Ипатий Потей (или Поцей; Адам Львович) — митрополит Киевский и Галицкий, управляющий Владимиро-Волынской епархией.
Родился в 1541 году в селе Рожанке Седлецкой губернии в семье литовского подскарбия.
Учился в кальвинистской школе, затем в Краковской духовной академии. Поступил на службу к князю литовскому Николаю Радзивиллу Черному — главному насадителю и распространителю учения Кальвина в Литве, сам сделался кальвинистом и оставался им до 33-летнего возраста.
Около 1574 года возвратился в Православие и перешел на государственную службу.
С 1580 года — земский судья в Бресте.
С 1589 года — сенатор и брестский каштелян. Не будучи тверд в Православии, под влиянием иезуитов, обещавших ему богатое епископство Владимиро-Волынское, стал склоняться в сторону унии.
20 марта 1593 года (по другим источникам, в 1591 году) королем Сигизмундом III назначен епископом Владимиро-Волынским и Берестейским. Овдовел, принял монашество от униатского епископа Луцкого и Острожского Кирилла (Терлецкого) и в том же году хиротонисан во епископа.
2 декабря 1594 года вместе с Кириллом (Терлецким, † 1607) подписал акт о намерении их соединиться с Римской Церковью и соединить с нею все духовенство и весь западнорусский народ, а также дал согласие на унию.
12 июня 1595 года вместе с Кириллом (Терлецким) написал прошение к королю и послание к папе, где изъявлял согласие на принятие унии, причем не только от своего лица, но и от «всего духовенства и вверенных им овец». С этой целью король Сигизмунд III отправил его вместе с Кириллом (Терлецким) в Рим. По прибытии в Рим 23 декабря 1595 года епископ Ипатий облобызал ногу папы Климента, вручил ему соборное послание и прочитал исповедание веры, в котором признал исхождение Святого Духа и от Сына, верховную власть папы, чистилище, индульгенции, причащение мирян под одним видом, — словом, все, что определено Тридентским Собором (1545-1563, с перерывами) сверх содержащегося в Никео-Цареградском Символе веры. Они приняли много такого, чего никто из сообщников и не думал принимать, но, приняв, дали в этом присягу за себя и за других.
6-9 октября 1596 года вместе с Кириллом (Терлецким) возглавлял деятельность сторонников унии на Брестском Соборе, где митрополитом Михаилом (Рогозой) и пятью епископами был подписан акт соединения и провозглашен переход Киевской митрополии под власть Римского престола.
В октябре 1596 года постановлением православных епископов вместе со своими сообщниками был объявлен лишенным епископской власти.
26 сентября 1599 года королем Сигизмундом III назначен митрополитом Киевским с сохранением Владимиро-Волынской епархии. С этого времени начал энергичную деятельность против Православия, особенно в Вильне, не гнушаясь никакими средствами.
В 1601 году вытеснил из Виленского монастыря Свято-Троицкое братство.
В 1605 году отнял у Виленского магистрата Троицкий монастырь.
В 1609 году захватил Киевский Софийский собор.
Судебный процесс митрополита Ипатия (Потея) с православными виленцами окончился полной его победой. Ему были переданы все виленские церкви (кроме Духовской). В том же году (1609) было совершено покушение на его жизнь.
Странная судьба постигла предателей Православия. Архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский) в «Палинодии» писал, что Ипатий Поцей был в ужасе при смерти, кричал, метался от отчаяния так, что заставил разбежаться бывших при нем.
Скончался он 8 июля 1613 года во Владимире-Волынском. Погребен в кафедральном соборе.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864-1886. — Т. 10, с. 303-347, 365, 372, 378 и др. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988- 1888]. — Киев, 1888, с. 138, 224. Батюшков П. Н. Памятники русской старины в западных губерниях: в 8 вып. — 1865-1886, вып. 8.
Трипольский Н. Н. Униатский митрополит Поцей // Труды Киевской духовной академии. — 1877.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 413-416. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 4,1039.
Исторический вестник. — СПб., 1886, январь, с. 224.
