Меню Рубрики

Об осквернении мочой в исламе

Ислам уделяет огромное значение чистоте и личной гигиене человека. Сказано, что чистота есть половина веры, и чистота строится на вере (имане). Мудростью повеления соблюдения чистоты в Исламе является то, что чистота возвышает мусульманина, сохраняет его уважение, бережёт здоровье.

Желательно купаться: перед посещением исламских маджлисов; каждую пятницу; очистить и держать в чистоте тело, одежду и место намаза; стричь ногти; чистить зубы. Ислам велит чистить зубы сиваком (природная зубочистка) и удалять запах пота.

Для очищения (по Шариату) можно использовать природную воду: родниковую, речную, морскую, дождевую, талую, колодезную и минеральную.

Если вода изменила свой естественный цвет путем помутнения или смешивания с водорослями, листьями, ветками, то, как бы сильно не был изменён цвет, эту воду можно использовать. Это считается естественным изменением цвета, от которого трудно уберечься.

Если вода изменилась таким путем, от которого можно было её уберечь и которую уже нельзя назвать водой, то такую воду не используют для очищения. Например, молоко изменило её цвет, сахар изменил её вкус, то есть если название «вода» уже не подходит к этой жидкости, то она для омовения, купания и очищения от нечистот непригодна.

Вода, смешанная с другим (чистым) веществом, является чистой, однако непригодной для очищения.

Если изменены вкус, цвет, запах воды путём смешивания её с нечистотами, то, как бы много её не было, эта вода считается наджасой и её нельзя использовать для ритуального очищения, для совершения полного и малого омовений и для удаления нечистот. При попадании такой воды на одежду, тело или место совершения намаза, необходимо очистить.

Если в ёмкость с водой объёмом менее 216 литров попала хоть одна капля нечистот (наджаса), но при этом вода не изменилась, то этой водой пользоваться нельзя для наведения шариатской чистоты, ибо она является наджасой. А если объём воды больше 216 литров, и она не изменилась при попадании в неё нечистоты, то её можно использовать для очищения. Есть учёные, утверждающие, что водой, у которой не изменились цвет, вкус и запах от попадания в неё нечистот, можно пользоваться, если даже её будет меньше утвержденного объёма (т.е. 216 литров). Им можно следовать, в крайнем случае.

Сивак – это зубочистка. Лучшим сиваком является тот, который сделан из корней дерева арак и финиковой пальмы. Очищение рта сиваком является настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение). Сивак вызывает довольство Всевышнего Аллаха, злит сатану, устраняет неприятный запах изо рта, придаёт белизну зубам, улучшает память, улучшает здоровье, облегчает предсмертный миг и напоминает шахаду перед смертью, помогает пищеварению, улучшает благосостояние.

В хадисе также сказано, что два ракаата намаза, перед совершением которых человек пользовался сиваком, семьдесят раз дороже, чем ракааты, совершённые без этого.

Сиваком особенно желательно пользоваться перед вступлением в каждый намаз; перед омовением; перед сном; после пробуждения ото сна; перед изучением религиозных наук; читая хадисы; читая зикр; при неприятном запахе изо рта; при желтизне зубов; перед обязательным и желательным купанием; входя в дом. Сиваком вообще желательно пользоваться часто и постоянно.

Омовение нарушает четыре действия:

1. Выделение чего-либо из половых органов (кроме спермы) или с заднего прохода.

2. Потерей сознания (сном, опьянением, обмороком и т. д.)

3. Дотрагивание до кожи человека противоположного пола, не являющегося махрамом и достигшего возраста, при котором вызывает возбуждение у нормального человека (приблизительно 6-7 лет).

4. Дотрагивание ладонью до человеческих половых органов или заднего прохода своего или чужого, независимо от возраста и пола.

Посещающему туалет следует быть обутым и в головном уборе. Входить нужно с левой ноги, выходить – с правой.

До того, как войти в туалет, читают: «Бисмиллахи. Аллахумма инни аузу бика миналь-хубси валь-хабаиси».

بسم الله اللهم اني اعوذ بك من الخبث والخبائث

После выхода из него читают: «Гуфранака. Альхамду лиллахи-ллязи азхаба анниль-аза ваафани».

غفرانك الحمد لله الذي اذهب عني الاذي وعافاني

Нельзя вносить в туалет что-либо, на котором написаны имена Всевышнего Аллаха и Пророка (мир ему и благословение), аяты Корана, хадисы, шариатские науки. При справлении нужды на открытой местности нужно остерегаться от поворачивания спиной или лицом к Каабе. Также к солнцу или к луне нежелательно поворачиваться как лицом, так и спиной при их восходе и закате.

Исправлять нужду нужно в укрытом от людей месте.

В туалете не следует разговаривать, читать Коран и поминать Аллаха (можно поминать сердцем). Если чихнуть, то «Альхамдулиллах» необходимо произносить мысленно. Малую нужду не справляют против ветра и на твёрдое место во избежание попадания капелек.

Подмываться нужно левой рукой. Если с места испражнения при подмывании могут пойти брызги, то для очищения нужно перейти в другое место. Нельзя справлять нужду на дороге, на местах собрания людей или под плодоносящими деревьями. Не нужно справлять нужду в норы животных, в расщелины, в стоячую воду, в проточную (малую) воду. При подмывании нежелательно дотрагиваться до половых органов правой рукой, также нежелательно смотреть на них.

Нужно остерегаться от попадания брызг мочи. Нежелательно справлять малую нужду стоя, и смотреть на нечисть.

Желательно сначала подтереться плотной вещью (бумага, камешки), а затем подмыться водой. Если вы хотите выбрать одно из них, то предпочтительно очиститься водой. При использовании воды сначала моют половые органы, затем анальный проход.

После очищения, выйдя из туалета, читают: «Аллахумма таххир кальби мина- ннифаки вахассин фарджи миналь-фавахиши».

اللهم طهر قلبي من النفاق وحسن فرجي من الفواحش

Наджасой являются все опьяняющие жидкости; все грязи, исходящие с тела (кроме пота); кровь; гной; рвотные массы; все мёртвые животные (кроме человека, рыбы и саранчи); часть, отрезанная от живого животного (кроме пера, волос и шерсти с животных, мясо которых можно есть); собака; свинья; молоко всех животных, мясо которых запрещено есть (кроме человеческого).

Наджасу от собаки и свиньи нужно смывать семь раз, один из которого с использованием чистой земли.

Мочу ребенка мужского пола до двух лет, которого не кормили ничем, кроме молока, достаточно сбрызнуть водой. А место, загрязнённое мочой девочки необходимо вымыть.

Наджасу смывают водой до удаления запаха, цвета и вкуса. Если и после этого не смогли почистить, и остались цвет или запах (но не оба вместе), то Всевышний прощает это (т.е. делает ‘афву). Если же остались цвет и запах вместе или вкус, то нужно пользоваться моющими средствами. Если и тогда, не смогли удалить наджасу, то это тоже прощается.

Намаз нельзя совершать при наличии наджасы на теле, на одежде или на месте его совершения.

Наджаса, которая прощается (т. е. делается ‘афву) – это нечисть, попавшая на одежду с грязных улиц при невозможности защититься от неё. ‘Афву делается от дождевых капель, от крови с раны и (болячек); от крови с места укола (если её будет не слишком много); от крови задавленной блохи или вши; если в молоко попадёт частица кизяка; если грудной ребёнок вырвет и дотронется ртом до груди матери; если на требухе зарезанного животного после мытья останется немного нечисти; можно есть хлеб, испечённый на кизячном огне; от волос, которые перешли на одежду, садясь на ишака или мула, если их мало, тоже делается ‘афву.

Говоря вкратце, от всей наджасы (нечистот), от которой трудно защититься, Всевышний делает ‘афву (прощение).

Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в вопросах и ответах. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Махачкала, 2009.

источник

Первым условием намаза является нахождение человека в состоянии ритуальной чистоты. Согласно Шариату, ритуальное очищение (тахара) – это выполнение определенных обязательных действий, для того чтобы мусульманину стало дозволенным совершение намаза. Оно включает в себя:

1. Удаление нечистот (наджасы).

2. Совершение частичного омовения тела (вузуъ).

3. Выполнение полного омовения тела (гусль).

4. Очищение чистой землей (таяммум), если нет воды, а также в некоторых других ситуациях.

Воистину, изучение правил ритуального очищения и их выполнение соответствующим образом является одной из важнейших заповедей в религии. Потому что только при соблюдении всех этих правил можно добиться требуемой чистоты для намаза. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Очищение – это ключ к намазу». Следовательно, кто пренебрегает очищением, тот пренебрегает и намазом.

Согласно Шариату, для ритуального очищения используется вода.

