевает за темпами увеличения объема, то вводить продукт не за 7 дней, а за 10;

· если не сумели нарастить указанный в таблице объем, необходимо: 1. убедиться, что ребенок готов к вводу прикорма. 2. попробовать различные приемы стимуляции пищевого интереса (можно взять некоторые элементы из педагогического прикорма), но как правило, надо просто подождать естественного развития событий. 3. прикармливать максимальным объемом, который малыш соглашается кушать пока малыш, в результате естественного развития событий, не позволит увеличить объем съеденного.

источник

Введение прикорма – важный и ответственный период в жизни малыша, и, к сожалению, он не всегда проходит гладко. Какие проблемы могут возникнуть при введении прикорма и как с ними справиться?

Введение прикорма является переходным этапом от единственного продукта (грудного молока или молочной смеси) к питанию с общего стола. В этот период рацион ребенка претерпевает кардинальные изменения, в нем появляются новые продукты, по своему вкусу и составу абсолютно отличающиеся от прежней пищи. Помимо нового, непривычного для крохи вкуса блюд, изменяется консистенция, температура пищи, а также сам процесс кормления, ведь теперь малыш получает питание из ложечки. С появлением в питании младенца новых ингредиентов значительно возрастает нагрузка на пищеварительную систему и организм ребенка в целом. Неудивительно, что такие значительные перемены могут «не понравиться» организму малыша, и он начнет бунтовать.

Одна из частых проблем при введении прикорма — отказ ребенка пробовать новую пищу. Причин такого поведения малыша может быть много.

Например, в этот момент ребенок может быть не совсем здоров или у него могут резаться зубки. Если помимо отказа от еды у малыша наблюдаются другие признаки недомогания – вялость, сонливость, ребенок ведет себя не «как обычно», много капризничает и проявляет беспокойство, – необходимо обязательно показать его врачу для выяснения причины такого поведения, а попытки введения новой пищи отложить до того времени, когда кроха будет в хорошем настроении и самочувствии.

Следует отметить, что нередко причиной отказа малыша от прикорма является нарушение родителями сроков, а также основных принципов его введения. Так, ребенок может отказываться кушать с ложечки, если мама начала вводить прикорм слишком рано, и кроха просто еще не готов к переходу на «взрослую» пищу. Согласно современным рекомендациям, оптимальным для введения прикорма является возраст 5–6 месяцев. Именно в этот период в детском организме происходит ряд перемен, которые позволяют младенцу принимать и усваивать иную пищу, чем мамино молоко или смесь. По мере созревания нервной системы постепенно угасает так называемый «рефлекс выталкивания ложки», и малыш приобретает возможность проглатывать более плотную по консистенции пищу, появляется готовность к жевательным движениям, возрастает кислотность желудочного сока и активность пищеварительных ферментов.

Важно понимать, что оптимальный срок введения прикорма для каждого ребенка индивидуален, он зависит от особенностей его развития. Поэтому определять готовность малыша к знакомству с новой пищей желательно совместно с наблюдающим его врачом-педиатром. Не стоит ориентироваться в этом вопросе на знакомых детей того же возраста, которые уже «вовсю кушают кашки и пюрешки». Если малышу еще не исполнилось 6 месяцев, он здоров, нормально прибавляет в весе и активно развивается, но пока не проявляет интереса к «взрослой» еде, не стоит форсировать события: лучше на время отложить попытки введения прикорма и дождаться появления у крохи пищевого интереса.

Читайте также:  Если моча имеет розовый цвет

Ребенок может отказываться от предлагаемой пищи, если мама слишком торопится и очень быстрыми темпами увеличивает размер порции, нарушая при введении прикорма принцип постепенности и не позволяя малышу адаптироваться к новому вкусу. Согласно рекомендуемым правилам введения прикорма, начинать знакомство с новой пищей следует с небольшого количества (с половины чайной ложечки), и только затем объем нового блюда можно постепенно увеличивать в течение 7–10 дней до нормы, соответствующей возрасту ребенка.

Нежелание малыша кушать с ложечки может быть связано с тем, что у блюда слишком густая и плотная консистенция, не соответствующая возможностям ребенка прожевать и проглотить предлагаемую еду. Поэтому очень важно, чтобы блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей, были полужидкими и однородными (без комочков), чтобы не вызвать затруднений при глотании. Затем, по мере взросления ребенка, консистенция пищи должна постепенно меняться на более густую и твердую.

Что же делать, если «время пришло», а малыш отказывается от нового блюда или продукта? Не стоит расстраиваться или сердиться, если маленький привереда в очередной раз отталкивает ложку с заботливо приготовленным пюре. Дети в большинстве своем консервативны в предпочтениях и очень осторожно относятся ко всему новому и незнакомому. В такой ситуации следует проявить терпение и дать крохе некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Научно установлено, что для восприятия нового вкуса продукт нужно предлагать ребенку ежедневно не менее 8–10 дней. Если даже после 10 попыток ребенок отказывается от прикорма, маме следует отложить введение этого продукта на 1–2 недели, а затем предложить его снова.