Русская старина. — СПб., 1870-1918; 1886, февраль, с. 504. — 1888, ноябрь, с. 342. Русский паломник. — 1914, № 12, с. 181-186. Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 5, с. 32.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900-1911. — Т. 3, с. 769; т. 5, с. 996.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 546, 949. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896-1913. — Т. 8, с. 125-126.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 27.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. — М., 2001, с. 532.
источник
Ипатий Потей
(или Поцей; Адам Львович) — митрополит Киевский и Галицкий, управляющий Владимиро-Волынской епархией.
Родился в 1541 году в селе Рожанке Седлецкой губернии в семье литовского подскарбия.
Учился в кальвинистской школе, затем в Краковской духовной академии. Поступил на службу к князю литовскому Николаю Радзивиллу Черному — главному насадителю и распространителю учения Кальвина в Литве, сам сделался кальвинистом и оставался им до 33-летнего возраста.
Около 1574 года возвратился в Православие и перешел на государственную службу.
С 1580 года — земский судья в Бресте.
С 1589 года — сенатор и брестский каштелян. Не будучи тверд в Православии, под влиянием иезуитов, обещавших ему богатое епископство Владимиро-Волынское, стал склоняться в сторону унии.
20 марта 1593 года (по другим источникам, в 1591 году) королем Сигизмундом III назначен епископом Владимиро-Волынским и Берестейским. Овдовел, принял монашество от униатского епископа Луцкого и Острожского Кирилла (Терлецкого) и в том же году хиротонисан во епископа.
2 декабря 1594 года вместе с Кириллом (Терлецким, † 1607) подписал акт о намерении их соединиться с Римской Церковью и соединить с нею все духовенство и весь западнорусский народ, а также дал согласие на унию.
12 июня 1595 года вместе с Кириллом (Терлецким) написал прошение к королю и послание к папе, где изъявлял согласие на принятие унии, причем не только от своего лица, но и от «всего духовенства и вверенных им овец». С этой целью король Сигизмунд III отправил его вместе с Кириллом (Терлецким) в Рим. По прибытии в Рим 23 декабря 1595 года епископ Ипатий облобызал ногу папы Климента, вручил ему соборное послание и прочитал исповедание веры, в котором признал исхождение Святого Духа и от Сына, верховную власть папы, чистилище, индульгенции, причащение мирян под одним видом, — словом, все, что определено Тридентским Собором (1545—1563, с перерывами) сверх содержащегося в Никео-Цареградском Символе веры. Они приняли много такого, чего никто из сообщников и не думал принимать, но, приняв, дали в этом присягу за себя и за других.
6—9 октября 1596 года вместе с Кириллом (Терлецким) возглавлял деятельность сторонников унии на Брестском Соборе, где митрополитом Михаилом (Рогозой) и пятью епископами был подписан акт соединения и провозглашен переход Киевской митрополии под власть Римского престола.
В октябре 1596 года постановлением православных епископов вместе со своими сообщниками был объявлен лишенным епископской власти.
26 сентября 1599 года королем Сигизмундом III назначен митрополитом Киевским с сохранением Владимиро-Волынской епархии. С этого времени начал энергичную деятельность против Православия, особенно в Вильне, не гнушаясь никакими средствами.
В 1601 году вытеснил из Виленского монастыря Свято-Троицкое братство.
В 1605 году отнял у Виленского магистрата Троицкий монастырь.
В 1609 году захватил Киевский Софийский собор.
Судебный процесс митрополита Ипатия (Потея) с православными виленцами окончился полной его победой. Ему были переданы все виленские церкви (кроме Духовской). В том же году (1609) было совершено покушение на его жизнь.
Странная судьба постигла предателей Православия. Архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский) в «Палинодии» писал, что Ипатий Поцей был в ужасе при смерти, кричал, метался от отчаяния так, что заставил разбежаться бывших при нем.
Скончался он 8 июля 1613 года во Владимире-Волынском. Погребен в кафедральном соборе.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 10, с. 303—347, 365, 372, 378 и др. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 138, 224. Батюшков П. Н. Памятники русской старины в западных губерниях: в 8 вып. — 1865—1886, вып. 8.
Трипольский Н. Н. Униатский митрополит Поцей // Труды Киевской духовной академии. — 1877.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 413—416. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 4,1039.