Вода подразделяется на три вида:

1. Вода чистая и очищающая: то есть чистая сама по себе и пригодная для очищения. Такая вода используется для совершения как полного, так и частичного омовения (т. е. она устраняет хадас ) и для удаления нечистот (наджасы). Это обычная природная вода, не изменившая свое название в результате смешивания с чем-либо, например: дождевая, морская, речная, родниковая, талая и колодезная.

2. Вода чистая, но не очищающая: то есть вода чистая сама по себе, но непригодная для ритуального очищения. Она не снимает хадас и не удаляет нечистоту. К такой воде относится:

а) вода, использованная для выполнения обязательного ритуального очищения: частичного омовения, полного омовения, а также для удаления нечистот и при этом не изменившая свои качества (вкус, цвет или запах). Если же качества воды изменились, то она нечистая (наджис).

б) вода, изменившаяся в результате попадания в нее чего-либо чистого (тахир). Если вода смешалась с каким-либо чистым веществом и при этом явно изменилась, то она непригодна ни для частичного омовения, ни для полного омовения, ни для удаления нечистот. Такой является, например, вода, в которую попало молоко или сахар, явно изменившие ее цвет, вкус или запах. Если же изменения воды незаметны – она пригодна для очищения. Исключением являются минеральные соли, которые не влияют на пригодность воды, используемой для очищения, даже если сильно изменяют ее качества. То есть, это соли, которые попали в воду из почвы. Но если соли мы добавляем в воду сами, то это делает воду непригодной.

3. Нечистая вода (наджис): Согласно богословско-правовой школе имама аш-Шафи‘ий, объем воды бывает большой и малый.

Малый объем – это меньше двух куллей.

Большой объем – два кулля и больше.

Два кулля равны примерно 216 литрам.

Если в малое количество воды попала непростительная наджаса, вода становится нечистой (наджис), даже если не изменилось ни одно из трех ее качеств – вкус, цвет, запах.

Простительной наджасой является мертвое насекомое, у которого не течет кровь, такое как муха, муравей и т. п. Например, если муха попала в воду и умерла в ней, вода остается чистой до тех пор, пока не изменится ее цвет, или запах, или вкус.

Если в большое количество воды попадает нечистота, не изменившая ни одно из трех ее качеств – вкус, цвет, запах, – то она остается чистой. А если изменилась хотя бы немного одно из этих качеств, то вода становится нечистой и непригодной для ритуальных очищений, согласно учению имама аш-Шафи‘ий.

Наличие нечистот (наджаса) на теле, одежде или на месте совершения намаза делает намаз недействительным. Поэтому очищению от них необходимо уделять особое внимание.

Нечистотами, согласно Шариату, являются: кровь, гной, сукровица (жидкость желтоватого цвета, смешанная с кровью, а также гнойная кровянистая жидкость, вытекающая из нарывов, язв), рвота, алкоголь, моча, кал, мазью (почти прозрачная слизистая жидкость, выделяющаяся из полового органа при возбуждении), вадью (густая белая жидкость, иногда выделяющаяся после мочеиспускания или вследствие поднятия тяжести), собака, свинья, труп животного, его кости и шерсть. Не считаются нечистотами мертвые рыбы, саранча и человек.

Все, что отделяется от живого животного, рассматривается как мертвое, исключением являются волосы, шерсть, перья, слюна и пот животных, мясо которых можно употреблять в пищу, а также слюна и пот других живых животных, кроме собаки и свиньи и всего, что рождается у них. Отделенная кошачья шерсть – нечистая. Шерсть, отделенная от живых животных, мясо которых можно употребить в пищу, является чистой, а если от такого животного отделилась конечность (лапа) и оно осталось живым, то эта конечность – наджаса.

Живые животные (кроме собаки, свиньи и всего, что от них рождается) все чистые.

Незаметная нечистота – это та, которая утратила свой объем и качества – вкус, цвет, запах. Для очищения места, загрязненного такой нечистотой, необходимо, чтобы вода протекла по нему.

Заметная нечистота – это видимая нечистота, которая имеет объем и качества – вкус, цвет, запах. Очищая место, загрязненное подобной нечистотой, необходимо вначале удалить ее, а затем промыть это место водой до исчезновения ее вкуса, цвета и запаха.

Если моча мальчика в возрасте до двух лет по лунному календарю, который питается только материнским молоком, попала на что-либо, то это место достаточно сбрызгивать водой до тех пор, пока оно не намокнет. В данном случае протекание воды необязательно. Сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «При удалении мочи девочки загрязненное место необходимо промывать водой, а при удалении мочи мальчика достаточно лишь сбрызнуть водой». Моча маленькой девочки рассматривается, как моча взрослого человека.

Для удаления мочи надо поливать загрязненное место чистой, пригодной для очищения водой до полного исчезновения нечистоты и ее свойств – вкуса, цвета, запаха. В случае, если не удается удалить полностью цвет или запах (но не оба вместе), это считается простительным.

Нечистота от собаки и свиньи, например, моча, кал и слюна, удаляется семикратным промыванием, в том числе один раз водой, смешанной с чистой землей.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Очищение посуды, которую облизала собака, осуществляется семикратным промыванием водой, одно из которых смешано с землей». Желательно, чтобы промывание водой, смешанной с землей, не было последним из этих семи.

Заметная нечистота не становится чистым веществом. Исключением является обработанная и окрашенная, то есть дубленая кожа мертвого животного, кроме собаки и свиньи, а также вино, которое в результате брожения преобразовалось в уксус. Если же оно превратилось в уксус в результате добавления или попадания в него чего-либо, например, хлеба и т. п., то такой уксус не является чистым. Шкуры и шерсть животных, мясо которых можно употреблять в пищу, зарезанных по мусульманским ритуалам, чисты и без обработки.

Подмывание (по-арабски истинджа) – это обязательное удаление до полного очищения всех мокрых выделений из переднего и заднего проходов.

Выделения могут быть обычными (моча, кал) и необычными (мазью, вадью). Если человек испустил только кишечные газы, то подмывание необязательно. Неполное очищение от мочи является одной из причин мучения в могиле. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Оберегайте тело и одежду от попадания на них мочи, так как большинство мучений в могиле – из-за пренебрежительного отношения к очищению от нее».

После того, как мочеиспускание прекратилось, для полного удостоверения в этом, желательно (сунна) выполнить истибра путем откашливания, сдавливания мочеиспускательного канала, приседаний и т. п. Истибра – это освобождение от оставшейся в мочеиспускательном канале мочи после прекращения ее выделения. Если человек знает, что выделение мочи не прекратилось, то он обязан избавиться от нее до конца.

Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой либо подтиранием камушками (тремя или одним, который имеет не менее трех граней), последнее при условии, что нечистоты не распространились за пределы прохода и не засохли. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду.

Заменить камень может любой предмет, если он шершавый, плотный (не сыпучий), чистый (не загрязненный наджасой), непочетный. Например, бумажные салфетки. Гладкие предметы, такие как стекло, не годятся для этой цели. Почетный предмет, например, лист бумаги, содержащий информацию об Исламе и т.п., также нельзя использовать для удаления нечистот. При их удалении необходимо протереть загрязненное место не менее трех раз, до полного очищения. Если нечистоты не удалились за три раза, то следует протереть четвертый раз. Если после этого нечистота была удалена, то желательно протереть и пятый раз (чтобы количество было нечетным).

Выполняя истинджа, предпочтительно использовать сначала твердый предмет – камень или бумагу, а потом воду. Можно использовать и одно из них: или воду, или камень, но лучше использовать воду.

При справлении нужды в открытой местности, нельзя обращаться лицом или спиной в сторону Каабы. Это разрешено лишь в том случае, если впереди, не далее чем за три локтя (около 1,5 м) есть какой-либо предмет высотой не менее 2/3 локтя (около 35 см). Что касается мест, специально предназначенных для этой цели (туалеты), то в них не запрещено обращаться в сторону Каабы, но лучше этого не делать. Также нежелательно опорожняться под плодоносящими деревьями, потому что плод может упасть на нечистоты и испачкаться. Если же дерево принадлежит какому-либо чужому человеку, то опорожняться под ним (без разрешения) является грехом.

Читайте также:  Определение кальция в моче по сулковичу

Также нежелательно опорожняться на дороге и в тени, где люди могут остановиться для отдыха, так как это может стать причиной проклятия. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Остерегайтесь двух проклятий». Его спросили: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), каких двух проклятий?» Он ответил: «Справлять нужду на дороге или в тени». Это правило также касается мест, где человек может согреться зимой под солнцем.

Говоря кратко, нужно избегать того, что создает неудобства для людей.