Это нам «не по зубам». Нередко после успешного освоения первой ступени прикорма и введения пюреобразной пищи малыши как бы «застревают» на этом этапе и совсем не хотят переходить на блюда с меньшей степенью измельченности. Часто в таких случаях мамы жалуются, что ребенок выплевывает пищу и давится предложенным, вплоть до возникновения рвоты. Между тем приучать кроху к пище кусочками нужно. Ведь это способствует развитию жевательного и речевого аппарата. Чаще всего подобные проблемы возникают при несвоевременном (слишком раннем или слишком позднем) переводе малыша на пищу более плотной консистенции. Негативное отношение крохи к твердой пище может быть вызвано также слишком быстрым увеличением размеров кусочков или резким переходом от одной консистенции продукта к другой.

Чтобы перевести ребенка на более плотную пищу, родителям придется проявить терпение и настойчивость, так как приучение к новой консистенции происходит постепенно и требует времени. Ежедневно давайте малышу пробовать небольшое количество менее измельченной пищи, ни в коем случае не принуждая его есть через силу. У малыша наверняка уже есть какие-то вкусовые предпочтения, поэтому гораздо эффективнее приучать его к новой консистенции, предлагая продукт, который он ест более охотно.

В ответ на введение нового продукта у крохи может появиться аллергическая реакция в виде высыпаний на коже, сопровождающаяся покраснением, шелушением и зудом. Чаще всего провоцируют высыпания такие продукты, как коровье молоко, яйцо, пшеница, соя, рыба, курица, овощи, фрукты и ягоды красного и оранжевого цвета. Если появились кожные высыпания, следует сразу же прекратить введение нового продукта и отложить знакомство с ним не менее, чем на 1 месяц.

Для того чтобы иметь возможность оценить переносимость нового ингредиента, желательно давать его ребенку в первой половине дня. Не следует вводить ребенку сразу несколько новых продуктов, так как в случае возникновения аллергии на один из них невозможно будет определить источник проблем.

Иногда кожные проявления в ответ на введение прикорма возникают не сразу, а через некоторое время, и тогда выявить продукт, вызвавший аллергическую реакцию, бывает довольно сложно. В таких ситуациях значительную помощь может оказать ведение пищевого дневника1, в котором мама должна вести учет всех продуктов, съеденных малышом в течение дня, и отражать все необычные реакции и проявления, которые возникают у ребенка в этот период. Если после исключения продукта-«виновника» кожные проявления сохраняются более 2 недель, а также есть случаи обширных и выраженных высыпаний – ребенка необходимо обязательно показать врачу-педиатру и аллергологу.

Проблемами при введении прикорма могут стать различные нарушения пищеварения, которые проявляются в виде расстройств стула (разжижения стула или, наоборот, запора), колик, повышенного газообразования, частых срыгиваний и даже рвоты. Чаще всего такие нарушения возникают в ответ на необоснованно раннее введение прикорма или нарушение правил знакомства с новой пищей.

Например, мама, стремясь разнообразить меню ребенка, начала слишком быстро пополнять его рацион новыми продуктами.

Бывает и так, что предлагаемый продукт сразу очень понравился малышу, и мама, не устояв перед аппетитом крохи, дала ему слишком большую порцию.

Нередки случаи, когда родители позволяют малышу, проявляющему активный интерес к пище с общего стола, пробовать из своей тарелки «взрослые» продукты и блюда, которые не адаптированы для ребенка и могут содержать вредные для детского организма компоненты. Все эти нарушения приводят к значительной перегрузке пищеварительной системы младенца и могут спровоцировать срывы в ее работе.

В случае, если в ответ на введение нового вида прикорма у ребенка возникли боли в животе, нарушения стула, обильные срыгивания или рвота, употребление этого продукта необходимо сразу же прекратить.

Важно помнить, что такие симптомы могут являться признаком серьезного заболевания (например, кишечной инфекции, неврологических или острых хирургических заболеваний), поэтому при их появлении у малыша нужно обязательно показать его врачу.

источник

Автор: Росточек —

Наилучшим питанием для ребенка, без сомнения, является грудное молоко. Но чем старше становится малыш, тем больше его организму требуется питательных веществ, поэтому при грудном вскармливании вводить прикорм необходимо в возрасте 6 месяцев.

Почему нельзя вводить прикорм раньше?