Исторический вестник. — СПб., 1886, январь, с. 224.
Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1886, февраль, с. 504. — 1888, ноябрь, с. 342. Русский паломник. — 1914, № 12, с. 181—186. Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 5, с. 32.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, с. 769; т. 5, с. 996.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 546, 949. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 125—126.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 27.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. — М., 2001, с. 532.
источник
В 1601 году вытеснил из Виленского монастыря Свято-Троицкое братство.
В 1605 году отнял у Виленского магистрата Троицкий монастырь.
В 1609 году захватил Киевский Софийский собор.
Судебный процесс митрополита Ипатия (Потея) с православными виленцами окончился полной его победой. Ему были переданы все виленские церкви (кроме Духовской). В том же году (1609) было совершено покушение на его жизнь.
Странная судьба постигла предателей Православия. Архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский) в «Палинодии» писал, что Ипатий Поцей был в ужасе при смерти, кричал, метался от отчаяния так, что заставил разбежаться бывших при нем.
Скончался он 8 июля 1613 года во Владимире-Волынском. Погребен в кафедральном соборе.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 10, с. 303—347, 365, 372, 378 и др. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 138, 224. Батюшков П. Н. Памятники русской старины в западных губерниях: в 8 вып. — 1865—1886, вып. 8.
Трипольский Н. Н. Униатский митрополит Поцей // Труды Киевской духовной академии. — 1877.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 413—416. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 4,1039.
Исторический вестник. — СПб., 1886, январь, с. 224.
Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1886, февраль, с. 504. — 1888, ноябрь, с. 342. Русский паломник. — 1914, № 12, с. 181—186. Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 5, с. 32.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, с. 769; т. 5, с. 996.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 546, 949. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 125—126.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 27.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. — М., 2001, с. 532.
Большая биографическая энциклопедия . 2009 .
ПОТЕЙ — Ипатий (светское имя Адам Львович) (1541 1613) государственный и церковный деятель Великого княжества Литовского. Учился в Кракове. Занимал ряд государственных должностей. В 1590 постригся в монахи, в 1593 возглавил Владимирско Брестскую… … Новейший философский словарь
ЗИЗАНИИ (КУКОЛИ) — правосл. полемисты, обличители унии (см. Брестская уния 1596 г.), сыновья мещанина ремесленника Ивана Куколя из мест. Потелич на Львовщине (совр. Украина) (см. материалы судебного процесса И. Куколя против деятеля Львовского правосл. братства Д.… … Православная энциклопедия
ВАСИЛИАНЕ — [базилиане; лат. basiliani], общее название для неск. католич., гл. обр. униатских, монашеских орденов визант. обряда, к рые в своей деятельности руководствуются одним из древнейших уставов уставом свт. Василия Великого. Одно из важных… … Православная энциклопедия
БЕЛАРУСЬ — [Республика Беларусь, Белоруссия], гос во в Вост. Европе. Территория: 207,6 тыс. кв. км. Столица: Минск. География. Граничит на северо западе с Литвой, на севере с Латвией, на северо востоке и востоке с Россией, на юге с Украиной, на западе с… … Православная энциклопедия
Уния церковная — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Уния (церк.) — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
БРЕСТСКАЯ УНИЯ — решения Собора епископов Западнорусской митрополии, проходившего в Бресте в окт. 1596 г., о соединении с католич. Церковью подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения. Можно указать 2 причины, побудившие епископов Киевской… … Православная энциклопедия
Кирилл Терлецкий — (Семенович) епископ лужский и острожский, ум. в 1607 г. Происходил из небогатого рода православных дворян. Он не прошел правильного школьного образования, а, по видимому, по примеру многих других дворян того времени, упражнялся в письмоводстве,… … Большая биографическая энциклопедия
Полемическая литература Речи Посполитой — Полемическая литература (от греч. πολεμιχός воинственный) публицистическая литература Речи Посполитой XVI первой половины XVII веков, в которой подымались острые социально политические, догматические и историко культурные… … Википедия
УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ — соединение православной и католич. церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением значит. части православных обрядов. Еще в 1439 на соборе во Флоренции была заключена уния католич. и православной церквей, но вскоре она была… … Советская историческая энциклопедия
источник
Ипатий Поцый — пропагандист унии, родился в 1541 г., вырос в русской православной семье, получил очень хорошее образование, сначала в кальвинской школе, устроенной князем Радзивиллом, а затем в Краковской академии. Поступив на службу к князю Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, Ипатий сделался кальвинистом. Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии, а также борьба между отельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того, что в 1574 г. Ипатий снова сделался православным и оставил службу у князя Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя Федора Головни-Острожецкого. В 1580 г. Ипатий получил звание земского судьи в Бресте, а в 1589 г. был назначен Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского. Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко. Православные, не находя поддержки в своих пастырях, целыми массами переходили в протестантизм. Деятельность иезуитов, которые с большим успехом боролись против увлечения реформационными идеями, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги «О единстве церкви Божией», написанная очень талантливо, с сочувствием к православным, и доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями — соединение с римской церковью, увлекла очень многих, и в том числе Ипатия Поцея, который стал искренним и горячим сторонником унии с Римом. В 1594 г. Ипатий овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа владимирского. Еще за два года до этого Ипатий, вместе с четырьмя другими западнорусскими епископами, подписал тайное постановление относительно унии западнорусской церкви с Римом, в смысле одного иерархического соединения церквей. В 1595 г. Ипатий, вместе с Кириллом Терлецким , епископом острожским, отправился в Рим, с соборной грамотой западнорусских епископов к папе. Внешний блеск католического культа и то обстоятельство, что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью — протестантами, сделали Ипатия убежденным католиком. Уния, привезенная им из Рима, совершенно не соответствовала, поэтому, идеалу князя Острожского и других православных, которые, «скорбя о церкви Божией», желали только иерархического соединения церквей, требуя полной неприкосновенности догматов и обрядов. Между тем уния, бывшая делом Ипатия, заключала в себе католическое учение; из православных обрядов были оставлены только те, которые не противоречили этому учению. Несмотря на всеобщее неудовольствие, Ипатий горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях он обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели Ипатий не отступал перед насилиями и интригами. Литература тоже служила ему средством для борьбы. С этой целью Ипатий издал в 1605 году брошюру: «Уния греков с костелом римским», в 1608 г. — «Гармонию восточной церкви с костелом римским», в 1598 — 1600 годах три раза издавал составленное по его поручению сочинение «Антиррисис», в приложении к которому помещал свои статьи. Его проповеди (изданы после смерти Ипатия в 1674 г. и переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Все эти сочинения свидетельствуют об учености и образованности Ипатия. Полемические приемы Ипатия очень резки, тон раздражительный, грубый. — Ср. Ор. Левицкий «И. Поцей» («Памятники русской старины в Западных губерниях», изд. П. Батюшкова , вып. VIII); Н. Трипольский «Униатский митрополит Ипатий Поцей» (Киев, 1878); «Archivium domus Sapiehanae», т. I (Львов, 1892). В. Б.
источник
К:Википедия:Страницы на КПМ (тип: не указан)
Ипатий Поцей | |
| |
---|---|
26 сентября 1599 — 18 июля 1613 | |
Церковь: | Русская униатская церковь |
Община: | Киевская митрополия |
Предшественник: | Рогоза, Михаил Васильевич |
Преемник: | Иосиф Велямин Рутский |
Рождение: | 12 августа 1541 ( 1541-08-12 ) |
Смерть: | 18 июля 1613 ( 1613-07-18 ) (71 год) Владимир-Волынский, ныне Украина |
Ипатий Поцей (Потей, Потий, польск. Hipacy Pociej ; имя при рождении Адам Львович Тышкович; 12 апреля 1541 ( 15410412 ) , Рохачи, Берестейский повет, Великое княжество Литовское — 18 июля 1613, Владимир-Волынский, Королевство Польское) — государственный и церковный деятель Речи Посполитой, богослов, писатель-полемист, активный сторонник заключения Брестской унии. Писарь земский, затем судья земский берестейский (1580), каштелян берестейский (1588—1593), епископ владимирский и берестейский (1593—1599), митрополит киевский, галицкий и всея Руси (1599—1613).