Нежелательно мочиться и опорожнять кишечник в норы, как в малые, так и в большие, потому что они могут быть жилищем джиннов, опасных зверей или других слабых живых существ. Также нежелательно разговаривать при справлении нужды. Запрещается мочиться в мечети, даже в сосуд. Нельзя вносить с собой в туалет предметы, на которых написаны имена Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Желательно (сунна) перед входом в туалет просить защиты у Аллаха, произнося следующие слова:

بِسْمِ اللهِ اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبْثِ وَ الْخَبائِثِ

«Бисмилляh, Аллаhумма инни а‘узу бика миналь-хубси валь-хабаис».

(Начинаю с именем Аллаха. О Аллах, я прошу у Тебя защиты от джиннов мужского и женского пола) .

Заходить в туалет желательно с левой ноги, а выходить с правой, в отличие от того, как заходят в мечеть и выходят из нее. После выхода из туалета желательно произнести:

غُفْرانَكَ اَلْحَمْدُ لِلهِ الََّّذي أَذْهَبَ عَنِّي الْأَذى وَعافاني

«Гуфранака, аль-хамду лилляhи-ллязи азhаба ‘анниль-аза ва ‘афани».

(Прошу у Аллаха прощения. Хвала Аллаху, который освободил меня от вреда и дал мне здоровье).

Хадас – причина, нарушившая ритуальную чистоту. Хадас бывает большим и малым. При большом хадасе необходимо совершить полное омовение тела, а при малом – частичное омовение тела (см. дальше).

Вода, использованная для выполнения полного или частичного омовений во второй и третий раз, является чистой и пригодной для ритуального очищения.

Следует отметить, что все молитвы, в том числе и читаемые в намазе, необходимо читать только на выдохе, то есть выдыхая воздух из легких.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

источник

О скверне и ее устранении

Название данной главы по-арабски – «Изаляту-ль-над­жаса«.

Первое слово в этом словосочетании – «изаля» – устранение, удаление. Второе слово – «наджаса» – в арабском языке яв­ляется антонимом слова «чистота» и «очищение», то есть может быть переведено на русский как скверна.

С точки зрения Шариата: наджаса (скверна) – этонечто, являющееся грязным по своей сути, рассмат­риваемое шариатом какнечистое или мерзость, то есть все то, от чего верующий обязаночищаться, ибо оно относится к факторам, препят­ствую­щим тому, чтобынамаз, таваф и некоторые другие виды покло­нения считалисьдействительными.
Разновидности скверны (наджасы)

1. Наджаса айния (постоянная наджаса), к которой отно­сится любая вещь, являющаяся скверной сама по себе, по своей сути (например, моча, кал, со­бака, свинья, пролитая кровь).

Суждение Ислама о постоянной наджасе сле­дующее:по­стоянную наджасу невозможно очистить (т.е. сделать ее чистой) ни прикаких условиях. Например, ослиный кал в связи с тем, что он являетсяскверной сам по себе, невозможно очистить никак, даже при помощиморской воды, если, конечно, он сам не пере­станет быть наджасой,превратившись в другое веще­ство, не являющееся таковой. Припревращении веще­ства, являю­щегося скверной, в другое веществопрекращается действие в отношении него хукма (законо­положения) онаджасе, ибо хукм действует лишь в свя­зи с наличием или отсутствиеммотивов (илля’) к нему.

2. Наджаса хукмия (временная (случайная) наджаса)– это вещь, являющаяся сама по себе чистой, но осквернившаяся в связи спопаданием на нее сквер­ны (например, одежда, на которую попали каплимочи, или обувь, которой наступили на экскременты). Суж­дение Ислама поповоду временной наджасы таково: оскверненная вещь может быть очищена,так как сама по себе она чиста и подверглась осквернению из-заслу­чайного попадания на нее наджасы.

Степени наджасы и способы очищения от нее

1. Наджаса тяжелой степени. Согласно наи­более досто­верному мнению, к ней можно отнести скверну собаки, а имен­но ее слюну, а также ее мочу, кал и прочие выделения (об этом речь пойдет позже, если на то будет воля Аллаха).

Способ очищения от нее: наиболее правильным является мне­ние, согласно которому очищение посу­ды от скверны собаки осу­ществляется промыванием семь раз, первый из них – песком.Именно так сказано в уже приведенном нами хадисе от Абу Ху­рейры (№ 8),с достоверностью которого согласились оба има­ма. Причины того, почемуименно тот вариант хадиса, в котором ска­зано, что первый из семи разнужно мыть песком, признается наи­более правильным, объяс­нялись вглаве «О разновидностях воды».

Некоторые ученые также относили кданной категории наджасу свиньи, однако более правильной является точказрения тех, кто считает определение ее в качестве наджасы тяжелойстепени неверным, ибо доводов в пользу этого нет. То есть наджасасвиньи подобна остальным видам наджасы, не входя­щим в категориюнаджасы тяжелой степени. Имам Ан-Навави в комментариях к «Ас-Сахиху»Муслима сказал: «Большинство уче­ных считает, что для очищения отскверны свиньи нет нужды в семикратном обмывании. Аш-Шафи’и также склоняе­тся к этому мнению, и оно подкреплено силь­ными доводами».

2. Наджаса легкой степени. Легкой наджасой считается, например, моча грудного ребенка,в котором еще не проснулось желание к употреблению обычной пищи икоторый еще не может обходиться без молока, питаясь чем-либо иным. Мочагрудных детей, которым дали попробовать финики или мед в качествелекарства или что-нибудь другое в подоб­ных целях, все равно считаетсялегкой наджасой. Об этих исключениях рас­сказывает Аль-Хафиз в «Аль-Фатхе».

Способ очищения от нее: Дляочищения от по­добной над­жасы достаточно побрызгать на осквернен­ноеместо воду так, чтобы оно намокло, и нет нужды в том, чтобы тереть егоили выжимать. Правильность такого способа очищения от наджасылегкой степени подтверждается хадисом от Анаса, с достовер­ностьюкоторого согласились оба имама и хадисом от Абу Ас-Самхи (№ 26).

3. Наджаса средней степени. К ней относит­ся, например, моча и кал человека.
Способ очищения от нее: очищениеот нее осу­ществляется путем мытья водой, однако бесследный ее уход поддействием чего-либо другого также счита­ется очищением от нее, дажеесли это очищение про­изошло невзначай, то есть без намерения состороны человека. Так, например, если на одежду, которая вы­пачкананаджасой, случайно попала вода и удалила наджасу, то преждеоскверненное ею место на одежде следует считать чистым. Такимобразом, для очище­ния от наджасы человеку не требуется иметьспеци­альное намерение (ан-ния), как это необ­ходимо ему для очищенияот хадаса. Это точка зрения является наиболее достоверной и основывается на следующих доказа­тельствах:

а) наджаса – это нечто грязное по сути, несущее в себе осквернение, иесли она уходит, то вещь, преж­де оскверненная ею, возвращается к своейпервона­чальной чистоте, ибо любой хукм действует лишь в связи сналичием или отсутствием мо­тива (илля’) к нему. Если присутствуетмотив (в данном случае – наличие наджасы), то присутствует и хукм, еслиже отсутствует мотив, то и хукм тоже отсутствует.

б)как известно, поклонение Аллаху включает в себя две категориипоступков: выполнение того, что повелено Им и отда­ление от того, чтоИм, запрещено. Устранение скверны (очище­ние от нее) относится ккатегории действий, именуемых отдале­нием от запрет­ного, а они нетребуют для своего осуществления на­личия намерения (ан-ния), как этонеобходимо для выпол­нения повелений (например, для совершенияна­мазов). Таким образом, вне зависимости от причины, по которойпроизошло устранение наджасы, и вне за­висимости от того, произошло лиочищение от нее с намерением или непреднамеренно, оно счи­таетсядей­ствительным.

Некоторые ученые считают, что от наджасы можеточистить только вода. Свое мнение они аргу­ментируют хадисом о бе­дуине(№ 10), в котором рассказывается, что Пророк, да благо­словит его Аллахи привет­ствует, повелел вылить на осквер­ненное мочой место воду.Ответить сторонникам этого мнения можно так: Приказ вылить воду былвызван необходимостью быстрого, немедленного очищения земли. Какиз­вестно, солнце и ветер не могут очистить осквернен­ное место сразу(для этого потребуется несколько дней). Что же касается воды, то онаочищает моментально, и именно такое быстрое очищение было необходимо вмечети, ибо это место, где молятся люди. Резю­мируя вышесказанное,можно сказать, что, чем бы ни была устранена наджаса, место, котороебыло ею оскверне­но, стано­вится чистым. Исключением является тольконаджаса собаки (ее слюна, а также кал, моча и т.п.), для очищенияпосуды от которой требуется семикрат­ное мытье: первый раз песком, аостальные шесть – водой, о чем уже рассказывалось прежде.