В недалеком прошлом каждый педиатр советовал начинать введение прикорма уже с 3 месяцев и даже с 3 недель. Это было связано с тем, что матерям приходилось рано выходить на работу и по этой причине переводить малышей на искусственное вскармливание. Тогдашние смеси не могли удовлетворить потребности детей в витаминах и микроэлементов, поэтому прикорм и вводился пораньше. Со временем состав смесей становился все совершеннее, а ученые приводили все новые доказательства вреда раннего прикорма. Сроки введения прикорма увеличивались и дошли до полугода.

При поспешном введении прикорма у ребенка могут возникнуть пищевые аллергии и расстройства пищеварения из-за незрелости кишечника. По результатам исследований ВОЗ раннее введение прикорма также снижает общую сопротивляемость организма детей, что часто приводит к развитию отитов и пневмоний.

С каких продуктов начинать введение прикорма?

Если ребенок находится на грудном вскармливании, то первым прикормом должны служить каша или овощи, которые удовлетворят потребности малыша в цинке и железе. Если у малыша часто жидкий стул или он недобирает в весе, то начинать лучше с каш, если же он страдает запорами, то начните с овощей.

Второй прикорм любой педиатр посоветует давать через месяц, параллельно с первым. Это будут, соответственно, в зависимости от первого, овощи или каша. Выбирать овощи нужно по сезону и без экзотики, лучше всего начинать с цветной капусты, кабачков или брокколи. Из каш начинайте с гипоаллергенных: рисовой, гречневой и кукурузной.

В качестве третьего прикорма используются мясное пюре из кролика, индейки, печени. Можно давать ребенку как готовое пюре из баночки, так и готовить его самостоятельно.

Когда вводить прикорм, если ребенок на искусственном вскармливании?

Если грудное вскармливание по каким-то причинам невозможно и ребенок получает только смесь, то прикорм можно вводить немного раньше, в 5.5-6 месяцев. Зачастую детки на искусственном вскармливании перебирают в весе, поэтому для первого прикорма стоит выбрать овощное пюре. Через месяц предложите ребенку попробовать кашу, например, гречневую. Основой для ее приготовления должна служить та же смесь, которую получает малыш. Если ваш педиатр разрешит, то после введения каш через месяц начинайте давать малышу яблочное пюре или разбавленный яблочный сок.

Как правильно вводить прикорм?

  • Начинайте вводить каждый новый продукт с половинки чайной ложечки, понемногу увеличивая объем.
  • Не вводите прикорм одновременно с проведением прививок, при заболеваниях ребенка и прорезывании зубов, изменениях в привычной жизни малыша (переезд, новая няня, выход матери на работу и т.д.)
  • Не вводить за один раз более одного нового продукта.
  • Вводимые продукты должны быть монокомпонентными.
  • Не заставляйте малыша есть.
  • Постепенно уменьшайте степень измельчения продуктов, переходя к употреблению более густой пищи, а затем и пищи кусочками.
  • Сразу начинайте учить пользоваться ложкой и чашкой.

Старайтесь сохранить грудное вскармливание подольше, прислушиваясь ко всем рекомендациям вашего педиатра.

источник

Каждая мама по-своему относится к введению в рацион малыша «взрослой» пищи. Одни с нетерпением ждут периода, когда же их карапуз поскорее начнёт кушать что-то, кроме грудного молока или смеси. Другие пытаются оттянуть этот момент, боясь нарушений пищеварения у ребёнка.

Как бы то ни было, в большинстве семей период расширения рациона грудничка не проходит гладко.

Самое частое, с чем ко мне обращаются мамы малышей, это то, что стул после введения прикорма становится другим. Норма это или нет? Сколько раз в день, должен какать грудничок старше 6-ти месяцев – вот об этом сегодня и расскажу.

Если ребёнок находится на грудном вскармливании, то прикорм начинаем вводить в 6 месяцев. До этого возраста малышу вполне достаточно маминого молока.

Есть ряд признаков, указывающих на готовность малыша к прикорму, а именно:

  1. он проявляет интерес к взрослой пище;
  2. может самостоятельно сидеть (хотя бы, с поддержкой взрослых. Читайте статью по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  3. уверенно держит голову;
  4. увеличивается число кормлений (ребёнок чаще просит грудь);
  5. у него угасает рефлекс выталкивания языком твёрдой пищи;
  6. его вес, с момента рождения, удвоился (читайте актуальную статью: Развитие ребенка по месяцам до года>>>);
  7. появление первых зубов – признак относительный, поскольку иногда зубки «запаздывают» и откладывать прикорм из-за этого совсем не нужно.

Внимание! Важно помнить о том, что с введением новой пищи в рацион грудничка нужно повременить, если он заболел или в период до и после прививки.

Какие страхи испытывают мамы, относительно того, каким будет стул ребёнка после введения прикорма?