Представитель литовского шляхетского православного рода Поцеи герба «Вага». Родился в Рохачах, старший сын дворянина и писаря королевского Льва Патеевича Тышковича (ум. 1550), придворного королевы Боны, и Анны Лозы.
Получил очень хорошее образование, сначала в кальвинистской школе, устроенной кн. Радзивиллом, а затем в Краковской академии. Поступив на службу к князю Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, Адам стал кальвинистом. Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии, а также борьба между отдельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того, что в 1574 году Поцей вернулся к православию и оставил службу у князя Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя Фёдора Головни-Острожского.
В 1580 году получил звание земского судьи в Берестье (ныне Брест), а в 1589 году был назначен королём Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского. Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко [1] . Православные массово переходили в протестантизм. Деятельность иезуитов, которые с большим успехом боролись против увлечения реформацией, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги «О единстве церкви Божией», доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями — соединение с Римской католической церковью, увлекла очень многих и в том числе Поцея, который стал сторонником унии с Римом. В 1594 году он овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа владимирского. Ещё за два года до этого он вместе с четырьмя другими западнорусскими епископами подписал тайное постановление относительно унии западно-русской церкви с Римом в смысле одного иерархического соединения церквей.
В 1595 году Ипатий вместе с Кириллом Терлецким, епископом острожским, отправился в Рим с соборной грамотой западнорусских епископов к папе. Внешний блеск католического культа и то обстоятельство, что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью — протестантами, сделали Ипатия убежденным католиком. Он горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях Ипатий обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели Поцей успешно использовал свои литературные таланты. С этой целью Ипатий издал в 1595 году брошюру «Уния, альбо Выклад преднейших артикулов к зъодноченью Греков с костелом Римским належащих» [2] , в 1608 году — «Гармонию, альбо Согласие веры, сакраментов и церемоний святыя Восточныя Церкви с костелом Римским» [3] , в 1598—1600 годах три раза издавал составленное по его поручению сочинение «Антиррисис», в приложении к которому помещал свои статьи. Его проповеди (изданы после смерти Ипатия в 1674 году и переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Особенным богословским содержанием отличается его ответ Александрийскому патриарху Мелетию (Пигасу) [4] .
Похоронен в крипте Успенского собора во Владимире-Волынском.
Был женат на княжне Анне Головни-Острожецкой (ум. ок. 1590), дочери князя Фёдора Головни-Острожецкого (ум. 1569) и Анны Семёновны Одинцевич. Дети:
- Ян Поцей — писарь земский (1616), затем подсудок земский брест-литовский (1629)
- Пётр Поцей (ум. 1647), писарь земский брест-литовский (1643)
- Криштоф Поцей (ум. 1605)
- Александра Поцей, жена Фредерика Подгородецкого
- дочь, жена князя Яна Козека
- дочь, жена воеводы белзскогоРафаила Лещинского (1579—1636)
- ↑Турилов А. А., Флоря Б. Н. К вопросу об исторической альтернативе Брестской унии // [www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/553—1596-xvi-xvii-2-1999 Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — первой половине XVII в.]. — М ., 1999. — Т. II. — С. 15-22.
- ↑ Напечатана в виленскойтипографии Мамоничей. Сохранилась в одном экземпляре, причём неполном. Имеющийся текст воспроизведен в т. 7 «Исторической библиотеки, издаваемой Археографическою комиссиею», он же книга 2 «Памятников полемической литературы в Западной Руси», 1882, стлб. 111—168.
- ↑ Там же, стлб. 169—222.
- ↑ [dds.edu.ua/ua/articles/2/digitalized-tradition/book/2-theology/8-respons-potiy.html Respons]
- Гайдай Л. История Украины в личностях, терминах, названиях и понятиях.- Луцк: Вежа, 2000.
- Ипатий Поцей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Ипатий (Поцей) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М ., 1896—1918.
- Падокшын С. А. Іпацій Пацей: царкоўны дзеяч, мысліцель, пісьменнік на пераломе культурна-гістарычных эпох. — Мн.: Беларуская навука, 2001. 118 с. ISBN 985-08-0393-2.
- Ozorowski E. Pociej Hipacy // Słownik polskich teologów katolickich. — T. 3. — Warszawa, 1982. S. 385—387.
|