Под свойствами наджасы имеются в виду три качества: вкус, цвет и запах.

Еслипосле мытья вкус и запах наджасы оста­ются, это указывает на то, что ееостатки все еще при­сутствуют, то есть она не считается удаленной. Чтоже касается цвета наджасы, то, если после тщательно­го мытья пятно отнаджасы все же ос­тается, в этом нет ничего страшного, поскольку, какуказы­вается в двад­цать восьмом хадисе, это простительно. Аль-Хафиз поэтому поводу сказал в «Аль-Фатхе» следующее: «Со­ставитель (имеется ввиду Аль-Бухари) использует хадис «Поистине, пятна воды (то есть следымытья) на одежде его» в качестве доказательства того, что следы,остающиеся после ухода над­жасы при ее вычи­щении, не наносят никакоговреда, и посвя­щает разъяс­нению этого вопроса главу «След, оставшийсяот над­жасы или чего-либо другого после мытья».

Иногдабывает так, что наджаса попадает на одежду или на что-либо иное, но мыне можем опреде­лить, куда именно она попала, а значит, не знаем,ка­кое именно место на одежде нужно помыть. В таком случае, еслиповерхность, на которую попала наджа­са, обширная, нужно поразмыслить ивымыть то мес­то, попадание наджасы на которое, по нашему мнению,наиболее вероятно. Если же поверхность одежды (или чего-нибудьдру­гого) маленькая, такую одежду нуж­но вымыть пол­ностью, для тогочтобы быть оконча­тельно уверенным в уходе наджасы.

Разновидности крови с точки зрения фикъха

I. Кровь, являющаяся скверной. К ней отно­сится:

1.Кровь, вытекающая из двух путей (из заднего прохода и половых органов),такая, как кровь, выде­ляющаяся при мен­струациях (хейд),внеменструальных кровотечениях из влага­лища (истихада), после­родовыхкровотечениях (нифас).

2. Кровь животных, которые не дозволены впищу, таких как крысы, ослы, хищные звери. О зако­нах, касающихсязапре­щенности тех или иных живот­ных в пищу, будет рассказано в главе»О пище».

3. Кровь мертвечины тех животных, которые, будучизако­лотыми согласно требованиям Шариата, дозволены в пищу. Об этомговорится в третьем аяте суры «Аль-Маида» («Трапеза»).

II. Чистая кровь, к которой относится:

1.Кровь рыбы, так как ее мертвечина чиста (об этом мы сообщали ранее вглаве «О разновидностях воды» с приведением в качестве довода хадисов №1 и №11).

2. Кровь существ, не имеющих сложной крове­носнойсис­темы с бегущей по сосудам кровью, кото­рая может вытекать из тела вслучае его повреждения. Это кровь мух, комаров и им подобных.Разъяснение этого вопроса также давалось нами в главе «Оразно­видностях воды», в качестве довода приводился хадис № 12.

3.Кровь, которая остается внутри заколотого по правилам Шариата животного(в его сосудах, серд­це, селезенке). Подоб­ная кровь чиста внезависимости от ее количества. Доводом этому также служит хадис № 11,приведенный в главе «О разно­видностях воды».

4. Кровь шахида(согласно мнению абсолютно­го большин­ства ученых), а такжечеловеческая кровь вообще, что следует признать как наиболеедостовер­ное мнение. Кровь шахида чиста, так как если бы она быласкверной, то Пророк, да благо­словит его Аллах и привет­ствует, повелелбы смывать ее с тел шахи­дов перед по­гребением. Что же касается мнениятех, кто считает человеческую кровь чистой, то оно являетсядостовер­ным на основании следующих доводов:

а) Причислять туили иную вещь к наджасе мож­но лишь тогда, когда на это имеется довод,ибо, как правило, вещи являются чистыми. Никакими довода­ми от Пророка,да благо­словит его Аллах и приветствует, насчет того, что человеческаякровь является наджасой, мы не располагаем. Между тем, если бы вопрособсто­ял так, то он не остался бы без внимания Пророка, ибо, в связи стем, что человеку часто иметь дело с ранени­ями, различного родакровотечениями, приходится при­бегать к искусственному кровопусканию ит.д, обяза­тельно воз­никла бы потребность в указаниях по этому поводу.

б)Нигде ничего не сказано о том, чтобы Про­рок, да благо­словит его Аллахи приветствует, приказывал смывать кровь, вышедшую из ран, между темизвестно, что мусульмане, полу­чив во время боевых действий ранения,совершали намазы, истекая при этом кровью, о чем свидетельствуетдостоверный хадис.

в) Все части тела человека чисты. То естьдаже отсеченная рука является чистой, несмотря на нали­чие в ней крови,и, может быть, даже в большом коли­честве.

г) Кровь рыбысчитается чистой на основании того, что ее мертвечина чиста. Мертвоетело челове­ка также считается чис­тым, следовательно, и кровь егочиста. Тело человека не осквер­няется смертью вне за­висимости от того,был ли он верующим или кафиром, мужчиной или женщиной. Тело чело­векаявляется чис­тым как при жизни, так и после смерти. И этоподтвер­ждается следующим:

а) общим смыслом хадиса Пророка, даблагосло­вит его Аллах и приветствует, в котором сказано: «Поистине,верую­щий не оскверняется». В этом хадисе имеется в виду, что теловерующего чистое, потому что он обычно избегает скверны, в отличие отмногобожника, который не сторонится наджасы.

б) словами Пророка,да благословит его Аллах и привет­ствует: «Омойте ее трижды илипятикратно…», адресован­ными тем, кто обмывал его умершую дочь. Этислова доказы­вают тот факт, что тело умершего человека не являетсясквер­ной, так как если бы оно само по себе было скверной, то естьявлялось наджасой ‘айния, то омовение не принесло бы никакой пользы,как в примере с собакой, которую невозможно очистить, даже если вымытьее тысячу раз. Что же касается оп­ределения Кораном многобожников какскверны, то имеется в виду, что они – скверна духовного плана (наджасама’науийа), и это дока­зывается тем, что Аллах разрешил нам жениться наженщинах из числа людей Писания. Аль-Хафиз в «Аль-Фатхе» говоритследую­щее: «Большинство ученых придерживается этого мне­ния, а поповоду аята «Поистине, многобожники – скверна «, говорят, что имеется ввиду, что они скверна в плане их вероубеждений и их отношения кскверне».

Все это указывает на то, что живой человек не является наджасой ‘айния, вне зависимости от того, мужчина это или женщина.
Аль-Хафиза Ибн Хаджара
«ДОСТИЖЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО»

источник

Во время выполнения намаза верующему большое внимание следует уделять чистоте одежды, а также места совершения молитвы. Нечистоты, препятствующие полноценному выполнению главного столпа ислама, именуются наджаса.

При наличии нечистот на теле, одежде или месте поклонения мусульманин обязан устранить их перед молитвой, а иначе намаз может оказаться недействительным.

В первую очередь следует упомянуть именно этот вид экскрементов, являющийся продуктом жизнедеятельности человека, а также животных – как разрешённых (баран, корова, лошадь), так и запрещённых (осёл, свинья). Его наличие в любом количестве препятствует выполнению молитвы.

В качестве способа очищения от фекалий могут служить либо современные химические средства (порошок, хозяйственное и туалетное мыло), либо обычная земля. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Если Вы наступите на кал, то очищайте нечистоту землей» (Абу Дауд).

Исключением служит кал дозволенных в пищу некрупных птиц – голубей и воробьёв, который не считается наджасом.

Наличие этого вида так же препятствует выполнению молитвы. Однако здесь имеются некоторые оговорки. Если богословы едины во мнении, что содержимое мочевого пузыря человека и запретных в пищу животных – скверна, то в отношении мочи дозволенного скота есть небольшие разногласия. Ханафитские учёные наряду с обычным наджасом выделяют и облегчённый. Мочу второй группы животных они относят именно к облегчённым нечистотам, наличие которых на поверхности менее 25% не нарушает молитву. Богословы других мазхабов считают мочу любых зверей недопустимой в месте совершения намаза.

Способ очищения от мочи такой же, как и от кала, но имеется одно исключение – моча младенца. Как-то одна женщина дала подержать Посланнику Аллаха (с.г.в.) своего новорождённого ребёнка. Через некоторое время на одежде появилось пятно, и тогда Мухаммад (с.г.в.) полил на пятно водой, не стирая его при этом (хадис приводит Бухари). Исходя из этого, при попадании мочи маленьких детей достаточно полить сверху водой, но всё же постирать одежду будет лучше.

Это мясо, жир, кожа, шерсть, копыта и т.д. В суре «Скот» сказано:

«Я нахожу запрещённым. мясо свиньи, которая является скверной» (6:145)

Исходя из этого аята учёные сделали вывод, что всё связанное с этим животным – наджаса. Отсюда следует простой вывод: нельзя совершать намаз в одежде, содержащей свиную кожу.