  • Малышу будет тяжело переваривать новую пищу;
  • Начнутся запоры;
  • Он будет испытывать боль;
  • А если аллергия на какие-нибудь продукты приведёт к жидкому стулу?
  • Цвет кала поменяется: что делать, если он станет зелёным? коричневым? останется жёлтым?
  • Наверняка, в кале будут непереваренные частички пищи – нормально ли это?
  • А вдруг появятся прожилки крови («тьфу-тьфу-тьфу!») – что делать?
  • Вероятно, придётся принимать какие-нибудь препараты.

Конечно, страхи эти небезосновательны и все перечисленные проблемы возможны. Но, если прикорм вводится правильно, вы никуда не спешите, то проблемы обойдут вас стороной.

  1. Стул становится более плотным, что вполне закономерно, ведь малыш начинает кушать твёрдую пищу;
  2. Количество опорожнений в сутки постепенно сокращается (до 1-2 раз, но в первые месяцы после введения прикорма их может быть и больше);
  3. Если вы продолжаете кормить ребёнка грудью, то может сохраняться стул сметанообразной консистенции, поскольку объём твёрдой пищи ещё очень мал;
  4. Со временем, при увеличении количества «взрослой» еды в рационе малыша и повышении его ферментативной активности, установится более густой стул.

Важно! Но, если густой стул после прикорма является нормой, то запоры свидетельствуют о нарушении пищеварения.

Признаками запора у грудничка являются:

  • кал твёрдой консистенции, в том числе, в виде плотных, сухих комков;
  • сильное натуживание при дефекации;
  • беспокойство, капризность из-за дискомфорта и боли в кишечнике.

В первую очередь, нужно наблюдать за состоянием и настроением малыша. Если он весел и активен, какает хотя бы через день, имеет хороший аппетит и спокойно спит, то беспокоиться не стоит.

Если же ребёнок отказывается от пищи, часто плачет, плохо спит, испытывает боль при опорожнении, его стул очень твёрдый и реже, чем один раз в два дня, то вам необходимо ему помочь и принять следующие меры:

  • исключить на время из рациона малыша продукты, которые вводили за последнюю неделю;
  • увеличить количество употребляемой жидкости;
  • добавить в питание ребёнка больше овощных пюре, чтобы исключить недостаток клетчатки;
  • если уже ввели кисломолочные продукты, то побольше их давать малышу;
  • ограничить употребление рисовой каши, мучных изделий, картофеля и бананов;
  • делайте малышу массаж животика, в сочетании с подъёмом ножек.

Не спешите сразу же применять слабительные лекарства, свечи, делать клизмы. Регулярное искусственное стимулирование кишечника может привести к его расслаблению и усложнить, в дальнейшем, акты самостоятельной дефекации.

Подробнее о том, как вести себя, в случае, если у малыша запор, смотрите в видео на канале:

  1. После знакомства с новой едой, как правило, меняется цвет стула. Например, довольно часто наблюдается зелёный стул после прикорма;

Это, чаще всего, является нормой, ведь цвет кала зависит от пищи. Также можно увидеть желтоватый, коричневый стул. И день ото дня он может менять свои «оттенки», ведь ребёнок уже кушает разные блюда.

В данном случае важно соотносить цвет с тем, какую пищу вы давали малышу в течение дня. Со временем, пищеварительная система привыкнет к новой еде и кал будет похож на взрослый (ближе к коричневому).

  1. В стуле у ребёнка можно заметить кусочки непереваренной пищи, например, кукурузу, горох, виноград, кожуру. Это грубая клетчатка, которой богаты многие овощи и фрукты. Она не переваривается даже у взрослых.

Стул ребёнка после прикорма в возрасте 6-8 месяцев может содержать и частички перевариваемой клетчатки, например, злаков. Волноваться не стоит, ведь его организм ещё настраивается на переваривание новой пищи.

А вот следующие признаки указывают на нарушения в пищеварении и возможную аллергическую реакцию на прикорм:

  • наличие значительного количества слизи в кале;
  • прожилки крови в кале;
  • жидкий стул;
  • кал пенится;
  • раздражение анального отверстия.

В этом случае вам нужно убрать продукты, которые вводились в прикорм незадолго до появления такого стула.

Знайте! Можно временно кормить только грудью и убрать весь прикорм до нормализации состояния.

Введение прикорма – дело непростое.

Бывает, что сложно выстроить логику введения продуктов,

Понять, как и когда увеличивать объемы,

Безопасно учить ребенка пережёвывать и глотать твердую пищу.

В курсе специалиста по прикорму, вас ждет понятная схема введения прикорма + практические видео о том, как знакомить малыша с новыми продуктами, как давать кусочки и как научить кушать чисто и аккуратно.

Чтобы не столкнуться с аллергией и проблемами со стулом у своего малыша, смотрите курс Азбука прикорма>>>

В комментариях, делитесь, как ваш малыш реагирует на новые продукты? Какие проблемы со стулом вас волнуют и заставляют переживать?

источник