К нечистотам Шариат относит и алькогольные напитки, а также иные средства личной гигиены, содержащие спирт. Обоснование этому встречается в суре «Трапеза»:

«Воистину, опьяняющие напитки. являются скверной. » (5:90)

В случае, если мусульманин пользуется спиртосодержащим дезодорантом, то перед совершением молитвы его желательно смыть с кожи.

Также к наджаса относится кровь человека и животных (как разрешенных, так и запрещённых). При её попадании на одежду или на тело необходимо смыть. Исключением служит содержимое кровеносной системы обитателей воды, а также представителей фауны, чья кровь не течёт (муравьи, блохи).

Нередко бывает и такое, что следы от крови на предметах гардероба остаются даже после полноценной стирки. В такой одежде мусульманину молиться дозволено. Однажды Посланнику Всевышнего (с.г.в.) задали похожий вопрос, на что он ответил: «Достаточно будет воды и не повредят следы крови» (Абу Дауд).

Читайте также:  Референсные значения кортизола в суточной моче

Если в отношении кровянистых выделений во время менструации и после родов у женщин богословы едины в мнении об их скверности, то по поводу обычной крови некоторые учёные полагают, что в небольшом количестве она чиста. В качестве подтверждения в таких случаях приводится хадис из свода имама аль-Бухари, в котором говорится, что «мусульмане молились во время войн с кровоточащими ранами». Однако такой позиции придерживаются не все алимы. Например, имамы ан-Навави и Куртуби считали кровь наджасом в любом объёме.

С отнесением данного вида биологической жидкости к наджасу согласны не все исламские учёные. Так, часть из них опираются на высказывание того же ан-Навави, который приводит иджму (единогласное мнение богословов) о нечистотности гноя. Противники же этой позиции ссылаются на известного табиина (сподвижника сахабов) Абу Муджлаза, утверждавшего, что гной не считается наджасой. Существует также точка зрения о том, что гной обретает статус нечистот, только если он выделяется через половые органы или из прямой кишки.

К нечистотам относится мясо, кровь, внутренние органы животных, которые умерли естественной смертью или были убиты другими животными и людьми, но без соблюдения требований Шариата. Исключением в данном случае служат рыбы и саранча. Считается, что кожа таких животных после обработки становится чистой и теряет статус наджаса. Иными словами, мусульманин может спокойно носить одежду из кожи или меха животного, заколотого без соблюдения требований исламских канонов. Дискуссии по этой теме вызывает лишь шкура собаки. Дело в том, что богословы-шафииты относят её к нечистотам, так как собака, по их мнению, обладающая нечистой слюной, постоянно умывается ею, а значит, делает нечистой и шерсть. Учёные других мазхабов не считают шерсть псины скверной.

По этой причине всем, кто держит в доме собаку, необходимо обязательно использовать специальный молитвенный коврик (намазлык) и переодеть одежду, если в ней был контакт с собакой. Это связано с тем, что изо рта собак постоянно капают слюни, которые попадают на пол или одежду хозяина. Если же слюна животного попала на посуду, то ей тоже нельзя пользоваться, тщательно не промыв. В одном из хадисов сказано: «Если собака поела из вашей посуды, то помойте её 7 раз, один из которых – землёй» (Бухари, Муслим). Что касается одежды, на которую попала слюна собаки, то её достаточно постирать с порошком.

Большинство богословов относят рвоту тоже к нечистотам. Основным доводом в пользу этой позиции служит хадис, в котором говорится, что одежду нужно очищать от пяти веществ, одним из которых названа и рвота. Но немало авторитетных учёных (таких как Альбани, Байхаки, ан-Навави) назвали этот хадис сомнительным. В связи с чем они утверждали, что рвота не может считаться скверной, так как отсутствуют достоверные доводы в пользу этого. Существует также мнение о том, что если во время рвотного рефлекса еда изменила свои свойства, то она нечиста, а если нет – то она не наджаса.

Ещё одним видом наджаса считается мужское семя – сперма, а также ва́ди (выделения из полового члена, возникающие при болезни в результате большого напряжения мышц) и мази́ (выделения, выделяющиеся в результате возбуждения). Такого мнения, например, придерживаются учёные ханафитского и маликитского мазхабов. Ханбалиты считают их чистыми. Также существует мнение, что если человек после справления нужды не промыл половой орган и у него появились выделения, то они скверны, а если же он помыл – то они чисты.

Очищение в данном случае зависит от того, в каком виде они остались на одежде. Если в жидком, то необходимо хорошо промыть водой так, чтобы не осталось следов. Если же в сухом виде, то достаточно будет содрать засохшую сперму при помощи ногтей или иных подручных средств. Подтверждением тому служат слова Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Я соскабливала сперму с одежды Пророка, а потом он в ней молился» (Бухари).

Современные лекарственные препараты содержат немало веществ, которые относятся в исламе к нечистотам (взять, к примеру, тот же спирт – прим. Islam.Global). Исходя из этого, возникает вопрос о дозволенности лечения подобными целебными средствами. На данный счёт существует несколько мнений. Одни богословы уверены, что не возбраняется лечиться лекарствами, содержащими любые виды нечистот, за исключением спиртосодержащих. Другие же считают, что они дозволены только в том случае, если нет чистых с канонической точки зрения аналогов этого препарата. Третьи утверждают, что наджасой лечиться не дозволено, а необходимо искать исключительно разрешённые способы лечения.

А истина известна одному лишь Аллаху.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Салям алейкум. Как бы мне не хотелось этого задавать, но по-другому не получается. Иногда после того как сходил по малому, кажется, что вышла капля. Иногда, просто когда чихаешь или приседаешь может выходить капля мочи. Или КАЖЕТСЯ, что вышла капля. Как быть в такой ситуации? Нужно ли менять нижнее белье? Джазакуму Аллаху хайран.

источник

1 — Определение очищения (таха́ра) , разъяснение его важности
и его виды
По материалам книги «Облегченный фикх»

1 – Важность очищения (таха́ра) и его виды:
Очищение – это ключ к молитве (саля́т) и одно из самых важных ее условий, и необходимо, чтобы условие предшествовало тому, что оно обуславливает.

Очищение (таха́ра) делится на два вида:
Первый вид: Духовное очищение (таха́ра ма’навия) – это очищение сердца от многобожия (ширк) , грехов и всего, что его портит.
Этот вид очищения важнее, чем очищение телесное, и невозможно добиться телесного очищения при наличии скверны многобожия (ширк) , как сказал Всевышний:


«Воистину, многобожники являются скверной [нечистотами]» («Покаяние» 9: 28).
Второй вид: Ощутимое очищение (таха́ра хиссия) .
Ниже следует объяснение этого.

2 – Определение слова «таха́ра» (очищение) :
• «Таха́ра» в арабском языке – это очищение и отстранение от загрязнений.
• «Таха́ра» как специальный термин – это устранение осквернения (хадас) и удаление скверны [нечистот] (хабас) [1] .
* Под «устранением осквернения (хадас) » подразумевается устранение состояния, которое препятствует совершению молитвы (саля́т) .
Если осквернение было большим (хадас акбар) , то это состояние устраняется путем омовения водой всего тела, а если осквернение было малым (хадас асгар) , то достаточно омыть водой только те части тела, которые характерны для малого омовения (вуду́ъ) , имея при этом намерение (ният) .
Если же человек не нашел воду или был не в состоянии ей воспользоваться, то тогда он использует то, что заменяет воду, а это земля, делая это таким образом, как было повелено в шариате. Объяснение этого придет в главе об «Очищении землей» (таяммум) , если это будет угодно Аллаху.
* Под «удалением скверны [нечистот] (хабас) » подразумевается удаление скверны с тела, одежды и места совершения молитвы.

Ощутимое очищение (таха́ра хиссия) подразделяется на два вида:
1) Очищение от осквернения (таха́ра хадас) , которое характерно только для тела.
2) Очищение от скверны [нечистот] (таха́ра хабас) , которое затрагивает тело, одежду и место совершения молитвы.

Осквернение (хадас) подразделяется на два вида:
1) Малое осквернение (хадас асгар) , при наличии которого становится обязательным совершение малого омовения (вуду́ъ) .
2) Большое осквернение (хадас акбар) , при наличии которого становится обязательным совершение большого омовения (гусль) .

Скверна [нечистоты] (хабас) подразделяется на три вида:
1) Скверна, которую нужно обязательно смывать.
2) Скверна, на которую нужно обязательно побрызгать.
3) Скверна, которую нужно обязательно стереть.

[align=justify] [1] Осквернение (хадас) – это состояние тела, которое препятствует совершению молитвы (саля́т) и подобным ей видам поклонения, условием для которых является очищение (таха́ра) .

Осквернение (хадас) подразделяется на два вида:
1) Малое осквернение (хадас асгар) – это осквернение, распространяющееся на определенные части тела, которые характерны для малого омовения (вуду́ъ) .
Пример малого осквернения: выход мочи и кала из двух путей.
Этот вид осквернения устраняется посредством малого омовения (вуду́ъ) .
2) Большое осквернение (хадас акбар) – это осквернение, распространяющееся на все тело.
Пример большого осквернения: половое осквернение (джана́ба) .
Этот вид осквернения устраняется посредством полного омовения всего тела (гусль) .

Исходя из вышеупомянутого, очищение (таха́ра) от осквернения (хадас) подразделяется на два вида:
1) Большое очищение (таха́ра кубра) – это большое [полное] омовение (гусль) .
2) Малое очищение (таха́ра сугра) – это малое омовение (вуду́ъ) .

Если не представляется возможным совершить одно из видов очищений, то их заменяет очищение землей (таяммум) . См.: «аш-Шарх аль-мумти’» (1/19), «аль-Фикх аль-ислями уа адиллятуху» (1/237-239).

Хабас – это тоже самое что и наджа́са [нечистоты, скверна]. Далее будет упомянуто разъяснение этого, если это будет угодно Аллаху.

الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على محمد وعلى آله وصحبه أجمعين

источник

Аллах повелел мусульманину очищать свою душу и сердце от ширка и разных сердечных недугов и очищать себя от грязи и скверны.

Исконное значение слово «тахара» — «чистота, очищенность».

Всевышний Аллах повелел мусульманину быть чистым внешне и внутренне. Внешне он должен быть чист от очевидных запретных, скверных вещей и нечистот. И он должен очищать свою душу и своё сердце от ширка и разных сердечных недугов — высокомерия, злобы и так далее. Делая это, мусульманин заслуживает любовь Аллаха. Как сказал Всевышний: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2:222).

Аллах повелел верующим очищаться для молитвы, потому что это встреча и беседа с Ним, Всевышним. Известно, что человек, готовясь к встрече с правителем или предводителем иного рода, позаботится о чистоте тела и наденет лучшую одежду. Что же говорить о том, кто готовится к встрече с Всевышним, Царём царей?

Аллах велел мусульманину очищаться особым, узаконенным Шариатом образом, и это очищение обязательно для тех, кто собирается совершить молитву, прикасаться к экземпляру Корана или совершать обход вокруг Каабы. Также во многих случаях это очищение является желательным, например при чтении Корана без прикосновения к нему, обращении к Аллаху с мольбами, при отходе ко сну и так далее.

Собираясь совершить молитву, мусульманин очищается от двух вещей:

  • Скверна (наджаса) — всё осязаемое из того, что Шариат признал нечистым и от чего велел очищаться для совершения поклонения.
  • Основой во всех вещах является разрешённость и чистота, тогда как скверность — явление случайное. Соответственно, если мы сомневаемся в чистоте одежды, но не убеждены в том, что она осквернена, мы должны считать её чистой, опираясь на основу.
  • Собираясь приступить к молитве, мы должны очистить от всего скверного тело, одежду и место, в котором мы будем молиться.
1 Моча и кал человека.
2 Кровь (небольшое количество скверной не считается).
3 Моча и помёт всех животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу.
4 Собака и свинья.
5 Мертвечина (подразумеваются мёртвые животные из числа тех, мясо которых запрещено употреблять в пищу; животное, мясо которого дозволено употреблять в пищу и которое было зарезано с соблюдением норм Шариата, не считается скверной.

Для устранения скверны достаточно удалить её любым из имеющихся средств.

При удалении скверны с тела, одежды, места и так далее достаточно устранения собственно скверны с загрязнённого места, причём осуществляться оно может как посредством воды, так и посредством чего-то иного, потому что Шариат велел просто устранять её, не называя определённого числа раз. Исключением является только скверна, источником которой является собака, то есть её слюна, моча и испражнения. Эту скверну нужно смывать семь раз, один раз — с использованием земли. Что же касается остальных разновидностей скверны, то достаточно устранить собственно скверну, и если даже останется цвет или запах, это уже не будет считаться скверной. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одной из сподвижниц: «Тебе достаточно смыть кровь и тебе не повредит оставшийся цвет» (Абу Дауд, 365).

  • В туалет желательно входить с левой ноги и говорить перед тем как войти: «С именем Аллаха. О Аллах, поистине я ищу у Тебя защиты от шайтанов мужского и женского пола» (БисмиЛлях Аллахумма инни а‘узу бика мина-ль-хубуси ва-ль-хабаис).
  • Выходить из туалета следует с правой ноги, после чего следует сказать: «Прошу Твоего прощения» (Гуфрана-ка).
  • Человек должен закрывать аурат от посторонних взглядов во время справления нужды.
  • Человеку запрещается справлять нужду в месте, в котором люди могут помешать ему.
  • Если речь идёт об открытом пространстве, то запрещается справлять нужду в норы, поскольку там могут быть животные, которым он может причинить вред и которые могут причинить вред ему.
  • Мусульманин обязан следить за тем, чтобы не поворачиваться задом или передом к кыбле во время справления нужды на открытом пространстве. Это предписание не распространяется на помещения и, если говорить о современных туалетах, ничего запретного в подобном действии нет, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда отправитесь в место, где справляют (малую или большую) нужду, не поворачивайтесь к кыбле ни передом, ни задом» (Бухари, 386; Муслим, 264).
  • Справляющий нужду должен следить за тем, чтобы нечистоты не попали на его одежду и тело, а если это всё же произошло, он должен смыть нечистоты.
  • После справления нужды человек должен сделать одно из двух:
  • Осквернение (хадас) — нечто неосязаемое, и, относясь к человеку, это описание становится препятствием для совершения молитвы, пока человек не очистится. Оно отличается от скверны, которая осязаема.
  • Чтобы устранить осквернение, мусульманин должен совершить малое или полное омовение чистой и очищающей водой, то есть водой, цвет, вкус и запах которой не был изменён попавшей в неё нечистотой.
  • Совершив омовение, он пребывает в состоянии ритуальной чистоты и может совершать молитвы, пока не осквернится.

Осквернение бывает двух видов:

Состояние ритуальной чистоты мусульманина нарушается и для её восстановления необходимо совершить малое омовение в следующих случаях:

  • Выход мочи, кала и всего, что выходит из этих двух путей, в том числе и кишечные газы. Всевышний Аллах сказал, упоминая о том, что нарушает состояние ритуальной чистоты и требует совершения малого омовения: «…если кто-либо из вас пришел из отхожего места» (4:43). А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о том, кто сомневается, не зная точно, осквернился ли он: «Пусть он не прекращает молитву, пока не услышит звук или не почувствует запах» (Бухари, 175; Муслим, 361)

источник

Наджаса — это все, что считается грязным в шариате и этого приказывается сторониться.

  1. Наджаса собственная (‘айния) или истинная (хакъикъия) — это та наджаса которая не очищается никаким образом, так как в она сама в своей основе наджаса, как например ослиный навоз, или кровь, или моча.
  2. Наджаса в своем законоположении (хукмия) — это то, что принято в расчет, из того что попадает на части тела, и делает молитву недействительной, и объединяет в себе малое осквернение, которое устраняется посредством вуду (малого омовения) как справление нужды, и большое осквернение, которое устраняется посредством гъусля (большого омовения) как джанаба (половое осквернение).

Основа, которой устраняется наджаса — это вода, и это основа в очищении, согласно словам Всевышнего:

“И ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею” (аль-Анфаль, 11)

  1. Тяжелая наджаса. Это — наджаса собаки и того, что из нее выходит (шерсть, шкура, мясо и другое)
  2. Легкая наджаса. Это — как кровь, аль-мазий, гной и моча мальчика который не питается ничем кроме материнского молока.
  3. Средняя наджаса. Это — оставшиеся виды наджасы, такие как моча, кал и мертвичина.
  1. Человеческая моча, кал, рвота, кроме мочи маленького мальчика, который не питается ничем кроме материнского молока, так как на нее достаточно полить водой,

согласно хадису Умм Къейс бинт Михсан, да будет доволен ею Аллах, что она пришла со своим маленьким сыном который не ел еды [кроме ее молока] к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и он усадил его между своих бедер, и [ребенок] помочился на его одежду, и он позвал [чтобы принесли] воду, и побрызгал ею на нее [т.е. одежду] и полил на нее, и не постирал ее (аль-Бухарий 223)

Однако если это была моча мальчика, который питается чем-либо кроме материнского молока, либо моча девочки, неважно питалась она только материнским молоком или нет, то поистине ее следует мыть так же как и мочу взрослого.

Пролитая кровь, из животного, мясо которого разрешено употреблять в пищу, что касается крови которая остается в мясе, жилах, венах и артеририях, то она чистая, согласно словам Всевышнего:

– и это которая проливается или льется.

  • Моча и кал животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу, как кошки или мыши.
  • Мертвечина и это то, что умерло своей смертью, без шариатского закалывания, согласно словам Всевышнего:

    Исключением из этой мертвечины является рыба, саранча и то у чего нет текущей крови (как муравьи, пчелы и подобные им насекомые).

    Читайте также:  Очистить диван от мочи больного человека

    аль-Мазий. Это белая жидкая и липкая вода, которая выходит во время любовных игр, или мыслях о любовной близости, без наслаждения и без давления, и после его выхода не следует расслабление и вялость и иногда его выход не чувствуется. Это наджаса, согласно словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе Али ибн аби Толиба, да будет доволен им Аллах:

    “Соверши вуду и помой свой член” (аль-Бухарий 269)

    – в смысле от аль-мазий, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал в нем совершить гъусль для облегчения от затруднений, потому что трудно предохраняться от этого.

  • аль-Вадьи. Это белая густая жидкость, которая выходит после мочеиспускания. У кого она вышла, то ему следует помыть свой член, и совершить вуду, но не гъусль.
  • Менструальная кровь, как в хадисе Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, сказала:

    “Пришла женщина к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: “На одежду одной из нас попадает менструальная кровь, как ей сделать [чтобы очистить ее]?”. И он сказал: “[Пусть] она соскоблит ее [чем-нибудь], затем сотрет ее [кончиками пальцев и ногтей тщательно растирая и поливая] водой [до тех пор пока кровь не пропадет с одежды вместе со своими следами], затем польет водой на нее [одежду] и потом молится в ней” (хадис согласованный: аль-Бухарий 227, Муслим 291 и текст от него).

    1. Когда наджаса на земле или в каком-либо месте: достаточно для очищения от нее мытья один раз, устранив прежде саму наджасу, и поливания сверху воды один раз, согласно приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, полить воду на мочу бедуина, который помочился в мечети (хадис согласованный: аль-Бухарий 220, Муслим 284).

    Примечание переводчика: раньше полы в мечетях были из земли, и моча впиталась в землю, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует приказал полить сверху

    “Очищением посуды одного из вас, если из нее лакала [т.е. пила, ела, облизала] собака является мытье ее семь раз, один [первый] из которых землей” (хадис согласованный: аль-Бухарий 172, Муслим 279, и текст от Муслима).

    Это законоположение общее для всего: посуды, одежды, мебели и др.

  • Что касается наджасы свиньи и того что выходит из нее (мясо, шкура, выделения), то достовернее что она как и другие виды наджасы, и достаточно помыть ее один раз если устранить саму наджасу, и нет условия мыть от нее семь раз.
  • Если это была наджаса от мочи, кала, крови и подобного, то поистине она моется (стирается) водой с тщательным растиранием и выжиманием до тех пор, пока она не удалится, и не останется следов от нее, и при таких условиях достаточно стирки один раз.
  • Достаточно для очищения от мочи мальчика, который не ест ничего кроме материнского молока поливания водой на место с мочой, согласно словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

    “Моется от мочи девочки, и поливается от мочи мальчика [который еще не ест еды]” (Абу Дауд 376, ан-Насаий 303, ибн Маджах 526, и назвал его сахихом аль-Альбаний в “Сахих ан-Насаий” 293), а так же согласно предшествующему хадису от Умм Къейс бинт Михсан.

    “Всякая шкура дубится и становится чистой [посредством дубления]” (ан-Насаий 4252, ат-Тирмизий 1728, ибн Маджах 3609, и назвал его сахихом аль-Альбаний в “аль-Ирва аль-гъалиль” 1/79, и также передал Муслим 366, с текстом: “Когда шкура дубится, то становится чистой” из хадиса ибн ‘Аббаса)

    Мусульманин обязан заботиться о чистоте своего тела, одежды в которой он молится и места от наджасы, потому что это обязательное условие для действительности молитвы.

    источник

    Ислам — это не просто некое собрание философских догматов, но спектр вобранных в себя советов о том, как следует обустраивать все сферы человеческой жизни. Ислам — это религия, закладывающая основы цивилизации, создающая фундамент для гармоничного развития общества, затрагивающая все сферы жизнедеятельности. От вопросов о сущности бытия до вопросов личной гигиены человека, от института бракосочетания до системы налогообложения, судопроизводства и законодательства. Ислам — это религия, призванная привести в порядок жизнь отдельного человека и направить верной стезей все человеческое общество. Немаловажную роль в Божественной религии играет чистота, поэтому, сегодня мы поговорим об одном из культурообразующих факторов Ислама — о внешней чистоте и гигиене.

    “Аллах прекрасен и любит красоту, Аллах щедр и любит щедрых, Аллах великодушен и любит великодушных, Аллах чист и любит чистых. ” (Тирмизи, Адаб 41).

    Ислам смог сделать из кучки разрозненных варварских племен, не знавших ни бани, ни зубочистки, высокоразвитую культуру, жизненные стандарты которой созвучны с современными. Посланник Аллаха (мир ему) окультурил дикие племена, распространяя Единобожие а затем – и соответствующий уровень культуры. Этот уровень зиждется на ряде установлений — например, на установках, описывающих гармоничное воспроизводство и воспитание детей, создание долговечного брака, поддержании родственных связей

    Больших усилий и терпения стоило привить людям того времени современные стандарты гигиены. Только вдумайтесь — 1400 лет тому назад Посланник Аллаха (мир ему) прививал людям привычку чистить зубы по утрам на своем личном примере:

    «Передается, что при постели Посланника Аллаха (мир ему) был кувшин для омовения и зубочистка. И, когда он просыпался и вставал, то сначала шел справить нужду, а затем чистил зубы».(Сунан Абу Дауд)

    «Передается от Аишы (да будет доволен ею Аллах), что не было ни раза, чтобы Пророк (мир ему,) засыпая днем или ночью, и просыпаясь, не принимался сразу чистить зубы перед совершением омовения».(Сунан Абу Дауд)

    Кажущиеся для нас сегодня сами собой разумеющиеся вещи для людей того времени были чуждыми и непонятными. Так, физиологическая чистота сегодня – неотъемлемый атрибут всякого цивилизованного человека. Тогда же, в раннем Средневековье, чистоплотность была чем-то удивительным.

    Немаленький труд пришлось проделать Посланнику Всевышнего (мир ему), чтобы отучить своих соплеменников от дикости и невежества. Так, порою, ему приходилось прибегать к нравоучениям и порицающим высказываниям в адрес людей:

    «Передается, что однажды некий человек с взъерошенными волосами и бородой подошел к Пророку (мир ему и благословение). Тогда Пророк (мир ему и благословение) дал ему понять, что следует привести себя в порядок. Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик).

    Если мы откроем любую книгу по мусульманскому праву — фикху, то мы найдем, что первой темой будет чистота — тахарат.

    Именно с тахарата, то есть с внешней чистоты, начинается Ислам, ведь Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Ключ к намазу – это чистота» (имам Ат-Тирмизи). Намаз в данном случае можно рассматривать как общее понятие поклонения. А так как Всевышний Аллах создал нас для того, чтобы мы поклонялись ему: («Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56)), то соблюдение чистоты и гигиены в этом смысле приобретает характер абсолютной важности. Чистота — это ключ к благу в обоих Мирах.

    Соблюдающий мусульманин всегда чист и опрятен, ведь он пять раз в день предстает перед Всевышним, совершая молитву. Для этого, он должен всегда следить за своей одеждой и за чистотой своего тела. Посланник Аллаха (мир ему) поведал о том, каким образом нужно следить за своей чистотой и на что в первую очередь нужно обращать внимание.

    Ислам и гигиена: обязательные аспекты

    Первым пунктом соблюдения чистоты является чистота гениталий. Посланник Аллаха (мир ему) наставлял одного из сподвижников: “Омой свои половые органы и соверши омовение (вуду)”

    Чистота гениталий имеет первостепенную важность в вопросе поддержания личной гигиены. Нет никакого смысла надевать красивую одежду на скверно пахнущее и немытое тело. Самыми же грязными частями на нём являются места выхода продуктов жизнедеятельности. Именно они являются той питательной средой, в которой живут болезнетворные бактерии. Первое, чему учит Ислам — это подмывание гениталий (истинджа) после справления малой и большой нужд.

    При справлении малой нужды, мусульманин должен удалиться в специальное отхожее помещение или, если таковое отсутствует — в недоступное для взора других людей место. Входить в туалет следует с левой ноги, а выходить – с правой. Перед входом в туалет и выходом из него следует прочесть специальную мольбу (дуа́). Перед входом произносится:

    «Бисмилляхи Алла́хумма инни́ а’у́зу би́ка мин-аль-ху́буси ва-ль-хаба́ис»

    С именем Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков

    На выходе произносится: Гуфра́нак — Прости, (о Аллах)!

    После справления нужды, мусульманин обязан очиститься от нечистот при помощи заранее заготовленной воды, камней или других предметов, которые подходят для этого. Процесс умывания водой называется истинджа́, а очищение твердыми предметами называется истиджма́р.

    В исламском туалетном этикете нельзя поворачиваться во время испражнения лицом или спиной в сторону киблы, мочиться в стоячую воду, использовать правую руку для подмывания, приносить Коран и читать его. Ислам запрещает испражнения/мочеиспускание у могил, в банях, в тени, на дороге, в общественном саду, у плодоносящих деревьев, возле источников. Запрещено совершать истиджмар костями, сухим навозом и едой. Порицаемым считается разговаривать во время процесса, мочиться в норы и против ветра. Является нежелательным проносить в туалет вещи, содержащие имя Аллаха.Немалое внимание уделяется и очищению каналов мужского полового органа от остатков мочи — истибра.

    После удаления нечистот — наджас, с гениталий, необходимо проводить контроль на наличие наджаса на теле и одежде.

    «Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны так, чтобы вас можно было различить среди людей» (имам Абу Давуд).

    Ислам сделал чистоту одеяния обязательным условием для ежедневных молитв. Это автоматически приобщает человека к чистоте и заставляет быть особенно внимательным ко всякого рода нечистотам, которые могут испачкать его одеяние. Аллах в Коране повелевает: «…Одежды свои очищай!» (Св. Коран, 74:4). Посланник Аллаха же молвил: «У кого какая одежда есть, пусть содержит её в чистоте». Особенное же внимание Мухаммад (мир ему) уделял чистоте одеяния в праздничные дни и в пятницу – ведь именно в это время люди «выходят в город» и вся неряшливость становится видна окружающим.

    В исламском праве наджасом называются нечистые вещества, к которым запрещено прикасаться без необходимости.

    Выделяют следующие виды наджаса:

    Сильные нечистоты (моча, кал, сперма, предэякулят, рвота, послеродовые выделения, менструальная кровь и выделения, кровь, гной);

    Слабые нечистоты (моча и помёт домашнего скота, испражнения хищных птиц).

    Следующим шагом к совершению поклонения после очищения от нечистот является омовение своего тела. Ритуальная чистота бывает малой и большой и достигается посредством большого и малого омовений.

    Гусль (большое омовение, купание) становится необходимым при большом осквернении, которое наступает после выхода семени у мужчин, менструального цикла или послеродовых вод у женщин и полового акта у обоих полов. О необходимости гусля гласит аят: «Когда вы осквернены, то тщательно омывайте свои тела» (5:6).

    Малое омовение (вудуъ) совершается при малом осквернении, которое происходит при справлении малой и большой нужд, выходе газов, крови или гноя из тела. Малое омовение описано в том же аяте: «О те, которые уверовали! Когда вы собираетесь совершить намаз, мойте ваши лица и руки, включая локти, проведите мокрыми руками по голове и мойте ноги до лодыжек (включительно)» (Коран, 5: 6).

    Таким образом, шариат предписывает мусульманину постоянно мыть места на теле, которые более всего подвержены загрязнению. Молитва же в жизни мусульманина выступает важным гигиеническим фактором.

    Вышеупомянутые действия являются обязательными при соблюдении личной гигиены в Исламе. Однако, помимо уже указанных гусля и вудуъ, существует и ряд желательных действий, которые мы разберём ниже.

    Ислам и гигиена: желательные действия

    Как было выше сказано, Посланник Аллаха (мир ему) прививал людям чистку зубов на своем личном примере. Чистка зубов — это элемент опрятности, чистоты и здоровья. Сам Посланник Аллаха (мир ему) пользовался веткой дерева Арак, называемой сивак (или мисвак) для чистки зубов, говоря о нём: «Он очищает рот (от неприятных запахов), угождает Господу и вызывает гнев шайтана» (ан-Насаи). Он уделял огромное внимание гигиене полости рта: «Передается от Айши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) при возвращении домой в первую очередь чистил зубы». Также, он полоскал рот и нос во время малого и большого омовений, поддерживая их в чистоте.

    Помимо привычки чистить зубы, Посланник Аллаха (мир ему) прививал обычай еженедельного мытья:

    “Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в неделю искупаться и вымыть голову” (Бухари, Джума 12; Муслим, Джума 9)

    Кроме того, Пророк Всевышнего побуждал своих сподвижников держать руки чистыми, мыть их перед едой и после еды, полоскать рот после еды.

    Человек, изучающий исламские каноны, касающиеся чистоты, увидит, что за ними кроется огромная польза для человеческого здоровья. Возьмем, например, истинджа. Ислам запрещает подмываться правой рукой, потому что правой рукой человек ест. Таким образом, предупреждается контакт правой руки с нечистотами и обеспечивается ее чистота. Известно, что Пророк Мухаммад (мир ему) использовал правую руку, когда ел, пил или что-то давал и брал, а в остальных случаях использовал левую руку.

    Пророк очень бережно относился и к уходу за волосами:

    «Тот, у кого есть волосы, пусть к ним относится уважительно!» (имам Абу Давуд). Уважительное отношение к волосам означает заботу о них, своевременное мытье и расчёсывание. Когда к Пророку (мир ему и благословение) зашёл человек с растрёпанными волосами, он сказал: «Неужели у него нет хотя бы масла, чтобы придать волосам приличный вид; приходят же некоторые, как бесы!» (имамы Абу Давуд, ат-Тирмизи).

    Известен случай, когда Посланник однажды увидел человека в испачканной одежде и сказал: “Разве этот человек не находит, чем постирать свою одежду?” (Абу Давуд, Либас 14). Этими словами Пророк призывал мусульман не носить грязное одеяние.

    Он умащивал себя благовониями и советовал пользоваться эфирными маслами своим сподвижникам. Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

    «Ни запах амбры, ни благоухание мускуса не могли сравниться с запахом, исходившим от тела посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

    Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

    «Стоило кому-нибудь двинуться по пути вслед за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, как человек тотчас же понимал, кто прошёл здесь до этого, догадываясь об этом по приятному запаху. Если он, да благословит его Аллах и приветствует, пожимал кому-нибудь руку, то после этого рука человека благоухала целый день, а если он, да благословит его Аллах и приветствует, возлагая свою руку на голову кого-либо из детей, то этого ребенка всегда можно было отличить по запаху от всех остальных».

    Для того чтобы в полной мере соблюсти чистоту тела, Пророк Мухаммад (мир ему) установил определенные правила здорового образа жизни. Он назвал эти правила “естественным очищением” и повелел нам соблюдать их. Известно его высказывание о гигиене: “Пять вещей составляют человеческое естество и следующие пять вещей являются естественными проявлениями человеческой природы: совершать обрезание крайней плоти у мужчин, брить лобковые волосы, стричь ногти, брить подмышками и укорачивать усы” (Бухари, Либас 63).

    Если не стричь ногти, то под ними скапливается множество микробов и грязи. Ряд болезней глаз и желудочно-кишечного тракта замечательно передаются через грязь из-под ногтей.

    В условиях жаркого климата, обрезание крайней плоти также полезно. Дело в том, что непроизвольно происходящие поллюции и выделение предэякулята (мадъи) способствует размножению болезнетворных бактерий. Это, впоследствии, может вызвать воспаления на слизистых оболочках половых органов. Удаление же крайней плоти избавляет человека от подобных проблем.

    Бритьё лобковых волос уничтожает естественную среду обитания человеческого паразита – лобковой вши. Вши же, как известно, являются переносчиками тифа.

    Вследствие того что подмышки – зона активного выделения пота на теле человека, эти места очень благоприятны для размножения и развития микробов. В результате появляется неприятный запах, который доставляет дискомфорт окружающим, бритье волос под мышками препятствует интенсивному размножению микробов и бактерий.

    Таким образом, мы можем заключить, что все гигиенические предписания Ислама логичны и способствуют поддержанию здоровья человека. И нет ничего удивительного в том, что именно Ислам – последнее Божественное откровение – столь щепетильно относится к вопросам личной гигиены, ведь именно она является одним из отличительных признаков цивилизованного человека от неразумного дикаря. Соблюдайте же гигиену, братья и сёстры – вы тем самым не просто поможете своему организму, но и выполните одно из важнейших установлений нашей религии!

    источник